Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Земли Саксония 5 страница
Более 95 % земель государства находится в частной собственности, 80 % семей живут в односемейных домах на участке типового размера, приблизительно равного 0, 1 га (1000 м2). Важнейшие отрасли промышленности: нефтяная и газовая, развиты пищевая, целлюлозно-бумажная, металлургическая, химическая, деревообрабатывающая, судостроение. В сельском хозяйстве производится около 3 % валового национального продукта. Главная отрасль — животноводство. Более половины необходимого стране продовольствия импортируют. На 2000 г. в Норвегии зарегистрировано 2, 4 млн единиц собственности и 4, 0 млн земельных участков. Одна земельная собственность может состоять из нескольких участков под одним номером. Каждый год число единиц собственности увеличивается на 25...40 тыс. за счет разделения существующих. Годовой оборот единиц собственности (покупка/продажа) составлял приблизительно 135... 145 тыс., что дает годовой процент оборота 5, 8 % при общей стоимости 68 млрд крон (1996 г.). Более 67% из этих 135 тыс. ед. собственности были жилищами, 15 % предназначены для отдыха (дачи), 6 % — это сельскохозяйственные и лесные единицы собственности, 2 % — коммерческие и 1 % — промышленные объекты недвижимости. Остальные 9 % относились к смешанной группе собственности или были неопределенными. Число ссуд под закладную согласно записям в поземельной книге составляет 450 тыс. в год. Оплата регистрации залога в поземельной книге равна 150 долл. США, за отвод земельного участка площадью 1000 м2 для строительства семейного дома районной администрации землевладелец платит 1000 долл. США, оплата актовой записи в поземельной книге — 100 долл. плюс гербовый сбор, 2, 5 % продажной суммы. В стране существует 180 тыс. комбинированных сельскохозяйственных и лесных единиц хозяйствования, но в действительности менее половины этого числа — примерно 60...70 тыс. ферм эффективны и являются коммерческими предприятиями. Обычно это мелкие, но высокопродуктивные современные семейные фермы. Очень часто экономическая деятельность фермерского хозяйства объединяет сельскохозяйственное производство, лесоводство и крайне широкий спектр других занятий. Средний размер фермы — 20 га культивируемой земли и 50 га леса. В 2000 г. в среднем арендовали 26...30 % обрабатываемой земли. Только 50 % владельцев сельскохозяйственной земли были фермерами и примерно 35 % всех фермеров дополнительно арендовали землю. Приблизительно 60 % всех продуктивных лесных земель — собственность фермеров, и они включены в их земельные участки. Регулирование договоров об аренде сельскохозяйственных земель в Норвегии практически отсутствует. Многие из них устные. Единственное условие — арендные договора на срок более 10 лет должны иметь разрешение. Средняя арендная плата за 1 га земли в центральной части Норвегии составляет 2...3 тыс. норвежских крон. Лесные земли арендовать нельзя. Типичная ферма в Норвегии сравнительно небольшая — на 20 га фермерской земли можно производить 100 т молока или зерно. Самая крупная ферма в Норвегии в 1998 г. имела 347 га. Крупнейшее молочное хозяйство производит 904 т коровьего молока. Норвегия — одна из стран мира с самыми высокими нормами субсидирования сельского хозяйства. Эквивалент субсидий для производителя составляет примерно 70 % (т. е. примерно 70 % доходов в ценах производителя субсидируется, включая таможенную защиту от иностранной конкуренции, 25 % рыночной цены). Только в Швейцарии эта норма выше; например, в Польше норма составляет 28 %, в США - 16 %. В Норвегии управляют земельными ресурсами и поддерживают рынок земли с помощью двух общественных реестров: поземельной книги, основанной на деятельности 87 судов первой инстанции, каждый из которых обслуживает 3...4 района; кадастра, пополняемого сведениями из 435 муниципалитетов (коммун). Схема формирования базы данных о земельных участках показана на рисунке 20. В соответствии с Законом о кадастре муниципалитеты имеют монополию на кадастровую съемку. Кадастровые карты также ведут и хранят муниципалитеты. Ежегодно в поземельной книге делается около 900 тыс. записей, включая изменения в адресах и принадлежности зданий. Кадастровый реестр ежегодно дополняют 50 тыс. записей о земельных участках. Поземельная книга; Кадастр (реестр)
Министерство юстиции Министерство охраны окружающей среды
Суды Национальное управление картографии
