![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Гуманитарного цикла
Зададим глобальный вопрос: зачем в школе нужны предметы гуманитарного цикла вообще и литература в частности? Чтобы познакомить детей с самыми важными явлениями нашей куль- туры, передать им наши Ѓбкультурные кодыЃв. Чтобы поставить перед детьми важные жизненные, нравственные, общественные, социальные вопросы, помочь обдумать эти вопросы и в идеале сформировать свое мнение. Как помогут в этом игры? Участие в интеллектуальной игре может повысить мотивацию к запоминанию важных фактов. Типы учебных игр 37 Участие в ролевой игре поможет глубже понять личность лите- ратурного героя и связанные с ним идеи. Участие в игре-модели поможет рассмотреть моделируемое явление с разных сторон, понять и осмыслить его. В игре ученик получает новый опыт — интеллектуальный, эмоциональный, опыт поведения и общения с товарищами и учи- телем. Игра — один из самых активных методов обучения. Она Ѓбловит на интересЃв. Играть готовы практически все. Вопрос — во что же играть на уроке? Психологи и педагоги описывают разные типы игр (или предлагают для них разные термины): деловые и ролевые, ими- тационные тренинги, организационно-деятельностные игры, организационно-обучающие игры… Если вы когда-нибудь ин- тересовались этим вопросом, вы, очевидно, слышали множество других названий: игры-драматизации, организационно- мыслительные игры, символические учебные игры… Некото- рым из них дать определение легко, определения других в ли- тературе недостаточно четки. Сложно разделить имитационные и деловые игры, деловые и ролевые. Так или иначе, авторы разных работ пытаются выделить для каждого вида игр некий набор признаков. Познакомиться с ними можно, обратившись к специальной литературе, а мы попробуем дать свои короткие описания видам игр, кажущихся нам наиболее подходящими для использования на уроках в школе. Эти игры рассчитаны на 15–5 детей 11–6 лет, проводятся на одном (45 минут) или двух (90 минут) уроках одним учителем (иногда ему нужны несколько помощников), не требуют сложного реквизита и долгой подготовки. О бс уж де ни е р ол ев ыхи грии грм од ел ей Прежде чем начать рассказывать о самих играх, хочется от- метить очень важное обстоятельство. Любой процесс работы с ролевой игрой или игрой-моделью состоит из двух одинаково важных частей —самой игры и ее обсуждения. Можно сказать, что обсуждение (ЃбрефлексияЃв) является такой же полноправной частью, как и сами игровые действия. Именно обсуждение по- зволяет проанализировать явление, которому была посвящена игра; без него для большинства учащихся игра очень часто ока- зывается бессмысленной. 38 Лекция 7 Обсуждение игры часто является началом серьезной работы над темой. Часть проблем затрагивалась в самой игре, часть до- бавляется на следующих уроках, но так или иначе все они связываются с игровым опытом и выстраиваются в некую об- щую систему. Предлагаемая вам схема содержит несколько видов обсуждения. Они могут проводиться и по отдельности, и вместе —одно за другим. Познакомившись с ними и перейдя к непосредственному описанию игр, вы сможете продумать, как строить обсуждение в разных ситуациях, когда делать упор на тот или иной вид. Эмоциональный вид обсуждения: особое внимание уделяется чувствам играющих. Учитель просит вспомнить (или же он за- ранее попросил отметить, записать) слова, действия, игровые ситуации, которые особенно затронули, вызвали положительные или отрицательные эмоции, а также дать эмоциональную оценку тех реальных явлений жизни, которым была посвящена игра. Обобщения, которые делаются в результате игры, становятся эмоционально окрашенными ценностными ориентациями. Этот вид обсуждения можно использовать после игр, чья цель —за- интересовать детей проблемой, показать необходимость какого- то права, познакомить с разными точками зрения, чувствами в одной и той же ситуации. Смысловое