Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Средства и инструменты инвестиционной политики






Стратегической целью инвестиционной политики является привлечение инвестиций в основной капитал и их приоритетное направление в инновации, производства с высокой добавленной стоимостью, развитие человеческого потенциала и сферы, призванные обеспечить экологическую и социально-экономическую безопасность страны.

Критериями достижения поставлено цели выступают:

– сохранение доли инвестиций в ВВП на уровне выше порогового значения (не менее 25 процентов) при повышении эффективности их использования;

– рост удельного веса таких источников финансирования инвестиций, как собственные средства организаций и населения, иностранные инвестиции, при снижении доли средств консолидированного бюджета в общем объеме инвестиций в основной капитал;

– количество инвестиционных инфраструктурных проектов, реализуемых на принципах государственно-частного партнерства, – не менее 10 процентов;

– повышение рентабельности инвестиционных проектов.

На первом этапе (до 2020 года) основными задачамиявляются:

– увеличение объемов инвестиционных вложений в человеческий капитал, повышение его образовательного, научно-технического и культурного уровня; финансирование инвестиционных проектов с высокой социальной отдачей за счет средств государственного бюджета;

– приоритетное вложение собственных средств организаций и иностранных инвестиций в создание новых наукоемких и высокотехнологичных производств, развитие энергетики, инфраструктурных секторов и информационных технологий;

– направление инвестиций на реализацию экспортоориентированных проектов, создание новых высокопроизводительных рабочих мест на конкурсной основе исходя из установленных критериев оценки эффективности бизнес-проектов;

– расширение инвестиционных возможностей малого и среднего бизнеса, включая гарантирование возврата кредитов, предоставление займов для выплаты ранее взятых кредитов, установление льготных арендных ставок и по лизингу имущества;

– увеличение вложений в экологизацию экономики.

Предстоит перейти от политики принуждения к инвестициям к политике добровольного самофинансирования, обусловленного рыночными стимулами.

Особое внимание будет уделено повышению инвестиционной привлекательности страны для крупных транснациональных корпораций, что позволит наращивать не столько количество, сколько качество привлекаемых ПИИ.

К 2020 году будут созданы институциональные основы для привлечения крупных ТНК, чтобы к 2030 году белорусские компании стали частью мировых цепочек формирования добавленной стоимости, и 1-2 из них смогли в составе крупных ТНК войти в топ-1000 крупнейших инновационных компаний мира.

В соответствии с положениями Договора о Евразийском экономическом союзе, снимутся барьеры, препятствующие движению капитала на его территории. Предстоит принять подзаконные акты, прописывающие механизмы реализации положений, заложенных в данном Договоре, а также привести в соответствие правоприменительную практику.

Активная работа должна быть начата по расширению возможностей для инвестиционных вложений компаниями–резидентами Республики Беларуси за ее пределы, что позволит приблизить отечественное производство к зарубежным потребителям, снизить импортоемкость, пошлины и налоговые выплаты, оптимизировать кооперационные связи и в целом повысить эффективность инвестиций.

Достижения поставленных задач предусматривает реализацию следующих мер:

– мониторинг состояния инвестиционного климата, тесная работа бизнеса и государства для выявления барьеров для инвестиций, прежде всего на местном и отраслевом уровнях;

– развитие финансовых услуг, в том числе новых форм финансирования, таких как мезонинное кредитование и др.;

– разработка инструментов коллективного финансирования и механизмов стимулирования трансформации сбережений населения в инвестиции;

– создание институциональных предпосылок для развития страховых услуг;

– постепенное снижение вплоть до полного прекращения государственного инвестирования и поддержки в любой форме устойчиво неплатежеспособных организаций, которые не в состоянии вернуть ранее вложенные в него средства;

– формирование ежегодного плана финансирования проектов с государственной поддержкой, государственных программ и мероприятий, обеспеченного источниками;

– концентрация государственных ресурсов на высокорентабельных инвестиционных проектах, обеспечивающих прорыв в научно-технологическом развитии, выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью и наращивание ее экспорта, а также создающих потенциал для вхождения в топ-1000 инновационных компаний мира

Инвестиционная политика на втором этапе (2021–2030 годы) предполагает приоритетное использование инвестиционных ресурсов в человеческий потенциал, развитие высокотехнологичного сектора экономики.

