![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Некоторые характеристики земельных реформ в странах Латинской Америки (по данным У. К. Тисенхьюзена)
Производственные кооперативы в Латинской Америке не выдержали испытания временем. В 80-х годах XX в. страны региона одна за другой отказывались от такого способа сельскохозяйственного производства и переходили к индивидуальному фермерству (табл. 8).
Даже в Никарагуа идея государственных ферм и производственных кооперативов была гм-ч-^ 3-3-I2-3-5- поддержана только там, где вы-" ~ ~" " ращивали культуры на экспорт.
В послереформенный период никарагуанские крестьяне явно стали склоняться к созданию своих собственных ферм, а государственные сельскохозяйственные предприятия были сильно ослаблены в ходе войны. Производственные кооперативы, первоначально созданные в Сальвадоре в ходе аграрной реформы, в последующем так же стали дробить. Переход к индивидуальному фермерству был обусловлен ря- ^-2" ч-5' °-2г2£ '£ - дом причин'- «=-■ " - m, f(Sn-4 правые правительства искали i поддержку крестьян, поэтому
^^ ства кооперативам нужны были крупные кредиты и высококвалифицированные специалисты (экономисты, менеджеры, бухгалтеры), которые практически отсутствовали; с получением земли крестья- о бождении от опеки различных
111 5 инстанций и обретении самосто-
ятельности; ла место уравниловка, оплату труда практически не дифференцировали в зависимости от его количества и качества; наиболее деятельные крестьяне были заинтересованы в получении земли в собственность, чтобы свободно распоряжаться ею, передавать по наследству и осуществлять другие операции. Кроме того, большинство крестьян предпочитали свободу выбора различных форм землевладения и землепользования; эффективность мелкого крестьянского хозяйства выше в условиях преобладания ручного труда, отсутствия кредитов и материально-технической поддержки. Однако следует отметить, что при наделении крестьян землей, в особенности в условиях крайней их бедности, определенная степень производительной кооперации абсолютно необходима. В дальнейшем, когда доходы крестьян возрастают, производственную кооперацию можно заменять обслуживающей и маркетинговой. Кроме того, при правильной организации и оплате труда, стимулировании экономических интересов производителей крупные коллективные предприятия за счет применения системы машин и прогрессивных технологий получают большие преимущества по сравнению с мелкими. Проведение земельных реформ в латиноамериканских странах сопровождалось осуществлением системы мер по развитию земельного кадастра и регистрации новых землевладений и землепользовании, хотя эти меры воплощались в жизнь с большим трудом, так как требовали наличия специально подготовленных землеустроительных кадров, организационных структур, управляющих земельными ресурсами и осуществляющих землеустроительные действия. Например, в Чили процесс либерализации земельного рынка с 1973 г. включал «оздоровление» титулов на владение земельной собственностью, т. е. формирование и регистрацию новых земельных участков с выдачей соответствующих документов, а также приватизацию общинной и государственной земли. Приватизация сопровождалась реституцией, т. е. возвращением земли ее бывшим владельцам, а также продажей с торгов части земель реформированного сектора. К началу 80-х годов из 10 млн га экспроприированной площади бывшим землевладельцам было возвращено 3 млн га. Еще 3, 6 млн га было распродано на торгах, в первую очередь производителям животноводческой продукции, фруктов, винограда, а также леса. Оставшиеся 3, 4 млн га передали крестьянам (асигнаторьос). Их число составляло 37, 5 тыс., а средняя площадь наделов — 8...10 га орошаемых земель. В первой половине 90-х годов общее число крестьянских хозяйств в Чили достигало 260 тыс. Их размер по группам и доля в земельной площади и товарном производстве приведены в таблице 9. 9. Структура землевладения в Чили [158]
