![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Структура и функции земельной службы Швейцарии
Вид организации Функции управления землеустройством и производством работ
Государство Федеральное ведомство государственной топографии — 15 сотрудников. Федеральная дирекция кадастра Кантоны Ведомства по региональному пла- нированию и топографической съемке кантонов (отделы топографической съемки), кантональные кадастровые бюро — 26 ед. (300 сотрудников, 10...15 чел. на бюро) Общины Частные землемерные бюро (фир- мы) — 300 ед. (по 3...4 чел.), городские землемерные бюро — 10 ед. — 3000 сотрудников (землемеров) в общинах Федеральные законы. Стратегия. Верховный надзор. Координация Кантональные законы. Планирование и выполнение землеустроительных и земельно-кадастровых работ. Освидетельствование Землеустроительное производство. Обновление документации. Услуги Учитывая небольшую площадь Швейцарии и ее административно-территориальное устройство, принятую систему регистрации прав в поземельной книге, такие структура и функции земельной службы в стране себя полностью оправдали. В землеустроительные действия в Швейцарии включают: региональное планирование землепользования, определяющее различное использование земель и координирующее разнообразную землеустроительную деятельность государства, кантонов, общин и частных лиц; корректировку границ и передел земель, позволяющие реорганизовать земельные участки группы земельных собственников. Важнейшие основы регионального землеустройства в Швейцарии закреплены: в Конституции Швейцарии; Федеральном законе «О региональном планировании» от 22 июня 1979 г.; «Крестьянском земельном праве» от 4 октября 1991 г.; Законе «О содействии жилищному строительству и поддержке жилищной собственности» от 4 октября 1974 г.; распоряжении правительства «О структурном усовершенствовании землепользования» от 7 декабря 1998 г. 18.2. ВИДЫ, СОДЕРЖАНИЕ И ТЕХНОЛОГИИ ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ Все землеустроительные действия в Швейцарской конфедерации основаны на данных государственного, регионального и местного планирования развития землепользования. При этом государственные и региональные планы затрагивают большие территории и крупные объекты инфраструктуры. Например, в системе регионального планирования на государственном уровне Швейцарии решают задачи по размещению трассы железной дороги, проходящей через страну из Германии в Италию, строительства двух скоростных тоннелей под Альпами, международных аэропортов, крупных автобанов и др. Государственное планирование развития землепользования имеет обязательную силу для органов власти всех уровней. Оно также определяет содержание планирования, которое должны провести органы власти подчиненного уровня (кантоны). Однако прямого правового влияния на отдельного собственника данный вид планирования не имеет. Основные документы государственного (федерального) планирования — различные нормативно-правовые акты: распоряжения, планы развития отраслей, директивы и др. На уровне кантонов разрабатывают комплексные планы (схемы) развития территории, главной составной частью которых являются зональные планы. Основой для их разработки служат соответствующие законы кантонов. Например, в кантоне Цюрих действует закон о планировании и строительстве от 7 сентября 1975 г. — Planungs-und Baugesetz des Kantons Zurich (с изменениями и дополнениями от 1 сентября 1991 г.). При составлении зональных планов выделяют зоны: сельскохо- зяйственную, жилой и производственной застройки, резервную и др. При этом к установлению зон подходят очень тщательно, так как изменение целевого назначения использования земли сильно влияет на земельный рынок. Например, если в районе г. Базель 1 м2 сельскохозяйственных угодий стоит всего 5 швейцарских франков, то 1 м2, предназначенный под застройку, — уже 500 франков. Зональный план составляют на всю территорию кантона. Так, в кантоне Базель — это 87 общин. Кантональные схемы и планы как директивные документы регионального планирования обязательны для органов власти кантонов и общин, но не имеют прямого действия на конкретного земельного собственника. На уровне общин составляют три основных вида планов: зональный, ландшафтный и дорожный. Зональный план согласно Закону о региональном планировании пересматривают каждые 15 лет. Его разрабатывают на основе специальных «Строительных и зональных правил». Данный план широко обсуждает население и одобряет Политическое собрание общины и Совет правительства общины. Например, в общине Регенсдорф имеются свои правила по зонированию (Bau-und Zonenordnung), утвержденные 26 сентября 1994 г. Документация по местному планированию включает в себя: зональный план (карту); строительные и зональные правила с инструкцией, определяющие градостроительный регламент (запреты и разрешения) для каждой зоны. Все планы использования земель общины обязательны для собственников и устанавливают разрешенное использование каждого земельного участка. При составлении