Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Некоторые характеристики земельных реформ в странах Латинской Америки (по данным У. К. Тисенхьюзена)






 

 

Страна Период проведения реформы Процент семей, получивших Тип организации землештадения и
  землю землепользования
Аргентина 1940-1968 0, 8 Индивидуальный
Боливия 1953-1975 78, 9 »
Бразилия 1964-1969 9, 4 »
Чили:      
реформа 1962-1973   »
контрреформа 1973-1975   »
Колумбия 1961-1977   Индивидуальный, кооперативный
Коста-Рика 1961-1979 13, 5 То же
Куба 1959-1981   »
Доминиканская 1962-1986 19, 2 Индивидуальный
Республика      
Эквадор 1964-1976 > >
Сальвадор 1980-1983   »
Гватемала:      
реформа 1952-1954   Индивидуальный, кооперативный
контрреформа 1954-1969   Индивидуальный
Гаити 1809-1883   Государственный, индивидуальный, кооперативный
Гондурас 1962-1980   Индивидуальный, кооперативный
Мексика 1917-1980 52, 4 Индивидуальный
Никарагуа 1979-1983   Ассоциации
Панама 1963-1969 2, 7 Индивидуальный
Парагвай 1963-1979 6, 8 Индивидуальный, кооперативный
Перу 1967-1979 21, 3 Ассоциации
Уругвай 1948-1969 0, 5 Индивидуальный
Венесуэла 1959-1975 85, 4 Индивидуальный, кооперативный

       
   
 
 

 
ЧО CN О ЧО —i
 

Производственные коопера­тивы в Латинской Америке не выдержали испытания време­нем. В 80-х годах XX в. страны региона одна за другой отказы­вались от такого способа сельс­кохозяйственного производства и переходили к индивидуально­му фермерству (табл. 8).

ск^оо

Даже в Никарагуа идея госу­дарственных ферм и производ­ственных кооперативов была гм-ч-^ 3-3-I2-3-5- поддержана только там, где вы-" ~ ~" " ращивали культуры на экспорт.

io, - «on
ГЧ ~-
 
оооо о2о2с оооо obЈoi=; < cJOcnoo о2Гсо2Гс ЧО CN LD ^ 0> Х]Г^х; ч —" 10\ ■ * < о П «- ч-

В послереформенный период никарагуанские крестьяне явно стали склоняться к созданию сво­их собственных ферм, а государ­ственные сельскохозяйственные предприятия были сильно ослаб­лены в ходе войны. Производ­ственные кооперативы, первона­чально созданные в Сальвадоре в ходе аграрной реформы, в после­дующем так же стали дробить.

Переход к индивидуальному фермерству был обусловлен ря-

^-2" ч-5' °-2г2£ '£ - дом причин'-

«=-■ " - m, f(Sn-4 правые правительства искали

i поддержку крестьян, поэтому
всячески поощряли раздел зе­
мель государственных и коопе-
SS^v 5ji& ЈЈ" ративных структур;
£ ЯЯР; ^g? ^" Для налаживания произвол-

: —чо

^^ ства кооперативам нужны были крупные кредиты и высококва­лифицированные специалисты (экономисты, менеджеры, бух­галтеры), которые практически отсутствовали;

с получением земли крестья-
§ не были заинтересованы в осво-

о бождении от опеки различных

s «s _.„ ■ s s

111 5 инстанций и обретении самосто-

sgnsg'gggg.s при распределении доходов в 1т^н£ й2сси кооперативах почти всегда име

ятельности;


ла место уравниловка, оплату труда практически не дифференци­ровали в зависимости от его количества и качества;

наиболее деятельные крестьяне были заинтересованы в получе­нии земли в собственность, чтобы свободно распоряжаться ею, передавать по наследству и осуществлять другие операции. Кроме того, большинство крестьян предпочитали свободу выбора раз­личных форм землевладения и землепользования;

эффективность мелкого крестьянского хозяйства выше в усло­виях преобладания ручного труда, отсутствия кредитов и матери­ально-технической поддержки.

Однако следует отметить, что при наделении крестьян землей, в особенности в условиях крайней их бедности, определенная сте­пень производительной кооперации абсолютно необходима. В дальнейшем, когда доходы крестьян возрастают, производствен­ную кооперацию можно заменять обслуживающей и маркетинго­вой. Кроме того, при правильной организации и оплате труда, стимулировании экономических интересов производителей круп­ные коллективные предприятия за счет применения системы ма­шин и прогрессивных технологий получают большие преимуще­ства по сравнению с мелкими.

Проведение земельных реформ в латиноамериканских странах сопровождалось осуществлением системы мер по развитию зе­мельного кадастра и регистрации новых землевладений и земле­пользовании, хотя эти меры воплощались в жизнь с большим трудом, так как требовали наличия специально подготовленных землеустроительных кадров, организационных структур, управля­ющих земельными ресурсами и осуществляющих землеустрои­тельные действия.

Например, в Чили процесс либерализации земельного рынка с 1973 г. включал «оздоровление» титулов на владение земельной собственностью, т. е. формирование и регистрацию новых земель­ных участков с выдачей соответствующих документов, а также приватизацию общинной и государственной земли. Приватизация сопровождалась реституцией, т. е. возвращением земли ее быв­шим владельцам, а также продажей с торгов части земель рефор­мированного сектора.

