![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
И гр а п о с та нц ия м
Для организации игры по станциям требуются несколько ведущих, а играющие делятся на несколько команд. Ведущие располагаются в разных концах помещения, образуя маршрут, по которому пойдут команды. На каждой станции ребятам предла- гается задание; в зависимости от успешности его выполнения команда может набирать определенное количество баллов, может изменяться ее маршрут или следующие задания. Проще всего использовать игру по станциям для проверки знаний и умений. Тогда мы последовательно предлагаем детям задания по отдельным вопросам изученной темы, постепенно усложняя их от станции к станции. В таком варианте собственно игровой сюжет не очень важен, дети понимают стоящую перед ними задачу и работают как на обычном конкурсе. Гораздо интереснее попробовать использовать эту форму для того, чтобы дети в процессе игры добывали новые знания, учились что-то делать. В таком случае придется продумывать механизмы введения новой информации —неинтересно прямо давать на каждой станции какой-то текст и говорить: ЃбПрочитайте и за- помнитеЃв. Информацию можно получать, беседуя с ведущими этапов, выполняя какие-то практические задания, преодолевая неожиданно возникшие на пути препятствия. И здесь чем больше будет именно игровых моментов, тем с большим азартом будут дети стремиться вперед. Планируя игру по станциям, важно не забыть простроить взаимодействие всех ведущих игры, точно рассчитать время пре- бывания команд на каждом этапе, подготовить варианты помощи команде, явно не справляющейся с проблемой. Приведем несколько возможных сюжетов таких игр. 1. П ут еш ес тв иевп ро шл ое Если необходимо погрузить современного читателя в далекую и непонятную для него эпоху, проще всего организовать путеше- ствие на машине времени. Например, надо познакомить детей с литературной ситуацией 20–0-х годов. Игровая цель —раньше других групп собрать максимально полную информацию о со- трудниках знаменитого ЃбГудкаЃв (чем мотивировать такую задачу, каждый учитель придумает сам исходя из особенностей своих учеников). Намечаем 3— станции (например, редакция ЃбГудкаЃв, Р аз ны е в ид ы у че бн ыхи гр С ов ет ы п о о рг ан из ац ииу че бн ыхи гр51 ресторан Центрального дома литераторов, 4-й отдел Главлита, квартира какого-нибудь писателя), готовим материал, с которым группы должны познакомиться на каждом этапе. Самое сложное здесь —максимально подробно прописать роль и все действия ведущего на каждой станции. Он должен: •выяснить, как группа прошла предыдущий этап (чтобы ис- ключить возможность жульничества); •дать задание, при выполнении которого группе придется освоить новую информацию; •помочь в решении проблемы, если она оказалась слишком сложной, и придержать группу, если она вырвалась вперед, на- рушив какие-то игровые правила; •оценить работу группы, поставив условную отметку в ее путевом листе. Для поддержания постоянного напряжения вводим роль Ѓбче- кистаЃв (это идеальная роль для ведущего всей игры, потому что он может свободно перемещаться по всему помещению, коорди- нировать работу остальных ведущих, следить за правильным прохождением этапов). 2. Л ит ер ат ур ов ед че ск ийд ет ек ти в. В центре любого детективного романа —вопрос: кто совершил преступление? Если учителю нужно поговорить с детьми о про- тотипах какого-то героя, разгадать с ними вместе какую-то историко-литературную загадку, можно сыграть в литературо- ведческий детектив. (Образец такого детектива —рассказ И. Андроникова ЃбЗагадка НФИЃв.) Например, с кого писал А.С. Грибоедов своего Чацкого? Чаадаев? Кюхельбекер? А может быть, сам Грибоедов? В результате путешествия по станциям дети должны найти ответ на этот вопрос. В этой игре ведущие на стан- циях будут играть либо самих этих людей и их современников, либо сотрудников музеев и ученых литературоведов. И гр ов ыед ис ку сс ии Это обычные дискуссии, организованные любым способом (см. статью о дискуссионных методах), но ведущиеся от имени каких-то игровых персонажей в определенной игровой ситуации. Важно, чтобы организационная сторона дискуссии не противо- речила ее смыслу. 52 Лекция 8 Игровой элемент вносит дополнительное оживление в про- цесс, но требует предварительной подготовки. Прежде чем всту- пать в прения, ребята должны разобраться с точкой зрения своих персонажей. Классический пример такой игровой дискуссии —выборы ЃбКороля поэтовЃв в Политехническом в 1918 году. Цель —подвести итоги изучения поэзии Серебряного века. Все ученики —зрители, участники выборов. Они слушают выступления поэтов, задают им каверзные вопросы, вступают в дискуссии. Роли поэтов мож- но поручить ученикам, а если в классе нет хороших чтецов, мож- но использовать записи чтения стихов В. Маяковским, А. Блоком, С. Есениным, А. Ахматовой, С. Городецким, И. Северяниным.
|