Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
И организации рационального 5 страница
плана развития и охраны территории (Local Environment Plan); плана по контролю за развитием территории (Development Control Plan). Первый план — законодательный акт по планированию использования земель на территории городского района, который делит всю площадь на зоны, устанавливает порядок землепользования в них, а также цели и задачи по развитию территории внутри этих зон. Так, в плане были выделены следующие зоны и подзоны: 2 (а) - жилая с низкой плотностью застройки; 2 (б) - жилая со средней плотностью застройки; 3 — бизнеса; 4 — промышленная; 5 - специального использования; 6 (а) - локальной рекреации (отдыха); 6 (б) - общей рекреации; 9 (а) - резервирования строительства магистральных дорог; 9 (б) - резервирования строительства местных дорог; 9 (в) - резервирования для целей отдыха; 10 - смешанного использования. Любое другое использование земли, не соответствующее определенному зонированию, не допускается. Второй план по контролю за развитием землепользования Планирование использования земель сельскохозяйственного назначения в сельских районах шт. Новый Южный Уэльс имеет свои особенности. Основой для планирования использования и охраны этих земель также служат местные планы развития сельских территорий и охраны окружающей природной среды. При их составлении руководствуются следующими принципами. 1. Поощрение новых видов использования сельскохозяйственных земель и развития сельских территорий, учитывающих экологические требования. 2. Обеспечение максимальной пользы для общества при использовании сельскохозяйственных земель с минимальными экономическими и социальными затратами за счет: применения природоохранных методов ведения сельского хозяйства; сохранения и защиты сельскохозяйственных угодий от изъятия для несельскохозяйственных целей; предотвращения разбивки земель на небольшие участки, т. е. недопущения парцелляризации земель; отвода для несельскохозяйственного использования наименее продуктивных угодий. 3. Обеспечение большого разнообразия типов сельских поселений. 4. Зонирование территории с целью предотвращения изъятия продуктивных угодий для несельскохозяйственных целей, а также резервирования земель для развития городов, крупномасштабной разработки минерально-сырьевых ресурсов, древесины и т.п. 5. Применение ограничивающих и запрещающих типов землепользования в районах, подверженных наводнениям, пожарам, эрозии с сохранением древесной и кустарниковой растительности. 6. Охрана объектов, имеющих историческое, культурное и научное значение. В последней четверти XX в. в Австралии существенно изменилась концепция планирования использования земель. Стали признавать, что для поддержания экономического роста и социального благосостояния необходимо изыскивать денежно-материальные и другие средства для восстановления природных ресурсов, нарушение которых последовало вследствие интенсивного и часто неоправданного землепользования. При этом отмечают, что на австралийском континенте нарушение природного равновесия связано с исторически сложившейся системой частного землевладения и суверенных прав на собственность земель. Так, искусственные границы землевладений не принимали во внимание естественные формы ландшафта и не учитывали качества земель. Плохо продуманные программы освоения и мелиорации новых земель, заселения и дробление фермерских хозяйств сократили площади землевладений, увеличили протяженность неправильно расположенных границ, ухудшили жизнеспособность ферм. В этой связи в практику долгосрочного управления земельными ресурсами стали внедрять экологический подход, основанный на планировании, координации и организации рационального использования земли, воды, растительности и других ресурсов по водосборным бассейнам, предусматривающий равновесие между охраной и использованием природных ресурсов. Данный подход реализовывали путем сотрудничества правительства и местных властей на основе специальных программ (по предотвращению засоления почв в сельских районах, вдоль рек и протоков; по облесению территории; рациональному использованию земель фермерских хозяйств; охране почв и др.), а также при землеустройстве территорий. При этом основой проведения работ служили региональные планы (схемы) использования и охраны земельных ресурсов по водосборным бассейнам (Land Use Planning Schemes and Land Development Controls, Environment Plans), а также проекты природоохранного землеустройства. Например, в 1985 г. были начаты землеустроительные работы по бассейну р. Марри-дарлинг. Для этого была создана специальная Дирекция бассейна, покрывающего почти 15% поверхности Австралии. Было подсчитано, что из-за нерационального землепользования в бассейне этой реки сельское хозяйство ежегодно теряло 260 млн долл. (1987 г.). В 1989 г. был принят специальный закон шт. Новый Южный Уэльс «Об управлении