плана выделяют следующие основные зоны: центральную, сохранения жилых массивов, жилую промышленную и индустриальную, общественных построек, отдыха и др. Резервные, сельскохозяйственные зоны, а также зоны высвобождения высшего подчинения (кантонального или федерального использования) не являются составной частью строительных и зональных правил. Положения о них формирует и регулирует кантон. На зональном плане их только отмечают. В зонах, связанных с застройкой, показывают требования и регламенты по фундаментам, методам строительства, формам крыш, надстройкам на них и антеннам; высоте зданий; высвобождению подвальных и полуподвальных помещений; размещению (расстояниям, длине здания), озеленению; стоянкам детских колясок, велосипедов, мотоциклов; парковкам автомобилей; шумовым характеристикам; особым строительным предписаниям и видам использования и др. В общине Регенсдорф кантона Цюрих планы зон, планы центральных зон и дополнительные планы являются составной частью Строительных и зональных правил. С ними можно ознакомиться в канцелярии Совета общины. Данные планы представляют в различных масштабах. Обзорный зональный план (Zonenplan) показывают в масштабе 1: 10 000. Воспроизведение зон на этом плане не влечет за собой возникновения никаких правовых обязательств. Определяющим при разграничении зон и установлении норм и правил внутри зон является план (карта) в масштабе 1: 5000, а для центральных зон и линий отделения границ селений от леса действительны планы в масштабе 1: 1000 (Kernzonenplane, Erganzungsplane). Ландшафтные планы разрабатывают прежде всего на сельскую местность. В них главное внимание уделяют дифференцированному использованию сельскохозяйственных и лесных угодий, регламентированному применению удобрений и ядохимикатов, мелиорации и охране земель от эрозии, регулированию водного режима территории, природоохранным мероприятиям, развитию сельской инфраструктуры, воспроизводству (восстановлению) лесонасаждений. Для упорядочения размещения и строительства дорог и дорожных сооружений в общинах составляют и отдельно утверждают планы (карты) дорожного строительства. На уровне государства за региональное планирование отвечает Федеральное ведомство регионального планирования. В каждом кантоне действует служба регионального планирования. На уровне общины местная исполнительная власть при поддержке соответствующих частных землемерных бюро планирует использование земель. Органы, занимающиеся планированием, в соответствии с Федеральным законом о региональном планировании, должны информировать население о целях и ходе планирования, заботиться о том, чтобы при планировании население могло сотрудничать с ними и чтобы планы были доступными. Важная функция при планировании использования земель принадлежит судебным органам. На выдачу или отказ в выдаче разрешения на строительство или необоснованное решение о компенсации за ограничение прав собственности истцом может быть подана жалоба в соответствующую кантональную инстанцию. Решение этих инстанций может быть обжаловано в Федеральном суде. Кантональные директивные планы использования и охраны земли требуют утверждения Федеральным советом, а планы использования земель общин требуют утверждения властями кантона. Расходы на планирование использования и охраны земель делят по уровням. Государство несет затраты на планирование верхнего уровня, кантон — расходы по директивному контрольному планированию, а община — расходы по планированию использования земли на своей территории. Проекты отвода земель для различных целей в странах Европейского Союза с инженерной (геодезической), правовой, социально-экономической и экологической точек зрения являются сложными, так как затрагивают интересы многочисленных земельных собственников, права которых охраняет и защищает государство. В развитых зарубежных странах давно поняли, что предоставление, изъятие и перераспределение земель не должно быть «виртуальным» с решением только политических задач и выдачей земельных сертификатов, без установления границ участков в натуре с постановкой межевых знаков, определения координат, геодезической привязки границ к пунктам государственной опорной геодезической сети, учета правового положения и регламентов землепользования, что диктуется требованиями землеустройства. Выполняя землеустроительные требования, государство тем самым гарантирует права земельной собственности, делая их по-настоящему законными. Даже в случае стихийных бедствий, когда все может быть стерто с лица земли (уничтожены здания, сооружения, межевые знаки), и тем более в случае умышленного уничтожения границ, их изменения и других незаконных действий землеустроительными и геодезическими методами могут быть восстановлены утраченные границы земельных участков, поворотные точки землевладений и землепользовании. Таким образом собственность вновь обретает своих законных владельцев. Поэтому порядок землеустройства в развитых зарубежных странах учитывает все возможные последствия и гарантирует восстановление при любых обстоятельствах границ земельных участков и прав собственности на них. Рассмотрим процесс отвода земельного массива площадью 517 га для строительства с последующей разбивкой его на отдельные земельные участки в общине Регенсдорф (кантон Цюрих, Швейцария). Заказчиком данных работ является администрация общины Ре Основанием работ послужил договор подряда. Начало работ планировали на апрель 1996 г., окончание — 31 марта 1999 г. Договор заключен на основании распоряжения Управления по строительству кантона Цюрих (Ведомство по региональному планированию и топографической съемке) и Швейцарского Департамента полиции и юстиции. В ходе работ были выполнены следующие землеустроительные действия: проведена новая официальная топографическая съемка в различных масштабах с определением опорных точек; уточнены административные границы, границы общины, участка, а также их адреса; проведена съемка рельефа местности, почвенного покрова на массиве; проведена съемка существующих единиц недвижимости (земельных участков, зданий, сооружений, а также других отдельных объектов и линейных элементов существующей организации территории); разработан проект (план) разделения земельного массива на участки; выдана землеустроительная документация заказчику. Перед началом проектирования было получено задание, где определялись предварительное местоположение участка и границы территорий для проведения топографической съемки в различных масштабах (рис. XIII, а на цветной вклейке). Землеустраивае-мому массиву был присвоен №16. Был изучен также план зонирования территории (рис. XIII, б на цветной вклейке) с целью подтверждения возможности застройки данного массива площадью 517 га. При проведении землеустроительных работ специалисты руководствовались следующими предписаниями и инструкциями государства и кантона. Дата принятия Наименование документа I. Предписания конфедерации 1948 Указания для использования и написания названий при веде- нии кадастрового учета земельных участков в Швейцарии 1950 Государственный закон об охране военных сооружений 1950 Постановление Швейцарского военного ведомства о защите и обозначении военных объектов 1970 Решение Бундесрата о наименовании местностей, общин и станций 1974 Указания по применению автоматической обработки данных при обмере земельного участка 1987 Швейцарский стандарт №612 010 для охраны данных при то- пографической съемке (Швейцарское объединение по стандартам) 1990 Распоряжение об охране военных объектов 1992 Решение об изменении порядка проведения топографичес- кой съемки с изменениями от 18.03.1994 1992 Директивы для оценки и передачи существующей сети опор- ных точек в RAV-LFP3-ceTb 1992 Управление данными (предписание по управлению числовы- ми данными) 1992 Предписание по проведению топографической съемки 1991 Швейцарский стандарт №612 020, топографическая съемка и ; " * кое объединение по стандартам) 1994 Техническое предписание по проведению топографической съемки 1994 Директивы по оценке и передаче существующей информации о границах 1995 Инструкция по изложению плана ведения земельного кадастра
1995 Указание по сверке при проведении официальной топографической съемки 1996 Директивы по определению опорных точек II. Предписания и инструкции кантона 1911 Вводный закон кантона к Гражданскому кодексу 1920 Инструкция по обращению с общественными водоемами, до- рогами и лесными массивами при проведении топографической съемки и при составлении кадастра земель 1992 Предписание по проведению топографической съемки для составления земельного кадастра и по затратам на ведение земельного кадастра (последнее изменение 06.09.1978) 1994 Дополнение к решению конфедерации по представлению плана для ведения земельного кадастра 1994 Обращение с границами лесных массивов при проведении топографической съемки 1995 Тарифные ставки на проведение топографической съемки
1995 Определение и наименование строений 1996 Свод основных принципов проведения топографической съемки
1996 Детальная инструкция по проведению топографической съемки 1997 Выписки для ведения земельного кадастра, документирование и архивирование данных топографической съемки 1997 Обозначение расположения опорных точек (LFP3) 1997 Форма AV93 по приостановке ведения кадастра и основного плана делению подрядов и офертам 1997 Предписание по ведению топографической съемки (частично введено в действие с 01.01.1998) 1998 Распределение заказов на работы по топографической съемке (критерии оценки выбора) — Иные действующие технические инструкции Ведомства по региональному планированию и топографической съемке При землеустройстве учтены инструктивно-методические положения не менее чем 32 нормативно-правовых документов. В результате проведенных землеустроительных работ были подготовлены следующие документы: находящиеся (хранящиеся) в бюро у частного землемера: основания и составные части топографической съемки по старым правилам; полная информация об информационных плоскостях (слоях): опорные точки, почвенный покров, отдельные объекты и линейные элементы, недвижимое имущество, административное и техническое деление, включая адреса зданий в системе интерфейс INTERLIS/AVS; деление плана 1: 5000 с пояснениями соответственно общему плану; план опорных точек 1: 5000 с пояснениями соответственно общему плану; номенклатурный план 1: 5000 с пояснениями соответственно общему плану; копия оригинала плана ведения земельного кадастра (учет земель); список земельных участков и собственников; расчет площадей земельных участков со сравнительной ведомостью; материалы упорядочения (увязки) старых и новых измерений площади при большой разнице; копии ЭВМ-данных на территории массива; технический отчет Подрядчика (ст. 73 предписания по топографической съемке); прочая техническая документация согласно ст. 62...64 и приложения «В» к техническому предписанию по проведению официальной топографической съемки от 10 июня 1994 г. и технические указания № 8; документы, подготовленные для Ведомства по региональному планированию и топографической съемке: документация и акты согласно «Руководству по сверке при проведении топографической съемки»; данные по информационным плоскостям (слоям): опорные точки, почвенный покров, отдельные объекты и линейные элементы, недвижимое имущество, административное и техническое деление, включая адреса зданий в системе интерфейс INTERL1S/AVS; деление плана 1: 5000 с пояснениями соответственно общему плану; план опорных точек 1: 5000 с пояснениями соответственно общему плану; номенклатурный план 1: 5000 с пояснениями соответственно общему плану; копии плана для кадастрового учета земельных участков; технический отчет Подрядчика (ст. 73 предписания по топографической съемке); проект финансового расчета; территориальная статистика, а также планы территории в различных масштабах; документы, подготовленные для Швейцарского управления по проведению топографической съемки: данные по информационным плоскостям (слоям): опорные точки, почвенный покров, отдельные объекты и линейные элементы, недвижимое имущество, административное и техническое деление, включая адреса зданий в системе интерфейс INTERLIS/AVS; технический отчет Подрядчика (ст.73 предписания по топографической съемке); территориальная статистика, а также планы территории в различных масштабах; окончательный финансовый расчет; документы, подготовленные для кадастрового бюро: деление плана 1: 5000 с пояснениями соответственно общему плану; план ведения кадастра (учета земель); реестр земельных участков (форма 33d/ZH — земельный кадастр); документы, подготовленные для Администрации Регенсдорфа: копии плана ведения кадастра (учета земель); реестр территорий и собственников; технический отчет Подрядчика (ст. 73 предписания по топографической съемке). Общая стоимость работ составила 293 296 швейцарских франков (208 533, 5 долл. США), из них взнос государства — 10 % (24 820 франка), кантона — 25 % (68 944 франка), остальные затраты были погашены администрацией Регенсдорфа. Всего на 1 га землеустраиваемой территории было потрачено 567, 3 франков (403, 4 долл. США), что является примерно общим значением для западноевропейских стран. Глава 19 ШВЕЦИЯ 19.1. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ Швеция относится к числу северных скандинавских стран с развитой экономикой. Ее общая площадь (территория) превышает 449 тыс. км2 (44, 9 млн га), земли под лесами занимают 22 млн га, пашня — 2, 7 млн га, пастбища — 0, 5 млн га. Сельскохозяйственная освоенность территории составляет всего 9 %, площадь заболоченных земель и гор — 31 %, городских земель — 3 %, лесов — более 50%. Население Швеции, по данным на 1998 г., составляло 8, 9 млн чел. Наиболее ценные земли находятся в Южной Швеции. Арендная плата за 1 га земель здесь составляет в среднем 1800 шведских крон, земельные участки с хорошо дренированными и продуктивными почвами Центральной Швеции арендуют за 800... 1200 крон, долины и прибрежные территории Северной Швеции — за 400...600 крон, а бедные почвы внутренней территории Северной Швеции — менее чем за 200 крон. По состоянию на 2000 г. более 19, 2 млн га земель (43 %) в Швеции находятся в собственности частных лиц, 14, 3 (32 %) — в государственной собственности, 0, 9 (2 %) — в собственности муници- палитетов, 8, 1(18%) принадлежит корпорациям (юридическим лицам), 0, 45 млн га относится к собственности церкви, а 1, 8 млн га — к собственности других землевладельцев. До 46 % сельскохозяйственных земель Швеции в 2000 г. арендовали, ежегодно примерно 5 % всех сельскохозяйственных объектов недвижимости участвуют в различных сделках (купле-продаже, наследовании, дарении и т.