Основные усилия будут направлены на изыскание внутренних и внешних источников финансирования, что предполагает:

– создание действенных механизмов, стимулирующих использование собственных средств организаций и эффективное их применение;

– активное привлечение иностранных инвестиций в экономику страны путем приватизации, формирования благоприятного инвестиционного климата, в том числе предоставления инвесторам гарантий стабильного ведения бизнеса, упрощения административных процедур и других мер, повышающих инвестиционный имидж страны;

– развитие рыночных институтов наращивания инвестиций посредством эффективной процентной политики, развития рынка ценных бумаг, лизинга, использования средств страховых и пенсионных фондов, создания института коллективных инвесторов, развития венчурного финансирования и др.;

– широкое использование механизмов государственно-частного партнерства в финансировании проектов по развитию транспортной инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, энергетики, образования, в сфере переработки отходов.

8.7 Формирование гражданского общества как инструмента
государственной политики в области устойчивого развития

Гражданское общество как совокупность негосударственных организаций и свободных граждан, создающих вместе с государством развитые правовые отношения, является важным инструментом консолидации усилий государства и негосударственных структур для решения социально-экономических проблем, достижения общественно значимых целей, в том числе в области устойчивого развития.

Критериями успешного развития гражданского общества являются обеспечение общедоступного участия в процессе разработки социально-экономической политики и мер по обеспечению национальной безопасности страны.

Главной целью формирования гражданского общества на первом этапе является создание правовых и социально-экономических условий, при которых для каждого человека, социальной группы или организации будет обеспечена возможность активного участия в процессе принятия управленческих решений.

На втором этапе предстоит сформировать развитые институты гражданского общества и обеспечить полноправное партнерство государства, бизнес-сектора, научных кругов и общественности.

Достижение поставленных задач предусматривает:

– построение демократического, правового и социального государства, где человек, его права и свободы являются главными ценностями;

– обеспечение равноправных и партнерских отношений между неправительственными организациями, бизнес-сектором и государством;

– создание полноценной инфраструктуры гражданских инициатив, участие в общественно-политической жизни страны;

– разработку экономических стимулов для участия бизнес-сектора в формировании гражданского общества;

– формирование благоприятной правовой базы для развития всех институтов гражданского общества;

– совершенствование механизмов системного взаимодействия государства и неправительственных организаций, политических партий, профсоюзов, деловых и научных кругов и других объединений в реализации национальной стратегии устойчивого развития;

– развитие механизма государственного социального заказа для обеспечения участия общественных объединений в реализации национальной стратегии устойчивого развития.

Формирование зрелого гражданского общества будет способствовать снижению риска возникновения социального конфликта, обеспечивать общественную дискуссию, которая поможет находить компромиссы между взглядами различных социальных групп при первоочередной необходимости удовлетворения общих потребностей государства и гражданского общества как единого целого.

Деятельность негосударственных организаций должна быть направлена на:

– обеспечение системного взаимодействия с государственными структурами на основе равноправного социального партнерства, участия в принятии политических и управленческих решений;

– осуществление общественного контроля за реализацией стратегии устойчивого развития, состоянием окружающей среды и рациональным природопользованием, соблюдением прав человека и обеспечением исполнения гарантий государства по социальной защите населения.

Повышению эффективности участия гражданского общества в принятии и реализации управленческих решений будет способствовать внедрение программ гражданского образования на уровнях основного и дополнительного образования.

В целях расстановки политических акцентов и социально-экономических императивов долгосрочной стратегии развития страны требуется мобилизация всех сил гражданского общества. В рамках научных конференций, семинаров и круглых столов должны проводиться общественные консультации и обсуждения по основным аспектам НСУР, направленности и целям стратегии, мерам и механизмам их реализации с участием ведущих политиков, общественных деятелей, ученых и экономистов, представителей органов государственного управления, общественных организаций и инициативных групп.

