![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психологическая теория детской игры
В нашей стране психологическую теорию детской игры раз- рабатывали Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и Д.Б. Эльконин. Существует несколько определений игры, затрагивающих разные аспекты этого понятия. Так, одним из них является определение, данное Д.Б. Элькониным в работе ЃбПсихология игрыЃв: ЃбИгра — это такая деятельность, которая воссоздает социальные отноше- ния между людьми вне условий непосредственной утилитарной деятельностиЃв [7]. ЃбИгра — особая форма освоения действительности путем ее вос- произведения, моделированияЃв—определяет понятие Л.Ф. Обу хова [5]. Г.П. Щедровицкий определяет ряд важных характеристик игры: ЃбИгра есть: —особое отношение ребенка к миру; —особая деятельность ребенка, которая изменяется и развер- тывается как субъективная деятельность; Типы учебных игр 35 — социально заданный, навязанный ребенку и усвоенный им вид деятельности (или отношения к миру); — особое содержание усвоения (или усвоенное содержание); — деятельность, в ходе которой происходит усвоение самых разнообразных содержаний и развитие психики ребенкаЃв [6]. Развитие игровой деятельности связано со всем ходом психи- ческого развития ребенка. От манипулирования предметами в самом раннем возрасте ребенок переходит к сюжетно-ролевым играм, в которых копи- руются действия и поведение взрослых. Их в свою очередь сме- няют ролевые игры, пытающиеся воспроизвести социальные отношения с помощью ролей, игровых действий, игровых пред- метов и замещения. По мнению Д.Б. Эльконина, ролевая игра возникает на определенном этапе исторического развития обще- ства как особый институт социализации, позволяющий ребенку осуществить ориентировку в системе социальных и межличност- ных отношений, выделить цели, задачи, смыслы и мотивы чело- веческой деятельности [3]. ЃбРолевая игра есть деятельность, ориентированная на социальные отношения, существующие в мире взрослых... задающая... идеальную форму — взрослого че- ловека и наиболее общие отношения между людьмиЃв [3]. Играя во взрослого, ребенок не перестает помнить о своем реальном возрасте. В сознании ребенка складывается картина его реального ограниченного места в системе отношений взрослых. Так в игре постепенно формируется новый мотив —стать взрос- лым и реально осуществлять его функции. К концу дошкольного возраста он воплощается в желание поступить в школу и выпол- нять общественно значимую, одобряемую функцию. Ведущая деятельность постепенно изменяется с игровой на учебную. Но значит ли это, что ребенок просто отказывается от игры? Перестав быть ведущей деятельностью, игра остается свойствен- ной и младшему школьному, и подростковому возрасту. Дети по-прежнему много времени уделяют игре. В ней развиваются чувства сотрудничества и соперничества, приобретают личност- ный смысл такие понятия, как справедливость и несправедли- вость, предубеждение, равенство, лидерство, подчинение, предан- ность, предательство. А.Н. Леонтьев показал, что развитие игры происходит по сле- дующему закону: игра с открытой ролью, с открытой воображае- 36 Лекция 7 мой ситуацией и скрытым правилом (ролевая игра дошкольного детства) превращается в игру с открытым правилом, но скрытой ролью и воображаемой ситуацией (подвижные игры, спортивные игры) [1]. В то же время не происходит полный отказ от роли как таковой. Игра принимает социальную окраску: дети выдумывают тай- ные общества, клубы, секретные карты, шифры, пароли и особые ритуалы. Роли и правила детского общества позволяют осваивать правила, принятые в обществе взрослых. Игры с друзьями в воз- расте с 6 до 11 лет занимают больше всего времени [2]. Становясь старше, подросток все больше времени проводит Ѓбпросто общаясь со сверстникамиЃв. Постепенно большинство игр отходит на второй план. Однако не исчезает потребность осваи- вать новые формы отношений между людьми, пробовать себя в разных социальных ролях, добиваться признания окружающих. В своей статье ЃбВозможности развития ролевой игрыЃв В.В. Мо- сквичев делает предположение, что расширение сферы знаний подростка, развитие мышления, вхождение в более независимые социальные группы увеличивают требования к сложности и глубине игр, моделирующих действительность [4]. Однако свои- ми силами ребенок уже не способен создать удовлетворяющую его модель. И тогда из сферы игры она переносится в сферу сво- бодного фантазирования. ЃбПочему же, в таком случае, не помочь ребенку организовать модель, соответствующую его новым интересам, сняв с него ор- ганизационную сторону и оставив возможность свободного действия в роли? Ѓв [4].
|