п.). В Швеции имеется около 3, 5 млн единиц недвижимости. Одна единица недвижимости может состоять из одного или нескольких земельных участков. Недвижимость включает в себя не только землю и воду, но и «принадлежности» (здания, многолетние насаждения, дороги и др.). «Принадлежности» не являются частью недвижимости, если они были построены не собственником земли, а арендатором. Права на полезные ископаемые также не являются частью недвижимого имущества и не принадлежат собственникам земельных участков. В Швеции главное место в системе управления земельными и водными ресурсами занимает Национальная земельная служба страны (Lantmateriet), основанная в 1628 г. Законодательство страны устанавливает, что Национальная земельная служба Швеции — центральный орган управления по вопросам формирования земельных участков, отчуждения недвижимости, объединения недвижимости, регистрации недвижимости, геодезических работ и государственной топографической съемки. Как орган государственной власти Национальная земельная служба: регулирует и контролирует работу других государственных, а также муниципальных землеустроительных организаций; регулирует и контролирует работы по созданию и ведению земельного кадастра и проводит автоматизированную обработку данных регистрации земельных участков; консультирует в рамках своей деятельности граждан, юридических лиц, органы государственной власти и местного самоуправления по вопросам реализации планов, выплаты компенсаций и комплексного освоения земель; отвечает за создание и содержание опорной геодезической сети, координирует работы по аэрофотосъемке для топографического картографирования; координирует наиболее важные работы по геодезической съемке и картографированию, выполняемые государственными и частными организациями; содействует координации при создании и ведении баз данных для информации, привязанной к местности; проводит исследования в области геодезии, фотограмметрии, картографии и смежных дисциплин, связанных с выполнением других функций Национальной земельной службы; удовлетворяет в качестве официального ответственного органа потребности обороны в информации о ландшафтах, землях и т. д.; изучает в целях национальной безопасности карты и аэрофотоснимки, а также геодезические данные Национальной земельной службы; изучает по запросу судов или других государственных органов и делает экспертизу судебных дел или заявлений, поступивших в соответствующие органы; отвечает за документацию по государственным границам, контролирует и поддерживает маркировку границ. Основные структурные подразделения Национальной земельной службы Швеции — управление кадастра, управление земельных и географических информационных систем и специальное подразделение, в компетенции которого находятся работы по аэрофотосъемке, сбору и обработке географической информации и данных о недвижимости, геодезическим вычислениям и производству карт, развитию географических информационных систем, материальному планированию. Под руководством Национальной земельной службы действуют агенства Сведсервей (международное сотрудничество) и Свефа (оценка недвижимости). Земельный кодекс Швеции определяет, что недвижимость — это земельный участок, а строение, стоящее на нем, считается принадлежностью земельного участка. В этой стране с населением 8, 9 млн человек зарегистрировано 3, 5 млн объектов недвижимости и около 4 млн собственников недвижимости. Вся недвижимость Швеции зарегистрирована и внесена в Регистр недвижимости, который поддерживает Национальная земельная служба, областные и муниципальные земельно-кадастровые органы, а также в Регистр прав на недвижимость, который ведут органы по регистрации прав на недвижимость, являющиеся частью семи районных судов (Local Courts), административно подчиняющихся Государственному судебному управлению (National Courts Administration — Domstolsver-ket), находящемуся в ведении Министерства юстиции. В 2000 г. в Швеции имелся 21 областной кадастровый орган, находящийся в ведении Национальной земельной службы, и 39 муниципальных кадастровых бюро. Муниципальные кадастровые бюро находятся в ведении местных властей, но подконтрольны Национальной земельной службе. Национальная земельная служба Швеции административно подчиняется Министерству охраны окружающей природной среды и ответственна также за ведение земельно-информационной системы страны. Вопросы регулирования землепользования находятся в компетенции 288 муниципалитетов. Они решают и задачи, связанные с принудительным отчуждением недвижимости. Региональные (областные) кадастровые подразделения Нацио- нальной земельной службы, представляющие собой ее территориальные органы второго уровня: собирают кадастровую информацию, ведут регистр недвижимости, передают информацию в центральную базу данных; выдают потребителям информацию из регистра недвижимости; осуществляют геодезическое обеспечение, оказание геодезических и землеустроительных услуг собственникам; проводят актуализацию географической информации. На муниципальном уровне органы Национальной земельной службы (кадастровые бюро) обеспечивают местные администрации информацией, необходимой для решения вопросов управления земельными ресурсами и недвижимостью, планирования землепользования и охраны окружающей среды. Они участвуют в разработке земельной политики муниципалитетов, охране