Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Аппарат Президента республики беларусь: понятие и структура
В создании условий для выполнения Президентом возложенных на него функций и полномочий важную роль играет непосредственно ему подчиненный аппарат. Аппарат Президента образуют органы государственного управления, выполняющие определенные функции, направленные на оказание помощи в реализации полномочий Президента, выполнение его поручений, решений и задач. Органы, входящие в аппарат Президента, не состоят в подчиненности, но активно взаимодействуют при реализации возложенных на них функций. В юридической литературе нет единства взглядов по поводу перечня органов, входящих в аппарат Президента. Среди органов, непосредственно подчиненных Президенту, следует выделять органы, которые обеспечивают его деятельность и призваны способствовать реализации его полномочий по различным направлениям, и органы, которые подчинены Президенту, но реализуют самостоятельные функции, решая возложенные на них задачи. В первую группу входят Администрация Президента Республики Беларусь, Совет Безопасности Республики Беларусь, Управление делами Президента Республики Беларусь и Служба безопасности Президента Республики Беларусь. Ко второй группе относятся Комитет государственного контроля Республики Беларусь, Национальный статистический комитет Республики Беларусь, Следственный комитет Республики Беларусь, Государственный комитет судебных экспертиз Республики Беларусь, Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, Высшая аттестационная комиссия Республики Беларусь. В аппарат Президента входят органы первой группы. Важный орган в структуре аппарата Президента – администрация Президента, которая является органом государственного управления, обеспечивающим деятельность Президента в области государственной кадровой политики, идеологии белорусского государства, права, осуществляющим подготовку, выполнение и контроль за исполнением решений Президента. В Конституции прямо закреплено, что Президент образует, упраздняет и реорганизует Администрацию (п. 5 ст. 84 Конституции). Положение об Администрации утверждено указом Президента Республики Беларусь от 6 июня 2013 г. № 264 «О некоторых вопросах деятельности Администрации Президента Республики Беларусь». Главными задачами Администрации являются: обеспечение реализации Президентом полномочий в области государственной кадровой политики, идеологии белорусского государства, права, социальноэкономической политики, внешней политики, деятельности государственных органов и иных организаций по дебюрократизации государственного аппарата, а также по работе с обращениями граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, а также иных полномочий, определенных Конституцией и законодательными актами; обеспечение подготовки и внесение на рассмотрение Главы государства проектов решений Президента, выполнения и контроля за исполнением решений Президента, за исключением случаев, определенных Президентом; обеспечение взаимодействия Президента с органами законодательной, исполнительной и судебной власти, местного самоуправления, а также со средствами массовой информации; организационное, информационное, экспертно-аналитическое и правовое обеспечение деятельности Президента; иные задачи, определенные законами или решениями Президента. Основные функции Администрации: общее руководство работой по подбору, расстановке, аттестации и формированию резерва руководящих кадров государственных органов и иных государственных организаций, контроль за организацией этой работы; формирование единой системы учета руководящих кадров государственных органов и иных государственных организаций, ведение кадрового реестра Главы государства; общее руководство деятельностью государственных органов и иных государственных организаций по подготовке, переподготовке, стажировке и повышению квалификации руководящих кадров и лиц, включенных в резервы руководящих кадров; согласование назначения на должности и освобождения от должностей в случаях, предусмотренных законодательством; подготовка материалов по вопросам награждения государственными наградами Республики Беларусь и объявления Благодарности Президента Республики Беларусь, осуществление контроля за вручением государственных наград, ведение персонального учета лиц, награжденных государственными наградами; координация и анализ эффективности идеологической работы на всех уровнях государственного управления и организация взаимодействия государственных органов, общественных объединений и иных организация в сфере идеологии; изучение общественного мнения и организация работы государственных органов и иных государственных организаций по информированию населения о проводимой Президентом государственной внутренней и внешней политике и практических мерах по ее реализации, организация функционирования интернет-портала Президента. Руководителем Администрации является глава Администрации, который назначается на должность и освобождается от должности указом Президента. Глава Администрации имеет право без специальных на то полномочий выступать в качестве представителя Президента в Палате представителей и Совете Республики, Конституционном суде. Глава Администрации имеет заместителей, в том числе первого, в его отсутствие обязанности выполняет первый заместитель. Заместители главы Администрации назначаются на должность и освобождаются от должности указами Президента по представлению главы Администрации. Помощники, пресс-секретарь Президента назначаются на должности и освобождаются