Государственное управление по учету владений Муниципалитеты (коммуны) Рис. 20. Схема регистрации и кадастрового учета земельных участков (недвижимости) в Норвегии Вопросы, связанные с использованием земель сельскохозяйственного назначения (землеустройством), решает Министерство сельского хозяйства Норвегии. В его ведении находится Норвежский научно-исследовательский институт земельных ресурсов. Непосредственное рациональное использование земель на местах организуют муниципалитеты. Состав, задачи и требуемая квалификация специалистов при проведении землеустроительных и земельно-кадастровых работ в Норвегии [77] приведены ниже. Персонал Число и функции
Персонал офисов Поземельной книги в 87 судах первой инстанции Персонал Министерства юстиции и специального офиса информационных технологий Персонал компании «Norsk eiedom-sinformasjon», обеспечивающий функционирование базы данных и продажу данных из реестров Персонал Национального управления картографии, обеспечивающий работу с кадастром, включая кадастровое картирование Персонал муниципалитетов, принимающих данные для ведения кадастра Обрабатывает 900 тыс. сделок в год. Регистрацию и хранение документов в определенном порядке обеспечивает судья, имеющий юридическое образование, но основную часть работы делает офисный клерк без специального образования, обучаясь на рабочем месте 6 чел., включая рассматривающих требования адвокатов. Применяют экспертизу информационных технологий. Специалисты — юристы и информатики 15 сотрудников — эксперты по информационным технологиям, землемеры и специалисты по маркетингу с университетским образованием 50 чел., 15 из которых с университетским образованием геодезистов (землемеров) 120 чел. по всей стране. Специального образования не требуется, у некоторых — 1...3 года технической школы Персонал муниципалитетов, произ- 360 муниципальных работников, обрабатыва- в год и столько же незначительных изменений границ участков. Лицензии на проведение работ не требуется, у большинства — 2...3 года технической школы по геодезии и землеустройству Персонал местных налоговых отде- Число не установлено. Обычно проводят лов, проводящих оценку стоимости клерки без специального образования в оценке Частные консультанты, оцениваю- Лицензии не требуется. Большинство имеет по оценке Персонал, производящий оценку в связи с укрупнением участка Специально обученные оценщики с 5-летним университетским образованием Персонал Министерства сельского Разработка классификации земель сельскохо- ресурсов Разработка рекомендаций по рациональному использованию и охране земель. Специалисты, имеющие сельскохозяйственное образование, землеустроители с университетским образованием Планированием развития территорий в Норвегии занимаются специалисты-планировщики [по земельному менеджменту, по физическому (территориальному) планированию] с участием землеустроителей и архитекторов. Основные работы по планированию рационального использования земель и их охраны сосредоточены в муниципалитетах. В Норвегии проходит земельно-кадастровая реформа, цель которой — объединение земельно-кадастровых и регистрационных дел в единую целостную систему [152]. 15.2. ПЛАНИРОВАНИЕ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ И ИХ ОХРАНЫ Работу с Поземельной книгой (Grunnbok) и кадастровым реестром осуществляют в соответствии с Законом о регистрации земли и Законом о кадастре. Последний закон регулирует и топографическую съемку земельных участков. Землеустроительная деятельность регулируется также Законом о планировании и строительстве. Данный закон предусматривает условия для разукрупнения земельных участков и их перепланировки, устанавливает требования, предъявляемые к размерам и форме участков при их выделении для строительства, регламентирует порядок отвода земель в соответствии с планами развития землепользования. Продажа земель фермерских хозяйств строго регулируется, чтобы избежать фрагментации земельных участков в соответствии с требованиями Закона о концессиях. Условия закрепления за владельцами квартир и секций зданий, юридических операций при совместном владении имуществом определены в Законе о совместном владении. Ипотечный закон предусматривает условия для регистрации ипотечного залога. Закон о налогообложении и Закон о налогообложении местной собственности содержат правила оценки и налогообложения собственности. В Норвегии зонирование территории для оценки земель в целях налогообложения не применяют. Поэтому для районов и зон нет стандартных оценок участков