К началу 80-х годов из 10 млн га экспроприированной площади бывшим землевладельцам было возвращено 3 млн га. Еще 3, 6 млн га было распродано на торгах, в первую очередь производителям животноводческой продукции, фруктов, винограда, а также леса. Оставшиеся 3, 4 млн га передали крестьянам (асигнаторьос). Их число составляло 37, 5 тыс., а средняя площадь наделов — 8...10 га орошаемых земель.

В первой половине 90-х годов общее число крестьянских хо­зяйств в Чили достигало 260 тыс. Их размер по группам и доля в земельной площади и товарном производстве приведены в таб­лице 9.


9. Структура землевладения в Чили [158]

 

 

Тип хозяйства (по площади Число хозяйств, тыс. Доля, %
орошаемых земель) в земельной площади в товарном производстве

Товарное (более 12 га) 35 61 74

Мелкое (менее 12 га) 125 37 25

Минифундия (менее 5 га) 100 2 1.

Итого 260 100 100

Взятый курс на поддержку частных фермерских хозяйств по­требовал для последних гарантий прав земельной собственности со стороны правительства. Это было возможно только после про­ведения землеустроительных работ по установлению границ зе­мельных участков, их площади, закреплению в натуре межевыми знаками поворотных точек на границах землевладений (т. е. после землеустроительного процесса формирования недвижимос­ти), а также после выдачи правоустанавливающих документов (ти­тулов) и их регистрации.

Несмотря на большие усилия, в 1993 г. доля хозяйств, не имею­щих легальных титулов на землю, составляла 45 %. Это ограничи­вало их доступ к кредиту, сокращало возможности инвестиций в производство, снижало заинтересованность крестьян в развитии своего хозяйства [122].

Проектом развития системы регистрации землевладений и зем­лепользовании к 2000 г. предусматривалось предоставить права на владение землей всем крестьянам. Этот проект частично финан­сировался Мировым Банком, но из-за нехватки средств у чилийс­кой стороны его выполнение затормозилось.

Насаждение частных хозяйств, а также отсутствие нормального государственного контроля за использованием земель и других природных ресурсов стало угрожать в ряде латиноамериканских стран ухудшению экологической ситуации.

В Чили, например, после 1973 г., пожары и вырубки есте­ственных лесов вызвали опасность исчезновения некоторых по­род деревьев, а интенсивное использование земельных ресурсов, невозможность отдельных частных хозяйств финансировать и выполнять природоохранные мероприятия усилили эрозию почв. В связи с этим в марте 1994 г. был принят Закон об общих основах охраны окружающей среды, который определил систему мер по улучшению экологической ситуации. Контроль за выпол­нением этого закона возложен на Национальную комиссию по охране окружающей среды. Помимо нее отраслевые министер­ства и ведомства обязаны проводить в жизнь систему природоох­ранных мер.

В Мексике к концу 80-х годов ущерб от эрозии, засоления и опустынивания огромных территорий, загрязнения поверхност­ных вод и воздуха достиг таких размеров, что в 1988 г. власти были


вынуждены принять Всеобщий закон об экологическом равнове­сии и охране окружающей среды. В 1990—1994 гг. была разработа­на Национальная программа по защите окружающей среды. Для этого в 1992 г. было создано Министерство по защите окружаю­щей среды и охране природных ресурсов, которое взяло на себя организацию рационального использования и охрану земельных, водных, лесных и других природных ресурсов.

Вопросы, связанные с улучшением сельскохозяйственного зем­лепользования в Мексике, решают Министерство сельского хо­зяйства и гидроресурсов, а также Министерство аграрной рефор­мы. При последнем образована Аграрная прокуратура, которая обеспечивает защиту прав и законных интересов землевладельцев и землепользователей, ведет государственный контроль за соблю­дением аграрного законодательства, оказывает юридические услу­ги и осуществляет посреднические функции во взаимоотношени­ях между государственными органами и предпринимателями, раз­решает различные спорные ситуации.

Возглавляет Прокуратуру Аграрный прокурор, назначаемый Президентом Мексики [15].

В каждой из латиноамериканских стран землеустройство имело свои особенности, что было обусловлено не только проводимой земельной политикой, но и разнообразием природных, истори­ческих, социально-экономических и других условий.

Например, в Мексике в 90-х годах прошлого столетия землеус­тройство стали проводить в соответствии с новым Аграрным зако­ном, принятым Национальным конгрессом в феврале 1992 г. Этот закон предусматривает возможность сочетания различных органи­зационно-правовых форм ведения сельского хозяйства.

Известно, что одной из главных форм сельскохозяйственных предприятий в Мексике были производственные общины (эхи-дос). Их образовывали еще в 20-х годах прошлого века в ходе лик­видации крупной помещичьей (латифундистской) собственности и наделения землей крестьянства.

Землей крестьян наделяли либо бесплатно за счет земельной собственности, изъятой у помещиков и иностранных собственни­ков, либо за счет колонизации государственных и пустующих час­тных земель, продаваемых в личную собственность. Согласно за­конам того времени экспроприированные земли переходили в собственность государства, которое передавало право пользования ими беднейшему крестьянству, организуемому в виде производ­ственных общин (эхидос).

