Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Применение административно-правовых норм как особая форма их реализации
Социальное назначение норм административного права состоит в том, чтобы регулировать поведение субъектов в сфере государственного управления. Однако эти нормы не могут выполнять регулирующей роли без сложного механизма их реализации. Как отмечают Н.И. Матузов и А.В. Малько, «под реализацией права понимается процесс воплощения юридических предписаний в правомерных действиях граждан, органов, организаций, учреждений, должностных лиц и всех иных участников общественных отношений. Вне деятельности людей реализация права немыслима. Отсюда – значение целенаправленной организаторской деятельности субъектов права»[49]. Реализация норм административного права, так же как и норм других отраслей права, представляет собой процесс практического претворения в жизнь государственной воли, выраженной в нормах, субъектами административного права. В указанном процессе участвуют все стороны управленческих правоотношений, но по-разному, т. е. в соответствии с их административно-правовым статусом. Форма реализации норм административного права зависит от специфики общественных отношений, регулируемых данными нормами, от правила (содержания) правовой нормы, от характера поведения субъектов, реализующих правовую норму, и их взаимоотношений; от формы внешнего проявления правомерного поведения. В юридической литературе принято различать несколько форм (способов) реализации правовых норм. По характеру действий субъектов административного права, степени их активности и направленности в отношении административнопра во вых норм выделяют соблюдение, исполнение, использование и применение. Соблюдение как форма реализации норм административного права имеет место тогда, когда субъекты воздерживаются от совершения действий, закрепленных нормами. Это пассивная форма поведения субъектов в сфере государственного управления, они не вступают в конкретные административно-правовые отношения. В этой форме реализуются запрещающие нормы. Как отмечает В.С. Нерсесянц, «правовые запреты реализуются преимущественно под угрозой наступления неблагоприятных последствий в случае их нарушения. Это могут быть лишение свободы, штраф, исправительные работы и др.»[50]. Исполнение норм административного права заключается в активных действиях субъектов правоотношений, направленных на выполнение предписанных правовой нормой обязанностей. Таким образом, путем исполнения реализуются обязывающие административно-правовые нормы. Исполнение правовых норм обеспечивается определенными государственными мерами. Как отмечает В.С. Нерсесянц, «при осуществлении обязывающих норм затрачиваются человеческие силы, за что государство обещает определенную компенсацию. Исполнение обязанностей под угрозой возможно, но оно не будет столь качественным. Отдельные люди исполняют юридические обязанности по внутреннему убеждению, следуя чувству долга»[51]. Использование как форма реализации административно-правовых норм состоит в добровольном совершении субъектами права правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере управления. Заинтересованность участников общественных отношений в реализации принадлежащих им прав проявляется в сфере действия управомочивающих норм, а более широко – за пределами действия запретов, ограничений и обязывающих велений. Государство не обещает наград за сам факт реализации управомочивающих норм, тем более не грозит лишениями в случае отказа от реализации предоставленных прав. Содержание управомочивающих норм удовлетворяет их адресатов, а сам результат осуществления прав приносит желаемые блага2. Эти три формы реализации административно-правовых норм, в ходе которых юридические нормы претворяются в жизнь непосредственно действиями субъектов общественных отношений, принято называть формами непосредственной реализации права. По сути, в таких формах осуществляются акты реализации прав и обязанностей субъектов административных правоотношений. Между тем осуществления актов реализации прав и обязанностей субъектов административного правоотношения недостаточно для его урегулирования. По результатам их осуществления должно быть принято основанное на законе государственно-властное решение органа исполнительной власти либо его должностного лица в виде индивидуального правоприменительного акта. Поэтому важной формой реализации административно-правовых норм является применение. Применение административно-правовых норм состоит в принятии индивидуального юридического акта по конкретному делу. Данные нормы реализуются в процессе разрешения конкретного дела, связанного с осуществлением исполнительно-распорядительной деятельности. Применение административно-правовых норм не представляет обязанности всех сторон управленческих отношений, оно относится к компетенции специально уполномоченных на то органов управления и должностных лиц. Применение административно-правовых норм отражает сущность административно-правовых отношений. Именно в процессе применения административно-правовых норм наиболее четко прослеживаются форма и содержание данных правоотношений, их динамика. В процессе применения административно-правовых норм участвует орган государственного управления (исполнительной власти), который уполномочен принимать юридически значимое решение в отношении организационно неподчиненного ему субъекта. Н.И. Матузов и А.