![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ч ■ 'Л
Г
ГчА- ■ у . 'b3)V-" " S
«У1*
■ *J
»" *■ •».■ «■ *» Pound; < л'£ Ж
^Ј^ A Рис. 4. Осуществление плана использования земель на территории Валей Стрим Лонг Айленда: я-1933г.; б- 1959г. земельные участки \ \ г^.--
/ муниципалитет \ г / N.___ " * V;: < ь**^* ■., ^■.■; " V._\ P^m
" £ * NTS? 4-..>, 4.: -v > >;
*to*№ft-V-
Управление по планированию
программирования Рис. 6. Типовая структура управления по планированию землепользования США нои поддержки или экономического развития, это перспективы развития землепользования, хотя и учитывающие вышеперечисленные моменты; разрабатывают их на длительную перспективу: генеральный план — 20...30 лет, план развития территории округа (района — 15 лет, муниципальный план — 5... 15 лет), хотя должны учитывать реальный переход от настоящего к будущему, что может повлечь за собой разработку плана первой очереди с обычным сроком в 5 лет; данные планы должны быть комплексными, всесторонними (Comprehensive Plan), учитывать не только использование земель, но и развитие строительства, транспорта, коммунальных систем, рекреации и др.; планы должны проводить в жизнь земельную политику, хотя в ряде штатов США они могут и не приобретать силу закона; в других случаях они служат юридической основой для зонирования, перепланировки, планирования бюджета и различных улучшений; данные планов должны помогать властям, планировочным комиссиям, мэрам, главам администраций различного уровня, менеджерам принимать решения в области развития землепользования. Основу планирования использования земель в штатах США составляет зонирование территории. Согласно определениям Американской ассоциации планировщиков и Международной ассоциации городского управления (The International City Management Association) под зонированием понимают деление территории муниципалитета (или округа) на зоны (районы) для целей регулирования использования земель, находящихся в частной собственности [176]. Зонирование территории закрепляется соответствующим местным законом или декретом (Zoning ordinance), который включает в себя план зонирования и правила использования земель в различных зонах. В США наиболее распространены виды зон: жилая (низкой, средней и высокой плотности застройки); промышленная; коммерческая; транспортная, коммуникаций и утилизации; торговая; обслуживания (сервиса); культурная, развлечений и рекреации; использования ресурсов и добычи полезных ископаемых (сельскохозяйственная, лесная, имеющая отношение к сельскому и лесному хозяйству, рыболовства, добычи полезных ископаемых и др.); водные площади, неразвиваемые и резервные территории. В соответствии со «Стандартной инструкцией кодирования использования земель» в США предлагалось выделить 9 основных категорий и 99 классов земель для зонирования. Для каждой зоны устанавливают одинаковый правовой режим, в рамках которого дают перечень основных, вспомогательных и временных видов использования земли и строений, предельные размеры площади участка, ограничения размеров строений и их размещения на участке, плотности застройки, соотношение площади жилой застройки и открытых пространств, условия доступа к дорогам, инженерным сетям и др. В плане зонирования территории города также показывают: минимальный размер земельного участка, его минимальную протяженность (длину) со стороны улицы, предельную высоту застройки, минимальный отступ объектов недвижимости от границы участка, максимальный процент площади занятого зданием (строением, сооружением) земельного участка, минимальную или максимальную площадь всех помещений здания в соотношении к размеру земельного участка (соотношение суммарной площади всех помещений к площади участка), совместимость зданий с точки зрения эстетико-архитектурных требований. В дополнение к плану зонирования разрабатывают правила межевания или перепланировки земель (Land Subdivision Regulation), которые вместе с первым документом используют для контроля землепользования. Правила межевания или перепланировки содержат требования и стандарты, которые необходимо выполнять при разделении фермерских или резервных (свободных) земель на массивы и земельные участки в ходе развития городских территорий. Эти требования и стандарты определяют размер и форму земельных участков, кварталов, ширину и длину улиц, строительные нормы и правила размещения дорог, обочин, коллекторов, водопроводных магистралей, тротуаров, пешеходных дорожек. В связи с урбанизацией в США постоянно требуются новые земли для роста и развития городов. Как правило, это прилегающие сельскохозяйственные территории с плодородными землями, которые находятся в частной собственности. Поэтому через