Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие, предмет, место в системе юридической науки
Наука представляет собой весьма сложный и многогранный вид деятельности человека. Одновременно она является одной из форм общественного сознания, направленного на постоянное генерирование нового знания в результате особой специфической формы труда, и соответственно этот труд в целом определяется как научная деятельность. Наука рассматривается в триединстве – как система знаний, как форма общественного сознания и как особая форма деятельности. Такой подход к пониманию науки позволяет концептуально обосновать ее место и роль в развитии общества. Начало развитию науки административного права положила камералистика – наука о финансах, экономике, хозяйстве, управлении. Корни этой старейшей науки уходят в XVI в. Камеральная наука, которая считалась в ту эпоху также полицейской наукой, разработала свой инструментарий изучения управления, его структурную организацию и процесс совершенствования. Будучи политической по сути, камеральная наука учитывала также учение об экономике и о государственных финансах. На созданных теоретических основах возникла и наука административного права в XIX в. До XIX в. назначением полицейской государственной деятельности считалось обеспечение счастья граждан, безопасности и благосостояния. С термином «полиция» идентифицировалось внутреннее управление (за исключением управления финансами). Поэтому в литературе наука управления именовалась полицейской наукой. Она составляла комбинацию из описаний управленческих дел (случаев, мероприятий) и изданных в связи с этим инструкций и практических указаний по осуществлению административных действий. С развитием управления в важную правовую отрасль постепенно превращалось и административное право. Оно вырабатывало свою терминологию и создавало специальные правовые нормы, систему категорий, устанавливало формы и методы деятельности. Одновременно административное право представлялось и в качестве самостоятельной юридической дисциплины, которая стала предметом отдельной юридической доктрины. В процессе дальнейшего развития камералистики происходило обособление входящих в нее дисциплин. Наиболее значимым в деле формирования самостоятельной науки административного права явилось выделение из камералистики полицейского права. Современная наука административного права является составляющей белорусской юридической науки и включает систему взглядов, идей, представлений о законодательстве, регламентирующем отношения в сфере государственного управления (исполнительной власти), о его социальной обусловленности и эффективности, о закономерностях, реформировании и тенденциях развития административного законодательства, об истории и перспективах развития, о зарубежном административном праве. В процессе накопления и обработки научных знаний об административном праве используются определенные методологические средства, которые помогают обработке этих знаний, превращению их в систему научно обоснованной информации. К таким средствам, образующим состав науки административного права, относятся предмет науки, методология науки, система науки, научная терминология, категории науки, отраслевая библиография и история науки. Основной задачей науки административного права является юридическое толкование и создание теорий о применении (реализации) административного права. Ее задачами является выявление проблем в механизме административно-правового регулирования, толкование административно-правовых норм, разработка новых понятий и принципов, направленных на совершенствование государственной управленческой деятельности. Научные изыскания способствуют повышению эффективности правоприменительной административно-правовой деятельности и укрепляют механизм административно-правового регулирования. Предметом науки административного права является научнотеоретический анализ государственного управления (исполнительнораспорядительной деятельности), правоотношений в сфере государственного управления, административно-правовых норм и практики их реализации, выявление и изучение общих и характерных закономерностей механизма административно-правового регулирования. Наука административного права исследует правовой статус и систему органов исполнительной власти, их взаимоотношения с различными ветвями власти; правовое положение физических и юридических лиц в сфере государственного управления; административно-правовой статус государственных служащих; формы и методы управленческой деятельности; способы обеспечения дисциплины и законности в государственном управлении; организацию управления в отраслях и сферах; административно-юрисдикционную деятельность, а также административную деликтологию. Теоретической основой науки административного права служат философия, наука социального и государственного управления, общая теория государства и права, политология и социология и научные труды отечественных и зарубежных ученых. Используя методы научного анализа (исторический, логический, формально-юридический, социологический, сравнительно-правовой), наука административного права способна раскрыть проблемы современного правового регулирования управленческой деятельности. Развитие этой науки немыслимо без постоянного изучения практической деятельности органов исполнительной власти, функционирования института государственной службы, вопросов административной деликтологии и др. В системе науки административного права в определенной степени объективируется система административного права. Система науки, будучи системой знаний об административном праве, его подотраслях и правовых институтах, располагает изучаемые явления согласно внутренне присущей им последовательности, указывая каждому блоку правовых норм свое строго определенное место. Однако система науки административного права шире и богаче системы отрасли права. Она представляет собой не только систему научных знаний о действующем административном праве и его институтах, но также знания о наиболее общих категориях (понятиях) административного права: предмете, методе, системе и принципах административного права, административно-правовых нормах и административных правоотношениях, их видах, субъектах и объектах этих отношений, об исполнительной власти, ее признаках и функциях. Система науки административного права не копирует систему отрасли, но объясняет ее, применяя для этого соответствующий понятийный инструментарий. Она не является чем-то застывшим и навсегда установленным, развивается в ходе поступательного движения регулируемых административным правом общественных отношений. С этой стороны система науки динамичнее системы одноименной отрасли: быстрее воспринимает изменения жизни, откликается на новые социальные потребности, оперативнее вносит коррективы в содержание своих частей. Особенностью системы науки административного права является то, что она интегрирует материал о всех системах административного права: институционной, отраслевой, процессуальной и функциональной – в единую систему знаний об административном праве. Несомненно, что ее конфигурация определяется прежде всего функциональной системой отрасли, но вместе с тем отражает основные особенности, свойственные вспомогательным системам, и кладет в основу своего построения принцип единства, в силу которого вся система науки выступает как единая. Исследования в области административного права материализуются в монографиях, статьях, учебниках и учебных пособиях, а в теоретическом плане получают выражение в различных научных построениях, концепциях, определениях, классификациях. Наибольший вклад в развитие науки административного права нашего государства внесли: доктор юридических наук, профессор, членкорреспондент Национальной академии наук Беларуси, заслуженный деятель науки Республики Беларусь В.И. Шабайлов, доктора юридических наук Д.А. Гавриленко, Л.М. Рябцев, А.Г. Тиковенко, С.А. Балашенко, Г.А. Василевич, Д.М. Демичев, А.М. Абрамович, О.И. Чуприс, кандидаты юридических наук А.И. Сухаркова, А.Н. Крамник, Т.В. Телятицкая, И.И. Мах, С.М. Забелов, А.А. Постникова и др. Наука административного права тесно связана с административноправовой политикой и в определенной степени создает административное право посредством изучения и анализа управленческих действий, осуществляемых на основе закона разнообразными субъектами управления. К административно-правовой политике относится сравнительное правоведение в области действия и применения норм административного права. Административная политика исследует возможности создания новых моделей управления, улучшения организации управления и совершенствования управленческих действий, изменения правового режима управленческой деятельности. Цель такого исследования и вырабатываемых предложений – модернизация административного права, качественное применение его норм, а также совершенствование самой управленческой деятельности. Таким образом, наука административного права – это система научных представлений, знаний и теоретических положений о закономерностях, действующих в сферах административного права, как о совокупности соответствующих правовых норм и их применении органами и должностными лицами исполнительной власти.
|