земель. Каждый земельный участок оценивают индивидуально в соответствии с его экономической значимостью. Классифицированы только пахотные и лесные угодья, что позволяет составлять проекты консолидации земель и осуществлять обмен землями сельскохозяйственного назначения между собственниками с учетом оценки их качества. Система планирования использования земель и их охраны в Норвегии во многом аналогична европейским странам. В городах имеются генеральные планы развития территории, а муниципальные власти заботятся о разработке планов использования и охраны своих земель. Учитывая то, что во многих районах (коммунах) земля не является дефицитной и плотность населения невысока, такие планы решают в первую очередь задачи, обусловленные необходимостью развития инфраструктуры и поддержания экологической устойчивости территории. В сельской местности главная задача планирования — консолидация земель [129]. В густонаселенных территориях планирование использования земель применяют как рычаг регулирования земельного оборота и земельного рынка. Так, в некоторых случаях планированием землепользования регулируют число определенного типа пользователей земли таким образом, чтобы предложение земельных участков было ограниченным. Это увеличивает рост цен на них. Во многом высокие цены жилья в некоторых городах, и особенно в Осло, можно объяснить недостаточным количеством земли, выделенной для строительных участков. Когда планирование землепользования применяют, чтобы ограничить развитие оборота земель в небольших муниципалитетах определенным районом, это также может увеличить цены на землю, поскольку этот район в действительности получает «монопольный» статус. Например, земля, предназначенная для ведения лесного хозяйства в Норвегии и определенная планом развития территории как используемая в перспективе для этих целей, стоит в среднем 0, 5...2 норвежские кроны за 1 м2 (5...20 тыс. за 1 га). Земельные участки, даже не имеющие никакой инфраструктуры, но определяемые планом как «предназначенные для развития», стоят в 15...60 раз больше — 30 норвежских крон за 1 м2 (300 тыс. за 1 га). Разделение участков фермерских и лесоводческих земель в Норвегии сильно затруднено и сравнительно дорого. Это обусловлено тем, что средняя ферма в Норвегии невелика по сравнению с другими западными странами и составляет 13...20 га. Только часть фермы другим фермерам в Норвегии продают очень редко, что сокращает предложение. Политика налогообложения земли и доходов от земли также влияет на чистый доход от земли и вследствие этого на ее цену. В Норвегии сравнительно выгодно владеть собственным домом и невыгодно арендовать жилье благодаря 28%-ному налогу на владельцев при сдаче объектов в чистую аренду. Это одна из причин того, что в стране очень много домовладельцев и мало домов, предназначенных для аренды. С другой стороны, существуют некоторые категории людей, которые хотят арендовать жилье. Обычно это студенты и молодые люди. Это приводит к высокой арендной плате в некоторых частях Норвегии. Типичная месячная арендная плата составляет примерно сотую часть от стоимости квартиры. В Осло — это обычно 6000...8000 норвежских крон в месяц за двухкомнатную квартиру. В связи с тем что не существует налоговых вычетов с выплаченной арендной платы, стоимость аренды бывает очень высокой. 15.3. АТТЕСТАЦИЯ, ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ И НАДЗОР ЗА ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНЫМИ РАБОТАМИ Аттестацию землемеров и выдачу разрешений (лицензий) на проведение геодезических работ в Норвегии организует Министерство охраны окружающей среды. Лицензия на проведение землеустроительных и геодезических работ может быть выдана частному предприятию или государственному органу, в штате которых имеется аттестованный специалист по землеустройству. Для прохождения аттестации необходимо выдержать официальный экзамен и иметь не менее двух лет практического опыта работы по землемерному профилю. Министерство издает подробные предписания о требованиях, предъявляемых к экзамену и практике, включая требования о наличии базового образования, дающего право на сдачу экзамена. Комиссия может выдавать аттестат на ограниченный срок лицам, которые не сдали требуемый экзамен в полном объеме. Только тот специалист, который имеет аттестат, не ограниченный временными рамками, имеет право на официальное звание «аттестованный специалист по землеустройству». Эта же комиссия может лишить аттестата, если