Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социальная стабильность Экономический рост
Развитие земельных рынков Гарантированное землепользование Система передачи прав на землю Регистрация прав на землю T ЗЕМЛЯ Оценка земель, исходя из рыночных условий Учет информации о землепользовании
Земельные налоги Землеустройство
Финансируемые Общественные Службы Продуктивное и устойчивое развитие Рис. 23. Структурная схема регулирования землепользования в Великобритании Главный оценщик подчиняется непосредственно Комитету по внутренним бюджетным поступлениям, а комитет — министру. Главный оценщик и его помощники, используя результаты обследований, проверок, а также другие источники, ведут учет информации по «годовой цене» как коммерческой, так и жилой недвижимости. В этих оценках учитывают площадь занимаемой территории, ее использование, месторасположение, рыночную цену и т. д. Важное значение в работе УОН имеют крупномасштабные топографические карты, составленные Ordnance Survey. За состояние учета данных о землепользовании, классификацию и рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения отвечает Министерство сельского хозяйства, а за земли других категорий — Департамент (министерство) по защите окружающей природной среды, транспорту и регионам. Во многих случаях Департамент делегирует муниципальным властям предусмотренную законом функцию относительно планирования и организации рационального использования и охраны земель. Министр сельского хозяйства и министр по защите окружающей природной среды отвечают перед Парламентом за работу в этом направлении, хотя на практике ведут ежедневный учет главы департаментов и управления центральной или местной власти. В Шотландии, кроме того, в г. Абердин имеется научно-исследовательский институт использования земель (Macaulay Land Use Research Institute), который занимается исследованием вопросов в области землепользования и находится в ведении госсекретаря Шотландии. Вопросы, связанные с топографо-геодезическим, картографическим, аэрокосмическим и другим обеспечением управления земельными ресурсами Великобритании, решает Государственная топографическая служба (ГТС) — Ordnance Survey. Глава этой службы подчиняется непосредственно министру по защите окружающей природной среды, транспорту и регионам, который отчитывается перед Парламентом за соблюдение установленных государственных требований по выполнению национальных топографических и картографических работ. В задачу Службы входит регулярная актуализация результатов топографической съемки в масштабах всей страны с целью предоставления своим законным клиентам топографической и картографической продукции, соответствующей принятым нормам, что позволяет этим органам выполнять возложенные на них функции. Из этого следует, что предоставленная исходная картографическая информация, которая затем служит основой для учета специализированной информации, осуществляемого другими земельными институтами, должна соответствовать высоким профессиональным и техническим стандартам. Одной из характерных черт организационного устройства, отличающих Великобританию от многих других стран, является то, что, хотя Государственная топографическая служба и ведет регистрацию физических данных о местности, она не является хранителем или регистратором специализированных данных, касающихся прав собственности, оценки земель или землепользования. Учет таких записей ведут отдельные управления, перечисленные ранее, которые в соответствии со своими специализированными обязанностями формируют соответствующие записи на основе карт ГТС, используя при этом необходимую для них информацию. В соответствии с этим ГТС является поставщиком, а КГЗРП, Управление по оценке недвижимости, Министерство сельского хозяйства, муниципалитеты и другие пользователи — клиентами. Эти правительственные учреждения, выступая в качестве клиентов, платят ГТС за предоставляемую продукцию и услуги так же, как платят и другие негосударственные и частные пользователи карт этой службы. За выполнение этих государственных функций, связанных с земельными вопросами и картированием, отвечают разные учреждения, «коммерческие» отношения обеспечивают тесную связь между законными пользователями карт и службой Ordnance Survey как поставщика этой продукции и услуг. Можно отметить, что главная черта модели, используемой в Великобритании, — разделение функций между теми, кто ведет съемку и выполняет картографические работы, и теми уполномоченными службами, которые ведут учет специализированной информации по земле. Каждая из них может самостоятельно разрабатывать методики и формы учета, необходимые для удовлетворения своих растущих потребностей. 10.3. ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ УЧРЕЖДЕНИЙ, ВЕДУЩИХ ЗЕМЕЛЬНОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ Применяемые в последние годы за рубежом термины «земельное администрирование» (Land Administration) или «система земельного администрирования» (Land Administration System) no своему содержанию аналогичны терминам «управление земельными ресурсами» или «система управления земельными ресурсами», используемым в России. Эта система включает в себя определенные государственные органы (службы), наделенные в соответствии с законами полномочиями в области регулирования землепользования, соответствующие регистрационные, земельно-кадастровые, земельно-планировочные и землеустроительные действия, направленные на организацию рационального использования и охраны земли, четко выверенный землеустроительный процесс и землеустроительную документацию. Общие затраты на земельное администрирование (управление земельными ресурсами) в государственном секторе в Великобри- тании в 2000 г. превысили 1 млрд. фунтов стерлингов (1, 5 млрд долл., 25, 4 долл. на 1 чел., 61, 5 долл. на 1 га). Эти цифры относятся к стране с 59-миллионным населением, площадью 24, 4 млн га, валовым внутренним продуктом в 1152 млрд долл. и 25 млн разного рода объектами собственности в Англии и Уэльсе. Как было показано ранее, основным государственным органом, ведущим регистрацию земли и строений в Великобритании, является Королевская государственная земельная регистрационная палата (КГЗРП) — «НМ Land Registry»1. Все земли и постройки, которые передаются от одного владельца другому, должны быть зарегистрированы в Палате. Эта обязательная регистрация вступила в силу в 80-е годы, но до сих пор не зарегистрировано более 70 % земли. Затраты на содержание КГЗРП составляют 230 млн фунтов стерлингов (345 млн долл.) в год при штате сотрудников 8500 чел. КГЗРП была создана в 1862 г., хотя британцы признают, что через 140 лет еще нет универсальной системы регистрации. Всего зарегистрировано более 17 млн титулов и около 5 млн не зарегистрировано. Данные о регистрации за последние 20 лет полностью открыты для широкой публики. КГЗРП находится в ведении министра юстиции — Лорда-Канцлера (Lord Chancellor), что подтверждает высокую значимость земельной регистрации, направленной на охрану государством прав землевладения и землепользования, проведение устойчивой земельной политики государства (рис. 15). Земельная регистрационная палата имеет штаб-квартиру в Лондоне и 24 региональных представительства (районные отделения) по всей Англии и Уэльсу. Каждое из этих региональных представительств обслуживает определенный географический район, куда входят несколько муниципальных образований [37]. Каждое районное отделение возглавляет районный регистратор, который по условиям Закона о земельной регистрации должен быть юристом. Он имеет широкие судебные права