Важная роль в реализации целей устойчивого развития должна принадлежать профессиональным союзам, деловым кругам, женским и молодежным общественным объединениям, организациям людей с ограниченными возможностями и родителей, воспитывающих детей с особенностями в развитии и/или инвалидностью.

Необходимым условием устойчивого развития общества и одной из современных задач в области реализации прав человека и обеспечения социальной справедливости является гендерное равенство.

Стратегическая цель гендерной политики – достижение гендерного равенства во всех сферах жизнедеятельности общества, а также внедрение гендерного подхода в процесс разработки и реализации мер государственной политики в сфере социально-экономического развития. Для ее реализации необходимо:

– развитие национального законодательства с целью совершенствования правовых условий реализации принципов гендерного равенства;

– создание условий для расширения представительства женщин в сферах управления и принятия стратегических решений;

– развитие гендерного образования и просвещения;

– содействие в обеспечении гендерного равенства в семейных отношениях;

– обеспечение эффективной гендерно ориентированной охраны здоровья женщин и мужчин;

– обеспечение гендерного равенства в социально-трудовой сфере;

– профилактика и предотвращение домашнего насилия в семье и торговли людьми как крайних форм дискриминации по признаку пола;

- совершенствование системы мониторинга и оценки состояния гендерного равенства, а также расширение научно-методического обеспечения гендерной политики.

Одним из наиболее инициативных участников гражданского общества является молодое поколение.

Проведение эффективной молодежной политики будет нацелено на развитие потенциала молодых граждан, создание условий для их самоорганизации, активного и эффективного развития и участия в жизни общества.

Для решения поставленных задач предстоит:

– усилить патриотический вектор в воспитании молодых граждан, сформировать у них чувство ответственности за будущее страны, активно вовлекать их в разработку и реализацию программ развития страны;

– усовершенствовать государственную поддержку талантливой и одаренной молодежи, сформировать условия для привлечения талантливой молодежи из-за рубежа;

– активизировать трудовую деятельность молодежи, усилить профессиональную ориентацию и конкурентоспособность молодежи на рынке труда;

– обеспечить поддержку общественно значимых молодежных инициатив, соответствующих направлениям социально-экономического развития Беларуси;

– создать условия для непрерывного роста образования и культурного уровня молодых людей;

– расширить возможности для общественной деятельности и волонтерского движения, повысить роль молодежи в гражданском обществе;

– обеспечить активное участие детей и молодежи в общественно-политической жизни путем внедрения механизмов, позволяющих им высказывать свое мнение, быть услышанными, участвовать в принятии решений, затрагивающих их интересы;

– активно развивать инициативу «Города, дружественные детям»;

– обеспечить соблюдение прав детей и молодых людей с особенностями психофизического развития.

Немаловажными задачами являются привлечение талантливой молодежи в сферу управления, науку, экономику, развитие молодежного предпринимательства.

В деятельности гражданского общества одна из ключевых позиций принадлежит местному самоуправлению.

Стратегия местного самоуправления будет направлена на расширение функций и усиление ответственности местных органов власти за устойчивое развитие своих территорий и рост благосостояния граждан.

Ее реализация предполагает решение следующих задач:

– оптимальное сочетание местных и государственных интересов;

– распределение социальных благ, гарантированных государством, на основе выявленных потребностей, обеспечение их доступности, всеобщности, адресности;

– развитие различных форм сотрудничества между административно-территориальными единицами (в том числе создание советов и иных объединений, заключение договоров и соглашений о сотрудничестве, создание хозяйственных и некоммерческих организаций), обеспечивающих конкурентоспособность территориальных образований.

Основными направлениями активизации развития местного самоуправления станут:

– придание нового импульса деятельности местных Советов путем повышения их статуса за счет укрепления местных бюджетов и, соответственно, экономической самостоятельности;

– дальнейшее развитие институтов территориальных общественных самоуправлений;

– расширение форм прямого участия граждан в государственных делах и общественных инициативах;

– разработка инструментов влияния органов местного самоуправления на принятие решений по региональному (государственному) развитию;

– укрепление финансовой базы местного самоуправления;

– приведение законодательства Республики Беларусь в соответствие с требованиями Европейской Хартии местного самоуправления.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал