![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Земли Саксония 3 страница
Регистрацией прав на землю и земельным кадастром ведал специальный департамент Министерства финансов вплоть до 1974 г., когда правительство Нидерландов решило передать эти дела Министерству жилищного строительства, территориального планирования и охраны окружающей среды (Ministry of Housing, Phisical Planning and Environment). Это было обусловлено тем, что землеустройство на государственном уровне стало иметь очень важное значение во многих областях государственной деятельности. Прежде всего это касается планирования рационального землепользования, защиты земель сельскохозяйственного назначения от изъятия для несельскохозяйственных целей, регулирования застройки и роста территории городов, охраны природы. В это же время было принято решение о переводе земельного налогообложения с государственного на муниципальный уровень. В 1980 г. такой налог стал приносить существенный доход и его уже взимали все муниципалитеты. До 1996 г. в Нидерландах существовала сложная система налогообложения. Фактически многие налоги были основаны на стоимости земель и зданий. Государство взимало следующие налоги: подоходный налог; на имущество; на наследство. Муниципалитеты кроме налога на землю и здания взимали также другие налоги: на землю под застройку; на пригородные перевозки; на блага. Управления по водным ресурсам, местные и региональные органы власти, контролирующие использование и качество водных ресурсов, имели право брать налог за использование водных ресурсов, рассчитываемый на основе стоимости и (или) площади земельного участка и зданий. В результате все органы власти имели собственные системы оценки стоимости земли и зданий. Министерство финансов назначало своих оценщиков, которые часто работали в разных департаментах. Таким же образом поступали и водные ведомства. Все эти оценки выполняли отдельно, без какой-либо увязки. При этом владелец или арендатор земельного участка и зданий сталкивался с разными оценками его собственности. В 1987 г. Нидерландский совет по геоинформации, который представлял собой государственное собрание представителей всех государственных учреждений, связанных с геоинформацией, пришел к выводу, что такая ситуация создала недопустимую неразбериху для граждан страны. Совет предложил ввести одну единственную оценку для всех видов недвижимого имущества, которую обязательно должны использовать все участвующие в этом процессе государственные органы на всех уровнях (государство, провинции, муниципалитеты и водные ведомства). Совет предложил ввести новый закон, который сделал бы муниципалитет единственным органом, имеющим право на оценку стоимости недвижимого имущества. Эту единую оценку должны использовать все участники земельно-имущественных отношений. Закон об оценке стоимости недвижимости (Law on the Assessment of Real Estate) был принят парламентом в 1992 г. С 1 января 1996 г. он вступил в силу. Данный закон предусматривает оценку стоимости недвижимого имущества раз в четыре года. Право на осуществление налоговой оценки имеют только муниципалитеты. Другие государственные органы не имеют права оценивать стоимость недвижимости. Первый тур оценочных работ состоялся в 1997 г. Оценку проводили по состоянию на 01.01.1995 г. Всем владельцам и арендаторам были сообщены результаты, которые могли быть обжалованы. В соответствии с законом данная налоговая оценка действовала с 1997 по 2001 г. В 2001 г. был завершен второй тур оценки на период 2001—2004 гг. по состоянию на 01.01.1999 г. при условии, что величина этой переоценки остается действительной на 01.01.2001 г. [24]. Субъектами налогообложения по закону являются владельцы и арендаторы земли и иной недвижимости по разным ставкам. Если владелец (как в случае с жилыми домами) арендует недвижимость, то он платит оба налога. Объектами налогообложения являются земельные участки и здания, которые находятся во владении или арендуются налогоплательщиком. Объект может состоять из одной или нескольких кадастровых единиц или из частей кадастровых единиц (соотношение а: в). В случае с обычным жилым домом облагаемый налогом объект совпадает с кадастровой единицей (соотношение 1: 1). Однако существуют и более сложные соотношения. Например, комплекс, включающий дом, сад, частную дорогу, прилегающие здания, может состоять из четырех кадастровых единиц или более. Стоимость жилой собственности оценивают сравнением с ценами на приобретение аналогичных домов за последнее время или сравнивая объект с группой аналогичных домов. Нежилую собственность оценивают посредством: капитализации валовой арендной платы; сравнения с аналогичными объектами; окупаемости капиталовложений по приведенным или дисконтированным затратам. Чтобы гарантировать равное отношение к гражданам, Законом был создан Национальный совет по