![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
И гр ов ыес уд ы
Очень распространенная форма игровых дискуссий —игровые суды. Она предполагает представление упрощенной модели со- стязательного судебного процесса и в чем-то близка к диспуту. Роли обвинителя, защитника, присяжных, свидетелей могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Ребятам потре- буется время для того, чтобы подготовить свои выступления (нам кажется не очень логичным предлагать детям уже готовые, на- писанные взрослыми речи, потому что это превращает ролевую игру в спектакль). Суды над литературными героями были очень распростране- ны в советской школе 20-х годов, и им придавалось большое значение именно как воспитательным и просветительским меро- приятиям. При этом основное внимание уделялось осуждению отрицательных персонажей (именно такой суд над Печориным описан в романе А. Рыбакова ЃбКортикЃв), что было, на наш взгляд, связано с общим обвинительным характером советского право- судия. Были, говорят, и исключения из правила: в начале 50-х годов рассказывали о том, как студенты МГУ провели суд над Остапом Бендером и полностью его оправдали, после чего ини- циаторы Ѓбантисоветской вылазкиЃв были исключены из МГУ. Суд —очень удобная форма именно потому, что она проходит по достаточно жестким правилам, понятным большинству детей (каждый понимает, что должен говорить адвокат, а что —про- курор; когда дают показания свидетели, а когда судья выносит приговор). Изучение литературного произведения с точки зрения Р аз ны е в ид ы у че бн ыхи гр С ов ет ы п о о рг ан из ац ииу че бн ыхи гр53 какого-то участника процесса —задача нелегкая и интересная. Опять же, в судебном заседании найдутся подходящие роли для всех учеников: если кто-то плохо держится на сцене и боится ЃбигратьЃв, он может быть присяжным или секретарем, ведущим протокол заседания. Надо только во время послеигрового обсуж- дения не забыть обратить внимание учеников, что в игре они воспринимали героев произведения как реальных людей, не учи- тывая авторского замысла. Нужно отличать игровые суды от игр про суд, которые прово- дятся на уроках обществознания и права. Игры про суд предна- значены для знакомства ребят с судебной процедурой, в них уделяется внимание деталям, рассматриваются признаки разных судебных систем. Игровые суды менее внимательны к процедуре, они используются для обсуждения проблем, не относящихся не- посредственно к судопроизводству. Более того, иногда процедур- ные вопросы ломают всю игру. В начале 90-х годов мы попытались провести суд над Евгением Онегиным максимально точно со- блюдая порядок судопроизводства 20-х годов ХХI века. В резуль- тате получился фарс, потому что ни тогдашнее законодательство, ни порядок судебного заседания не соответствовали сути и стилю пушкинского романа.
|