от должностей распоряжениями Президента по представлению главы Администрации. Структура и общая численность работников Администрации утверждаются Президентом по представлению главы Администрации. В Администрации создается коллегия, в состав которой входят глава Администрации (председатель коллегии), его заместители, а также другие работники Администрации. Численный и персональный состав коллегии утверждается Президентом. Заседания коллегии проводятся по мере необходимости под председательством главы Администрации. Заседания коллегии считаются правомочными, если на них присутствует не менее двух третей от общей численности членов коллегии. На заседаниях коллегии рассматриваются вопросы деятельности государственных органов, иных государственных организаций по выполнению решений Президента, а также иные вопросы, входящие в компетенцию Администрации. В структуру Администрации входят: глава Администрации, четыре заместителя (в том числе первый), помощники Президента, главное управление кадровой политики, главное идеологическое управление, главное государственно-правовое управление, главное организационное управление, главное управление по взаимоотношениям с органами законодательной и судебной власти, вопросам гражданства и помилования, главное экономическое управление, главное управление по работе с обращениями граждан и юридических лиц, управление внешней политики, управление региональной политики, канцелярия Президента, пресс-служба Президента, приемная Президента, отдел по работе с общественными объединениями, отдел подготовки выступлений. В целях совершенствования информационно-аналитического обеспечения деятельности Президента и его Администрации по социальнополитическим вопросам в ее структуре указом Президента от 13 сентября 2006 г. № 570 «О создании Информационно-аналитического центра при Администрации Президента Республики Беларусь» создано указанное государственное учреждение, осуществляющее информационно-аналитическое обеспечение деятельности Президента и его Администрации по стратегическим направлениям политической, социальной и духовной жизни общества (далее – ИАЦ). Основными задачами ИАЦ являются: анализ внутриполитических процессов, оценка политической ситуации в стране и подготовка предложений, направленных на оптимизацию взаимоотношений между государственной властью и обществом; анализ источников возможных политических конфликтов, разработка мер по предотвращению развития политических кризисов; разработка стратегий и технологий формирования имиджа политиков; подготовка предложений и рекомендаций по совершенствованию политического регулирования экономических и социальных процессов; анализ и выработка предложений по проблемам взаимодействия государственных органов в социально-политической сфере; подготовка информационно-аналитических материалов по вопросам государственной политики и др. ИАЦ возглавляет директор, как правило, имеющий ученую степень доктора или кандидата наук. Директор назначается на должность и освобождается от должности Президентом по представлению главы Администрации. управление делами Президента республики беларусь является республиканским органом государственного управления, подчиненным непосредственно Президенту. Его правовой статус определен Положением об Управлении делами Президента Республики Беларусь. Согласно положению основными задачами Управления являются: финансовое, материально-техни чес кое, социально-бытовое, медицинское обеспечение деятельности республиканских органов государственного управления; организация отдыха и оздоровления граждан Республики Беларусь и иностранных граждан; создание надлежащих условий для пребывания в Беларусь официальных делегаций иностранных государств и международных организаций, дипломатических представительств, консульских учреждений иностранных государств и представительств международных организаций, в том числе пребывания руководителей и сотрудников этих представительств и учреждений; обеспечение сохранности уникальных заповедных мест Беларуси, имеющих национальное и международное значение; поддержание и развитие белорусских народных промыслов, сохранение исторических традиций и ремесленного искусства; обеспечение проведения государственной политики в сфере гуманитарной деятельности. Руководителем Управления делами Президента является управляющий делами Президента, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом. В структуру Управления входят: секретариат управляющего делами Президента, главное управление экономики, управление правового обеспечения и имущественных отношений, управление кадрового обеспечения, управление организационного обеспечения, управление бухгалтерского учета и отчетности, управление контроля и ревизионной деятельности, управление природных комплексов и сельского хозяйства, управление промышленности, управление строительства и жилищнокоммунального хозяйства, управление социально-культурной сферы и туризма, управление делопроизводства. В целом структура Управления делами Президента включает порядка 80 подчиненных организаций, расположенных на территории Республики Беларусь и за ее пределами. В ведении Управления делами Президента находятся четыре Национальных парка – «Беловежская пуща», «Нарочанский», «Припятский» и «Браславские озера». Особое место в структуре Управления делами Президента занимает Департамент по гуманитарной деятельности, положение о котором утверждено указом Президента от 13 ноября 2001 г. № 660 «О некоторых вопросах деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь». В соответствии