водосборными площадями», на основе которого созданы Координационный комитет штата по управлению водосборными площадями, а также тресты и комитеты, ведущие работы по конкретным водосборам. Все работы вели на основе регионального (на водосбор) природоохранного плана. В развитие данного плана были разработаны проекты землеустройства по управлению водосборными площадями малых рек. Примером может служить проект землеустройства Ливерпульских равнин, расположенных на северо-западных склонах Нового Южного Уэльса. Площадь сельскохозяйственных угодий на равнинах составляет 600 тыс. га. Здесь размещены черноземные почвы, пригодные для высокоэффективного сельского хозяйства. Однако вследствие вырубки 80 % лесов на склонах холмов, перехода от скотоводства к интенсивному земледелию, отсутствия системы противоэрозионных мероприятий изменился водный режим этой территории, увеличился эрозионно опасный сток, участились наводнения, произошло заиливание ряда площадей, поднятие уровня грунтовых вод и заболачивание земель, что нанесло урон сельскому хозяйству. Более 50 тыс. га первичных аллювиальных почв теперь находится под сильной угрозой засоления. Засоленные подземные воды достигли глубины 1, 5 м от поверхности. Капиллярное перемещение довело соли до уровня корней растений, что снизило урожайность сельскохозяйственных культур. В этой связи в проекте землеустройства по управлению водосборными площадями Ливерпульских равнин были проведены следующие работы: осуществлено моделирование водного баланса и проведен гидрогеологический анализ территории; составлены планы существующего использования земель, глубины залегания грунтовых вод и их качества, растительности, размещения границ землевладений; разработаны предложения по планируемым площадям и составу сельскохозяйственных угодий, облесению территории, рациональному использованию воды, введению севооборотов, подбору трав для пастбищ, имеющих более глубокую корневую систему, мелиорации солонцов и др. 5.3. ОСОБЕННОСТИ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА В соответствии с законом землевладельцы самостоятельно принимают решения о виде и способах использования своих земель и внутрихозяйственном землеустройстве. Это их право, основанное на праве частной собственности на землю. Однако в Австралии благодаря созданному в последние десятилетия плановому контролю за землепользованием, осуществляемому государством через систему землеустройства и мониторинга земель при участии общественности, установлены пределы индивидуальной свободы в области использования земель и намечаются обязательные землеустроительные мероприятия внутри частных землевладений. Государство, осуществляя природоохранную политику, заставляет землевладельцев проводить на своих земельных участках внутрихозяйственное землеустройство. Таким образом регулируется поведение частного землевладельца в интересах всего общества. Для этого используют следующие финансовые средства и механизмы: инвестиции, выделяемые в ходе выполнения государственных, региональных и местных программ в сфере управления землепользованием; освобождение от налогов фермеров, затративших свои средства на осуществление проектов землеустройства (строительство дамб, водостоков; противоэрозионные мероприятия; борьбу с сорняками, вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур; перенос изгородей на пастбищах и т. п.), в размере, соответствующем 100 % затрат; денежные средства, выделяемые самими землевладельцами. Проводимое внутрихозяйственное землеустройство, называемое в Австралии «землеустройством на отдельных владениях», осуществляют следующим образом. 1. Проводят аэрофотосъемку землевладения фермерского хозяйства и составляют план существующей организации его территории. При наличии старого плана его корректируют наземными методами. На план наносят все дороги, постройки, изгороди, границы отдельных угодий, поля севооборотов, места водопоя скота, каналы, орошаемые участки и т. д. 2. Разрабатывают классификацию фермерских земель, учитывающую потенциальное плодородие почв и необходимость проведения почвозащитных мероприятий. При этом анализируют климат в районе расположения хозяйства, тип почв, рельеф местности, растительность, водостоки, частоту затоплений, имеющийся опыт земледелия и скотоводства, очаги ветровой и водной эрозии, степень солонцеватости, засоления и др. 3. Разрабатывают систему почвозащитных мероприятий в соответствии с потенциальной пригодностью фермерских земель для сельскохозяйственных целей и необходимостью их охраны и проводят землеустроительные улучшения территории: строят новые изгороди, дороги; линейные элементы организации территории размещают так, чтобы они соответствовали естественным границам и рубежам; намечают места закладки полезащитных ветро-ломных лесополос; проектируют систему севооборотов и ухода за пастбищами; вырабатывают меры по борьбе с деградацией земель и т. д. (табл. 2).
|