Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Соотношение административного права с другими отраслями права: взаимосвязь и разграничение
Любая система представляет собой совокупность элементов, гармонично взаимосвязанных между собой и образующих качественно однородное целое, и характеризуется внутренним единством (единством целей, задач, функций системообразующих компонентов), а также возможностью автономного функционирования. При этом следует подчеркнуть необходимость выделения системы административного права как отрасли права, как правовой науки и как учебной дисциплины. Все три понятия, будучи вполне самостоятельными, взаимосвязаны, органически вытекают друг из друга, взаимно обусловлены. Не может быть науки административного права без юридических норм, составляющих предмет научных исследований. Равным образом предметом учебной дисциплины являются прежде всего действующие нормы административного права. Учебный предмет, естественно, должен базироваться на прочных научных основах, являться результатом научных поисков ученых, сформулировавших основные положения, понятия, логические схемы. Поэтому в некотором смысле понятия «учебная дисциплина» и «наука» административного права являются совпадающими. При этом, естественно, и учебный предмет, и научные знания базируются на отрасли права, призваны исследовать ее нормы и институты и вооружить обучающихся умением правильного применения административно-правовых норм. В данном вопросе мы будем вести речь о системе отрасли административного права. Административное право – целостная система правовых норм, которые объединяют предмет, цели, принципы, метод регулирования. Эти нормы должны быть согласованы друг с другом, опираться на единые принципы, использовать единую терминологию. Внутри отрасли существует субординация норм разной юридической силы, общих и специальных. А в целом отрасль создает специфический режим регулирования общественных отношений – административно-право вой. С общетеоретических позиций система любой отрасли права представлена следующей структурой: отрасль – подотрасли – правовые институты – правовые нормы. Система административного права состоит из отдельных административно-правовых норм, институтов и подотраслей, тесно взаимосвязанных между собой и предназначенных для регулирования однородных общественных отношений, входящих в предмет данной отрасли права. Единство правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения, достигается путем их группировки в самостоятельные правовые институты, что обеспечивает целостность системы административного права. В административном праве их много (институты субъектов административного права, государственной службы, правовых актов управления, административного принуждения и др.). Таким образом, система административного права – это единство и дифференциация административно-правовых норм, однородные группы которых образуют взаимосвязанные административно-правовые институты. Иными словами, – система взаимосвязанных и расположенных в определенной логической последовательности институтов и подотраслей. Вместе с тем правовые институты также можно группировать. Поскольку есть группы норм административного права, регулирующих управленческие отношения, связанные с особенностями какой-либо сферы деятельности государства, и группы норм, устанавливающих общие принципы государственного управления и реализации исполнительной власти, характерные для всех административно-правовых отношений, постольку институты административного права можно систематизировать и по этому признаку. В соответствии с названным признаком в юридической литературе принято выделять две части административного права: общую и особенную. Отметим, что к общей части относятся группы норм, закрепляющие основные принципы государственного управления; правовое положение субъектов административного права; основы государственной службы; формы и методы государственно-управленческой деятельности и реализации исполнительной власти; способы и порядок обеспечения законности в государственном управлении. К особенной части относятся три большие группы норм, осуществляющих государственное управление в экономической сфере (хозяйственной деятельности), социально-культурной сфере, сфере административнополитического строительства[38]. А.Н. Крамник определяет три части системы административного права: управленческое право, административно-деликтное право и процессуально-исполнительное право. Не отвергая наличия в системе административного права общей и особенной части, далее указывает, что «такой подход целесообразен для первой части, т. е. управленческого права, собственно административного права»[39]. В рамках такой системы учебная дисциплина «Административное право» изучается в учреждениях высшего образования Беларуси в соответствии с типовой учебной программой, разработанной вышеуказанным ученым. Систематизация административного права имеет не только теоретическое, но и практическое значение: она помогает правильному пониманию содержания административно-правовых норм, способствует решению задач унификации и кодификации административного права. Разница систематизации административного права как отрасли права и административного права как науки заключается в том, что при систематизации административного права как отрасли права элементами, подлежащими систематизации, являются непосредственно нормы административного права. При систематизации же административного права как науки в роли таких элементов выступают наши знания в этой сфере. Иными словами, отрасль административного права посредством норм регулирует общественные отношения, а наука изучает механизм административно-правового регулирования. Являясь одной из базовых отраслей системы национального права, административное право широко взаимодействует с другими отраслями. Предмет административного права не охватывает все общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления. Одной из особенностей его является то, что административное право, во-первых, в значительном объеме защищает (выполняет правоохранительную функцию)[40] не только регулируемые им управленческие отношения, но и многие другие общественные отношения (например, финансовые, трудовые, природоохранные и т. п.). Во-вторых, в ряде случаев оно не только осуществляет правовую защиту иных общественных отношений, но и выступает в роли их регулятора.Белорусское законодательство широко использует нормы административного права в интересах урегулирования налоговых, земельных, трудовых и других отношений. Так, именно ими устанавливается порядок взимания налогов, определяются функции надзорных органов, действующих в рамках иных правовых отраслей (например, энергетического надзора, природоохранных инспекций и т. п.). Существует тесное взаимодействие административного права с конституционным правом. Нормы последнего закрепляют основы организации и деятельности субъектов исполнительной власти, место ее субъектов в государственном механизме, их взаимоотношения с субъектами других ветвей государственной власти, права и свободы граждан, реализуемые в процессе осуществления исполнительной власти. Административное право берет начало в нормах конституционного права, детализирует и конкретизирует их; определяет правовую реализацию прав и свобод граждан, компетенцию различных звеньев системы исполнительной власти, формы и методы государственно-управ ленческой деятельности и т. п. Гражданское и административное право регулируют нередко с внешней стороны сходные общественные отношения имущественного характера, ориентируясь на преобладающее значение тех или иных элементов метода правового регулирования (на началах договора либо административного предписания). Нормами административного права регулируются правила движения имущества (передача, изъятие и т. д.) в сфере государственного управления. Нормы гражданского права регулируют отношения по владению, пользованию и распоряжению имуществом. Административное право (особенно административно-деликтная часть) тесно соприкасается с уголовным правом. Нормы административного права определяют, какие деяния являются административными правонарушениями, и меры взыскания, применяемые к лицам, совершившим их. Уголовное право устанавливает, какие деяния являются преступлениями, и виды наказания за их совершение. За отдельные административные правонарушения предусмотрена административная преюдиция[41] (например, обман потребителей: ст. 12.16 КоАП и ст. 257 УК). Довольно сложно провести разграничение между административным и финансовым, трудовым, экологическим правом. В механизме их соотношения наблюдается следующее: значительная часть относящихся к их предмету общественных отношений фактически регулируется нормами административного права и свойственными ему правовыми средствами. Показательно в этом смысле то, что защита таких отношений осуществляется преимущественно в административно-правовом порядке. Деятельность государственных служащих является смежной областью регулирования трудового и административного права. Государственные служащие действуют от имени и по поручению государства. В процессе своей деятельности они выполняют организующие функции. Поэтому деятельность государственных служащих от имени государства по выполнению организующих функций, относящихся к управленческой деятельности, регулируется нормами административного права. Трудовые отношения служащего с администрацией (оплата, нормирование, охрана труда) к управлению не относятся и регулируются нормами трудового права. Административное право осуществляет проникновение и в другие отрасли права. 2.3. наука административного права:
|