с положением Департамент по гуманитарной деятельности реализует проведение государственной политики в сфере гуманитарной деятельности юридических и физических лиц Республики Беларусь, управление деятельностью по организации учета, хранения, оценки и реализации имущества (за исключением денежных средств, ценных бумаг, а также имущественных прав, долей в уставных фондах юридических лиц), изъятого, арестованного, а также конфискованного или обращенного в доход государства иным способом. Основными задачами Департамента являются: методологическое обеспечение надлежащей организации учета, хранения, оценки и реализации имущества, изъятого, арестованного или обращенного в доход государства; взаимодействие с государственными органами, уполномоченными в соответствии с законодательством производить изъятие, арест или обращение в доход государства имущества иным способом, по вопросам, относящимся к компетенции Департамента; реализация проведения государственной политики в сфере гуманитарной деятельности, включая оздоровление детей за рубежом. Департамент возглавляет директор, который назначается на должность и освобождается от должности управляющим делами Президента Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь. Важным органом в структуре президентской власти является совет безопасности республики беларусь, который в соответствии с п. 27 ст. 84 Конституции формирует и возглавляет Президент. Этот орган является более уполномоченным по отношению к правительству и всей системе органов исполнительной власти. Его решения обязательны для исполнения правительством. Через этот орган, который выносит решения по важнейшим вопросам государственного строительства и обеспечения национальной безопасности, Президент руководит многими сторонами деятельности правительства и, следовательно, выполняет исполнительские функции в государстве. Свою деятельность Совет Безопасности осуществляет на основании положения, утвержденного указом Президента. Решения этого органа, как правило, оформляются указами Президента. Совет Безопасности Республики Беларусь является высшим коллегиальным координационно-политическим органом, создаваемым в целях определения военной политики республики в области безопасности, стратегии, принципов военного строительства, обеспечения гарантированной защиты суверенитета, оборонного потенциала республики, ее экологического состояния, прав и свобод граждан. Указом Президента от 29 июля 2010 г. № 391 «О составе Совета Безопасности Республики Беларусь» утвержден состав этого органа. В него входят: Президент Республики Беларусь – председатель Совета Безопасности, премьер-министр, председатели палат парламента, глава Администрации Президента, государственный секретарь Совета Безопасности, председатель Комитета государственного контроля, генеральный прокурор, председатель Следственного комитета, председатель правления Национального банка, министры внутренних дел, иностранных дел, обороны, по чрезвычайным ситуациям, финансов, председатель Комитета государственной безопасности, председатель Государственного военно-промышленного комитета, председатель Государственного пограничного комитета, начальник Генерального штаба Вооруженных сил – первый заместитель министра обороны, помощник Президента по национальной безопасности. Правовые и организационные основы деятельности, полномочия комитета государственного контроля республики беларусь и его территориальных органов устанавливает закон Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. № 142-З «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах». Руководит деятельностью Комитета государственного контроля председатель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом. Комитет государственного контроля является государственным органом, осуществляющим государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, парламента, правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения, а также иные вопросы в соответствии с законами и решениями Президента. Систему органов Комитета государственного контроля образуют центральный аппарат Комитета государственного контроля, его территориальные органы, территориальные органы финансовых расследований Комитета государственного контроля. Территориальными органами Комитета государственного контроля являются комитеты государственного контроля областей и межрайонные комитеты государственного контроля. В структуру Комитета государственного контроля входят Департамент финансовых расследований, Департамент финансового мониторинга с правами юридических лиц и иные структурные подразделения. Основными задачами Комитета государственного контроля и его территориальных органов являются: защита интересов государства от противоправных посягательств в экономической сфере, обеспечение экономической безопасности Республики Беларусь; осуществление государственного контроля за эффективным и рациональным использованием организациями и индивидуальными предпринимателями бюджетных средств и государственной собственности; проведение комплексных мероприятий по выявлению системных нарушений законодательства и отрицательных тенденций в экономике и социальной сфере; выявление неиспользуемых резервов повышения эффективности экономической деятельности, развития реального сектора экономики; предупреждение, выявление и пресечение правонарушений в экономической сфере и др. Президент осуществляет общее руководство и контроль за деятельностью Комитета государственного контроля и его территориальных органов; принимает решения об образовании Комитета