В. Малько обоснованно считают, что «применять нормы права – это значит применять власть, а нередко – принуждение, санкции, наказание. Правоприменение осуществляют только специальные субъекты. Именно поэтому рядовые граждане не могут применять правовые нормы, иными словами, употреблять власть; такими прерогативами они не наделены»[52]. Таким образом, правоприменение рассчитано как на урегулирование правоотношений в сфере государственного управления, которые не связаны с противоправным поведением подвластных субъектов (такие правоотношения всегда направлены на реализацию прав и свобод граждан и организаций), так и на охрану данных правоотношений от противоправных посягательств. В отличие от исполнения как формы реализации административноправовых норм, составляющих обязанность всех, к кому они обращены, применение этих норм составляет обязанность лишь специально на то уполномоченных органов и должностных лиц. По своему социальному содержанию применение административноправовых норм представляет собой одну из правовых форм исполнительной, управленческой деятельности. Основным требованием правильного применения норм административного права является законность правоприменительной деятельности. Этот принцип в процессе применения административно-правовых норм выражается в ряде конкретных требований, обращенных к правоприменяющим органам и должностным лицам: 1) применение нормы административного права в каждом отдельном случае должно строго соответствовать подлинному ее содержанию, тем целям, для достижения которых она установлена; 2) норма административного права должна применяться в установленном государством порядке с соблюдением всех процессуальных требований, обеспечивающих правильность ее применения; 3) акт применения нормы административного права должен быть определенным образом оформлен, в частности иметь соответствующее наименование, дату принятия, должен быть подписан надлежащим должностным лицом; 4) акт применения нормы административного права должен быть в установленный срок объявлен заинтересованным органам и лицам, что составляет одно из необходимых условий его фактической реализации; 5) применяющий норму административного права орган обязан сам или через соответствующие подчиненные ему органы обеспечить фактическое проведение в жизнь акта правоприменения посредством организации его исполнения и проверки исполнения. Некоторые административно-правовые нормы в соответствии с действующим законодательством могут применяться в судебном порядке (например, при рассмотрении судами жалобы на постановление административной комиссии о наложении штрафа или принятии судьей решения о привлечении к административной ответственности). Это свидетельствует о том, что для применения административно-прав овых норм необходимы полномочия юридически властного характера. Применение нормы административного права – это не одноактное действие, а определенный процесс, имеющий начало и окончание и состоящий из ряда последовательных стадий. Каждая стадия механизма административно-правового регулирования может быть детализирована исходя из особенностей административных правоотношений. Первая стадия механизма административно-правового регулирования – это стадия общего действия права (действие права в статике). На этой стадии правоприменителем устанавливается взаимосвязь абстрактной правовой нормы с конкретными жизненными обстоятельствами, порожденными юридическим фактом. При реализации данной стадии конкретным правоприменителем в конкретных административных правоотношениях она может быть разбита на несколько этапов: 1. Установление юридической основы дела. На этом этапе правоприменительного процесса дается правовая квалификация (юридическая оценка) установленным фактическим обстоятельствам дела, выбирается правовая норма, подлежащая применению, проверяется ее юридическая сила, подлинность текста, выясняется ее действие во времени, пространстве и по кругу лиц. 2. Установление фактической основы дела. На данном этапе устанавливаются и исследуются только те факты и обстоятельства, которые предусмотрены нормой права и являются юридически значимыми (правомерными либо неправомерными), поскольку право не может применяться к обстоятельствам, не имеющим юридического характера. Вторая стадия механизма правоприменения характеризуется фактической реализацией прав и обязанностей субъектов административных правоотношений (динамика действия права) и принятием уполномоченным органом решения по делу. Указанная стадия также может подразделяться на несколько этапов: 1. Фактическая реализация прав и обязанностей субъектов административного правоотношения. На этом этапе осуществляются сбор и оценка юридических доказательств, фактов (предметов, показаний свидетелей и очевидцев, документов, заключений специалистов и т. д.), добытых в установленных законом формах и порядке, представление документов, необходимых для реализации прав и законных интересов управомоченной стороны правоотношений, их оценка, направление запросов, рассмотрение ходатайств и т. д. Всестороннее и полное исследование фактических обстоятельств, собранных в соответствии с требованиями закона, способствует достижению объективной истины по делу и правильному принятию решения. 2. Принятие решения по делу. Это завершающая стадия процесса применения норм административного права. Решение по делу сопровождается одновременно принятием полномочным органом (письменно или в иной форме) индивидуальноправового акта (акта применения права). Ими могут быть постановления, решения, распоряжения, приказы, издаваемые органами государственного управления (должностными лицами), а также акты судебных органов. Признаками акта применения норм административного права являются: – его индивидуальный характер; – обоснованность его нормой (или нормами) административного права. Доведение актов применения до заинтересованных органов и лиц и непосредственное их исполнение. Действия по применению норм административного права в зависимости от характера и конкретных целей разделяются на две группы: 1) действия, имеющие своей непосредственной целью юридическое обеспечение удовлетворения тех или иных конкретных потребностей общества или личности; 2) действия по привлечению к ответственности нарушителей норм. Таким образом, можно сделать вывод, что в процессе применения административно-правовой нормы выражается механизм адм инистративно-правового регулирования. Реализация административноправовых норм создает необходимые условия для укрепления режима законности в сфере государственного управления, возникновения административно-правовых отношений, их изменения или прекращения. Административно-правовые отношения являются юридическим результатом регулирующего влияния административно-правовых норм на общественные отношения. Вместе с тем такие нормы регулируют преимущественно управленческие общественные отношения, т. е. отношения, которые возникают в сфере исполнительной и распорядительной деятельности органов исполнительной власти.
|