Леса и пастбища в эхидос находились в общем пользовании их членов, а пашню обрабатывали коллективно или индивидуально. Закон запрещал куплю-продажу и аренду эхидальных земель, а также использование наемного труда для их обработки.

В отличие от эхидос колонизация земель была направлена на создание крепких капиталистических хозяйств фермерского типа.


Согласно Аграрному закону 1992 г., эхидальные хозяйства по­лучили статус юридических лиц, а их члены стали полными соб­ственниками выделенной им земли. Крестьянам предоставлено право самостоятельно решать судьбу своих эхидос. При этом как юридическое лицо каждое эхидос распоряжается землей по своему усмотрению: выделяет общественные и коллективные земли, а также участки индивидуального использования, определяет про­порциональное участие отдельных лиц в структуре землевладения хозяйства в соответствии с их материальным и трудовым вкладом.

Передача местной администрацией в концессию эхидальных земель без согласования с органами управления эхидос не допус­кается.

Права эхидатариев на индивидуальные участки закрепляют специальными документами, принятыми на общем собрании.

При проведении землеустройства в сельской местности пользу­ются предельными размерами частных владений, которые уста­новлены Аграрным законом и не допускают возврата к латифун-дизму. Так, предельные площади землевладений ограничивают и они составляют: под продовольственные культуры — 100 га, под хлопчатник— 150, под тропические и садовые культуры, а также пастбища, необходимые для содержания 500 гол. крупного рогато­го скота, — 700 га.

Закон разрешает также создание производственных, обслужи­вающих и кредитных ассоциаций. Ими могут быть объединения эхидос; аграрные ассоциации по интересам для лучшего использо­вания трудовых, природных, финансовых и технических ресурсов при строительстве промышленных, транспортных и других объек­тов; общества сельскохозяйственных производителей акционер­ного типа.

Верхний предел земельной площади ассоциаций установлен 2500 га. В зависимости от качества земли, специализации и терри­ториальных условий его можно увеличить на орошаемых землях — до 7, 5 тыс. га, на богарных —до 15, на пастбищных землях —до 30, а в засушливых районах — до 375 тыс. га пастбищ [63].

Частные собственники согласно закону могут проводить следу­ющие операции с землей: купить ее у другого собственника, эхи-датария, получившего документ на полное владение индивидуаль­ным паем, или у государства; приобрести участок на территории города или поселка для строительства жилого дома; заключить контракт на аренду земли или на ее залог; участвовать в товарище­стве по использованию земли со сроком действия 30 лет и с воз­можностью его пролонгации. К. этим операциям теперь допускают и иностранных граждан, но с некоторыми ограничениями: они не могут приобретать землю в закрытых зонах, к которым относятся лесозащитные насаждения и пограничные прибрежные террито­рии, и имеют право владеть только 49 % капитала в акционерных обществах, действующих в сфере сельского хозяйства.


Кроме того, правительство считает, что для получения эхидос дополнительных доходов и одновременного сдерживания мигра­ции сельского населения в города необходимо развивать сельскую инфраструктуру: осуществлять гидротехническое и дорожное строительство, развивать первичную и более глубокую переработ­ку сельскохозяйственной продукции на местах, улучшать условия жизни и быта сельского населения и т. п.

ЕВРОПА

Глава 9 АВСТРИЯ(АВСТРИЙСКАЯ РЕСПУБЛИКА)

9.1. УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ

Австрия расположена в Центральной Европе. Имеет террито­рию 83 845 км2 (8, 38 млн га). Население составляет 8, 05 млн чело­век (2001г.). Плотность населения — 96 чел. на 1км2. Австрия — преимущественно горная страна. Более 70 % территории занима­ют Восточные Альпы и их предгорья.

Сельскохозяйственные угодья занимают 41 % территории стра­ны, из них на альпийские луга (сенокосы и пастбища) приходится 24 %, на пашню — 17 %. Примерно 39 % территории покрыто ле­сом и кустарниками, что является основой для развития Дерево­обрабатывающей промышленности.

Австрия — развитая индустриально-аграрная страна. Среди главных отраслей промышленности: черная и цветная металлур­гия, нефтепереработка и нефтехимия. Машиностроение дает обо­рудование для горной, металлургической, текстильной, деревооб­рабатывающей и пищевой промышленности, производит электро­технические изделия, речные суда, сельскохозяйственную техни­ку, транспортные средства.

Общая протяженность железных дорог — 6028 км (5388 км при­надлежит государству и 640 км — частным лицам), автомобильных дорог —95 412 км (21812 км дорог —с твердым покрытием). Су-доходны 446 км водных путей [ 1 ].

Главное направление сельского хозяйства — высокопродуктив­ное животноводство. Разводят крупный рогатый скот, овец, коз, свиней, лошадей. Основные сельскохозяйственные культуры — пшеница, рожь, ячмень, кукуруза, сахарная свекла, картофель, овощи. Развито садоводство и виноградарство. Значительная часть продукции сельского хозяйства экспортируется.