наделять в законном порядке титулом и разрешать споры. Делами каждой районной палаты управляет региональный менеджер, который отвечает за финансы, кадры, работу и выполнение намеченных производственных и финансовых планов. В среднем каждое представительство обслуживает округ с населением 12 млн, и его штат составляет 320 сотрудников. Каждое представительство в своем штате обычно имеет 5 юристов и 100 специалистов, экспертов по земельной регистрации, работу которых поддерживает деятельность 150 сотрудников регистрационной палаты, которые занимаются либо юридическими вопросами, либо обсле- 1 Land Records and the Role of Government. — LARIS Courses. — LAPECO (Land and Property Economics). — London: 2001. — P. 2—4. Лорд-Канцлер (министр юстиции) Королевская государственная земельная регистрационная палата Государственный архив Отделы по управлению государственными землями Районные отделения-24 Рис. 15. Организационная структура Земельной регистрационной палаты дованием и картографическими работами. Остальные сотрудники — обслуживающий персонал. Вопросами, связанными с составлением топографических карт, Государственная топографическая служба (ГТС) имеет центральный офис (штаб-квартиру) в Саутгэмптоне, 1200 работников и 80 региональных полевых офисов, где трудится еще 68 чел. Территориально она охватывает Англию, Шотландию и Уэльс. Работники полевых офисов отвечают за состояние и сбор топографической информации. Эта информация скапливается в Са-унтгэмптоне и вводится в Национальную Топографическую Базу Данных (НТБД). Эта база представляет собой серию баз данных, которые определяют диапазон продукции ГТС, включающей в себя карты большого, среднего и мелкого масштабов, сети дорог, информацию об адресах, связанную с топографией по строительству, и информацию по высотам. Бумажную и компьютерную продукцию поставляют покупателям через сетевые продажи, работников маркетинга в Саутгэмптоне и по всей Великобритании. Численность работников ГТС постоянно сокращается благодаря внедрению новых технологий и стремлению к экономии государственных средств. Несмотря на то что Государственная топографическая служба по-прежнему принадлежит правительству, теперь она имеет коммерческий фонд и должна покрывать свои рас- 1 В переводе с англ. — «артиллерийская служба». ходы. Ежегодные затраты на содержание ГТС, поступающие из госбюджета, составляют примерно 80 млн фунтов стерлингов (120 млн. долл.). Составление карт в Великобритании играет важную роль в силу правила «границ общего характера». Границы некоторых землевладений существуют с тех пор, когда еще не было их документального подтверждения. Считается, что лучшее подтверждение их расположения — это физическое существование. В стране более 100 лет существуют точные карты, с вековыми границами землевладений, охватывающие территорию Великобритании в масштабе 1: 2500, а городские районы в масштабе 1: 1250. Они являются исходной точкой при физическом планировании рационального использования и охраны земли, оценке или других действиях по управлению землей и собственностью. Карты составлены с точностью до сотых долей гектара, что является для страны удовлетворительным и проверке не подлежит. Вопросами оценки земли и другой недвижимости в Великобритании занимается Британское управление по оценке недвижимости (УОН) (State Land Valuation Service — Valuation Office). Это общегосударственная организация, созданная в 1910 г. и предоставляющая консультации по вопросам оценки всем департаментам правительства, некоторым отделам администраций и неправительственным организациям. В управлении работают государственные оценщики. Работа УОН осуществляется через 85 местных офисов, которые разбиты на 24 географические группы. Кроме того, существует 15 специализированных отделов, в которых работают сотрудники, компетентные в вопросах оценки земель с полезными ископаемыми, очень крупных фабрик и другой особой недвижимости. Персонал управления составляет 4000 чел., которые обладают знаниями, используемыми при подготовке списков оценок собственности, необходимых для исчисления местного налога или налога на коммерческую собственность. Управления также представляют консультации по вопросам принудительного отчуждения недвижимого имущества и налогам, взимаемым Налоговым управлением. Затраты на содержание управления по оценке составляют 150 млн фунтов стерлингов, или 240 млн долл. Оценочные работы на земельном рынке проводят не только государственные специалисты, но и частные присяжные инспекторы, которых насчитывают около 30 тыс. чел. Они же выполняют некоторые виды землеустроительных работ. Частные присяжные инспекторы объединены. Они являются членами Королевского института дипломированных землемеров и оценщиков. Иначе этот институт называют Королевским институтом присяжных инспекторов (КИПИ). КИПИ — это профессиональная частная организация. Она имеет Королевскую грамоту, на основе которой присяжные инс- пекторы представляют услуги по оценке земель и другим вопросам, связанным с имуществом и землеустройством. Оценку проводят согласно стандартам Международной комиссии и рекомендациям Европейской группы ассоциаций оценщиков. Присяжные инспекторы отвечают за сбор и обобщение рыночной информации, необходимой пользователям земли, фермерам, производителям, промышленникам, а также для определения размера компенсаций при изъятии земли и применения налога на недвижимость. Члены КИПИ руководствуются Правилами поведения, в основе которых лежит обязанность: «служить на благо людей, соблюдение широких общественных интересов». Профессиональная деятельность регулируется «Красной книгой», состоящей из 23 Положений, обязательных для исполнения с 1990 г. Эти положения охватывают такие определения, как цель оценки, ее принципы, квалификацию оценщиков, инспекцию имущества, систему отчетности, оценку кредита под залог, оценку для ипотеки жилищного имущества, связь со страховыми компаниями, Фондовой биржей и т.д. Присяжные инспекторы имеют соответствующее образование, подтвержденное дипломами профессиональных ассоциаций, в большинстве случаев КИПИ. Это обычно диплом бакалавра (три года) или магистра (плюс один год) для тех, у кого уже есть специальное образование. Учебный курс состоит из изучения экономики, законодательства, оценки, планирования, строительства и менеджмента. После получения диплома кандидат в оценщики должен успешно проработать два года под наблюдением профессионала, после чего получает звание присяжного инспектора. Конфликты относительно оценки земель, налога на коммерческую недвижимость, а также другие земельные споры решают в земельном арбитраже. Некоторые апелляции, возникшие вследствие оценки налога на прирост капитала, налога на наследство, принудительного отчуждения, передают земельному трибуналу. В редких случаях дела поступают в суд, минуя арбитражи. Большое значение в управлении земельными ресурсами имеет и Налоговое управление, которое облагает налогом имущество. Системе поимущественного налога, которую раньше называли системой «Обложения налогом», в Великобритании уже 400 лет. Она включает в себя налог на стоимость пользования недвижимым имуществом (стоимость годовой ренты), который выплачивается теми, кто им пользуется. За последние 10 лет эта система была разделена на две части, так что налогообложение нежилой собственности осуществляют на прежних принципах, а жилую собственность облагают налогом в соответствии с капитальной стоимостью. Сельскохозяйственные земли не подлежат поимуще- ственному налогообложению, т. е. сельскохозяйственные угодья не облагаются налогом. Местные