муниципальных земель, благоустройстве, планировании и эксплуатации жилищного фонда, решении вопросов аренды муниципалитетом нежилых помещений, оценке недвижимости. Консолидированный бюджет Национальной земельной службы Швеции составляет 175 млн долл. США. Большую часть этой суммы (около 120 млн долл.) составляют поступления за счет сборов и оплата услуг по формированию недвижимости, за использование информации из баз данных и оказания консультационных услуг. Возможности и способы получения этих средств установлены нормами действующего законодательства. При этом надо отметить, что землеустроительные операции, выполняемые Службой как государственной организацией и ее подразделениями, не облагаются налогами на оборотный капитал. Ассигнования из государственного бюджета (около 55 млн долл.) направляют только на выполнение важнейших государственных функций, в том числе на получение базовой информации, управление и ведение регистров и баз данных о земле и недвижимости, а также на государственную геодезическую сеть и работы в интересах национальной обороны. Важнейшей тенденцией последних пяти лет, вызванной развитием современных информационных технологий и стремлением к сокращению управленческих структур, является интеграция органов ведения государственного кадастрового учета и регистрации прав на недвижимое имущество в единые органы под эгидой Национальной земельной службы Швеции и переход этой службы на полное самофинансирование. Регистр недвижимости обязательно включает в себя кадастровую карту. Для сельских территорий имеется сводная кадастровая карта в цифровой форме в масштабе 1: 20 000 (оригиналы карты хранятся в масштабе 1: 5000 или 1: 10 000 и основаны на ортофо-топлане). Кадастровые карты для городских территорий составляют в масштабе 1: 1000 или 1: 2000. Кадастровая карта состоит из трех оригиналов: карты границ единиц недвижимости; карты «принадлежностей», т. е. объектов недвижимости, связанных с землей, и обременении; карты регулирования землепользования. Кадастровая карта не является необходимой в органах по регистрации прав на недвижимость. Землеустройство в Швеции осуществляют на основе давно отработанного земельного законодательства. Однако в 1995 г. Швеция присоединилась к Европейскому Союзу, и с этого времени страна стала согласовывать свою земельную политику со странами этого европейского сообщества. Земельный кодекс Швеции датируется 1734 г. Поправки к нему вносили много раз. В 1970 г. его подвергли значительной корректировке. Вопросы, регулируемые Земельным кодексом, относятся к юрисдикции судов, в то время как вопросы регистрации прав на недвижимое имущество рассматривают органы земельной регистрации, которые подотчетны судам. Вопросы же землеустройства и регистрации самих земельных участков находятся в ведении землеустроительной службы Швеции и ее территориальных органов, а также кадастровых отделов муниципалитетов. Современная система планирования и организации рационального использования земель в Швеции берет свое начало с 1986 г., когда парламент после 10-летней дискуссии принял решение о ведении землеустройства только с учетом природоохранных требований. Поэтому после 70-х годов появились следующие законодательные акты. 1. Закон о природных ресурсах (The Natural Resources Act). 2. Закон о планировании и строительстве (The Planning and Building Act). 3. Закон о совместном земельном развитии (The Act on Joint Land Development). Кроме того, существенно развивалось законодательство о землеустройстве. Территориальное (межхозяйственное) землеустройство в Швеции проводят на основе Закона (акта) о формировании недвижимости, принятого в 1972 г., параллельно с редактированием Земельного кодекса. Формирование недвижимости предусматривает в нем землеустроительные меры [разделение, отделение, объединение (консолидация) и распределение] по делению земли на объекты собственности (кадастровые единицы). Внутреннее же устройство территории землевладений сельскохозяйственного назначения (внутрихозяйственного землеустройства) практически не проводили из-за мелких размеров фермерских хозяйств, преобладающих в шведском сельском хозяйстве. Так, если в 1950 г. число фермерских хозяйств в Швеции составляло 300 тыс. при среднем размере 12 га пашни, а в 1990 г. было уже 98 тыс. хозяйств со средним размером 27 га пашни, то в 1999 г. число фермерских хозяйств сократилось до 80 тыс., а средняя площадь увеличилась до 34 га. Большинство ферм являются семейными и находятся в частной собственности. В связи с увеличением размеров ферм возникла необходимость внутреннего устройства их территории. В Швеции это делают под видом «разработки нового дизайна участка» и считают новым прогрессивным видом землеустроительных работ, хотя в России и Германии этот вид землеустройства существовал уже с XIX в., а общая теория комплексного внутрихозяйственного землеустройства была впервые отработана учеными землеустроителями России в первой половине XX в. 19.2. ПЛАНИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ Система планирования и использования земель в Швеции сводится к следующему. Каждый земельный собственник в соответствии с законодательством отвечает за устройство принадлежащего ему земельного участка. При этом, если он хочет изменить целевое назначение в использовании своей земли или начать строительство, необходимо разрешение от местных (муниципальных) властей, а в ряде случаев — и от специальных служб (охраны природы, лесного хозяйства и т. д.). Если собственник земель хочет изменить границы своего участка (продать часть земель, присоединить дополнительный земельный участок, свести свои земельные участки в один массив и т.