Всей необходимой сельскохозяйственной продукцией Австрию снабжают около 80 тыс. предприятий с основным источником до­хода в сельском хозяйстве и еще 160 тыс. хозяйств, имеющих по-


бочные доходы. В среднем в крестьянском хозяйстве, дающем ос­новной доход, постоянно работает 1... 1, 5 чел.

Австрийская Республика — федеративное государство, в кото­рое входят девять федеральных земель. Управление на местном уровне осуществляют 2359 общин.

В компетенции Федерации в области законода­тельной и исполнительной деятельности находятся гражданское законодательство, включая регулирование прав земельной соб­ственности и имущественных отношений; горное дело, лесное за­конодательство, водное право, переработка опасных отходов, а также земельно-кадастровые дела, ведение поземельной книги, определение налогообложения земельных участков.

В компетенцию Федеральной земли в обла­сти законодательной и исполнительной деятельности входят регу­лирование прав землепользования и застройки, правовые нормы по сделкам с земельными участками и защите окружающей при­родной среды.

В компетенцию местных органов власти (общин) входит местное планирование землепользования (разработка планов землеотвода) и сбор земельного налога.

Вопросы, связанные с земельной реформой, находятся в совме­стном ведении Федерации и Федеральной земли. При этом на уровне Федерации издают законы о земельной реформе, которые реализуют в законах Федеральной земли. Федеральная земля от­ветственна также за исполнение законов [60].

В совместном ведении Федерации и Федеральной земли нахо­дятся также вопросы, связанные с планированием расселения и землепользования.

В ходе законодательной деятельности наряду с национальными требованиями в Австрии должны соблюдаться также правовые нормы Европейского Союза, которые в некоторых случаях значи­тельно ограничивают политико-правовую сферу принятия реше­ний австрийских законодателей.

Система построения земельных служб Австрии определяется сложившимся порядком регистрации прав на земельные участки, ведения земельного кадастра и землеустройства.

Права на недвижимость регистрируют в Поземельных книгах окружных судов с 1848 г. Австрийская поземельная книга является общественным реестром, в который заносят все земельные участ­ки и все существующие в их отношении вещные права. Этот ре­естр ведут на так называемую кадастровую общину, границы кото­рой не обязательно должны совпадать с административной общи­ной. Поземельную книгу, которая находится в окружном суде, ве­дут все кадастровые общины.

Земельный кадастр в Австрии — это прежде всего кадастр гра­ниц земельных участков, который обеспечивает обязательное удо­стоверение границ земельных участков. Он состоит из кадастро-


вой карты, реестра земельных участков и необходимой техничес­кой документации (цифрового раздела). Границы земельных учас­тков устанавливают по взаимному согласию соседей в ходе перего­воров, оформляют протоколом и обозначают соответствующим образом.

Учитывая, что земельный кадастр является государственным (публичным), его ведет Федеральное ведомство по эталонам и топографической съемке (BEV), которое подчинено Министерству экономики и труда Австрии. Данное ведомство имеет 41 территориальное учреждение по зем­леустройству и насчитывает около 1000 чел.

В последней четверти XX в. в Австрии начала формироваться база данных о земельных участках. Несмотря на то что в республике поземельная книга и данные кадастра строго дифференцируются, они информационно взаимосвязаны.

Эта база данных документирует для всех земельных участков по всей территории Австрии земельные права, ограничения, обяза­тельства, вид пользования земли, а также содержит геометричес­кое описание земельных участков и зданий.

Схема формирования информации о земельных участках и вза­имодействия различных служб, осуществляющих земельные дела в республике, показана на рисунке 11.

Австрийский кадастр включает в себя 7845 кадастровых общин (районов), 11 млн земельных участков и координаты 27 млн пово­ротных точек границ землевладений и землепользовании.

 

 

 

 

 

  Министерство финансов .... Министерство юстиции     Министерство экономики и труда, '  
    " ■ ~~ ~ г
  \     '       "  
  Финансовые ведомства 90 ед. (500 чел.)   Окружные суды 180 поземельных книг (400 чел.)   Федеральное ведомство по эталонам и топографичес­кой съемке (BEV) Кадастр
; '     ' г     •'  
! сеть Австрии / База данных земельных участков   41 учреждение по землеустройству (около 1000 чел.)  
" /  
        .,    
  400 нотариусов   Интернет-провайдеры   250 лицензированных землеустроителей  
       
      ,    
     
             

Рис. 11. Схема формирования информации о земельных участках в Австрии (2003 г.)


Кадастровые карты составляют в масштабе 1: 1000, 1: 2000 —для городских и 1: 5000 —для сельских территорий.

На кадастровой карте показывают опорные точки, границы и номера земельных участков, топографические данные (виды уго­дий).

9.2. ПЛАНИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ

Планирование использования и охраны земель в Австрии рас­сматривают как часть общей системы землеустройства, осуществ­ляют которое обязательно в увязке с перспективами развития по­селений.

В соответствии с Конституцией страны планирование системы расселения на федеральном уровне попадает в сферу действия об­щего земельного законодательства, а также отраслевого права (горное дело, лесное и водное хозяйство, коммуникации и др.).