оценке недвижимости (Nation Council for Real Estate Assessment), который уполномочен вести надзор за правильностью разграничения и идентификации облагаемых налогом объектов, за рыночной стоимостью объектов, правильным соотношением между видами собственности, ведением отчетов о налоговой оценке, сроками и внимательным отношением к налогоплательщикам. Для выполнения проверок на местах Совет нанимает оценщиков. В 1999 г. общие затраты на сбор налогов по земле и иной недвижимости по системе с одной налоговой оценкой составили: в бюджет муниципалитетов —2, 01 млрд евро, в бюджет государства — 1, 79, в бюджет водных ведомств — 192 млн евро. Фактически на оценку одного объекта при последней оценке было затрачено 25 евро [23]. Ежегодные расходы на расчет и сбор налогов в Нидерландах оценивают в 100 млн долл. (90 млн. евро). Если к ним добавить ежегодные расходы на регистрацию земельных участков и ведение кадастра, которые составляют 200 млн долл. (180 млн евро), организация которых создает базу для определения налогооблагаемых объектов — потенциальных налогоплательщиков, то общие ежегодные расходы составят 300 млн долл. (270 млн евро) [24]. Приведенные данные указывают на очень высокую эффективность системы регистрации, учета и оценки земли и иной недвижимости в Нидерландах. Самое крупное объединение профессионалов на голландском рынке земли и иной недвижимости — Нидерландская ассоциация брокеров и экспертов по операциям с недвижимым имуществом (Nederlandse Vereniging van Makelaars in Onroerende Goederen en Vastgoeddeskundigen — NVM). Эта организация насчитывает более 3500 членов, которые охватывают своей деятельностью около 60 % общего рынка недвижимости в Голландии. Структурно ассоциация состоит из двух отделений: общего и маркетингового. Одно отделение занимается общими вопросами, такими, как участие в представляющих профессиональный интерес общенациональных и международных мероприятиях, сотрудничество со средствами массовой информации. Оно предоставляет членам ассоциации юридическую поддержку, помощь в организации связей с общественностью, проведении проектно-конст-рукторских работ, автоматизации процесса, работе с клиентами и обеспечении качества. Другое отделение занимается маркетингом на рынке недвижимости и состоит из четырех профильных секций: жилых строений и сооружений (NVM Residential Real Estate), строений коммерческого назначения (NVM Commercial Real Estate), недвижимости сельскохозяйственного назначения (NVM Agrarian Real Estate) и управления недвижимым имуществом (NVM Property Management). Каждый участник NVM является членом по крайней мере одной из этих секций [111]. Условие членства в NVM — отличная профессиональная подготовка. Гарантией высокого профессионализма специалистов NVM и их осведомленности о новых тенденциях в работе на рынке недвижимости является непрерывное обучение и переподготовка. В Нидерландах действует отраслевая система сертификации специалистов. Все члены NVM прошли сертификацию на соответствие требованиям общенациональных профессиональных стандартов и зарегистрированы как специалисты. Кроме того, членство в ассоциации предусматривает обязательное внесение участником в мультипоисковую систему NVM портфеля данных о собственности. Эта общенациональная система обмена информацией предоставляет всем брокерам — участникам ассоциации доступ к данным о собственности, выставленной для продажи или сдачи в аренду в любой точке Нидерландов. Клиенты могут познакомиться со всеми необходимыми сведениями, предоставляемыми NVM, на сайте www.funda.nl. Как ведущее объединение профессионалов по работе с недвижимостью нидерландская NVM участвует в работе ряда международных ассоциаций соответствующего профиля. NVM является членом правления CEPI (Conseil Europeen des Professions Immobilieres), CEAB (Confederation de Administrateurs de Biens), EPAG (European Property Agents Group), TEGoVA (European Group of Valuers' Associations). NVM также принимает активное участие в деятельности FIABCI, Международной федерации недвижимости, является одним из основателей Международного консорциума ассоциаций риэлтеров. В его состав входят представители 23 стран из разных уголков земного шара, которые объеди- нились с целью активизировать обмен информацией о недвижимости между странами—членами консорциума. Работа членов ассоциации основывается на морально-этическом кодексе NVM, который предусматривает соответствующие правила их поведения. Земельно-кадастровую информацию хранят в виде земельно-кадастровых реестров и карт, образуя реестры по именам, земельным участкам (административным и картографическим) и адресам. На кадастровые карты нанесены координатная сетка страны, кадастровые границы, идентификаторы земельных участков, адреса, здания, номера домов, геодезические реперные точки, характеристики участков. Кадастровая карта содержит около 300 млн пар координат и строго согласовывается с крупномасштабной базовой топографической картой Нидерландов. Земельно-кадастровые данные служат информационной основой для проведения землеустройства. 