налоги контролирует Департамент защиты окружающей природной среды, транспорта и регионов, который является ведомством центрального правительства, ответственным за вопросы местного самоуправления. В Великобритании для выполнения государственных и социальных функций правительство и другие государственные учреждения имеют в собственности или пользовании много объектов недвижимого имущества. Есть земельные участки и виды собственности (операциональная земля), которыми государство владеет для выполнения своих функций — для размещения зданий министерств, полицейских участков, очистительных сооружений и пр. Управление имуществом государственного сектора на всех уровнях правительства представляет собой важнейшую задачу, которая, однако, нецентрал изована. Общая сумма используемых средств составляет не менее 150 млн фунтов стерлингов, а вероятнее всего, значительно больше. Другие услуги по оценке, которые предоставляются оценщиками, нанятыми местными властями или работающими по контракту с частным сектором, равняются еще 30 млн фунтов стерлингов. Кроме того, государственные средства затрачиваются на систему физического (территориального) планирования в государственном секторе, в которой занято 10 000 чел., на систему управления строительством, а также на суды и арбитраж и, занимающиеся земельными вопросами. Общая сумма этих затрат составляет примерно 400 млн фунтов стерлингов. Кроме того, около 8000 сотрудников КИПИ непосредственно заняты в государственном секторе (включая образование). Имеются и другие сотрудники, работу которых финансирует государственный сектор. Эти цифры больше для городских плановых служб (КИПИ): 63 % или 8000 чел. заняты непосредственно в государственном секторе. По оценкам 22 000 квалифицированных архитекторов (RIBA) 15 % своей зарплаты получают из фондов государственного финансирования. Это означает, что из 110 000 квалифицированных специалистов в этих трех организациях примерно 20 000 имеют средства к существованию из государственного бюджета. Таким образом, земельное администрирование в государственном секторе имеет много функций и осуществляется на всех уровнях управления. Хотя земельная регистрация — это огромная система, затраты на нее составляют одну четверть всех средств, расходуемых на земельное администрирование в государственном секторе, ее нельзя считать способной разрешить все землеустроительные проблемы. Но ситуация в государственном секторе — это лишь часть общей картины. Средства, используемые в частном секторе, в четыре раза больше. 10.4. ПЛАНИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ Планирование использования и охраны земельных ресурсов в Великобритании — важнейшая часть земельной политики государства. При продаже земли и недвижимости, связанной с ней, собственники и владельцы не могут изменить целевое назначение земли без согласования с местным Советом по планированию при городской или районной (графство) администрациях (муниципалитетах). В Великобритании существует строгая система контроля за изменением правового режима использования земли и иной недвижимой собственности. Это объясняется тем, что изменение целевого назначения земельного участка может повлечь за собой существенное увеличение или уменьшение его стоимости. Например, стоимость сельскохозяйственных земель в окрестностях Кэмбриджа, для которых имеется разрешение на жилищное строительство, повысилось с 7, 5 до 2000 тыс. фунтов стерлингов за 1 га (с 10 до 2800 тыс. долл. за 1 га), т. е. в 280 раз [142]. Обычно целевое назначение земельных участков определяют на уровне отдельных зон и других территорий, не доходя до уровня индивидуальной собственности. Однако некоторые виды собственности, такие, например, как «представляющие особую архитектурную или историческую ценность», подлежат учету и их развитие подчиняется определенным правилам. В этих случаях ограничения на использование земельных участков отражаются в записях по объектам собственности и регулируются в Королевской государственной земельной регистрационной палате. Система планирования использования земель в Великобритании наиболее четко начала развиваться с 1947 г. Она имеет несколько уровней: государственный, региональный и местный (муниципальный). Государственный уровень планирования получил свое начало с утверждения сети стандартных районов Великобритании (1947 г.), экономико-планировочных районов (1964 г.) и правительственных районов и графств, вид которых (2001 г.) показан на рисунке 15 [163]. Развитие территорий, планировку использования земель и застройку в городах, а также совершенствование землевладения и 5 Землеустройство. Т. 7
землепользования решают на основе иерархически взаимосвязанных общего структурного (Comprehensive Plan) и местного (Municipal) планов. Общий структурный план разрабатывают как обязательный для каждого графства документ. Он представляет собой описание общих направлений политики графства в области землепользования и градостроительства, включая природоохранные мероприятия. Данный план определяет основные виды использования территории (функциональное зонирование), трассы магистральных инженерных и транспортных коммуникаций, зоны городской реконструкции и развития. После разработки и обсуждения населением этот план отправляют на рассмотрение представляющему правительство государственному секретарю, который имеет право утвердить план полностью, частично при условии доработки или же отклонить. Местные планы разрабатывают для всех территорий на уровне округов (муниципалитетов) специальные местные комиссии по планированию и застройке на основе утвержденного окружного плана. Местные планы в последнее время разрабатывают для всех территорий Великобритании. Комиссия по планированию и застройке обычно состоит из выборных членов совета округа и имеет собственный штат специалистов. Полномочия, процедуры формирования и деятельности комиссии зафиксированы в специальном своде правил, который составляет и утверждает совет округа в соответствии с законами о местном самоуправлении и нормативными актами министерств. Местный план разрабатывают на период 10... 15 лет. Он содержит подробное изложение стратегии развития города и карту в масштабе 1: 10 000 или 1: 25 000. В плане нет функционального зонирования, а даны основные требования к видам использования земель и застройке территории, схемы развития транспорта и инженерных сетей. План утверждает местный совет после общественного обсуждения и не требует одобрения государственным секретарем. Последний имеет право признать местный план недействительным, если он не соответствует региональным или национальным документам планирования. В Великобритании, как и в большинстве других стран Европы, одним из механизмов планирования использования земель является зонирование территории городов. Оно определяет целевое назначение каждого земельного участка и перспективы его использования. Зонирование территории осуществляют местные органы власти (муниципалитеты), в которых есть комитеты по планированию и застройке. Собственник земли не имеет права без разрешения органов власти изменять назначение земель и целевое их использование. Планы зонирования территории округов (графств, муниципалитетов), где выделяют земли сельскохозяйственного назначения, промышленности и транспорта, земли под застройку, природоохранного и историко-культурного назначения и др., составляют землемеры и архитекторы. Их утверждают в муниципалитетах и они являются руководством для собственников земли. Внутри землевладения собственник сам использует землю, определяя, какие культуры выращивать (диктуется рынком), где размещать объекты инфраструктуры и пр. Землеустроительные работы проводят специалисты, работающие в частном секторе (80 %) и в государственных учреждениях (20 %). В Королевской государственной земельной регистрационной палате и ее территориальных органах есть землемеры, обмеряющие площадь, но споры, возникающие по поводу размещения границ и размеров земельных участков, крайне редки. В этой стране в 1987 г. утверждена классификация видов функционального использования городской территории, в которой выделены 16 видов использования земель, объединенных в четыре основные группы: А — торговые, Б — промышленные, В — жилые, Г — коммунального назначения. Законом по жилью и планировке (1986 г.) введено также понятие «зон упрощенной планировки», которые оказались полезны для стимулирования строительства в общественно значимых районах. Решение об установлении таких зон находится в компетенции местных органов власти. Для этих зон планировочное разрешение выдают на 20 лет, а контроль за землепользованием и застройкой упрощен. Большое значение в развитии городов имеют корпорации, которые правомочны покупать землю и устанавливать дополнительные требования по землепользованию, обязательные для соблюдения (наряду с требованиями, определенными графством или округом). Корпорации соответствующей властью наделяет Министерство по защите окружающей природной среды. В силу этого они планируют использование земли на закрепленной территории, могут предоставлять гранты для развития и расширения коммерческой деятельности во внутригородских районах, а также предоставить ссуды для строительства на земельных участках, которые они продают или сдают в аренду. Совет корпорации согласовывает свою деятельность с местной властью. По мнению английских специалистов, информационная основа управления земельными ресурсами в Великобритании отличается от других европейских стран. Так, они считают, что если в Европе планирование использования, оценка земли и управление земельными ресурсами осуществляются на основе земельного кадастра, то в Великобритании формального земельного кадастра нет [146]. То есть в большинстве европейских государств земельно-кадастровые данные используют для расчета стоимости земли отдельно от расположенной на ней недвижимости, стоимость которой оценивают самостоятельно. В этом случае земельно-кадастровая карта становится «стоимостной картой» для оценки земли. Можно оценить стоимость одного участка по стоимости окружающих его участков, принимая во внимание кадастровую карту. Отдельные вычисления стоимости недвижимости, построенной на этой земле, проводят по цене ее замещения. Этот подход сильно отличается от подхода в Великобритании. Информация о характере владения недвижимостью, стоимости недвижимости и использовании земли находится в ведении разных организаций: соответственно КГЗРП, У ОН и Департаменте по защите окружающей природной среды. Недвижимость характеризуется не с помощью топографических карт ГТС (Ordnance Survey), а определяется адресом. При этом налог уплачивают с учетом права собственности на недвижимость или периода пользования недвижимостью и исчисляют его на основе уполномоченной оценки (например, налог на прирост капитала или налог на наследство), на основе ставки или списка результатов оценки, утвержденных специально в налоговых целях. Кроме того, отсутствие формального земельного кадастра в Великобритании объясняется исторически сложившимися отношением к границам земельных участков и к их отображению на картах. В стране действует правило «границ общего характера» и закон о «владении, основанном на утверждении правового титула вопреки притязаниям другого лица». Это означает, что если кто-то занимает земельный участок в течение 12 лет (как бы являлся его собственником), то он при некоторых обстоятельствах получает на нее «титул». Великобритания была основана и полностью заселена уже почти 1000 лет назад. Границы некоторых земельных владений существуют уже с тех пор и сложились раньше, чем появились их документальные подтверждения. Многие границы существуют несколько столетий, и согласно правилу «границ общего характера» физическое существование границ считают лучшим подтверждением их расположения. Физическая граница может стать юридической через 12 лет, даже если эта граница была проведена не в соответствии с планом продажи. В других странах Европы, где имеются кадастровые системы, определяющие право собственности, земельно-кадастровый план имеет преимущественное право. Тем не менее топографические карты в Великобритании широко распространены, особенно в случаях, когда для управления земельными ресурсами на различных уровнях (в целом по стране, регионам, территориям муниципалитетов) применяют цифровые модели местности и геоинформационные технологии. Топографические карты достаточно точны. Например, на картах сельской местности имеются участки земли, площадь которых указана с точностью до сотых долей гектара. Покупатели и продавцы земли обычно считают, что эти цифры убедительны и их не проверяют. 10.5. ОСОБЕННОСТИ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА При организации рационального использования и охраны земли в Великобритании широко используют методы территориального землеустройства, связанные с изменением границ, площадей и месторасположения земельных участков. Большая часть границ земельных участков, особенно в сельской местности, в стране сложилась исторически и продолжает сохраняться. Эти границы землевладений, как правило, совпадают с живыми урочищами, находятся в нижних частях склонов и представляют собой линию, ограниченную с одной стороны рвом, с другой — кустарником, растущим на камнях, выложенных в древности (рис. 16). Так как границы землевладений постоянны, необходимость в их изменении возникает только при принудительном отчуждении земель для государственных проектов прокладки дорог, для частных строительных компаний, цели которых совпадают с общественными и т. п. Отчуждение можно проводить и как санкцию при нецелевом использовании земли. Постановление государственных органов об отчуждении можно опротестовать в Верховном суде. В случае если в течение трех лет не производится никаких действий в соответствии с постановлением, то распоряжение об отчуждении теряет юридическую силу. В законодательстве Англии и Уэльса (Кодекс о компенсациях) предусмотрена выплата компенсаций собственнику земли за отчуждение части участка. Очень часто отчуждение приводит к тому, что оставшуюся часть зе землю только на своей \(/ \ )\ ственник предъявляет при- территории f \\ \ ^J обретающему органу власти Рис. 16. Схема размещения границ землевладений в Великобритании: 1 — кустарник; 2 — земляная насыпь; 3 — камни; 4 — ров соответствующую претензию (уведомление). Тогда выносят решение о приобретении всей собственности в целом. К компенсационным выплатам относят: стоимость изымаемой земли; компенсацию за раздел (в случае, если часть участка изымают); компенсацию за беспокойство и другие неудобства (это любой убыток, понесенный потерпевшим собственником, который является прямым результатом отчуждения); доброжелательность (это определено как цена, которую покупатель платит свыше стоимости с учетом, что клиенты продолжают приходить на это предприятие и продолжают деловые отношения); потерю прибыли; другие деловые или торговые убытки (возможно обесценивание акций от продажи, уведомление клиентов о новом адресе, новые запасы бумаги, новые телефонные подключения); компенсацию за перенос или прекращение части бизнеса; затраты на адаптацию бизнеса (в случае переноса требуется стоимость приспособления этого помещения к новым условиям); расходы по переезду, судебные издержки и другие выплаты (стоимость поиска нового здания, убытки, понесенные в результате неудавшейся покупки сопоставимого здания, плата за обследование и т.