Правовые нормы, регулирующие планирование системы рассе­ления и землепользования в Австрии, не имеют прямой связи с законодательством Европейского Союза.

Однако решения Европейского Союза в области создания трансевропейских телекоммуникационных, энергетических, транспортных и других сетей учитывают при разработке землеуст­роительной документации.

Планирование использования и охраны земель в Австрии име­ет три уровня: федеральный, региональный (уровень Федеральной земли), местный (уровень общины).

Для решения вопросов совершенствования и развития расселе­ния и землепользования, распространяющихся одновременно на несколько Федеральных земель, при правительствах этих земель создают специальные консультационные советы по землепользова­нию, в компетенцию которых входит разработка взаимоувязанных предложений по планируемой организации территории.

На уровне Федеральной земли разрабатывают основные законы, регулирующие расселение и землепользование в этом административно-территориальном образовании. Данные законы реализуют в «Программе социально-экономического раз­вития Федеральной земли» или в «Программе развития системы расселения и землепользования Федеральной земли». Данные программы утверждает правительство Федеральной земли в виде распоряжений, поэтому их рассматривают как нормативные пра­вовые акты, обязательные для исполнения [26].

В этих программах определяют центральные населенные пунк­ты, имеющие приоритетное развитие, плотность и структуру посе­лений, основные транспортные магистрали, направления разви­тия промышленности, сельского хозяйства, энергетики, торговли, туризма, охоты и др. Дополнительно могут утверждать и специ-


альные программы развития отдельных отраслей, например энер­госнабжения, дорожного строительства, охраны природы и т. п., и (или) региональные программы развития отдельной части земли, не ограниченные предметно.

На уровне общины решают задачи территориального планирования и обустройства всей земли, находящейся в ее веде­нии. При этом система местного (общинного) планирования и ус­тройства территории предполагает разработку трех взаимосвязан­ных видов землеустроительной документации:

концепцию развития землепользования общины;

план землепользования (план землеотвода);

план застройки.

Концепция развития землепользования общины служит основой для разработки и утверждения соответствующего плана. В ней обосновывается необходимость совершенствования системы рас­селения и землепользования, определяются цель и задачи земель­ных преобразований, а также основные направления социального и экономического развития общины в увязке с экологическими требованиями на перспективу (10...15 лет). Данная концепция со­держит в себе требования по охране природы, улучшению условий жизни населения, развитию экономики, утилизации отходов, раз­мещению мест отдыха, строительству или улучшению дорог и т. д.

План землепользования общины, который в Австрии называют пла­ном землеотвода, включает в себя графическую и текстовую части, объединенные в единый документ, утверждаемый советом общины и правительством федеральной земли. Данный план должен соответ- / ствовать программам развития расселения и землепользования феде­ральной земли и определять целевое назначение и конкретную фор­му использования каждого земельного участка (рис. IV цв. вкладки).

В плане землепользования (землеотвода) устанавливают виды использования земель (основные и специфические) для всей тер­ритории общины. Прежде всего на плане показывают земельные участки, на которые у общины отсутствует право планирования развития землепользования. Это заповедные территории, объекты инфраструктуры, дороги и другие объекты, имеющие федеральное или региональное значение.

Целевое назначение, правовой режим и условия использования земельных участков определяются основными и специфическими видами землепользования (землеотвода). К ним относятся: земли, находящиеся или предназначенные для застройки (жилой, произ­водственной, деловой, торговой, для второго места жительства и др.); сельскохозяйственные угодья (пашня, луга и пастбища, сады и виноградники, земли, находящиеся в стадии консервации); леса; участки, предназначенные для особых, прежде всего обще­ственных нужд; транспортные и инженерные коммуникации, зоны отдыха, кемпинги; прочие земли (под водой, пустынные, горные и др.).


План землепользования (землеотвода) накладывает на общину обязательства по учету всех принятых решений при последующей разработке и утверждении других видов землеустроительной и правовой документации (плана застройки, разрешений на строи­тельство, проектов межевания земель).

План застройки регулирует порядок строительства и размещения зданий и сооружений с целью упорядоченного развития поселений и экономного расходования земель. В его содержание входит уста­новление красных линий улиц, фасадов зданий, определение мето­дов строительства, ограничений по высоте и материалам застройки, изменению панорамы местности, условиям освещенности и т. д.

Дополнительно к этим видам землеустроительной документа­ции в Австрии на территории общин разрабатывают карты опас­ных зон, которые также определяют и ограничивают условия зем­лепользования и застройки.

Карты опасных зон содержат в себе сведения, характеризующие месторасположение, площади и границы земель, находящихся под угрозой затопления, воздействия селей, снежных лавин, лесных пожаров и других чрезвычайных происшествий, а также указыва­ют на степень угрозы (рис. V цв. вклейки).

Они включают в себя следующие зоны опасности:

красную, где невозможно поселение людей и запрещается вести хозяйство;

желтую, указывающую на ограничения в расселении, дорож­ном строительстве и на особый режим ведения хозяйства;

синюю, предназначенную для проведения защитных мероприя­тий с возможностью последующего использования земель;

коричневую, где существуют особые виды опасных природных явлений (провалы, оползни, камнепад и др.);

фиолетовую, включающую территории, состояние которых должно быть сохранено для обеспечения защитных функций [48].