государственного контроля, об образовании, реорганизации и ликвидации его департаментов, комитетов государственного контроля областей; утверждает положения о Комитете государственного контроля и его департаментах; утверждает штатную численность работников органов Комитета государственного контроля, в том числе работников Комитета государственного контроля; назначает на должности и освобождает от должностей председателя Комитета государственного контроля, его заместителей и руководителей департаментов Комитета государственного контроля, согласовывает назначение на должности и освобождение от должностей председателей комитетов государственного контроля областей и др. Председатель Комитета государственного контроля непосредственно руководит деятельностью Комитета государственного контроля и его территориальных органов, организует и контролирует их работу, несет персональную ответственность за выполнение задач и функций, возложенных на Комитет государственного контроля; решает в пределах своей компетенции вопросы, связанные с осуществлением государственного контроля, планированием, назначением и проведением проверок; назначает в установленном порядке на должности и освобождает от должностей работников Комитета государственного контроля, председателей и заместителей председателей комитетов государственного контроля областей, председателей межрайонных комитетов государственного контроля, заключает с ними контракты, если иное не предусмотрено законами и решениями Президента Республики Беларусь; издает приказы и распоряжения, дает поручения и указания, обязательные для исполнения всеми работниками Комитета государственного контроля и его территориальных органов и др. Указом Президента от 26 августа 2008 г. № 445 «О некоторых вопросах органов государственной статистики» в целях повышения эффективности работы органов государственной статистики, их независимости при осуществлении государственной статистической деятельности Министерство статистики и анализа было преобразовано в национальный статистический комитет республики беларусь (Белстат), который является республиканским органом государственного управления в области государственной статистики, проводит государственную политику в области государственной статистики, осуществляет регулирование и управление, а также координацию деятельности других государственных органов, иных организаций в этой области и подчиняется непосредственно Президенту. Белстат возглавляет председатель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом. Председатель Белстата подчиняется Президенту и входит в состав Совета Министров. В систему органов государственной статистики входят: республиканский орган государственного управления в области государственной статистики; территориальные органы государственной статистики. К территориальным органам государственной статистики относятся главные статистические управления областей и г. Минска. В структуру центрального аппарата Белстата входят главные управления, управления, отделы, секторы. Основными задачами Белстата являются: разработка научно обоснованной статистической методологии и ее совершенствование в соответствии с национальными и международными стандартами в области статистики; сбор, обработка, обобщение, накопление, хранение и защита статистических данных (информации) на основе статистической методологии; представление сводных статистических данных (информации) Президенту, Национальному собранию, Совету Министров, Администрации Президента, Комитету государственного контроля, республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям, подчиненным Совету Министров, областным и Минскому городскому исполнительным комитетам; распространение сводных статистических данных (информации). Председатель Белстата руководит деятельностью Белстата и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Белстат задач; назначает на должности и освобождает от должностей руководителей территориальных органов государственной статистики и подчиненных организаций; утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Белстата, численность работников территориальных органов государственной статистики в пределах установленной общей численности работников Белстата и фонда оплаты их труда и др. В Белстате создается коллегия в составе председателя (председатель коллегии), его заместителей, руководителей структурных подразделений центрального аппарата Белстата, а также руководителей территориальных органов государственной статистики и подчиненных организаций. Численность и персональный состав коллегии утверждаются Президентом Республики Беларусь по представлению председателя Белстата. Решения коллегии оформляются протоколами. В соответствии с указом Президента от 10 ноября 2011 г. № 518 «Вопросы Следственного комитета Республики Беларусь» следственный комитет республики беларусь – государственный правоохранительный орган и орган предварительного следствия, подчиненный Президенту и осуществляющий в соответствии с законодательными актами полномочия в сфере досудебного уголовного производства. Следственный комитет является военизированной организацией. Следственный комитет возглавляет председатель Следственного комитета, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом и несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на Следственный комитет. Председатель Следственного комитета непосредственно подчиняется Президенту и имеет четырех заместителей, в том числе одного первого, которые назначаются на должности и освобождаются от должностей