12.3. ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО И УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ Интегрального понятия «землеустройство» и его разделения на виды (территориальное, внутрихозяйственное) в голландской науке и практике нет. Ряд землеустроительных действий, связанных с установлением границ, разделением и объединением земельных участков, сопровождающиеся передачей прав на землю, голландцы включают в кадастровую систему. При этом под кадастровой (cadastral system) понимают систему, включающую кадастр, регистрацию прав на недвижимость и связанных с ними процессов передачи, разделения и правового оформления земельных участков, что в совокупности часто называют управлением земельными ресурсами» [120]. Межевание земель включают также в состав действий, проводимых в ходе «систематической регистрации» земельных участков, т. е. фактически в состав кадастровой системы Нидерландов. Так, под систематической регистрацией (systematic registration) понимают систематическое действие правового оформления, межевания и регистрации земельных участков на определенной площади [120]. Планирование землепользования голландцы относят к мерам по осуществлению государственной земельной политики, которую реализуют на национальном, провинциальном (региональном) и муниципальном уровнях. Землеустроительные мероприятия, проводимые на уровне отдельных хозяйств (ферм) в сельской местности или по взаимосвязанным группам сельскохозяйственных предприятий, которые из- меняют ландшафт местности (освоение и мелиорация земель, изменение структуры угодий и посевных площадей, проектирование природоохранных мер и т. п.) также включают в состав земельной политики государства в виде регулирования сельского землепользования, так как их осуществляют они не только за счет средств фермеров, но преимущественно за счет финансовой помощи со стороны государства, регионов и местной власти. Собственно «землеустройство» (management of land and land use) в Голландии понимают более узко, чем в России, а именно как деятельность, связанную с управлением проектами, являющимися инвестиционными и направленными на перераспределение или организацию рационального использования земли. Поэтому землеустроительными проектными работами могут заниматься различные организации: планировочные (городские и сельские), консалтинговые (по охране окружающей среды и сельскому хозяйству, перевозкам и транспорту и др.), научно-исследовательские, производственные (водного и коммунального хозяйства), отделы муниципалитетов. Часто проекты землеустройства бывают комплексными и составляют их с участием большой группы специалистов. Но как только проект землеустройства затрагивает права земельной собственности, изменение границ земельных участков, их площадей и месторасположения в силу вступает «кадастровая система», процедура межевания земель, которую осуществляют только землемеры Агентства кадастра и регистрации земель Нидерландов. Рассмотрим порядок землеустроительных действий в ходе изменения прав собственности на земельные участки при осуществлении сделки купли-продажи. Если имеется согласие покупателя и продавца на осуществление сделки (чаще всего при посредничестве агента по торговле недвижимостью, который в принципе не является обязательным участником операций на земельном рынке), нотариус (являющийся обязательным участником) составляет нотариальный акт об отчуждении собственности, предварительно удостоверившись в праве собственника распоряжаться землей, в совпадении желаний сторон и т. п. Купчую подписывают обе стороны и нотариус, затем последний оформляет заверенную копию для предоставления в Агентство. Отдел земельной регистрации проверяет соблюдение формальных требований, заносит сделку в учетные ведомости и подтверждает факт регистрации для нотариуса. Поскольку нотариус также является посредником при проведении расчетов, он удерживает у себя сумму, в которую оценена продаваемая собственность, до тех пор, пока не получит подтверждения регистрации сделки, после чего передает ее продавцу. Подобную процедуру используют и при оформлении залогов для обеспечения ссуд, выдаваемых под залог земли или строений. При отчуждении вновь выделенного участка земли землемеры Агентства кадастра и регистрации земель Нидерландов проводят межевание новых границ и присваивают новому участку соответствующие идентификаторы. Как отмечают специалисты Нидерландов, основные задачи земельной политики государства, которые решают с использованием земельно-кадастровой информации, следующие: обеспечение защиты прав землевладения и землепользования; регулирование земельного рынка; оптимизация