специалист более не соответствует требованиям или если он виновен в многократном нарушении предписаний и инструкций [110]. Жалобы на работу комиссии рассматривают в Центральной арбитражной комиссии, состоящей из трех членов: один из них — судья, который руководит работой, второй — аттестованный специалист по землеустройству и третий член, не являющийся судьей или специалистом по землеустройству. Специалисты по землеустройству строго руководствуются принципами профессиональной этики. Если сам землеустроитель или кто-то из его сотрудников имеет личные или экономические интересы в данной работе или если такие интересы возникают, то заинтересованные стороны должны быть незамедлительно проинформированы об этом. Министерство определяет размер пошлин за выдачу лицензий и за аттестацию. Землемерные работы могут производить только аттестованные специалисты по землеустройству либо постоянно работающие в государственной организации или частном предприятии, обладающие соответствующей лицензией. Иногда в порядке исключения коммуны и государственная дорожная служба могут получить временное разрешение на использование неаттестованного специалиста по землеустройству. Геодезические (измерительные) работы на участке, в отношении которого ведется дело в специальном земельном суде, производит этот суд в соответствии с правилами, содержащимися в законе о консолидации земель, если специальный земельный суд не решит иного. Землеустроитель и заинтересованные лица не нуждаются в особом разрешении на доступ на частную и общественную территорию для проведения геодезических работ. При регистрации новой земельной собственности (земельного участка) все границы должны быть установлены на местности и определены их координаты в принятой системе координат. Национальная служба картографии проводит контроль и надзор за соблюдением закона обладателями лицензий и предприятиями при проведении геодезических работ и в связи с этим может предъявить к ним необходимые требования. Глава 16 ФИНЛЯНДИЯ 16.1. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ На особенности землеустройства в Финляндии (Финской Республике) наложили отпечаток ее естественно-исторические, природные и экономические условия. Длительное время Финляндия находилась в составе Швеции (с 1323 г.), а в 1808—1809 гг. в результате русско-шведской войны вся территория страны отошла к Российской империи, в которой она находилась вплоть до 1917 г. Еще ранее, в 1721 г., по Ништадскому миру Россия получила Карелию и Выборг, а в 1743 г. к России перешла юго-восточная часть Финляндии [102]. Поэтому земельный кадастр и землеустройство развивались сначала по шведскому типу, а затем стали постепенно ориентироваться на российский вариант Генерального и специального межеваний. Вместе с тем природные особенности территории также оказали существенное влияние на систему землевладения и землепользования страны и земельные отношения в ней. Финляндия — северная страна. Ее площадь составляет 338 145 км2 (33, 8 млн га), население превышает 5, 1 млн чел. (по данными на 1998г.), средняя плотность населения—15 чел. на 1км2, 61 % населения проживает в городах, 39% —в сельской местности. Более 75 % площади страны покрыты лесами. В сельском хозяйстве республики занято 7 % населения (в 1960 г. число занятых составляло 29, 5 %). Основное направление сельского хозяйства — молочное животноводство. Разводят крупный рогатый скот, свиней, овец, лошадей, оленей, домашнюю птицу. Пашня занимает около 8 % территории Финляндии. Здесь выращивают пшеницу, рожь, ячмень, овес, картофель, сахарную свеклу. Страна занимает одно из первых мест в мире по экспорту продукции пушного звероводства. Традиционно развито лесное хозяйство. В Финляндии насчитывалось около 130 тыс. крестьянских хозяйств, из них 56 % — с участками пашни менее 10 га. Аграрная политика государства ориентирована на сокращение производства сельскохозяйственной продукции до уровня самообеспечения и поддержку фермерского (крестьянского) хозяйства. В сельском хозяйстве существуют кредитные кооперативные объединения и кооперативы, перерабатывающие мясо-молочную и другую продукцию. В административном отношении Финляндия состоит из 12 губерний (ляни). В Финляндии землемерное дело входит в сферу обязанностей государственного управления, а именно государственных и местных муниципальных властей. Геодезические работы выполняют как силами государственных и муниципальных структур, так и частные землемеры. В сфере частного сектора находятся также практически все работы, выполняемые вне Финляндии. В Финляндии, так же как в Швеции, землеустроительные, кадастровые и геодезические функции сведены в одну организацию. Если в Швеции — это Национальная землеустроительная служба Швеции, то в Финляндии — это Управление геодезии и землеустройства, находящееся в ведении Министерства сельского и лесного хозяйства, — Национальная землеустроительная служба Финляндии. Основные задачи системы управления земельными ресурсами Финляндии следующие. 