Президентом. Следственный комитет является единой централизованной системой, которую составляют: центральный аппарат Следственного комитета; управления Следственного комитета по областям и г. Минску; районные (межрайонные), городские, районные в городах отделы Следственного комитета. В подчинении Следственного комитета могут находиться организации, необходимые для обеспечения его деятельности, которые создаются, реорганизуются и ликвидируются по решению Президента Республики Беларусь. Штатная численность Следственного комитета устанавливается Президентом. В структуру центрального аппарата Следственного комитета входят главные управления, управления, отделы, секторы (группы). Структура центрального аппарата Следственного комитета утверждается председателем Следственного комитета по согласованию с Президентом. Для рассмотрения основных вопросов следственной работы в Следственном комитете создается коллегия в составе председателя Следственного комитета (председатель коллегии), заместителя государственного секретаря Совета Безопасности, заместителей председателя Следственного комитета, иных должностных лиц Следственного комитета. Численность и персональный состав коллегии утверждаются Президентом по представлению председателя Следственного комитета. На заседания коллегии могут приглашаться должностные лица других государственных органов и иных организаций. Заседания коллегии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца. В отсутствие председателя Следственного комитета заседание коллегии проводится его первым заместителем. Заседание коллегии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей членов коллегии. Решения коллегии принимаются простым большинством голосов ее членов, присутствующих на заседании, и оформляются постановлениями коллегии. В случае равенства голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий. Основными задачами Следственного комитета являются: всестороннее, полное, объективное и оперативное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовнопроцессуальным законодательством; защита прав и законных интересов граждан, соблюдение законности при проверке, рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного следствия; участие в пределах своей компетенции в реализации государственной уголовной политики, разработка предложений по совершенствованию правового регулирования в сфере правоохранительной деятельности и др. В целях совершенствования государственной судебно-экспертной деятельности, усиления защиты прав и законных интересов граждан, организаций в уголовном, административном, гражданском и хозяйственном процессе указом Президента от 22 апреля 2013 г. № 202 «Об образовании Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь» создан одноименный государственный комитет. государственный комитет судебных экспертиз республики беларусь подчиняется Президенту, осуществляет в соответствии с законодательными актами полномочия в сфере судебно-экспертной деятельности и представляет собой централизованную систему государственных органов, которую образуют: – центральный аппарат Государственного комитета судебных экс-пертиз; – территориальные органы Государственного комитета судебных экс-пертиз: управления Государственного комитета судебных экспертиз по областям и г. Минску, районные (межрайонные), городские, районные в г. Минске отделы Государственного комитета судебных экспертиз. Государственный комитет судебных экспертиз является военизированной организацией. Председатель Государственного комитета судебных экспертиз и его заместители назначаются на должности и освобождаются от должностей Президентом. Начальники управлений Государственного комитета судебных экспертиз по областям и г. Минску, государственного учреждения «Научнопрактический центр Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь» назначаются на должности и освобождаются от должностей председателем Государственного комитета судебных экспертиз с согласия Президента. В целях совершенствования системы государственного контроля в области охраны и использования животного и растительного мира указом Президента от 27 января 2003 г. № 45 «Об образовании Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь» образована указанная государственная инспекция и утверждено положение о ней. государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте республики беларусь является специально уполномоченным государственным органом, подчиненным Президенту, и осуществляет в пределах своей компетенции государственный контроль за охраной и использованием объектов животного и растительного мира. Структура Государственной инспекции утверждается Президентом по представлению начальника Государственной инспекции. Работники Государственной инспекции, за исключением лиц, обеспечивающих ее функционирование и осуществляющих техническое обслуживание, являются государственными служащими. Основными задачами и функциями Государственной инспекции являются: осуществление государственного контроля за охраной и использованием диких животных, относящихся к объектам охоты и рыболовства, а также древесно-кустарниковой растительности и иных дикорастущих растений, используемых в заготовительных целях; координация деятельности государственных органов и иных организаций по осуществлению государственного контроля за охраной и использованием диких животных, относящихся к объектам охоты и рыболовства; осуществление контроля за принятием рыбоводными организациями надлежащих мер по обеспечению сохранности рыбы, содержащейся в прудах этих организаций. Государственную