механизм планирования использования земель и зонирования территории государство ищет компромисс между общественными и частными интересами, между природоохранными требованиями и интенсификацией природопользования, ограничивая изъятие ценных сельскохозяйственных угодий для нужд городов, промышленности, транспорта и иных несельскохозяйственных целей. Поэтому в США сформировалась система законодательства, ограничивающая перевод сельскохозяйственных земель в иные категории. К ним относятся: федеральный Закон о защите сельскохозяйственных земель (1981 г.), Закон о фермах для будущего (1990 г.), законы штатов о сельскохозяйственных районах. Последние дают земельным собственникам возможность и стимулы войти в эти районы на основе следующих механизмов и льгот: ослабления на уровне штатов и местном уровне законодательных правил, которые так или иначе препятствуют сельскохозяйственной деятельности; зонирования сельскохозяйственных земель; дифференциации налогообложения; ограничения на действия, связанные с исключительным владением землей; программ получения «права на развитие». Последние требуют от землевладельцев (в обмен на получаемые ими льготы) участвовать в программе в течение нескольких лет, что, по существу, ограничивает изъятие сельскохозяйственных земель. Отношение земель к разряду сельскохозяйственных в плане зонирования дает возможность ряду судебных органов запретить несельскохозяйственное использование земель. Фрагменты плана использования земель г. Кингспорт (шт. Теннесси) с зонированием территории и плана размещения земельных участков для строительства показаны на рисунках 7, 8. Планы использования и охраны земельных ресурсов реализуются через специальные программы регулирования землепользования.
^IJ\ m жилая застройка ea общественного назначения ■ коммерческая -границы - железные дороги ИЗ промышленная — главные дороги и автомагистрали = реки Рис. 7. План использования земли (Кингспорт, Теннесси)
Рис. 8. План земельных участков 6.5. ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ Помимо землеустроительной деятельности, осуществляемой федеральными службами, определенную работу по организации рационального природопользования проводят штаты и местные органы власти. Основной источник финансирования мероприятий по организации использования и охраны земель в США — федеральный бюджет; средства распределяют министерства на основании конкретных программ. Важнейшие из них перечислены в таблице 4. 4. Основные направления деятельности министерств и ведомств США в области охраны и рационального использования земельных ресурсов [75]
Направление деятельности Затраты на профаммы, имеющие отношение к сельскому хозяйству (1996 г.), млн долл. Основная программа
Министерство Техническая и кон- 3200 сельского сультативная поддержка хозяйства Предоставление субси- дий на внедрение фермерами природоохранных технологий Прямое финансирование проектов землеустройства Компенсация убытков землевладельцам за вывод земель из хозяйственного использования Привлечение фермеров к соблюдению определенных правил использования земельных и водных ресурсов Научно-исследовательская и информационная работа Армейский Освоение водных ресур- 1353 корпус сов и управление ими инженеров Освоение заболоченных территорий Защита от наводнений Строительство объектов гидроэнергетики Консервации эродированных земель Консервации сильно увлажненных и заболоченных земель Защиты фермерских земель Комплексного управле Выбора направлений консервации земель на фермах Картирования почв Осушения болот Контроля за наводнениями Продолжение
Направление деятельности Затраты на программы, имеющие отношение к сельскому хозяйству (1996 г.), млн долл. Основная программа
Министерство внутренних дел Агентство по защите окружающей среды Поддержание и улучшение состояния пастбищ, расположенных на общественных землях Контроль за сохранением объектов флоры и фауны (в том числе на сельскохозяйственных землях) Организация водопользования (для целей орошения и контроля водостока) Мониторинг природной среды (уровня загрязнения земель, воздуха, воды, сбросов твердых отходов, применения пестицидов, уровней шума и радиации) Разработка национальной системы ограничения выброса загрязняющих веществ По управлению и разработке ресурсов Проекты, реализуемые через бюро мелиорации Обеспечение качества воды По питьевой воде По пестицидам Национальная система (программа) ограничения выброса загрязняющих веществ