д.), он должен получить, кроме того, разрешение у землеустроительных органов (Real Property Formation Authority). Политику в области планирования использования земель в Швеции определяют местные органы власти (муниципалитеты, коммуны). Они ответственны за развитие инфраструктуры территории и осуществление природоохранных мероприятий [физическое (территориальное) и природоохранное планирование]. Государственные органы власти через свою региональную (окружную) администрацию могут влиять на планировочные решения местных органов только: при конфликтах и территориальных спорах между коммунами; необходимости соблюдения национальных интересов в области землепользования, охраны здоровья и безопасности; в случае размещения природных объектов или элементов инфраструктуры, имеющих региональное или государственное назначение (автомагистралей, заповедников, аэропортов и т.п.). Основной закон, регулирующий планирование использования земли в Швеции, — Закон о планировании и строительстве. В соответствии с этим законом каждая коммуна (муниципалитет) составляет на всю площадь, находящуюся в ее ведении, План развития муниципальной территории (The Municipal Comprehensive Land Use Plan). Этот план разрабатывают на уровне схемы планировщик или архитектор муниципалитета при участии землеустроителя. Он содержит в себе предложения по развитию местной промышленности, жилищно-коммунального хозяйства, резервированию территорий для расширения населенных пунктов, размещению природоохранных зон и зон рекреации, охране природы, использованию прибрежных территорий. Аналогом такого плана на сельские территории в России служили схемы районной планировки, составляемые в сельских административных районах в 60...70 годы прошлого столетия, и градостроительные генеральные планы, разрабатываемые в городах. Общий план развития муниципальной территории не имеет форму закона, т. е. не является юридическим документом. Он содержит в себе лишь принципиальные, общие решения намечаемой на перспективу организации рационального использования и охраны земель административно-территориального образования. Юридическую силу имеет Детальный план развития части территории (Detailed Development Plan). Данный план разрабатывают на срок от 5 до 15 лет, и он обязателен как для земельных собственников, так и для различных властей (управлений). Использование земель и всю застройку территории регулируют этим планом. Если инвесторы хотят застроить район, они обязаны согласовать намеченные мероприятия с этим планом, а при его отсутствии — заказать его разработку. Окончательное решение о том, составлять этот план или нет, принимает муниципалитет. Он также обязывает планировщиков согласовать этот план с Общим планом развития территории. В детальных планах развития части территории в различных муниципалитетах Швеции отображают: деление земель на различные функциональные площади (жилая зона по типам застройки, общественные земли: улицы, скверы, парки и т. д., площади под водой и прибрежные земли, резервные зоны); дизайнерские решения по устройству этих площадей (разбивка на кварталы, участки и т. п.); размещение основных элементов инфраструктуры: дорог, проездов, инженерных сетей. В составе детального плана или в качестве самостоятельного документа разрабатывают План ограничений и обременении в использовании земли (Area Regulations). В этом документе обязательно устанавливают природоохранные требования, охранные и санитарно-защитные зоны, сервиту-ты в соответствии с планируемым использованием земельных и водных ресурсов. Система планирования использования и охраны земель в Шве- Закон о рациональном использовании природных ресурсов The Act Concerning the Management of Natural Resources (NRL) Закон о планировании и строительстве The Planning and Building Act (PBL)
The Municipal Comprehensive Land Use Plan Специальное законодательство
Детальный план развития части территории Ограничения и обременения в использовании земли Area Regulation Special Laws Detailed Development Plan Разрешение на строительство Разрешение на отвод земельного участка Рис. 21. Система планирования использования и охраны земель в Швеции ции показана на рисунке 21, а на уровне муниципального образования — на рисунке 22. Разработка общего и детальных планов развития территории муниципальных образований в Швеции состоит из множества этапов и достаточно длительна. Это объясняется тем, что различные изменения в организации территории в будущем на многие годы будут определять земельные отношения и вид использования земель, что требует учета многочисленных интересов (собственников земли, органов местной власти, государства). Поэтому процесс планирования использования и охраны земель имеет большой общественный резонанс. Разработку планов осуществляют в несколько этапов: разработка концепции развития территории и ее обсуждение в законодательных органах власти; Разрешение на F5
Рис. 22. Принципиальная схема получения разрешения на земельный отвод в системе планирования использования и охраны земли составление предварительного плана и предложений по развитию территории, которые предлагают органы архитектуры, строительства и землеустройства; проведение консультаций и предварительных согласований основных предложений по развитию территории с администрацией графств (областей), департаментами и управлениями по регистрации недвижимости, сельского и местного хозяйства, муниципальными властями и другими заинтересованными лицами; уточнение предварительного плана по результатам согласований; всенародное обсуждение плана, опубликование его положений в средствах массовой информации, организация выставок, референдумов и т. д.; подготовка общего доклада и рекомендаций по совершенствованию плана по результатам проведенных дискуссий; составление окончательного варианта плана развития территории; утверждение плана муниципальными властями и его опубликование. 19.3. МЕЖХОЗЯЙСТВЕННОЕ (ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ) ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО, СВЯЗАННОЕ С КОНСОЛИДАЦИЕЙ ЗЕМЕЛЬ Важный инструмент планирования и организации рационального использования и охраны земель в Швеции — проекты территориального (межхозяйственного) землеустройства, связанные с консолидацией земельных участков. Эти проекты называют проектами консолидации земель (Land Consolidation project). Консолидация (объединение) земель была необходимой в связи с тем, что уже в XVIII в. мелкое парцеллярное землевладение с чересполосицей, узкополосицей, длинно- и дальноземельем тормозили сельское хозяйство. Мозаичность (фрагментация) земель сделали крестьян сильно зависящими друг от друга. Они должны были сеять и собирать урожай в одно и то же время, преимущественно коллективно, и выращивать одни и те же культуры. Первый Закон о консолидации земель в Швеции был принят в 1757 г. Новые правила были введены в действие в 1807 г., а затем и в 1827 г. В 1828—1922 гг. консолидация земель была проведена на 20 млн га сельскохозяйственных и лесных земель. Число хозяйств, затронутых консолидацией, составляло 287 тыс. Причем 83 тыс. из них пришлось переселять на новое место. С 1922 по 1972 г. в Швеции действовали специальные правила консолидации земель, учитывающие специфические условия отдельных округов. В 1972 г. в Швеции был принят Закон «Акт о формировании недвижимости», который определял основные требования землеустройства и упорядочил процедуру консолидации земель. Рассмотрим порядок и результаты проектирования на примере объединения земельных участков территории Бонас-Вамхуса (Bonas-Vamhus), занимающей основную часть площадей муниципалитета Мора (Minicipality of Mora) [143]. Данная территория в 1970 г. охватывала 53 700 га, в том числе леса — 46 200, пашни — 400, болот — 7100 га. Эта площадь включала 6500 единиц собственности, в том числе 1300 земельных участков находились в частной собственности, причем 275 из них требовали раздела по наследству, 1250 — в общественной, 2500 — в совместно-долевой, остальные — в других формах собственности. Средняя площадь, приходящаяся на одно землевладение, составляла 8, 3 га. Вся территория включала 21 500 контуров угодий, средняя площадь контура составляла 2, 5 га. Структура землевладения была весьма хаотичной, преобладали длинноземелье, дальноземелье, чересполосица, узкополосица. Например, землевладение Майта Аркеберга площадью 35, 5 га состояло из 532 контуров угодий, расположенных в 71 месте, включало 9 оборудованных жилых и хозяйственных построек (центров), расположенных в разных местах. Землевладение Матса Олматса площадью 28, 5 га включало 204 контура лесов, болот, пашни, пастбищ и сенокосов, объединенных в 52 участка, и два хозяйственных центра. Землевладение Леннарта Веттерберга площадью 114, 5 га состояло из 220 контуров угодий, 11 участков, трех хозяйственных центров. Многие землевладельцы имели земельные участки, удаленные от их хозяйственных центров на расстояние до 25 км. Все 6500 единиц собственности объединены в различные небольшие хозяйственные сообщества (общины, кооперативы, компании, общества, товарищества), число которых в 1970 г. составляло 1157 единиц. В среднем эта хозяйственная единица объединяла 5 землевладельцев и 18 земельных участков и имела размер 46, 4 га. Группировка 1157 хозяйственных сообществ по площади пашни и леса приведена в таблице 13.
|