планирования и организация городского и сельского землепользования; создание и поддержание базы для налогообложения земель; управление ресурсами окружающей природной среды [154]. Считается, что правовые рамки деятельности кадастровой системы, имеющей отношение к регистрации и учету прав на недвижимость, определяют вид предоставляемой защиты прав землевладения и землепользования. В Нидерландах действует нотариальная система с регистрацией купчих (нотариальных актов о сделках с землей), что, по мнению голландцев, настолько же эффективно защищает права земельной собственности, что и регистрация правовых титулов (документов о праве собственности на земельные участки) в других государствах. При этом наличие нотариального акта и его регистрация в национальном Агентстве кадастра и регистрации земель обязательны и необходимы для предоставления и изъятия земельных участков. Для поддержания этих функций в Голландии работают около 1400 нотариусов. Регистрация купчих позволяет также отслеживать стоимости сделок, что создает условия для регулирования земельного рынка. Процедура предоставления и изъятия земель в Нидерландах не предусматривает одновременного оформления разрешений на планировочные и строительные работы. Указанные документы выдают в отдельном порядке. Планирование и организацию городского и сельского землепользования в Голландии рассматривают как мощный рычаг государственной власти в обеспечении государственных и общественных интересов в использовании и охране земли, как механизм вмешательства государства в права частных лиц по распоряжению своей земельной собственностью. Крайняя форма такого вмешательства — осуществление государством преимущественных прав в использовании земли или принудительное отчуждение земельных участков, которое в демократических обществах проводят на основе территориальных планов, увязывающих государственные, региональные, общественные и личные интересы в области землепользования. Планирование землепользования в стране имеет три уровня: государство — провинции — общины (гмины). Государственные планы развития землепользования разрабатывают на длительный срок (10...20 лет). Они определяют изменения в структуре землепользования, объемы приобретения государ- ством земель для решения общенациональных задач в области градостроительства, освоения и мелиорации земель, водоснабжения, охраны природы, инфраструктурного обустройства территории, транспортного хозяйства и т. п. Основа для их составления — политические решения, связанные с пространственным планированием развития экономики страны и ее отдельных секторов и охраной природы. Провинциальные планы развития землепользования более детальные. Их основная задача — поиск компромиссов между развивающейся экономикой, урбанизацией территории и экономическими требованиями в увязке с мероприятиями по защите сельскохозяйственных отраслей. При разработке этих планов используют данные различных видов районирования (зонирования) территории: экологического, природно-сельскохозяйственного, водохозяйственного. Такие планы можно разрабатывать и на часть провинций. В этом случае они являются региональными. Муниципальные планы в стране — основа для развития землепользования в конкретных общинах и последующего землеустройства, получения разрешений на застройку земельных участков, проведения природоохранных мероприятий. Эти планы реализуют, разрабатывая и осуществляя проекты землеустройства, финансируемые, как правило, из государственных и местных бюджетов, а также за счет землевладельцев и землепользователей. Главная задача таких проектов — организовать рациональное использование и охрану земель. В связи с тем что проекты землеустройства часто затрагивают большие территории, основу которых составляют земли сельскохозяйственного назначения, их разрабатывают при участии Министерства сельского хозяйства Нидерландов, службы сельских районов (DLG), властей провинций и муниципалитетов, комиссий по управлению земельными и водными ресурсами, заинтересованных землевладельцев и землепользователей, Агентства кадастра и регистрации земель. На 1 января 1999 г. в Нидерландах было разработано 439 проектов территориального землеустройства (по голландской терминологии «проектов управления землей») на площади 1 246 100 га. На стадии освоения еще 34 проекта на площади 683 125 га, в стадии разработки — 97 проектов, охватывающих площадь 450 145 га [61]. Таким образом, в стране межхозяйственным устройством охвачено более 70 % территории. Средняя площадь, на которой вели землеустроительное проектирование, составила 4174 га (2838...20 100га). Если считать, что в Голландии происходит постоянный оборот земель, отводят земельные участки для нужд промышленности, транспорта, городской застройки, ведут межевание земельных участков, то землеустроительные действия в стране — важная часть регулирования