обсуждение: главное в этом обсуждении —выяв- ление проблем, проведение параллелей между игрой и действи- тельностью на рациональном уровне, поиск путей решения данной проблемы. Учащиеся должны постараться отвлечься от своих чувств и взглянуть на проблему, как на математическую задачу. Во многих играх дети должны сформировать некую стра- тегию поведения, которой они могут руководствоваться, вступая в правовые отношения. Важно, чтобы дети отрефлексировали ее и она закрепилась в их в сознании. ЃбКонструкторскоеЃв обсуждение: это обсуждение может быть заключительным этапом работы над игрой со старшеклассника- ми. Когда все чувства проанализированы и проблемы, относя- щиеся к данной теме, обсуждены (не только проблемы, затрону- тые в игре, но и проблемы, предложенные на следующих уроках), ребята вместе с учителем могут попробовать изменить, улучшить игру. Для этого они должны понять, какие цели в игре ставились, какие важные признаки явления моделировались. Одна из целей Т ип ы у че бн ыхи гр39 работы —решить, что можно добавить или убрать для того, что- бы модель более полно соответствовала жизни. Или же —как изменить игру, чтобы затронуть какие-то новые проблемы? Как упростить игру, чтобы проиграть ее с младшими классами? Как изменить ЃбмеханизмыЃв игры, чтобы точнее выполнялись ее учеб- ные цели? В любом случае этот вид работы может стать обобще- нием по всей теме и позволит ребятам еще раз вспомнить все изученное. Р аз ны е в ид ы и гр Описанные ниже игры можно использовать и на этапе изуче- ния нового материала, и на этапе закрепления и повторения. Иногда один и тот же вид игр хорошо подходит и для первого, и для второго. В каждом конкретном случае будет указано, на каком этапе изучения темы лучше применять эту игру. И гр ы-д ра ма ти за ци и («р аз ыг ры ва ни е с це но к», «и сп ол не ни е р ол ей) Именно такие игры в западной литературе называют ролевы- ми. Участникам предлагается некая ситуация (чаще всего кон- фликтная) и описание персонажей, участвующих в ней (роли). Ребята выбирают себе роли и разыгрывают взаимодействие между персонажами. В каких случаях целесообразно использовать игры- драматизации на уроках литературы? Прежде всего —при изуче- нии драматургических произведений. И мы имеем в виду не традиционное Ѓбчтение по ролямЃв и не разыгрывание какой-то сцены из пьесы. В играх-драматизациях необходим простор для творчества, фантазии. По форме это близко к ЃбэтюдамЃв в теа- тральных вузах, когда студентам предлагается некая выдуманная ситуация, в которой они должны сыграть роли каких-либо из- вестных литературных героев. Например, при изучении ЃбГоря от умаЃв учитель предлагает разыграть такую ситуацию. ЃбФамусову намекнули, что прави- тельство заинтересовано в том, чтобы такие умные молодые люди, как Чацкий, служили “на благо царя и Отечества”. Фамусов дол- жен уговорить Чацкого поступить на службу —от этого зависит и карьера самого ФамусоваЃв. Двум ученикам накануне сообща- 40 Лекция 7 ется, что они будут играть роли Фамусова и Чацкого, но им при- дется импровизировать. Если игра-драматизация проводится впервые, необходимо подробно объяснить ЃбартистамЃв их задачу и, возможно, даже отрепетировать с каждым из них по отдель- ности. Остальным ученикам ситуация описывается прямо на уроке. Они смотрят сценку, потом проводится обсуждение: согласны ли зрители с тем, что Фамусов и Чацкий именно так повели бы себя в этой ситуации? Какие варианты могли бы предложить зрители? Игры-драматизации помогают узнать и изучить разные точки зрения на проблему, учат отстаивать свою точку зрения, старать- ся понимать противоположную сторону конфликта. Например, в форме игры-драматизации может пройти об- суждение драмы А.