инспекцию возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом, который имеет двух заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности начальником Государственной инспекции по согласованию с Президентом. В структуру Государственной инспекции входят: управления анализа и контроля за охраной и использованием объектов животного и растительного мира, оперативного реагирования, правового обеспечения, кадровой и идеологической работы, управление планирования, финансирования и бухгалтерского учета, областные и межрайонные инспекции охраны животного и растительного мира. В Государственной инспекции образуется коллегия в составе начальника Государственной инспекции (председатель коллегии), его заместителей, других работников Государственной инспекции, а при необходимости и представителей иных государственных органов. Персональный состав коллегии утверждается Президентом. Заседания коллегии проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в год под председательством начальника Государственной инспекции, а в его отсутствие – под председательством его заместителя. Заседания коллегии считаются правомочными, если на них присутствует не менее двух третей от общей численности членов коллегии. По обсуждаемым вопросам коллегия большинством голосов от общей численности членов коллегии принимает решения, которые оформляются протоколами и подписываются председательствующим на заседании коллегии. При равенстве голосов членов коллегии голос ее председателя является решающим. высшая аттестационная комиссия республики беларусь (ВАК) является республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику и реализующим функцию государственного регулирования в области аттестации научных и научнопедагогических работников высшей квалификации, и подчиняется Президенту. ВАК возглавляет председатель, имеющий двух заместителей, в том числе одного первого, и главного ученого секретаря, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом. В его структуру входит президиум, состоящий из 15 человек, и коллегия из 9 человек. Численность и персональный состав президиума ВАК утверждаются Президентом. В состав президиума входят председатель ВАК (председатель президиума), заместители председателя и главный ученый секретарь. По представлению председателя ВАК в установленном порядке в его состав включаются также известные ученые и научнопедагогические работники, имеющие ученую степень доктора наук или ученое звание профессора. Персональный состав президиума ВАК подлежит обновлению не менее чем на одну треть каждые три года. Для коллективного рассмотрения вопросов функционирования национальной системы аттестации научных работников в ВАК создается коллегия в составе председателя ВАК (председатель коллегии), его заместителей, главного ученого секретаря, других работников ВАК и представителей иных республиканских органов государственного управления. Численность и персональный состав коллегии утверждаются Президентом. Решения коллегии проводятся в жизнь, как правило, приказами председателя ВАК. В случае разногласий между председателем и членами коллегии председатель проводит в жизнь свое решение, о чем уведомляет Президента. ВАК в установленном порядке принимает постановления, иные нормативные правовые акты (инструкции, положения, правила, регламенты), утверждаемые постановлениями и приказами, организует и контролирует выполнение указанных актов. В случае необходимости нормативные правовые акты могут приниматься ВАК совместно с другими республиканскими органами государственного управления. Для проведения экспертизы диссертаций и аттестационных дел соискателей ученых степеней и ученых званий, рассмотрения других вопросов, связанных с аттестацией научных работников, ВАК создает экспертные советы по отраслям науки или группам специальностей соответствующей отрасли науки сроком на три года с последующим обновлением их состава не менее чем на одну треть. Основными задачами ВАК являются: обеспечение функционирования национальной системы аттестации научных и научно-педагогических работников высшей квалификации; координация деятельности республиканских органов государственного управления, а также высших учебных заведений и научных организаций независимо от форм собственности в области аттестации научных работников; обеспечение единых требований к уровню научной и научно-педагогической квалификации соискателей ученых степеней и ученых званий; участие в пропаганде результатов диссертационных исследований в целях их широкого использования для решения актуальных экономических и социальных проблем и др. Следует отметить, что Президенту также непосредственно подчиняются государственные учреждения и организации. Например, национальный центр законодательства и правовых исследований республики беларусь является научно-практическим государственным учреждением, обеспечивающим подготовку проектов законодательных актов в Республике Беларусь, методическое руководство нормотворческой деятельностью, проведение научных исследований в области права и подготовку научных работников высшей квалификации. Центр был создан в соответствии с указом Президента от 13 декабря 2007 г. № 630 «О некоторых мерах по совершенствованию правотворческой деятельности и научных исследований в области права» в целях повышения эффективности правотворческой деятельности и усиления роли правовой науки в обеспечении социально-экономическ ого и общественнополитического развития республики. В структуре Центра действует Институт правовых исследований, осуществляющий научные исследования в области права и подготовку научных работников высшей квалификации. Общее руководство Центром осуществляет Администрация Президента. Руководителем Центра является директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом по представлению главы Администрации. Основными функциями Центра являются: разработка концепций совершенствования законодательства, ежегодных планов подготовки законопроектов, концепций проектов законов, внесение их в установленном порядке на утверждение (одобрение, согласование) Президента Республики Беларусь, осуществление контроля за реализацией планов подготовки законопроектов; осуществление организационнометодологического обеспечения подготовки проектов законодательных актов, а также разработка, обобщение и внедрение передовых технологий подготовки проектов правовых актов; непосредственная разработка проектов законодательных актов, за исключением проектов, подготовка которых возложена на другие государственные органы (организации); разработка приоритетных направлений научно-правовых исследований, а также самостоятельное проведение в порядке, установленном законодательством, научных исследований и разработок в области права, включая фундаментальные и прикладные исследования, экспериментальные работы, направленные на увеличение объема знаний в области права и повышение эффективности использования этих знаний, в том числе с целью обеспечения нормотворческой деятельности; проведение аналитических и научных исследований состояния, тенденций развития и практики применения законодательства, выработка предложений о направлениях его совершенствования и др. В соответствии с указом Президента от 30 октября 1998 г. № 524 «О мерах по совершенствованию государственной системы правовой информации» национальный центр правовой информации республики беларусь (НЦПИ) является центральным государственным научно-практическим учреждением, осуществляющим сбор, учет, обработку, хранение, систематизацию и актуализацию эталонной правовой информации, ее распространение (предоставление), а также официальное опубликование правовых актов. НЦПИ является юридическим лицом, подчиненным Администрации Президента. Руководителем НЦПИ является директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом. Основными задачами НЦПИ являются: обеспечение функционирования и развития государственной системы правовой информации Республики Беларусь; формирование и ведение государственных информационно-правовых ресурсов, в том числе эталонного банка данных правовой информации Республики Беларусь; распространение (предоставление) эталонной правовой информации, а также официальное опубликование правовых актов; участие в координации деятельности государственных органов и иных государственных организаций по вопросам сбора, учета, обработки, хранения, систематизации, актуализации и распространения (предоставления) правовой информации в Республике Беларусь и др. национальная академия наук беларуси является высшей государственной научной организацией Республики Беларусь, осуществляющей организацию и координацию фундаментальных и прикладных научных исследований, выполняемых всеми субъектами научной деятельности, проведение фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок, организацию, проведение и координацию государственной научной экспертизы, и выступает в качестве головной организации республики по научно-методическому обеспечению развития информатизации. Академия наук в своей деятельности непосредственно руководствуется уставом, утвержденным декретом Президента Республики Беларусь от 5 марта 2002 г. № 7 «О совершенствовании государственного управления в сфере науки». Академия наук подчиняется Президенту и подотчетна Совету Министров. Академия наук объединяет в своем составе действительных членов (академиков), членов-корреспондентов Академии наук, иных членов общего собрания Академии наук, почетных и иностранных членов Академии наук, а также отделения и региональные филиалы Академии наук, аппарат Академии наук, научные организации, в том числе научнопрактические центры Академии наук. Членами Академии наук являются действительные члены (академики), члены-корреспонденты, почетные и иностранные члены Академии наук. Органами управления Академии наук являются общее собрание Академии наук (высший коллегиальный орган управления), президиум Академии наук и бюро президиума Академии наук. Академию наук возглавляет председатель президиума Академии наук, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом и входящий в состав Совета Министров. Президиум Академии наук – коллегиальный орган управления Академии наук, который подотчетен общему собранию Академии наук и обеспечивает выполнение его решений. Численный и персональный состав президиума Академии наук утверждается Президентом по представлению председателя президиума Академии наук, согласованному с Советом Министров. Основными задачами Академии наук являются: научное обеспечение экономического, социального и государственно-правового развития Республики Беларусь, ее культуры, рационального использования и охраны природы; организация и координация фундаментальных и прикладных научных исследований; осуществление научно-методического обеспечения организации фундаментальных и прикладных научных исследований, выполняемых всеми субъектами научной деятельности, и государственной научной экспертизы; выявление принципиально новых путей научно-технического прогресса, участие в разработке рекомендаций по использованию достижений отечественной и мировой науки на практике и др.
|