Карты опасных зон составляют специальные службы федераль­ного Министерства сельского, лесного, водного хозяйства и окру­жающей среды, занимающиеся строительством защитных инже­нерных сооружений.

Данные карты хранят в этих службах, в общинах, а также ок­ружных административных управлениях.

Понятие «земельная реформа» с юридической точки зрения в Австрии относится исключительно к сельским территориям, к зе­мельным участкам сельскохозяйственного и лесохозяйственного использования. В содержание земельной реформы не включают действия, связанные с земельными сделками.

Основным механизмом осуществления земельной реформы в стране является землеустройство.

Землеустройство в Австрии понимают достаточно широко. Ав­стрийские ученые и специалисты считают, что землеустройство является не только сферой практической деятельности, но и пред-


метом научных исследований. При этом от чисто технических действий, как это понимают в ряде других стран Западной Евро­пы, землеустройство отличается тем, что оно имеет политико-пра­вовой, социально-экономический и природоохранный характер.

Так, Ф. Грайф в своей работе «Введение в землеустройство» пишет, что землеустройство — это широкий комплекс различных политико-правовых фактов и социально-экономических элемен­тов. С одной стороны, землеустройство в значительной степени связано с природно-территориальными условиями, а с другой сто­роны, использование земель, намечаемое в ходе землеустроитель­ных работ, зависит от состояния экономики или рынка и оказыва­ет воздействие на национальную и международную политику. Ме­роприятия по землеустройству относятся к сфере деятельности различных уровней управления и являются одновременно предме­том научных исследований [33].

Данное понятие во многом близко нашему пониманию земле­устройства в широком смысле слова [16].

Помимо территориального землеустройства, решающего зада­чи образования новых и упорядочения существующих землевладе­ний и межевания земель, в Австрии в процессе землеустройства решают задачи постепенного проведения земельной реформы.

В ходе земельной реформы:

осуществляют консолидацию земельных участков и устраняют недостатки землепользования (чересполосицы, вкрапливаний, дальноземелья);

проводят землевладения и землепользования в соответствии с требованиями развивающегося сельского хозяйства;

разделяют земельные участки аграрных союзов;

регулируют права пользования лесами и лугами и транспорти­рования сельскохозяйственной продукции;

осуществляют охрану природы и учет ландшафтно-экологичес-ких требований;

регулируют сельское расселение с целью перемещения жилых
и производственных построек из неблагоприятных с хозяйствен­
ной точки зрения мест. /'

Консолидация охватывает сельскохозяйственные и лесные зе­мельные участки. В ходе этих работ ликвидируется чересполоси­ца, раздробленность собственности, дальноземелье (рис. VI, VII цв. вклейки).

В соответствии с федеральным «Основным законом о порядке землеустройства» (2000 г.) в ходе работ по консолидации земель одновременно решают задачи, связанные с защитой земель от вет­ровой и водной эрозии, обеспечением надлежащего водного ба­ланса территории, охраной ландшафтов.

В отличие от Германии и Швейцарии в Австрии при участии в проекте консолидации земель небольшого числа землевладельцев и землепользователей оценку земель можно не проводить.


По состоянию на 2001 г. в Австрии на основе проектов землеус­тройства было проведено 22 230 процедур по консолидации (объе­динению) земель на площади 879 тыс. га (10, 5 % общей площади).

Существенные землеустроительные работы обусловлены изме­нениями, происходящими в стране за последние годы. К ним от­носят:

изменения специализации сельскохозяйственных предприятий (отказ от многоотраслевого хозяйства, снижение до минимума числа основных отраслей, практически полная ликвидация круп­ного рогатого скота в северо-восточных районах страны с равнин­ной и холмистой местностью, замена выращивания на продажу телят бычками и нетелями, что обусловлено новым спросом и привело к тому, что около 50 % предприятий перестало держать скот, и др.);

совершенствование структуры посевных площадей (увеличение посевов зерновых в районах с относительно сухим климатом, ин­тенсификация кормопроизводства с заменой традиционных кор­мов: свеклы, картофеля, люцерны на высокоурожайную кормовую кукурузу и многолетние травы лугов и пастбищ, изменение рацио­нов кормления коров в связи с увеличением надоев до 7000 л в год);

перевод землепользования и сельского хозяйства на природо­охранную основу (увеличение доли лугов и пастбищ, восстановле­ние пастбищ в традиционных областях пастбищного содержания скота, озеленение территории, осуществление комплекса проти-воэрозионных и природоохранных мероприятий и др.).

Так, австрийские фермеры получают поддержку от Европейс­кого Союза в размере более 5 млн евро в год за осуществление природоохранных мероприятий.

Помимо конкретных собственников земельных участков в Ав­стрии землей владеют так называемые аграрные союзы.

Аграрные союзы — это собственники сельскохозяйственных и лесных угодий, которые используют их члены на правах общей совместной собственности. Деятельность аграрных союзов нахо­дится под контролем окружного аграрного ведомства.