д.); оплату лишнего времени в случае поиска альтернативного помещения и пр.; банковские проценты (в случае заема денег в банке на покупку альтернативной собственности). Компенсацию выплачивают также и в том случае, если землю не изымают, но в результате проведения общественных работ (перестройка дорог, аэропортов и пр.) появляются шум, пыль, дым, вредные испарения и огонь. Любые противоречия в определении компенсационных выплат решают в земельном суде. Например, на территории землепользования находятся мясоперерабатывающий завод, завод по производству кормов для домашних животных и два распределительных склада с охлажденными продуктами. Трасса новой скоростной дороги пересекает первоначальный подъездной путь, отрезая заводы и склады от дороги. Площадь участка, отчуждаемого по этому проекту, составляет 3, 03 га. Иск, предъявленный собственником земли, включает в себя: стоимость отчуждаемой земли площадью 3, 03 га, компенсацию за раздел и нанесение ущерба, стоимость строительства нового подъездного пути, пропускного пункта, мойки для грузовиков и мостовых весов, гонорары инспекторам, юристам, архитекторам. После совместных переговоров и корректировки цены общий размер компенсации составляет примерно 550 тыс. долл. США. 10.6. ОСОБЕННОСТИ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА В ШОТЛАНДИИ Шотландия — одна из стран Соединенного Королевства, являющаяся частью Великобритании. Она имеет свое правительство, а с 1999 г. и свой парламент. Земельные отношения в Шотландии, так же как в Англии и Уэльсе, складывались многие столетия и были ориентированы на абсолютную земельную собственность Английской Короны с преобладанием элементов феодальной системы. Несмотря на то что остатки этой системы сохранились до настоящего времени, они не мешают землевладельцам и землепользователям осуществлять земельный оборот и использовать землю по своему усмотрению. Тем не менее Шотландский парламент активно обсуждает вопрос об отмене остатков феодальной системы земельных отношений. Так, в 2000 г. им был принят Закон «Об отмене закона о феодальном владении» (Abolition of Feudal Tenure etc (Scotland Act), введение в действие которого предусмотрено в ноябре 2004 г. [144]. Общая площадь Шотландии составляет 8, 07 млн га. Точных данных о числе земельных участков (парцелл) в Шотландии в реестре, составленном Рабочей группой по управлению земельными ресурсами Европейской Экономической Комиссии ООН, не имеется. Однако по оценкам специалистов регистрационной службы Шотландии в единый Земельный регистр страны должны быть внесены сведения о 2 611 797 единицах собственности. На 31 марта 2003 г. в Земельный регистр внесены данные о 34, 2 % собственников недвижимости, что составляет по площади 5 % территории страны [166]. Ежегодно в частном секторе Шотландии осуществляют оборот примерно с 200 тыс. земельных участков и регистрируют 120 тыс. закладных по недвижимому имуществу. По размерам землевладения и землепользования в Шотландии сильно различаются. Так, 20 наиболее крупным землевладельцам Шотландии принадлежит 1552 тыс. га земли (19% площади всей страны). Среди них — Комиссия по лесам (Forestry Commission) — 640тыс. га, компании: Duke of Buccleuch—108 тыс. га, Scottish Executive — 104 тыс. га, National Trust of Scotland — 70 тыс. га и др. В числе 20 наиболее крупных землевладельцев есть и отдельные граждане страны, например, Робин Флеминг владеет 32 тыс. га, лорд Маргадэйл — 29, 2 тыс. га земли. Законы Шотландии разрешают иностранным гражданам владеть земельными участками. В числе первых десяти из них есть малазийцы, арабы, датчане, шведы, американцы, египтяне, швейцарцы. Размеры их землевладений составляют 6, 8...28 тыс. га. Большей частью земель в Шотландии владеют юридические и физические лица — 47 %, местные власти имеют в своем распоря- жении 35 % земель, жилищные ассоциации — 9 % земель, арендуют для непосредственного использования или в коммерческих целях также 9 % земель [166]. Данные показатели сильно варьируют по графствам страны. Например, в частном владении в Глазго находится всего 5 % земель, в то время как в горных районах их насчитывается более 70 %. Эти данные уточняют по мере наполнения Земельного регистра Шотландии новыми сведениями. Регистрация земли и иной недвижимости и сделок с ними в Шотландии сосредоточена в одном месте — специальном ведомстве, называемом «Регистры Шотландии» (Executive Agency «Registers of Scotland»), которое находится в ведении министра юстиции Шотландии. По своему организационно-правовому статусу Служба регистров Шотландии представляет собой государственную коммерческую компанию, действующую на принципах самофинансирования и самоокупаемости. Кроме того, она имеет права коммерческого фонда, что позволяет ей часть своей прибыли направлять по своему усмотрению на развитие производства, приобретение оборудования, операции с ценными бумагами и т. п. Ежегодно государству отчисляют 6 % от прибыли компании. В Службе регистров Шотландии (RoS) работают 1300 сотрудников, имеется два главных офиса в Эдинбурге и Глазго и два Центра обслуживания клиентов. Регистрируют земли и недвижимость и сделки с ними специалисты производственных отделов. До начала 60-х годов XIX в. регистрацию земельных участков в Шотландии вели в местных регистрационных отделах графств. После этого все регистрационные дела были сосредоточены в одном месте. С 1868 г. единая Служба регистров Шотландии стала самостоятельной автономной коммерческой компанией, подотчетной Министерству (департаменту) юстиции. Основные доходы Службы складываются из сборов, взимаемых с юридических и физических лиц за регистрацию земельных участков и сделок с ними. Для этого парламентом и правительством Шотландии утверждены специальные тарифы, зависящие от стоимости недвижимого имущества. Например, если стоимость имущества не превышает 10 тыс. фунтов стерлингов, тариф (плата за регистрацию) составляет 22 фунта, до 15 тыс. — 33, до 20 тыс.— 44, до 5 млн — 7500 фунтов стерлингов [115]. В 2001 г. за счет регистрации земли и недвижимости и сделок с ними Служба регистров Шотландии получила 47, 16 млн фунтов стерлингов (75, 5 млн долл. США), в 2002 г.— 46, 88 млн фунтов стерлингов (75, 0 млн долл.), прибыль, полученная этой организацией, составила: в 2001 г. — 5, 96 млн фунтов стерлингов, в 2002 г. — 5, 6 млн фунтов стерлингов [115]. Служба регистров Шотландии отвечает за составление и поддержание 15 общественных реестров в стране. Наиболее важные из них, касающиеся земли и имущества — два: Регистр «Сасин» (The Sasine Register от франц. sasine — захватывать) и Земельный регистр. Остальные 13 регистров ведут по запретам на продажу, завещаниям и другим операциям. Регистр «Сасин» — общественный реестр документов на землю, действующий с 1617 г. Его ведут на основе Закона парламента Шотландии (1617 г.), который ввел Генеральный регистр Эдинбурга, охватывающий всю территорию страны, а также Партикулярные регистры в 21 графстве Шотландии. В дополнение к этому в 1681 г. были введены окружные (бурге-кие, городские) регистры, в которых регистрировались все земельные сделки, имеющие место в королевских округах. Регистр «Сасин» был введен в связи с необходимостью предотвращения многочисленных случаев мошенничества при передаче прав собственности на имущество, а также для оказания