Итого (затраты федерального бюджета) Крупнейшей по объему финансирования и числу участников в 90-е годы стала программа консервационного резерва, осуществляемая Министерством сельского хозяйства и предусматривающая долгосрочный (на 10 лет и более) вывод из хозяйственного оборота земель с высоким уровнем эрозии почв. Основная работа была проведена в период с марта 1986 г. по июнь 1992 г. За это время было заключено 375, 2 тыс. договоров по выводу из производства 14, 7 млн га, что составило 8 % всей посевной площади страны. По условиям программы фермерам выплачивали земельную ренту за все выведенные из оборота земли. В 1986—1992 гг. размер компенсаций составил в среднем около 123 долл. в год за 1 га. Большая часть участников программы консервационного резерва выводила пашню из оборота путем высева многолетних трав и бобовых (около 60 % заключенных контрактов), а также устрой- ства естественных лугов (23 %). Посадку деревьев предусматривали лишь в 6 % контрактов, столько же контрактов было заключено на оставление земли под паром (устройство естественного покрытия). Последний способ был наиболее дешевым из всех применявшихся: затраты на него не превышали 0, 1 долл. на 1 га. Наиболее дорогим было устройство лугов, при котором затраты на 1 га земель составляли около 111 долл. Государство компенсировало фермерам до половины стоимости работ по обустройству выведенных из оборота земель. К середине 90-х годов XX в. срок заключенных по программе договоров начал истекать, что создавало возможность возврата в производство больших площадей «отдохнувших» земель. Это могло вызвать чрезмерный рост производства сельскохозяйственной продукции, нарушить сложившееся равновесие на рынке и вновь повысить эрозионную опасность. Поэтому в соответствии с сельскохозяйственным законом 1996 г. действие программы было решено продлить. Максимально возможная к выводу из оборота площадь была установлена в размере 14, 7 млн га. После принятия решения состоялся конкурсный тур подписки на участие в программе консервационного резерва, который был проведен в марте 1997 г. К участию в программе было предложено около 9, 4 млн га земель, из которых отобрали 6, 5 млн га. Использование больших земельных территорий в США регулируется также федеральными программами об улучшении качества воды. Законы о чистой воде и об управлении прибрежными зонами (1972 г.) периодически (каждые 5 лет) переутверждают. Сначала был предусмотрен контроль и регулирование загрязнения водных ресурсов от точечных источников (ферм, животноводческих комплексов, промышленных и коммунально-бытовых предприятий и т. п.), а затем принята специальная система использования земель, находящихся в водосборных бассейнах водных источников. Проблема заключалась в том, что в отличие от точечных источников загрязнители другого типа (например, сельскохозяйственное предприятие, применяющее пестициды или минеральные удобрения) выявить довольно трудно. Поэтому в отношении таких территорий в США реализуют специальные программы «Неточечные источники загрязнения» и «Контроль неточечных источников загрязнения в прибрежных районах». Первая программа предусматривает, что Агентство по защите окружающей среды выделяет специальные гранты штатам для развития конкретных проектов по контролю за точечными источниками загрязнения и ограничению их отрицательного влияния на качество водных ресурсов. В 1995 г. сумма таких грантов составила более 274 млн долл., из которых 107 млн было направлено на проекты в области сельского хозяйства. Во второй программе федеральное правительство впервые предприняло попытку прямого контроля за неточечными источ- никами загрязнения в сельскохозяйственном производстве. От властей всех штатов были затребованы специальные планы использования земель в прибрежных районах и по контролю загрязнения. Планы должны предусматривать в первую очередь добровольные меры ограничения стоков с сельскохозяйственных угодий, а также, если необходимо, принудительные меры. Важные меры по контролю загрязнения водных ресурсов предусматривает программа консервативного резерва, начатая в 1985 г. В соответствии с ней при выведении из хозяйственного оборота земли, граничащей с территорией источника воды, фермер, проводящий природоохранные мероприятия, может получать в качестве компенсации до 4, 5 тыс. долл. ежегодно. 6.6. ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ Функции планирования землепользования в сельской местности лежат на местных властях, имеющих в своей структуре подразделения по планированию, зонированию территорий и контролю за использованием земель. Общие площади земель сельскохозяйственного назначения, их месторасположение и целевое использование определяют на основе локальных схем развития или зонирования территории данного района. Эти схемы определяют также сельскохозяйственные земли, подлежащие в перспективе изъятию под застройку, для размещения объектов инфраструктуры или включаемые в резервный фонд. Вместе с тем, учитывая то, что США проводят политику по поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей (прежде всего фермеров) и стремятся повысить эффективность сельскохозяйственного производства, соблюдая принципы охраны почв, вопросы организации рационального использования земли в конкретных фермерских хозяйствах имеют первостепенное значение. Благоприятный климат и наличие плодородных почв способствуют развитию сельского хозяйства США. Страна занимает первое место в мире по производству мяса, кукурузы, сои, сорго, второе — по производству сахарной свеклы и табака, третье — по производству пшеницы и хлопчатника. США производят также большое количество фруктов, ягод, овощей и картофеля. Несмотря на высокое плодородие почв, их размещение по территории сильно дифференцированно. Учитывая это, политика развития и поддержки сельского хозяйства страны строится на основе качественного учета сельскохозяйственных земель, проводимого систематически. Начиная с 1935 г. все работы по качественной оценке сельскохозяйственных земель были переданы в ведение Службы охраны почв (Soil Survey). С этого времени они стали практическими и включают конкретные рекомендации для фермеров. Кроме того, Служба охраны почв стала предоставлять фермерским хозяйствам также и необходимую техническую помощь по осуществлению рекомендуемых мероприятий, обеспечивающих поддержание плодородия почв, а также по разработке проектов внутрихозяйственного землеустройства. Эта помощь заключалась в предоставлении фермерам соответствующего оборудования, техники, а также кредитов и консультационных услуг на выполнение некоторых технических работ по реконструкции землепользования. Рекомендации по организации рационального использования фермерских земель основаны на классификации сельскохозяйственных угодий по следующим признакам: почвы, их гранулометрический состав, агрохимические и водно-физические свойства, гидрология, степень подверженности эрозии, уклоны и другие характеристики рельефа. При составлении карт классов земель в США применяют метод так называемого «фракционного кодирования» (Fraction — code). Признак, учитывающийся при полевых обследованиях территории, соответствующим образом зашифровывают, и ему присваивают определенное буквенное или цифровое обозначение. Выделенному внутри классов ареалу земель, в зависимости от сочетания присущих ему особенностей, также присваивают тот или иной комплексный индекс. Таким образом, каждый контур получает конкретную оценку качества земель. Обычно это небольшие участки, имеющие детальные характеристики. Это имеет большое практическое значение, так как землепользователь, располагающий подобными данными, получает возможность дифференцированно подходить к проблеме использования земель даже в пределах одного и того же класса. Затем проводят комплексную группировку контуров на топографической основе или по аэрофотоснимкам. В результате этого выделяются классы земель по сложности их хозяйственного использования. Все их делят на две большие категории. В первую категорию входят земли, относящиеся к I...IV классу и пригодные с той или иной степенью ограничений для выращивания сельскохозяйственных культур. Ко второй категории относят земли V...VIII класса, пригодные в основном для пастбищного использования. Исключение составляет лишь VIII класс земель, которые можно использовать либо для создания на них зон отдыха, либо заповедников, либо их исключают из использования вообще. Схематическое размещение данных классов земель показано на рисунке 9. Большое значение в США при планировании развития сельского хозяйства придают и ландшафтным признакам: топографии (степени расчлененности территории, размещению различных видов угодий, дорог и т. п.), водному режиму, размещению заболоченных земель, видовым характеристикам (рис. 10). Рис. 9. Размещение классов земель: I...VIII— классы земель по потенциальной опасности эрозии По данным профессора П.Ф. Лойко, при планировании использования земель в сельском хозяйстве широкое распространение получает экономическая оценка земель. В США пока не выработано единой методики проведения экономической оценки земель. В различных районах страны применяют следующие методы: доктора Р. И. Стори (Калифорния); А.Р. Эндала и Р. Т. Оделла (Айова и Иллинойс); оценки по цене реализации земли Г.