1. Гарантия собственности и обеспечение прав землепользования. 2. Поддержка налогообложения земли и иной недвижимости. 3. Гарантийное обеспечение кредитов и займов. 4. Развитие и контроль за земельным рынком. 5. Защита государственных земель. 6. Сокращение числа земельных споров. 7. Содействие земельной реформе на селе. 8. Усовершенствование городского планирования и развития инфраструктуры. 9. Поддержка экологического управления и ресурсопользова-ния. 10. Разработка картографических и статистических данных. Поддержание системы функционирования земли и иной недвижимости: формирование единиц недвижимости посредством землемерных (землеустроительных) операций; регистрация единиц недвижимости в соответствующих реестрах (базах земельно-кадастровых данных). Создание единиц недвижимости и прав, относящихся к ним: торговля недвижимостью (передача прав собственности) и выкуп земли; аренда (передача прав пользования); создание залогового (ипотечного) права (применение недвижимости в качестве залоговой гарантии кредита). Регистрация прав на недвижимость (ведение реестровых записей): запись прав собственности (судебное объявление); запись прав на аренду; запись залоговых прав (ипотека). Согласно законодательству Финляндии физическое или юридическое лицо (субъект права) может приобретать земельные участки и иное недвижимое имущество, различные права, которые подразделяют на три основные категории. 1. Права собственности. 2. Особые права: право пользования (например, аренда); право на выделение (на лесозаготовки, выбор грунта и т.п.). 3. Залоговые права: На основе данных прав в Финляндии развит оборот земель. В различных реестрах Финляндии по состоянию на начало 2001 г. зарегистрировано 4, 6 млн земельных участков, 2, 6 млн единиц недвижимости. Ежегодно в частном секторе осуществляют 75 тыс. земельных сделок, регистрируют 495 тыс. закладных, подают 122 тыс. заявлений на регистрацию земельных участков и прав на них, т. е. более 15 % всех земель страны находится в ежегодном обороте. Это требует постоянных землеустроительных мероприятий и систематического контроля за состоянием и использованием земель со стороны землеустроительной службы, а также постоянного поддержания земельно-информационной системы (ЗИС — US) [178]. 16.2. УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВОМ С 1972 г. структура управления земельными ресурсами страны была трехуровневой. Центральный аппарат состоял из Землемерного управления, находившегося в ведении Министерства сельского и лесного хозяйства. На региональном уровне имелось 11 губернских землемерных контор, которые занимались руководством и контролем за землеустройством на уровне губерний. На третьем уровне имелось 39 землемерных бюро, которые относились к окружной структуре управления и были подчинены областным землемерным конторам. Они выполняли и оформляли различные операции с землей. В 1991г. возникла необходимость повысить роль государственного управления земельными ресурсами страны и взять под контроль управление имуществом. Если до 1991 г. региональные подразделения (землемерные конторы) фактически работали самостоятельно, проверяя помимо чисто землемерных дел операции с землей и другой недвижимостью, отвечая за ведение реестра и карты реестра недвижимости, а также за архивирование документов по операциям с недвижимостью, то с 1991 г. эти региональные службы были подчинены непосредственно центральному аппарату. Единую земельную службу Финляндии стало возглавлять Управление геодезии землеустройства (УГЗ), находящееся в ведении Министерства сельского и лесного хозяйства страны. Его деятельность основана на Законе об Управлении геодезии и землеустройства (1991 г.) и постановлении правительства об этом Управлении (1993 г.) С целью централизации государственного управления структура организации землеустроительных работ стала двухуровневой. Она представляет собой государственное ведомство, состоящее из центральной администрации (УГЗ) и подчиненных ей общегосударственных и окружных подразделений, финансируемых за счет государства. Вместе с тем в ходе реорганизации системы управления земельными ресурсами Финляндии была решена и вторая задача — создание по территории страны, в рамках двухуровневой организации, двух отдельных сетей производственных подразделений, одна — для картографических регистрационных задач (земельного кадастра), другая —для выполнения и оформления операций с недвижимостью (землеустройства). В ходе реформирования земельной службы Финляндии были решены две задачи: упразднение региональных подразделений (землемерных контор) с целью централизации и усиления государственного управления земельными ресурсами; функциональное разделение обязанностей землеустроительной службы в рамках одного ведомства — для упорядочения и повышения эффективности ее деятельности. В 1999 г. общее число сотрудников, работающих в системе Управления геодезии и землеустройства, составляло 1900 чел., из них в центральном аппарате —25; в общегосударственных производственных подразделениях: центре разработки и развития — 120 чел., в центре аэрофотосъемки — 40, вычислительном центре — 40; административном сервис-центре — 40; службе сбыта — 25; в землемерных бюро — 1650 чел. Обязанности были распределены следующим образом: 70 % персонала занято производственной работой в области конкретного землеустройства, межевания и ведения реестра недвижимости, 22 — картографической работой и 8 % — вспомогательным обслуживанием и административными задачами. Бюджет управления в 2000 г. составлял 27 млн финских марок, поступающих за счет государственных средств. В 1999 г. в Финляндии имелось 13 землемерных бюро. Они отвечали за всю землемерную работу в границах определенной для них территории. В задачи землемерных бюро входило выполнение и оформление операций с землей и другой недвижимостью, за исключением образования новых землевладений и землепользовании с изменением границ (работ по перераспределению земель в ходе межхозяйственного землеустройства), т. е. создания новой недвижимости. Последними работами занимались два специально выделенных бюро. Кроме того, все землемерные бюро занимались продажей и обеспечением населения картографическими материалами, публикациями, реестровыми и другими данными. В ряде случаев землемерные бюро регистрировали операции и вели различные реестры, выполняли общие картографические работы, архивировали материалы и т.п. Если чисто землемерное дело в Финляндии является государственным, т. е. входит в сферу обязанностей государственного управления на уровне центральных и местных, региональных и муниципальных властей, то геодезические работы выполняют как государственные и муниципальные структуры, так и частный сектор (частные землемеры, фирмы, предприятия). Тем не менее управление геодезическими работами также находится в ведении Министерства сельского и лесного хозяйства Финляндии. В Европе имеется практически только две страны: Финляндия и Швеция, где землеустроительные, земельно-кадастровые и геодезические функции сведены в службы National Land Survey of Sweden (NLS) и NLS of Finland. Это позволяет наиболее рационально управлять земельными ресурсами государства, ликвидировать дублирование в выполнении землемерных работ и за счет этого повысить эффективность их финансирования, правильно решить при- родоохранные задачи, оперативнее производить действия по предоставлению и изъятию земель для государственных и общественных нужд, а в целом наладить рациональное использование и охрану всех земель в интересах всего общества, отдельных территорий и конкретных землевладельцев и землепользователей. В большинстве стран Западной Европы землеустроительная и земельно-кадастровая деятельность находится в ведении государства в компетенции одного из министерств. Геодезические работы могут относиться совсем к другим министерствам, или же находиться в сфере частного предпринимательства, или даже в ведомстве военной администрации. В Министерстве сельского и лесного хозяйства Финляндии геодезические задачи, в том числе и применительно к кадастровым работам, входят в компетенцию Отдела сельских районов и природных ресурсов, а ответственность за надлежащее их выполнение возложена на землемерный сектор этого отдела. За геодезические исследования и создание государственных геодезических сетей с системой координат высшего уровня отвечает Институт геодезии (геодезическое предприятие) с персоналом 40 чел.
|