При землеустройстве аграрных союзов:

осуществляют оптимизацию внутренней территориальной структуры и системы использования лугов, пастбищ и лесов, при­надлежащих аграрному союзу;

выделяют из аграрных союзов отдельные земельные участки, принадлежащие членам, выходящим из их состава;

полностью разделяют земли, принадлежащие аграрному союзу, на земельные участки, передающиеся в собственность каждому из его членов.

При проведении землеустроительных работ в районах, подвер­женных эрозии, в ходе подготовительных работ к составлению проектов землеустройства разрабатывают карту потенциальной


опасности ветровой и водной эрозии. Эту карту используют для определения направления дорог и границ земельных участков при их консолидации (поперек направления господствующих ветров или поперек склона), установления ширины участков с целью со­кращения длины склона и устройства противоэрозионных соору­жений, а также для размещения полосных посевов культур, за­щитных лесополос, ветрозащитных изгородей из кустарника, ку­лисных насаждений.

В целях повышения экологической стабильности местности землеустроители проводят работы, называемые «аграрно-экологи-ческим ремонтом территории».

Вопросы земельной реформы на уровне Правительства Авст­рии решает Высший аграрный сенат, созданный при Министерстве сельского, лесного, водного хозяйства и окружающей среды.

При Правительствах Федеральных земель действуют Земельные аграрные сенаты. В них входят эксперты по сельскому и лесному хозяйству, специалисты и судьи, разрешающие земельные вопро­сы и споры.

За проведение мероприятий земельной реформы на местах от­вечают Аграрные ведомства округов. Их структура может быть раз­личной, однако большая часть из них имеет правовые и техничес­кие отделы. Наряду с юристами, которые контролируют исполне­ние законов федеральных земель в области земельной реформы, в аграрных ведомствах работают аграрные и лесные инженеры, спе­циалисты (техники) по дорожному строительству и мелиорации, геодезисты, экологи.

Используя средства управления проектами, аграрные ведом­ства инициируют землеустроительную деятельность и организуют работы по устройству территории и проведению земельной ре­формы.

Глава 10 ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

10.1. СОСТОЯНИЕ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ И ЗЕМЕЛЬНОГО '

РЫНКА СТРАНЫ

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ир­ландии состоит из четырех исторических областей: Англии, Уэль­са, Шотландии и Северной Ирландии, которые делятся в админи­стративном отношении на многочисленные графства.

Страна возглавляет Британское содружество наций, в которое входит 44 государства с населением около 1 млрд чел. [21]. Боль­шинство стран Британского содружества строили свои земельные отношения, систему регистрации земли и недвижимости, а также управления земельными ресурсами на примере Великобритании.


Поэтому изучение вопросов землепользования и землеустройства в этой стране очень важно с точки зрения понимания становления земельного строя, планирования и организации рационального использования земель во всех государствах Британского содруже­ства.

Общая площадь Великобритании на начало 2001 г. составляла 244, 1 тыс. км2 (24, 4 млн га), что меньше площади России в 70 раз, а население превышало 59 млн. чел. Великобритания — это страна с очень высокой плотностью населения — 241, 7 чел. на 1км2 (в России — 8, 6 чел. на 1 км2) [21].

В экономическом отношении Великобритания — одна из са­мых развитых индустриальных стран. По объему промышленной продукции она занимает пятое место в мире. В городах проживает более 80 % населения, а в сельском хозяйстве занято лишь 4 % трудоспособного населения. Учитывая постоянный рост городс­кого населения, а также увеличивающиеся отводы земель для нужд промышленности, транспорта и иных несельскохозяйствен­ных целей, необходимость контроля жилого и производственного строительства, начиная с 1947 г. в Великобритании была принята самая передовая в то время в мире система планирования исполь­зования и охраны земель, что особенно важно для высокоурбани­зированной страны с большой плотностью населения.

За последние 100 лет правовой режим землевладения в Вели­кобритании во многом изменился. Если в 1883 г. самыми круп­ными собственниками земли были герцог Сатерлендский, вла­девший 1356 тыс. акров, и герцог Бакклу, имевший 460 тыс. ак­ров, то в 70-х годах прошлого столетия к крупным землевладель­цам присоединилось государство в лице Комиссии лесов и угодий — 2, 5 млн. акров, министерства обороны — 600 тыс. ак­ров, других министерств и земель Короны, а также нацио­нальный трест, англиканская церковь, Оксфордский и Кембрид­жский университеты и т. п. [94].

К началу 2001 г. реестры по оценке недвижимости содержали в себе записи о более 22 млн объектов собственности, из которых 17 млн было зарегистрировано в государственной земельной реги­страционной палате, а 5 млн — пока нет.

Земельный рынок Великобритании представляет собой прода­жу прав на землю. Основной абсолютный собственник земли — Королевская власть, остальные права на землю являются произ­водными от нее.

До 1925 г. в стране существовало много форм реализации прав собственности на землю. В 1925 г. был принят Закон о недвижи­мости (The Law of Property Act, 1925), который сократил все эти права до двух. Именно с этого года до настоящего времени Коро­левской властью предоставляются две формы реализации прав собственности на землю: безусловное право собственности (фри-голд) и владение на правах аренды (лизголд).