Н. Островского ЃбГрозаЃв. Спорят два персо- нажа —ЃбДобролюбовЃв и ЃбПисаревЃв, отстаивая свое понимание сути пьесы. Разумеется, до игры учитель должен понять, кому из детей чья позиция ближе. Игры-драматизации удобны также для отработки некоторых умений и навыков, можно раз за разом повторять сценку, пока участники игры не освоят правильную модель поведения. Фак- тически именно этим мы занимаемся на уроках подготовки к ЕГЭ: объясняем детям, какую модель поведения им выбрать при на- писании части С. К сожалению, число участников сценки обычно не слишком велико. На долю остальных ребят остается роль зрителей. Мож- но ли как-то сделать их более активными, вовлечь их в игру? Мы хотим предложить вам несколько приемов, разработанных раз- ными педагогами и психологами. «П ро ти во ст оя щи е р яд ы» Выбирается сценка, в которой всего два участника. Класс делится на пары. Одного человека в паре назовем Х, другого — Y. Играющие Х получают роль первого героя ситуации, играю- щие Y —второго. Если позволяет место, все ЃбиксыЃв становятся в одни ряд, напротив них в ряд становятся ЃбигрекиЃв. Если места недостаточно, пары произвольно расходятся по классу и стано- вятся так, чтобы не мешать друг другу (а может быть, просто Т ип ы у че бн ыхи гр41 сидят на своих местах, повернувшись друг к другу лицом). По сигналу учителя пары начинают разыгрывать сценку. Второй сигнал —игра прекращается. Чтобы обсудить, что же произо- шло, учитель может попросить кратко высказаться представи- теля от каждой пары, выслушать несколько желающих или предложить одной из пар разыграть сценку для всех. В резуль- тате у каждого учащегося появится свой опыт и свой взгляд на проблему. «Д уб ле р» Сценка разыгрывается несколькими учениками для всего класса, однако у каждого из ЃбартистовЃв есть свой ЃбдублерЃв. В любой момент учитель может попросить дублера сменить артиста. Дублеров можно выбрать заранее, а можно назначать тут же из зрителей. «В то ро е Я Дублер не просто готовится сменить артиста, а стоит рядом с ним, внимательно наблюдая, иногда подсказывая и помогая ему, но не заменяя его в сценке. Учитель может остановить сценку и попросить Ѓбвторое ЯЃв персонажа рассказать о том, почему его герой вел себя таким образом, что для него ценно в жизни, что он может сделать дальше. Артисту будет интересно увидеть, как воспринимаются его намерения и поступки со стороны. В то же время игроку, играющему Ѓбвторое ЯЃв, понадобится чуткость, внимательность, умение поставить себя на место другого. «Г ру пп а п од де рж ки Как и в предыдущем случае, в сценке принимают участие не- сколько человек. Для каждого персонажа заранее формируется Ѓбгруппа поддержкиЃв. Ее члены внимательно следят за действия- ми ЃбсвоегоЃв игрока и его оппонентов. В любой момент играющий может прервать сценку и обратиться к ним за помощью. В край- нем случае артиста может заменить один из членов Ѓбгруппы поддержкиЃв. «О бм енр ол ям и» Из названия понятно, что играющим будет предложено по- меняться ролями и разыграть сценку еще раз. Этот прием можно 42 Лекция 7 использовать в ситуации, когда роль подразумевала выражение нетерпимых взглядов, нарушение чьих-то прав, особенно если играющий сам выбрал такое поведение. Ему будет полезно ока- заться на месте Ѓбпотерпевшей стороныЃв. В то же время этот при- ем можно использовать в ситуациях конфликта прав для того, чтобы научить ребят видеть разные стороны конфликта и ставить себя на место другого. «А кт ив ны й з ри те ль Каждого зрителя просят внимательно следить за тем, что про- исходит в игре, и отвечать в тетрадях на вопросы, которые заранее предложил учитель или сформулировали сами ребята. «Г ру пп ов ыер ол и» Достичь большей активности ребят можно, разработав игру с групповыми, а не одиночными ролями. В сценке будут принимать участие не персонажи Петр Сергеевич и Ваня, а, например, груп- па учителей и группа учеников. Кто-то будет вести себя более активно, кто-то —более пассивно. Однако если дать группам время для выработки общих целей и обдумывания группового поведения, все более или менее включатся в работу.
|