экономики и природопользования, а земле- устроительное проектирование — основа проведения всех мероприятий, связанных с использованием и охраной земли. Земельный налог в Нидерландах — один из самых важных местных налогов. Поэтому предоставление информации о лицах, объектах недвижимости, а также стоимости земельной собственности является важнейшим видом деятельности Агентства кадастра и регистрации земель. В последние годы все больше и больше внимания уделяют управлению ресурсами окружающей природной среды. Принимаемые государством меры во многих случаях предусматривают наложение ограничений на использование земли. В качестве примера можно привести санацию почвы, когда государство обязывает землевладельца очистить почвенный слой, придавая этим требованиям статус вещного права. В этом случае предъявленные требования будут юридически правомочны и для третьих сторон, например для новых собственников. Поэтому указанные государственные обременения необходимо регистрировать. В Нидерландах согласно требованиям Закона о почве и других нормативных актов многие виды природоохранных мероприятий подлежат учету. Большая часть проектов землеустройства, разрабатываемых в Голландии, являются комплексными, так как в них решают следующие вопросы: осуществление консолидации и комассации земель, обусловливающих перераспределение между фермерами земельных участков с целью их укрупнения, сведения в меньшее число массивов (парцелл) и приближения к хозяйственным центрам; проведение работ по освоению, мелиорации и улучшению культуртехнического состояния сельскохозяйственных угодий в связи с необходимостью перевода ряда фермерских хозяйств на вновь осваиваемые земли и облегчения перераспределения земель, а также компенсации выведенных из сельскохозяйственного оборота угодий под строительство дорог, закладку лесных насаждений и др.; проектирование элементов инфраструктурного обустройства территории (дорог, пешеходных и велосипедных дорожек, автостоянок, водных сооружений, лесопосадок и т. д.); разработку мероприятий по охране природы; внутрихозяйственное землеустройство фермерских хозяйств с целью уточнения состава и площадей угодий, определения участков, подлежащих трансформации из одного вида в другой, улучшения конфигурации полей, прокладки дорог и скотопрогонов и т.п. Эти проекты относят к межхозяйственному (территориальному) землеустройству, порядок их составления в нашей стране отработан достаточно хорошо как теоретически, так и практически. Вместе с тем они имеют некоторые особенности, изучив которые можно будет внести коррективы в аналогичные виды работ в России, что будет способствовать улучшению методики землеустроительного проектирования, организации составления и осуществления проектов землеустройства, являющихся инвестиционными в современных экономических условиях, приближающихся к западноевропейским стандартам. Рассмотрим содержание проекта землеустройства территории в районе Хааксберген, который находится в юго-восточной части провинции Твенте в Голландии [165]. Проект был составлен в 1985 г., а его освоение продолжается и сейчас. Общая землеустраиваемая площадь составляет 8550 га. Она находится на территории 5 общин: Хааксберген — 7700 га, Амбт-Деллен — 770, Хенгело, Эншеде и Айберген — 80 га. Более 90 % территории представлено торфяниками и болотными почвами, 25 % земель занято естественными лесами и рощами, основными сельскохозяйственными угодьями являются пастбища. На землеустраиваемой территории расположено 300 предприятий (хозяйств, ферм), основное направление деятельности которых — сельское хозяйство. Средняя площадь, приходящаяся на предприятие, составляет 15 га. На одно хозяйство приходится в среднем 3...4 земельных участка, хотя многие из них имеют по 8 парцелл и более площадью менее 1 га. Среднее расстояние от участков до производственных помещений — 1 км. Вследствие нерационального распределения участков между фермерами, небольшого размера этих участков и их чересполосного расположения при высокой концентрации животноводческих помещений теряется много времени на переезды, прогон коров на доение, а также на доставку силоса, удобрений и др. Транспортные затраты увеличиваются и из-за недостаточно хорошего состояния дорог. Общая площадь дорог на землеустраиваемой территории — 300 км, из них 135 км —это полевые дороги без твердого покрытия на песчаных грунтах, которые труднопроходимы в дождливую погоду. В данном районе около одной трети земельных угодий уже осушено, однако большая часть участков требует проведения гидромелиоративных мероприятий. В улучшении нуждаются водоснабжение ряда ферм, а также места водопоя скота на пастбищах. В проекте землеустройства предусмотрели: перераспределение земель и перемещение части сельскохозяйственных предприятий на осваиваемые территории; организацию пастбищного содержания скота в соответствии