Безусловное право собственности (Freehold) — право на землю, при котором исключаются все остальные права, а также выплаты Королевской власти. Фриголд может быть продан, подарен или передан по завещанию. В случае смерти собственника и отсут­ствия завещания фриголд возвращается Королевской власти. Воз­можен вариант, предусматривающий приобретение земли в соб­ственность и получение на этот участок фриголда, если эти дей­ствия (захват) не будут оспариваться со стороны законного на­следника в течение 12 лет. Безусловный собственник может проводить операции с землей, на которую он имеет права, незави­симо от какой-либо другой стороны.

Владение на правах аренды (Leasehold) — арендный договор, контракт, предоставляющий одной из сторон исключительные права на пользование землей в течение определенного периода. Все арендные договоры исходят от безусловного собственника, сроки их разные, в случае если договор составлен более чем на 21 год, он должен быть зарегистрирован в регистрационной палате.

При этом землю и постройки рассматривают не как два, а как один объект недвижимого имущества.

Поэтому Земельный рынок Великобритании охватывает все сделки, связанные с землей и постройками на ней. Это операции купли-продажи, аренды, ипотеки, изменения обременении и сер-витутов. В стране в течение многих сотен лет рынок земли был механизмом перераспределения земель. До XVIII столетия Коро­левская власть играла главную роль в распределении земли. Эта система землевладения действовала до главной реформы земель­ного права 1925 г. Великобритания имеет один из самых активных и прозрачных земельных рынков в мире, на котором в 2000 г. было зарегистрировано 1, 4 млн сделок с собственностью.

Земельный рынок подразделяют на рынок земельных участков жилья, коммерческий (промышленный), инвестиционный, рынок сельскохозяйственных земель. Королевская государственная зе­мельная регистрационная палата (КГЗРП) ведет учет всех сделок по продажам зарегистрированных земельных участков Англии и Уэльса. По данным КГЗРП, широко развит рынок жилья, он со­ставляет 60 % общего числа сделок, осуществляемых с недвижи­мостью. Продажа сельскохозяйственных земель (смена владельца) составляет менее 1 % общей площади.

10.2. КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ

Одной из важных характеристик земельного администрирова­ния в Англии и Уэльсе является то, что институционально и структурно оно рассматривается в рамках правительства. Истори­чески четыре основных элемента земельного администрирования, сложившихся в стране, — регистрация вещных прав на землю, со-


 

 

Департамент (министерство) по защите окружающей природной среды Министерство юстиции Министерство сельского хозяйства Министерство финансов
J
Национальное картирование (Государственная топографическая служба) Земельная регистрация (Королевская государственная земельная регистрационная палата Регулирование землепользо­вания (местные управления) Оценка земель и налогооблажение (Британское управление по оценке недвижи­мости) (Налого­вое управление)
\   \ 1   Г
    Муниципалитеты    
    I    
    Землевладение (землепользование), информация о земельных участках    
       
    , , 1    
Юристы Нотариусы     Физические лица (граждане) Юридические лица (фирмы,
Ссудодатели Агенты по Hei гвижим ост и     представительства, филиалы) Органы государственной власти
                       

Рис. 12. Схема государственного управления земельными ресурсами Великобритании (схема земельного администрирования)

здание и поддержание системы национального картирования, процесс оценки земель, регистрация и регулирование землеполь­зования — были и остаются функциями отдельных правитель­ственных министров (рис. 12).

Это позволяет реализовать схему государственного регулирова­ния землепользования в стране (рис. 23), направленного:

на создание гарантированного и стабильного землевладения и землепользования, обеспечивающего охрану прав собственников земли, землевладельцев и землепользователей, а также защиту си­стемы передачи прав на землю и поддержание земельного рынка;

на продуктивное и устойчивое использование земель, эффек­тивное землеустройство, планирование и организацию рацио­нального использования и охраны земель;

на решение общественных задач в области благоустройства тер­ритории и финансирования общественных служб за счет рацио­нальной системы налогообложения и распределения земельного налога.

Регистрация заявок, связанных с правами на землю, включая право собственности, ипотека, обременения и сервитута находят-


ся в ведении Королевской государственной земельной регистра­ционной палаты (КГЗРП), которая является государственным уп­равлением Департамента Лорда-Канцлера Министерства юсти­ции. Глава Палаты напрямую подчиняется министру. Обязаннос­ти КГЗРП заключаются в ведении и актуализации земельного рее­стра, который является открытым (публичным). Свидетельство о регистрации (выписку из реестра) выдают каждому зарегистриро­ванному собственнику или залогодателю, при оформлении соб­ственником залога на покупку недвижимости.

Каждое свидетельство, а также записи реестра включают в себя официальный план, подготовленный сотрудниками Регистрацион­ной палаты, где отражены размер зарегистрированной собственнос­ти и все связанные с ней права и обременения.

Официальный план делают на основе карты самого большого масштаба, используемого при составлении национальных топогра­фических карт государственной топографической службой (Ordnance Survey). Если собственник собирается продать или осуществить ка­кие-либо другие сделки с землей, то он использует Земельное свиде­тельство как доказательство права собственности (титула).

Обязанности по учету данных, связанных с оценкой недвижи­мости, возложены на Британское управление по оценке недвижи­мости (УОН), которое является государственным управлением Казначейства (Министерства финансов).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.04 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал