![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принципы формирования групп
Один из самых важных вопросов при подготовке к обучению в сотрудничестве — как правильно сформировать учебные груп- пы. Можно предложить ребятам объединиться в группы так, как им захочется, можно провести жеребьевку, а можно составить список каждой группы заранее. В зависимости от целей будущей работы учитель может выбрать любой из этих способов, но есть некоторые правила, соблюдение которых сделает пребывание в группе более полезной для ребят. 10 Лекция 5 • Идеальное число членов малой группы — четыре человека. Оно достаточно мало для того, чтобы все члены группы активно участвовали в работе, в то же время такую группу легко разделить на пары для дополнительных заданий. Если обстоятельства тре- буют больших групп, постарайтесь, чтобы в них входило не больше шести-семи человек. • Создавать группы однородные или разнородные? И те, и другие группы могут оказаться полезными. Объединение самых разных ребят — и мальчиков, и девочек; и более сильных учеников, и более слабых; и более активных, и более спокойных — позволяет расширить социальный опыт ребят, способствует развитию ком- муникативных навыков, создает условия для знакомства с самыми разными точками зрения на проблему. В то же время в группах, где объединены ребята, схожие по способностям и уровню успеваемо- сти, легче проявить себя ЃбсереднячкамЃв, тихим ребятам. • Будет неплохо, если в группе окажутся как минимум два человека, в чем-то отличающиеся от других — например, как минимум две девочки среди мальчиков, или два представителя какой-то этнической группы среди ребят другой этнической группы (если между представителями этих групп есть трения; в противном случае не надо акцентировать на этом внимание), или два члена одной дружеской компании среди членов другой (если в классе есть несколько соперничающих компаний). Оказавшись в одиночестве, человек, отличающийся от других членов группы, может остаться в изоляции. • Если кто-то из ребят не хочет присоединяться к группе, по- старайтесь разобраться, что стоит за этим — страх перед осталь- ными членами группами, непонимание смысла работы? Подбо- дрите такого ребенка, попросите кого-то из членов группы пер- сонально помочь ему, объясните, зачем нужно это задание. Если пока он не может участвовать активно, дайте ему время привы- кнуть — поручите работу наблюдателя. Если за нежеланием со- трудничать с этими конкретными людьми стоит конфликт, в зависимости от его силы настаивайте на совместной работе (кон- фликт может незаметно забыться) или, в виде исключения (ре- бята должны осознать, что это исключение, а не правило), раз- решите поменяться с кем-то из другой группы. К решению конфликта можно вернуться позже. В любом случае ребенок должен так или иначе принять участие в работе. Принципы и правила организации работы в микрогруппах 11
|