с требованиями технологии и необходимостью отвода не менее 60 % территории под пастбища; увеличение площади отдельных парцелл до 3 га и более с целью улучшения условий для механизированной обработки полей; улучшение мелиоративного состояния территории путем созда- ния новой и реконструкции существующей системы осушения, а также окультуривания болотных почв; озеленение земельных участков вдоль дорог и каналов, сооружение бульваров; природоохранные мероприятия; обустройство дорог, прокладку маршрутов для конных прогулок, создание дополнительных велосипедных дорожек и пешеходных троп, организацию мест для отдыха, пикников и парковки машин. Владельцы местных участков и арендаторы, которых затрагивало землеустройство, единодушно приняли эти планы. Для участия в проведении землеустройства в 1985 г. была создана Комиссия по восстановлению и обустройству земельных участков. В результате разработки проекта землеустройства было намечено добровольное перемещение на вновь осваиваемые земли десяти сельскохозяйственных предприятий. Освобождаемые ими земли использовали для консолидации угодий. В этом проекте парцеллы на площади 175 га определены как базовые, а 312 га отведены под резервную территорию, которую осваивают местные власти. Из резервных земель предназначено: для переселения новых землевладельцев — 100 га, в том числе с осушением 85 га; для поддержки тех предприятий, которые намечено перевести в другое место, — 50 га; для компенсации земель, изымаемых у землевладельцев для посадок насаждений, строительства дорог, ремонта водопроводя-щей и осушительной сетей, — 18 га; для заповедников — 85 га; для лесонасаждений — 45 га; для объектов рекреации — 2 га. В целом по проекту предусматривали улучшение 32 км общинных песчаных дорог за счет средств местного бюджета, а также создание или улучшение подъездных путей к хозяйственным центрам за счет средств фермеров. Кроме того, намечена прокладка 45 км новых водных каналов и ремонт существующих, а также проверка всех дренажных систем. Для новых насаждений планировали использовать 59 га за счет сельскохозяйственных угодий и 7 га песчаных почв. Зеленые насаждения и лесополосы устраивали по границам парцелл, в низменных местах, вдоль песчаных дорог и водных каналов и др. На посадку деревьев землевладельцы могли получить субсидии в объеме до 70 %. Предполагали отремонтировать примерно 70 км деревянных настилов, по которым ранее прогоняли скот, и расположенных по границам земельных угодий. Для сохранения качества воды и почвы в проекте землеустройства было предусмотрено сооружение водотоков, которые в случае необходимости намечали оградить дамбой, а также создать подпор — для борьбы с большими потоками воды. В настоящее время землеустраиваемая территория привлекает внимание отдыхающих своим красивым ландшафтом. Здесь проходят некоторые известные автотуры, в том числе Hamalanroute Zuid-Twenteroute. Расположенный рядом с внешними границами района рекреационный объект Рутбеек пригоден как для отдыха на воде, так и на берегу самого озера. Имеются определенные возможности для любителей ходьбы, рыбаков и любителей гребли. В области много мест, где организуют отдых в палатках, имеются целые палаточные деревни и территории с расположенными на них летними домиками, которые в летний сезон используют для отдыха. При создании условий для отдыха в зоне перераспределения земельных участков устроили 22 км велосипедных дорог и 12 км пешеходных троп. Любители велосипедных путешествий и пеших прогулок путешествуют в окрестностях Буурсе, Буурсезанда и Ха-аксбергервейн/Буурсервейн. Кроме того, в Буурсезанде и в окрестностях проложено примерно 10 км конных троп для любителей конных прогулок, а в Хааксбергервейн/Буурсервейн будут созданы условия для конного спорта. Кроме этого, организовали места для пикников и открыли места для парковки. Проект (план) землеустройства территории Хааксбергена в Голландии показан на рисунке XII цв. вклейки. Общая сумма расходов на составление и освоение проекта землеустройства в период с 1986 по 2001 г. составила 55 млн гульденов. Эти расходы были распределены следующим образом, %: улучшение качества дорог 26 создание новых и реконструкция существующих каналов, 25 улучшение плодородия почв и конфигурации полей 25 переселение владельцев хозяйств 8 улучшение рекреационных условий 6 консервация и охрана земель 6 административные расходы 4 В ходе освоения проекта 65 % расходов составили правительственные субсидии, а оставшиеся затраты разделили поровну провинциальные и местные учреждения, а также землевладельцы и арендаторы [82]. Глава 13 ДАНИЯ 13.1. ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ И ИХ ОХРАНЫ Королевство Дания расположено на северо-западе Европы на полуострове Ютландия и ряде прилегающих островов. Общая площадь страны — 43 069 км2 (4, 3 млн га), площадь суши—
|