С. Хааса и К. Брандта; сравнительной статистики и др. Методику использования данных экономической оценки земель при планировании их использования рассмотрим на примерах проведения земельно-оценочных работ в округе Алламаки шт. Айова. В пределах этого округа было выделено 39 различных типов почв, подсчитаны процент обрабатываемых земель и урожайность каждой культуры в пределах каждого типа. Последовательность дальнейших расчетов можно проследить на примере оценки суглинистых черноземовидных почв серии Файетт. Помимо определения структуры посевов и урожайности всех выращиваемых культур были установлены степень применения удобрений, известкования почв, террасирования полей, кон-турность или полосность посевов. После подсчета валового дохода и всех производственных затрат для почв данной серии был рассчитан чистый доход, составивший 11, 59 долл./акр. Наибольший чистый доход в округе был получен при возделывании почв серий Тама и Джадсон — 20, 46 долл./акр. Продуктивность этих почв была оценена в 100 %. Соответственно, продуктивность почв серии Файетт составила 57 %. После проведения всех необходимых расчетов было выяснено, что из 39 выделенных в округе типов почв только 22 целесообразно использовать под пашню. Остальные 17 были признаны при-
Рис. 10. Ландшафтная карта территории Висконсина годными только для пастбищного использования или лесоразведения. На плодородных почвах соотношения в оценках пашни, пастбищ и лесов выражены гораздо более контрастно, чем на менее плодородных. При этом определение наиболее рационального способа использования каждого участка должно обязательно сопровождаться изучением всего хозяйства как единого целого. Кроме того, текущее использование данного участка, например в качестве пастбища, вовсе не означает, что именно этот способ использования — наиболее рациональный. С целью защиты от изъятия ценных сельскохозяйственных угодий для жилого и производственного строительства и иных несельскохозяйственных нужд в США применяют экономические методы регулирования, в основном на уровне штатов. Наибольшее распространение получил метод льготного налогообложения сельскохозяйственных земель. К началу 90-х годов XX в. такие законы были приняты во всех штатах, за исключением Канзаса. Основная идея заключалась в том, чтобы оценку сельскохозяйственных земель для целей налогообложения проводить не по реальной стоимости (как для всех остальных видов недвижимости), а исходя из их фактического использования. Поскольку рыночная цена земельного участка, используемого под застройку, значительно больше по сравнению с ценой фермерской земли, заметно уменьшается потенциальная выгода для фермера, желающего продавать землю для последующего несельскохозяйственного использования. По данным А. Е. Гайдамаки, штаты применяют самые разнообразные механизмы льготного налогообложения. Так, в шт. Нью-Йорк осуществлена программа создания сельскохозяйственных районов. По условиям программы фермер, включивший свои земли в состав сельскохозяйственного района, может претендовать на льготную оценку земель для исчисления налога и одновременно принимает обязательство не изменять их целевое назначение. В случае его нарушения он обязан возместить полученные налоговые льготы в пятикратном размере. Эта программа получила поддержку населения, так как участие в ней было добровольным, а стимулы — достаточно высокими. В результате около четверти сельскохозяйственных земель штата включено в программу [25]. Однако эффективность льготного налогообложения ограничена. Так, в районах, где существует очень высокий устойчивый спрос на земли под застройку (и соответственно формируются очень высокие цены на них), льготное налогообложение не сдерживает сокращение площадей сельскохозяйственных угодий, так как у фермера сохраняются мощные стимулы продавать землю для последующего несельскохозяйственного использования. Таким образом, льготное налогообложение сельскохозяйственных земель достигает своей цели только в условиях среднего и низкого спроса на землю. Другой метод, используемый с той же целью, получил название «приобретение права застройки». Он пока не очень распространен, но его считают достаточно перспективным. Суть его заключается в том, что местные органы власти выкупают право застройки, сохраняя за землевладельцем все остальные права на земельный участок. В итоге он оказывается не вправе самостоятельно принимать решение о застройке и земля сохраняется для сельскохозяйственного использования. Участие в подобных программах добровольное, но предполагается, что фермер заинтересован продать право застройки, чтобы уменьшить свои долги, купить дополнительно еще участок земли, вложить полученные средства в улучшение земель и т.