помощи при разрешении земельных споров. Со временем, особенно в связи с появлением надежной почтовой службы, необходимость иметь партикулярные и окружные (бургские) регистры стала отпадать, а местные отделения регистрации стали ненужными. Поэтому в 1868 г. в Эдинбурге Партикулярный регистр был объединен с Генеральным. После введения Земельного закона 1926 г. стали закрывать и окружные (бургские) регистры. По своей форме остававшийся основным в XX в. регистр «Сасин» представлял собой особую поземельную книгу, в которую заносили сведения, основанные на документах и дающие полную историческую справку по единицам собственности. Это своего рода регистр документов по сделкам с земельными участками, закладными и др. Регистр «Сасин» действовал в Шотландии в течение многих лет и достаточно эффективен и сегодня. Однако в последней четверти XX в., когда мировая практика стала основываться не на регистрации документов, а на регистрации прав с использованием точного картографического материала (планов земельных участков) с обеспечением государственных гарантий прав земельной собственности, регистр «Сасин» перестал удовлетворять предъявляемым требованиям, несмотря на то что с 1995 г. он был переведен в электронный вид путем сканирования первичных документов. С 1979 г. парламент Соединенного Королевства Великобритания принял земельный закон для Шотландии, который касался изменений в земельной регистрации. На основе этого закона с 1981 г. в Шотландии начали вести второй — новый Земельный регистр. В отличие от регистра «Сасин» Земельный регистр гарантируется хранителем, обеспечивает защиту прав землевладельцев и выдачу документа, удостоверяющего право собственности на землю. Его обязательно дополняют планом регистрируемого земельного участка, который с 1993 г. составляют в цифровом виде. Регистр «Сасин» и Земельный регистр разделяют Шотландию на 33 части, которые соответствуют графствам административно-территориального деления страны. Документы до сих пор регистрируют в Регистре «Сасин» и Земельном регистре, касающемся соответствующего графства. Их можно направлять в представительства RoS, расположенные как в Эдинбурге, так и в Глазго. В дальнейшем предполагают отказаться от ведения Регистра «Сасин» и заменить его данными Земельного регистра. Происходить это будет постепенно, так как установлено, что заполнять Земельный регистр будут только при купле-продаже земли. Регистр «Сасин» же ведут при любой операции с земельным участком (при получении банковского кредита, завещании, дарении и др.). В 2002 г., например, было сделано 200 тыс. запросов на регистрацию земельных сделок. Земельные отношения, землепользование и землеустройство в Шотландии регулируются множеством нормативных правовых документов, касающихся землеустроительной деятельности. Например, регистрацию земли и иной недвижимости осуществляют на основе: Закона Шотландии о земельной регистрации (Land Registration (Scotland) Act, 1979); Правил регистрации земель в Шотландии (Land Registration (Scotland) Rules, 1980); Тарифов по регистрации (Fees in the Registers of Scotland Order, 1995). Основной законодательный акт, определяющий порядок планирования и организации рационального использования земель, — Закон о планировании в городах и сельской местности (Town and Country Planning Act, 1997). В соответствии с этим законом местные власти разрабатывают Планы развития своих территорий. По содержанию данные планы близки к схемам землеустройства административных районов нашей страны. Отличие заключается в том, что их неукоснительно выполняют и они служат главным и обязательным видом землеустроительной документации, предшествующим любой другой деятельности по предоставлению и изъятию земельных участков, изменению их целевого назначения, разрешенного использования и т. п. Только на основе Планов развития территорий с разрешения местных властей проводят межевание земель, территориальное землеустройство, строительство дорог, других объектов и т. п. Строительные фирмы, осваивающие земельные участки, и их представители (developers), получая разрешения от местных властей, гарантируют им начинать деятельность с создания инфраструктуры (строительства дорог, инженерных коммуникаций и т. д.). Даже если эти фирмы разоряются, то в результате страхования строительной деятельности местные власти имеют на своих территориях устроенные дороги и другие элементы инфраструктуры. При регулировании земельных отношений в Шотландии используют и другие законодательные акты. К числу основных из них относятся законы: О сельскохозяйственных землевладельцах — Agricultural Holdings (Scotland) Act, 1991; О землепользовании мелких крестьян (крофтеров) — Crofters (Scotland) Act, 1993; О национальных парках Шотландии — National Parks (Scotland) Act, 2000; О земельной реформе в Шотландии — Land Reform (Scotland) Act, 2003. В отличие от Службы регистров Шотландии Государственная топографическая служба «Ordnance Survey» является подразделением одноименного ведомства Соединенного Королевства, ведущего свою деятельность на территории Англии, Шотландии и Уэльса. В городах Шотландии действует 5 отделений этого ведомства. Главные задачи «Ordnance Survey» — картографическая деятельность в интересах государства, составление и поддержание полной карты Великобритании, составление и постоянное обновление планово-картографического материала различных районов страны, предоставление карт государственным органам, на торгово-промышленные и потребительские рынки и т. д. В Шотландии Государственная топографическая служба обеспечила создание карт на всей территории страны в следующих масштабах: для городов—1: 1250, для сельской местности — 1: 2500, для горных районов — 1: 10 000. Учитывая, что картографическая коммерческая деятельность, в отличие от регистрационной, как показала практика, нерентабельна, правительство приняло специальную целевую программу в области национальных картографических интересов — NIMSA (National Interest Mapping Service Agreement), согласно которой то-пографо-геодезическая служба получает 14 млн фунтов стерлингов в год. Эта программа (соглашение) была принята в апреле 1999 г. со сроком действия 7 лет. За 1999—2001 гг. только на выполнение картографических работ по государственному заказу было выделено 42 млн фунтов стерлингов. В целом расходы «Ordnance Survey» составляют 100 млн фунтов стерлингов в год. В 2002 г. в этой службе работало 1800 чел., в том числе 1350 чел. — в штаб-квартире, расположенной в Саутгемпто-не, 450 топографов — в различных районах Великобритании. В 2003—2004 гг. в связи с повышением технической оснащенности планируется сокращение числа работников до 1500 чел. Большая часть оборота Государственной топографической геодезической службы (80 %) формируется за счет средств от продажи электронных картографических цифровых данных Службам регистрации «НМ Land Registry» Англии и Уэльса и «RoS» Шотландии. В Шотландии электронные картографические цифровые данные используют для поддержания регистра «Сасин» и Земельного регистра. Кроме того, эти цифровые сведения за плату по установленным правительством тарифам передают Разведывательному агентству географической информации и видеоданных Министерства обороны (Defence Geographic and Imagery Intelligence Agency), Департаменту окружающей среды, продовольствия и сельских районов (Department Environment, Food and Rural Affairs), предприятиям коммунального хозяйства и связи, коммерческим фирмам, местной администрации. На продажу выставляют также туристические карты в масштабе 1: 50 000, продаваемые в количестве 2 млн экз. в год (900 видов), и другие материалы1. Научными проблемами, связанными с землепользованием и землеустройством, в Шотландии занимается специальный Научно-исследовательский институт использования земель Макалея (Macaulay Land Use Research Institute), расположенный в Абердине. Он находится в ведении Государственного секретаря Шотландии. Земельные споры в стране решают в судах, через частный и государственный арбитраж и с использованием посредников. Большая часть дел проходит через государственный арбитраж, в структуру которого входит публичный арбитраж, земельный трибунал и специальный суд. Своего рода неофициальными арбитрами, решения которых обязательны, являются также некоторые государственные органы, осуществляющие служебные расследования по земельным делам [8]. Земельный трибунал по Шотландии занимается преимущественно вопросами, связанными с переоценкой земельных участков, оспариванием законности условий, ограничивающих землепользование. Председателя Земельного трибунала назначает Верховный суд Шотландии из числа своих членов. Решение принимают привлекаемые к работе юристы и эксперты в области землеустройства. На слушаниях землепользователи и землевладельцы могут представлять самих себя без адвокатов. Подать апелляцию на вынесенные решения можно только в соответствии с положениями существующего законодательства. Земельный суд Шотландии рассматривает дела по аренде и прекращению права владения земельными участками площадью менее 25 га. Состав Земельного суда назначает Верховный суд Шотландии из числа юристов (1...2 чел.) и специалистов по сельскому хозяйству (3 чел.), которые принимают решения. Свои заседания Земельный суд назначает в различных графствах, что обусловлено разной принадлежностью земельных дел. Решения Земельного суда — окончательные и не подлежат пересмотру другим судом. www.ordnancesurvey.co.uk. Публичный арбитраж принимает иски по спорному землевладению и землепользованию на участках площадью более 25 га. Состав арбитров назначает Председатель Верховного суда из числа экспертов в области сельского хозяйства, землеустройства и оценки земельных участков. Расходы по арбитражу оплачивают стороны, участвующие в рассмотрении земельных дел. Частный арбитраж имеет договорную основу. Арбитр здесь является нейтральным экспертом по решению спорных земельных дел. Решение частного арбитра имеет обязательную силу. Суд не может оспаривать его решения, кроме случаев, когда поступают заявления о коррупции, мошенничестве, предвзятости, превышении арбитром своих полномочий. Поэтому судебные процедуры в Великобритании очень дороги и могут длиться долгое время. В последние годы в стране начали усиленно развиваться установленные законом процедуры досудебного урегулирования земельных споров через посредников (solisitors). В Шотландии только 5 % земельных дел доходит до суда, остальные 95 % решают через посредников. Посредник (solisitor) в Шотландии — это юрист, занимающийся разрешением споров по земельным участкам и иной недвижимости. В стране имеется очень много посредников, которые объединены в различные организации, фирмы, конторы. Они все чаще включаются в бизнес по операциям с землей и другой недвижимостью, дают консультации по финансам, приобретают земельные участки для их последующей реализации и т. п. Это существенно отличает Шотландию от Англии, где основными в деятельности по сделкам с собственностью являются агенты по недвижимости. Среди известных в Великобритании посреднических фирм, например, можно выделить шотландскую компанию «ESPC—UK» (Edinburgh Solicitors Property Center — Эдинбургский центр посредников по операциям с собственностью). Эта коммерческая организация была основана в 1971 г. В 2003 г. в ее составе находились 160 адвокатских фирм, расположенных на территории Шотландии, и 50 — на территории Англии. В 1998 г. эта фирма открыла свой «Посреднический магазин недвижимости» (SPC — Solisitors Property Shop). Только в 2002 г. объем продаж земли и иной недвижимости, осуществленных через «ESPC—UK», составил 2 млрд фунтов стерлингов (около 90 млрд р.). Ежедневно WEB-страницу этой компании (www.espc.com) посещает 11 тыс. чел. Судебные разбирательства в Шотландии ведутся также между Службой регистрации (RoS), с одной стороны, и землевладельцами и землепользователями, зарегистрированными в регистрах, с другой стороны. Предметами судебных исков являются ошибки, допущенные Службой регистров, связанные с потерей документов или потерей зарегистрированными лицами прав, вследствие неправильного установления ограничений и обременении в использовании участков. В результате таких ошибок владельцы земель не могут продать свои участки, несут коммерческие потери и упущенную выгоду. Например, в одном из исков, предъявленных к Службе регистров Шотландии владельцами супермаркета, было указано, что в связи с необоснованным установлением ограничений по строительству подъездной дороги горожанам был затруднен доступ в их магазин. Из-за этого супермаркет потерял 1 млн фунтов стерлингов. Данный иск был удовлетворен судом на 300 тыс. фунтов стерлингов. Иски предъявлялись также и в связи с ошибками при установлении площадей и границ земельных участков в процессе земельной регистрации. Всего с 1 апреля 1981 г. по конец 2002 г. к Службе регистров Шотландии было предъявлено более 700 исков размером от 500 до 1 млн фунтов стерлингов. В среднем в год подают примерно 50 исков. С 1 апреля 1993 г. по 31 марта 2003 г. общие выплаты по искам составили 1 065 169 фунтов стерлингов, что составляет менее 1 % доходов Службы регистров Шотландии. Возмещают ущерб по искам на основе раздела 12 Закона о регистрации земли в Шотландии (1979г.). Для оценки ущерба назначают специальную комиссию. Г л а в а 11 ГЕРМАНИЯ 11.1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА Землеустройство в Германии имеет давнюю историю. Межевание земель и их учет начали в этой стране еще в средние века. Уже в XVIII в. проводили землеустроительные работы по разделению, обмену и консолидации земель, введению севооборотов. Первое упорядочивание общинных земель в Пруссии стало осуществляться по закону от 1 августа 1771 г., а с 9 октября 1807 г. в стране было объявлено свободное владение землей. С 1810 г. все крестьяне стали самостоятельными землевладельцами. В княжестве Нассау, например, позднее это прусская провинция Гессен-Нассау, в связи с действовавшими в то время законами о наследовании земли и разделением участков в равных долях между наследниками уже в XVIII в. было раздробленное, мелкополосное, чересполосное и парцеллярное землепользование, приводившее к трудностям в ведении сельского хозяйства. В 1784 г. там был издан указ о консолидации земельных участков и их об- мене в целях укрупнения земельных массивов. В 1834 г. в законах этой земли уже встречается термин «землеустройство». Землеустройство тогда осуществляли под лозунгом: «Питание для народа — доход для крестьянина». В Баварии термин «землеустройство» появился в 1886 г., а первый самостоятельный закон о землеустройстве в Германии действовал с 1887 г. В 1923 г. редакция данного закона была сохранена. Действие закона о землеустройстве продолжалось до 16 июня 1937 г., когда режим национал-социалистов принял новый нормативный правовой акт о перераспределении земель, в соответствии с которым стали насильственно объединять земельные участки, что способствовало, по мнению нацистов, усилению диктатуры нации «...