![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пересказ по заданной схеме
На учебных текстах можно учить детей различным вариантам пересказа (изложения, переложения) текста. Речь идет не о тра- диционных ЃбкраткомЃв и ЃбподробномЃв пересказах, здесь необхо- дим элемент необычности и игры. Во-первых, это может быть пересказ с ограниченным количе- ством предложений. Лучше всего эту работу вести, разделив класс на группы. Задание: за 5 минут подготовить пересказ знакомого детям текста в 1, 3, 5 и 7 предложениях (каждая группа готовит один вариант). Во-вторых, это может быть пересказ с помощью синтаксиче- ских конструкций (например, с помощью только назывных пред- ложений), рисунков или условных значков. Самое важное в этой работе — обсуждение получившихся текстов: удалось ли включить все важные моменты текста, со- блюсти авторскую логику? Пересказ «по аналогии» Один из самых интересных для детей видов пересказа — это пересказ научно-популярного текста иным языком (например, языком домохозяек, или продавцов, или медиков) в форме сказ- ки, ЃбснаЃв, фантастического или детективного рассказа (а в стар- ших классах возможны и попытки создания поэтических произ- ведений). Главная трудность здесь — не потерять научное (лингвистическое, филологическое, культурологическое) содер- жание учебного текста. Впервые давая это задание, учитель дол- жен обсудить с детьми несколько сюжетов, подходящих для пере- дачи смысла данного текста. Так, например, по тексту ЃбБалЃв Лотмана мы давали старше- классникам такие варианты заданий: • Вы — путешественники во времени. Вы попали в Россию XVIII века. Опишите ваше посещение балов, маскарадов, парадов и ваши выводы об их роли в жизни дворянского общества. • Вы лектор, выступаете перед самой разной аудиторией с по- пулярными рассказами о России XVIII века. Вас пригласили к воспитателям детского сада (варианты — к банковским служа- щим, программистам и т. п.). При подготовке лекции помните, что излагать материал нужно на доступном аудитории языке, с понятными для слушателей примерами и терминологией. 30 Лекция 6 • Перескажите текст в жанре русской народной сказки — пу- тешествия какого-нибудь традиционного героя. Работа с научно-популярными текстами занимает много вре- мени на уроке и требует от учителя серьезной дополнительной подготовки, но все это достаточно быстро приносит плоды: дети учатся сознательному, критическому чтению чужих и созданию собственных научных текстов. Приемы активизации внимания
|