д. Соответствующий опыт имеется в основном в северо-восточных штатах (Нью-Йорк, Массачусетс), где площади сельскохозяйственных угодий ограничены. Еще один метод — так называемое сельскохозяйственное зонирование территории, применяемый зачастую в комбинации с другими. На территории административной единицы выделяют зоны преимущественного использования земель для сельскохозяйственных целей, а другие виды использования существенно ограничивают. Имеются различные механизмы такого ограничения, но все они основаны на регулировании плотности застройки. Например, установить для сельскохозяйственной зоны минимальный размер отводимого под застройку участка (обычно равный размеру средней фермы в данной зоне). Поскольку перевод сельскохозяйственных земель в несельскохозяйственное использование немедленно приносит фермеру доход, и зачастую значительный, ограничения, связанные с зонированием, постоянно критикуют различные политические группы влияния. Поэтому успех данного мероприятия во многом зависит как от методов его практической реализации, так и от степени его общественной поддержки. Земельная политика на сельскохозяйственных землях США опирается на хорошо отрабатываемую информационную базу, включающую, в частности, цифровые электронные карты. Так, служба консервации природных ресурсов Министерства сельского хозяйства осуществляет программу картирования почв. Работы проводит специальное подразделение (Национальная кооперативная служба картирования почв), об их масштабах можно судить по следующим данным. Меньше чем за год (с 1 октября 1993 г. по 30 августа 1994 г.) были составлены новые почвенные карты территорий общей площадью около 5, 7 млн га и обновлены имеющиеся карты на площади 4, 6 млн га. Всего за период работы программы составлены почвенные карты территорий общей площадью более 700 млн га. Все программы Министерства сельского хозяйства США сопровождаются необходимой научно-исследовательской, консультативной, внедренческой, пропагандистской и образовательной деятельностью. Научные разработки проводит сельскохозяйственная исследовательская служба министерства, а кооперативная служба исследования, образования и внедрения через систему грантов финансирует аналогичную деятельность в других научно-исследовательских учреждениях. Служба экономических исследований изучает экономические аспекты природоохранного землепользования. Служба консервации природных ресурсов наряду с широким кругом обязанностей по администрированию природоохранных программ также собирает необходимые данные, проводит специальные исследования состояния почв, водоразделов рек, примыкающих к районам интенсивного земледелия, и др. Издержки государства на осуществление мероприятий в области рационального использования и охраны земли и других природных ресурсов в США за последние годы значительно выросли. С 1985 по 1996 г. соответствующая часть бюджета министерства почти утроилась в текущих ценах или удвоилась при их пересчете в постоянные. В значительной степени это произошло благодаря проведению программы консервационного резерва, связанной с большими компенсационными платежами за вывод земель из оборота. В 1991 —1996 гг. на эти цели было израсходовано около 51 % всех средств, направленных по линии министерства на природоохранные цели. В целом земельную политику США можно рассматривать как совокупность компромиссов, имеющих скорее динамический, чем постоянный характер. Укрепляются позиции тех, которые считают землю общественной ценностью, и соответственно расширяются масштабы контроля за использованием частных земель. Эта тенденция постоянно встречает сопротивление сторонников невмешательства государства в бизнес и собственников, стремящихся к получению абсолютных прав на землю. 6.7. СИСТЕМА ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ Работы по организации рационального использования и охраны земель в США встроены в общую систему землеустроительных и природоохранных мероприятий. Их проводят несколько организаций — Министерство сельского хозяйства, Министерство внутренних дел, Агентство по защите окружающей среды, Армейский корпус инженеров и др. В стране действует Ассоциация частных землемеров. Государственные земли находятся в ведении Землеустроительного бюро (Bureau of Land Management, BLM), являющегося подразделением американского Департамента (министерства) внутренних дел. Это бюро учитывает и организует рациональное использование и охрану 262 млн акров государственных земель, владеет правами на разработку недр на площади 300 млн акров, поддерживает легальный статус для 331 млн акров заповедников, созданных на государственных землях, таких, как национальные парки, заказники, заповедные леса, обеспечивает управление минеральными ресурсами и кадастровую съемку для 56 млн акров индейских земель (2002 г.). Бюро землеустройства (BLM) было учреждено в 1946 г. и объединило главный земельный офис, созданный в 1812 г. при Министерстве финансов, и Пастбищную службу, функционирующую с 1934 г. Учрежденная BLM Программа