для того, чтобы разбудить дремлющие силы земли» и обеспечению гарантированного производства продуктов питания, в первую очередь для армии. Вторая мировая война положила конец диктаторской земельной политике нацистского государства, унижающей человека и получившей название «политика крови и земли». С 1953 г. землеустроительные работы в Западной Германии стали осуществлять на основе нового закона о землеустройстве, который обновили в 1976 г. Этот закон регулировал земельные отношения и определял порядок землеустройства в сфере планирования землепользования, строительства, размещения дорог, водных сооружений и других инженерных объектов, охраны природы. Закон о землеустройстве вошел в силу с 1 апреля 1976 г. Последующие редакции данного закона были сделаны 24 июля 1988 г. и 8 августа 1997 г. В соответствии с законом землеустройство направлено на то, чтобы в результате организации сельских земельных владений улучшить условия труда и производства в сельском и лесном хозяйстве, а также способствовать развитию села. Задачи землеустройства в этих сферах особенно важны, в том числе в сельском и лесном хозяйстве в области охраны природы, сохранения ландшафта, обновления села путем нового строительства. Цели землеустроительных работ во всех направлениях одинаково важны и необходимы для фермеров и их семей. В результате рациональной организации земельных участков с учетом природоохранных мероприятий землеустройство служит прежде всего сохранению и развитию сельского хозяйства. Эти землеустроительные мероприятия по снижению производственных потерь и затрат труда способствуют увеличению доходности фермерских хозяйств и улучшению жизненных условий. По мнению немецких специалистов, закон о землеустройстве является тем инструментом, который предлагает огромные возможности для охраны окружающей среды и природы, сохранения земли и почвы, очищения и содержания в чистоте вод. При этом создаются предпосылки для улучшения землепользования, а так- же для сохранения и улучшения культурного ландшафта вместе с расширением сферы обитания растительного и животного мира. Землеустройство способствует также улучшению жилищных условий и условий для труда. Федеральный закон о землеустройстве можно конкретизировать и дополнять в соответствующих законах федеральных земель Германии. Например, федеральная земля Гессен имеет свой закон о землеустройстве. При проведении землеустроительных работ в Германии используют и другие законы: Конституцию страны, Гражданский кодекс, Строительный кодекс, Федеральный закон о территориальном планировании землепользования, законы федеральных земель о кадастре недвижимости, геодезических съемках и т. п. В целом в Германии все понимают, что землеустройство — это система необходимых мероприятий, без которых невозможно сформировать и организовать рациональное использование недвижимого имущества как в интересах всего общества, так и в интересах отдельных землевладельцев и землепользователей. Считается, что землеустройство стоит на службе человека, на страже охраны природы, обеспечивает гарантии прав земельной собственности. В современных условиях в Германии возрастает роль государственных органов, определяющих земельную и экологическую политику. Все большее значение придают планированию использования и охраны земель, защите земель сельскохозяйственного назначения от необоснованного изъятия для нужд промышленности, транспорта, растущих городов. При этом рычаги землеустройства государство использует в качестве основного механизма регулирования землевладения и землепользования на перспективу. Изучение опыта землеустройства в Германии начиная с 1953 г. очень важно для формирования объектов недвижимости, форм и методов рационального устройства территории и охраны земель в нашей стране, осуществляющей переход к новым экономическим отношениям и проводящей новую земельную политику. Это необходимо также и для создания такой системы землеустройства в России, которая могла бы, учитывая национальные особенности страны и положительный опыт землеустройства других государств, стать примером организации рационального использования и охраны земель в современных условиях. 11.2. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ Федеративная Республика Германии (ФРГ) — одно из самых высокоразвитых государств мира. Общая площадь страны 356 954 км2 (35, 7 млн га). Население превышает 82, 1 млн чел. (1997 г.). Плотность населения — одна из самых высоких в Европе и составляет 229, 9 чел. на 1 км2. Землеобеспеченность — 0, 43 га на 1 чел., в том числе 0, 21 га сельскохозяйственных угодий и 0, 14 га пашни [29]. Низкая землеобеспеченность и высокие антропогенные нагрузки на территорию обусловливают необходимость организации рационального использования и охраны земли в стране и защиты ландшафтов. В состав ФРГ входят 16 федеральных земель: Баден-Вюртем-берг, Бавария, Берлин, Бранденбург, Бремен, Гамбург, Гессен, Мекленбург-Передняя Померания, Северный Рейн-Вестфалия, Рейнланд-Пфальц, Саар, Саксония, Саксония-Анхальт, Нижняя Саксония, Шлезвиг-Гольштейн, Тюрингия. Трудоспособное население составляет 36, 8 млн чел. В промышленности занято 41 %, в сельском хозяйстве — 6 % населения [93]. Основная отрасль сельского хозяйства — животноводство, хотя в больших объемах производят зерновые, сахарную свеклу, картофель. Потребности населения в продовольствии примерно на 90 % покрываются за счет собственного производства. Сельское хозяйство с учетом объема отраслей переработки обеспечивает 15 % валового национального продукта. Наиболее развиты следующие отрасли промышленности: металлургическая, электротехническая, электронная, химическая, автомобилестроение (третье место в мире), судостроение (третье место в мире), аэрокосмическая, строительная. В Германии имеется широко разветвленная сеть железных дорог—41028км, из них 16 000 км —электрифицированы. Общая протяженность автодорог — 220 793 км, в том числе 10 743 км — скоростные автострады. Длина внутренних водных путей — 6748 км [29]. Постоянное развитие промышленности, транспорта, рост населения вызывают необходимость увеличения площадей отводов для этих целей за счет сельскохозяйственных и лесных угодий, что требует их защиты. Тем не менее только в 2000 г. около 230 тыс. земельных участков было предоставлено в соответствии с материалами физического (территориального) планирования для различных целей. В отличие от Великобритании и ряда англоязычных стран, где права земельной собственности защищены системой земельного регистрирования (Land titling — земельного титула), в Германии и некоторых странах Центральной Европы (Австрия, Чехия) используется система «поземельной книги + кадастра» (Grundbuch + Cadastre). Данная система сложилась исторически. Всего в поземельных книгах, которые ведут в качестве государственных реестров в учас- тковых судах1, зарегистрировано 61, 3 млн земельных участков [138]. Территориально-организационной единицей в поземельной книге является часть сельской общины или часть города (район). Поземельная книга содержит описание правовых условий законного владения земельными участками. К этой информации относятся прежде всего данные о владельцах, их правах, обремене-ниях и лицах, имеющих претензии. Кадастр недвижимости содержит в целом полную информацию о недвижимости (земельные участки и здания) на всей территории, а также всю геометрическую (геодезическую) и семантическую информацию о земельных участках и зданиях. В поземельную книгу в отличие от кадастра недвижимости заносят не все земельные участки. Государственные земельные участки, если они не находятся в обороте, включать в нее не обязательно. Данные, имеющиеся как в кадастре недвижимости, так и поземельной книге, должны постоянно находиться в с
|