кадастровой съемки включает в себя документальную регистрацию и определение официальных границ земель общей площадью более 700 млн акров. Современные межевые знаки BLM, устанавливаемые на поворотных точках границ государственных земель, снабжены надписью «Unlawful to disturb» — «Трогать запрещено законом». В структуру Бюро землеустройства входит 12 отдельных штатов, 58 отделений графств и 140 местных отделений. Всего в системе работает около 10 тыс. чел. Основные функции бюро: ведение земельных информационных систем; проведение кадастровых съемок; ведение земельных архивов 31 штата; подготовка конкретных планов регионального развития; проведение земельных съемок и землеустройство; выпуск лицензий и других разрешений на использование земель и полезных ископаемых; инспектирование правильности использования выданных лицензий и разрешений; проектирование и строительство дорог, других коммуникаций и зданий; мониторинг ресурсов; продажа федеральных земель и покупка земель в федеральную собственность. Указанные функции выполняют специалисты и эксперты бюро на местах и координируют с другими органами государственной власти соответствующих уровней (федерация, штат, графство). Работа бюро по землеустройству — один из источников денежных поступлений в федеральный бюджет (около 800 млн долл. ежегодно). Главные статьи дохода — продажа древесины и общественных земель, сдача в аренду пастбищ, а также дорог для проезда к собственности, продажа разрешений на разработку полезных ископаемых, предоставление услуг (обучение кадров, проведение исследований, оценка проектов, проведение закупок). Бюро землеустройства поддерживает архив свидетельств о собственности на земли, ранее находившиеся в общественной собственности. В архиве нет данных по штатам, составляющим 13 первоначальных колоний, земли которых никогда не были собственнос- тью федерального правительства. Информация по этой территории находится в архивах соответствующего штата. Ежегодно бюро выдает более 10 тыс. копий документов, подтверждающих право собственности на конкретные участки. Архив бюро централизован, все документы находятся в одном месте. За свою историю федеральное бюро по землеустройству передало в собственность частным лицам и различным организациям 1, 1 млрд акров земель, в том числе 287 млн акров бесплатно; 328 млн акров было передано под строительство общественных (бесплатных) школ, транспортных систем и других объектов. Все имеющиеся документы микрофильмированы; в 1989 г. было решено перейти к оптическому сканированию документов, внедряется новая система учета и поиска регистрационных документов. С 1993 г. бюро землепользования начало продавать компьютерные компакт-диски с оптической информацией всем заинтересованным лицам [31]. Специалистов, осуществляющих землеустроительные и топог-рафо-геодезические работы, в США обычно делят на три группы. Геодезисты (geodetic surveyors) измеряют форму и размер земной поверхности. Топографы (topographic surveyors) определяют координаты и картографируют объекты землеустройства, различные объекты местности, в том числе контуры земельных участков, водоемы, дороги, здания и т. п. Землемеры (land and cadastral surveyors) прокладывают и размечают границы земельной собственности в соответствии с определенной юридической процедурой. Профессия землеустроителя в России гораздо шире. Помимо технических и юридических вопросов, которые хорошо знают землемеры в США, российские землеустроители хорошо владеют вопросами управления земельными ресурсами, т.е. являются земельными менеджерами, знают вопросы экономики и технологии сельскохозяйственного производства, могут решать планировочные задачи. В США профессия землемера — более узкая специальность. Поэтому к решению землеустроительных задач привлекают не только землемеров, топографов, геодезистов, но и планировщиков, юристов, технологов, экономистов и др. Глава 7 КАНАДА 7.1. СОСТОЯНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ФОНДА СТРАНЫ Канада — вторая после России страна по размерам территории. Ее площадь составляет 9976, 1 тыс. км2 (997, 6 млн га). Население — 30, 3 млн чел. В сельскохозяйственном производстве используется 68 млн га (7 % территории), пашня занимает 5 % общей земельной площади, а обрабатываемые земли — 4 % территории (41 млн га). По количеству обрабатываемых земель Канада занимает пятое место в мире. Плотность населения в стране невысока — 3 чел. на 1 км2. Зем-леобеспеченность составляет 33, 3 га общей площади на человека, в том числе 2, 42 га сельскохозяйственных угодий и 1, 5 га пашни. Канада — индустриально-аграрная страна с высоким уровнем развития экономики. В сельской местности проживает 20 % населения, в городах — 80 % [52]. Уровень жизни населения — один из самых высоких в мире. По объемам добычи полезных ископаемых Канада занимает третье место в мире. В стране ведут разработку месторождений каменного угля, нефти, природного газа, железной руды, меди, никеля, цинка, свинца, молибдена, урана, золота, серебра, калийных солей и др. Развиты черная и цветная металлургия, работающая на собственном сырье, а также машиностроение, нефтеперерабатывающая и химическая промышленность. Сельское хозяйство Канады отличается высокой степенью товарности и механизации труда. Наибольший удельный вес в составе реализуемой продукции обеспечивают зерно и маслосемена — 30 %, мясо (без битой птицы) — 27, молочная продукция — 13 %. В структуре посевных площадей преобладают зерновые культуры (пшеница, овес, ячмень, кукуруза). Кроме того, выращивают лен, рапс, картофель, табак. Развито овощеводство. Главным физико-географическим фактором, ограничивающим развитие сельскохозяйственного производства Канады, является климат. В западной части страны он более мягкий (умеренно морской и переходный). Восточные районы государства относятся к области муссонного климата, здесь плодородные почвы и невыраженный рельеф местности. В южно-центральной части Канады, в основном в пределах провинций Саскачеван и Манитоба, значительную территорию занимают зоны лесостепей и степей, представляющие северное продолжение Великих равнин США. Но наиболее ценные сельскохозяйственные угодья сосредоточены в провинции Онтарио. Природные условия страны определяют и зональную специализацию сельскохозяйственного производства. Так, зерно и маслосемена производят в зоне прерий (степей), в пределах провинций Альберта, Саскачеван, Манитоба, а также в Британской Колумбии в бассейне р. Пис. Здесь выращивают пшеницу, ячмень, овес, канолу (канадская разновидность рапса), рожь, лен. В провинциях Онтарио и Квебек выращивают кукурузу и соевые бобы. Три четверти поголовья крупного рогатого скота сосредоточено в степных провинциях, тогда как большая часть поголовья свиней находится в Квебеке и Онтарио. Доля зоны прерий по поголовью свиней высока. В то же время в провинциях Квебек и Онтарио концентрируется также основная часть молочного стада крупного рогатого скота. Кроме того, в Канаде занимаются разведением овец и лошадей. Развито рыболовство. Другая важная отрасль страны — лесное хозяйство. Лесами покрыто 45 % территории. По запасам древесины Канада уступает только России и Бразилии. В разработку полезных ископаемых, включая нефть и природный газ, непосредственно вовлечено менее 0, 05 % всей территории, однако влияние этих отраслей на состояние земельного фонда существенно из-за их воздействия на окружающую среду на значительных площадях. Городские поселения и промышленные зоны (помимо районов разработки минеральных ресурсов) занимают 1 % территории. Рост городов выступает одним из важнейших факторов, ведущих к возникновению конфликтов по поводу земли, поскольку города обычно окружены кольцом интенсивного пригородного сельского хозяйствам рекреационными зонами. Например, за 1966—1986гг. под городское строительство в Канаде из земель сельскохозяйственного назначения было отведено 175 тыс. га. Для целей рекреации и в качестве природоохранных территорий используется 7 % суммарной площади [53]. Большая часть земель Канады — 90, 3 % находится в государственной собственности и относится к землям Британской Короны (Crown Land). Государственное землевладение представлено федеральным и провинциальным (административно-территориальным) уровнями. В частной собственности находится 9, 7 % всех земель, из них почти 75 % занимают фермерские хозяйства (табл. 5). 5. Структура землевладения в Канаде (все категории земель)1
Грунтовые и поверхностные воды в Канаде находятся в собственности Британской Короны. Их использование, однако, не требует специального разрешения. Последнее необходимо лишь при вовлечении в деятельность иностранных юридических лиц. Большая часть земель сельскохозяйственного назначения (98 %) находится в частной собственности, остальные представляют федеральный резерв или состоят в ведении Фермерской кредитной корпорации. Хотя в федеральном владении находятся 40, 3 % государственных земель Канады, почти все они сосредоточены в пределах северо-западных территорий и провинции Юкон, находящейся на севере страны. Поэтому государственное землевладение в наиболее населенной и освоенной части Канады представлено практически только землями, принадлежащими правительствам провинций (лишь в Альберте, Нью-Браунсуике, Новой Шотландии и Саска-чеване по нескольку процентов земельной площади находится непосредственно в федеральной собственности) (табл. 6).
|