Товарное (более 12 га) 35 61 74 Мелкое (менее 12 га) 125 37 25 Минифундия (менее 5 га) 100 2 1. Итого 260 100 100 Взятый курс на поддержку частных фермерских хозяйств потребовал для последних гарантий прав земельной собственности со стороны правительства. Это было возможно только после проведения землеустроительных работ по установлению границ земельных участков, их площади, закреплению в натуре межевыми знаками поворотных точек на границах землевладений (т. е. после землеустроительного процесса формирования недвижимости), а также после выдачи правоустанавливающих документов (титулов) и их регистрации. Несмотря на большие усилия, в 1993 г. доля хозяйств, не имеющих легальных титулов на землю, составляла 45 %. Это ограничивало их доступ к кредиту, сокращало возможности инвестиций в производство, снижало заинтересованность крестьян в развитии своего хозяйства [122]. Проектом развития системы регистрации землевладений и землепользовании к 2000 г. предусматривалось предоставить права на владение землей всем крестьянам. Этот проект частично финансировался Мировым Банком, но из-за нехватки средств у чилийской стороны его выполнение затормозилось. Насаждение частных хозяйств, а также отсутствие нормального государственного контроля за использованием земель и других природных ресурсов стало угрожать в ряде латиноамериканских стран ухудшению экологической ситуации. В Чили, например, после 1973 г., пожары и вырубки естественных лесов вызвали опасность исчезновения некоторых пород деревьев, а интенсивное использование земельных ресурсов, невозможность отдельных частных хозяйств финансировать и выполнять природоохранные мероприятия усилили эрозию почв. В связи с этим в марте 1994 г. был принят Закон об общих основах охраны окружающей среды, который определил систему мер по улучшению экологической ситуации. Контроль за выполнением этого закона возложен на Национальную комиссию по охране окружающей среды. Помимо нее отраслевые министерства и ведомства обязаны проводить в жизнь систему природоохранных мер. В Мексике к концу 80-х годов ущерб от эрозии, засоления и опустынивания огромных территорий, загрязнения поверхностных вод и воздуха достиг таких размеров, что в 1988 г. власти были вынуждены принять Всеобщий закон об экологическом равновесии и охране окружающей среды. В 1990—1994 гг. была разработана Национальная программа по защите окружающей среды. Для этого в 1992 г. было создано Министерство по защите окружающей среды и охране природных ресурсов, которое взяло на себя организацию рационального использования и охрану земельных, водных, лесных и других природных ресурсов. Вопросы, связанные с улучшением сельскохозяйственного землепользования в Мексике, решают Министерство сельского хозяйства и гидроресурсов, а также Министерство аграрной реформы. При последнем образована Аграрная прокуратура, которая обеспечивает защиту прав и законных интересов землевладельцев и землепользователей, ведет государственный контроль за соблюдением аграрного законодательства, оказывает юридические услуги и осуществляет посреднические функции во взаимоотношениях между государственными органами и предпринимателями, разрешает различные спорные ситуации. Возглавляет Прокуратуру Аграрный прокурор, назначаемый Президентом Мексики [15]. В каждой из латиноамериканских стран землеустройство имело свои особенности, что было обусловлено не только проводимой земельной политикой, но и разнообразием природных, исторических, социально-экономических и других условий. Например, в Мексике в 90-х годах прошлого столетия землеустройство стали проводить в соответствии с новым Аграрным законом, принятым Национальным конгрессом в феврале 1992 г. Этот закон предусматривает возможность сочетания различных организационно-правовых форм ведения сельского хозяйства. Известно, что одной из главных форм сельскохозяйственных предприятий в Мексике были производственные общины (эхи-дос). Их образовывали еще в 20-х годах прошлого века в ходе ликвидации крупной помещичьей (латифундистской) собственности и наделения землей крестьянства. Землей крестьян наделяли либо бесплатно за счет земельной собственности, изъятой у помещиков и иностранных собственников, либо за счет колонизации государственных и пустующих частных земель, продаваемых в личную собственность. Согласно законам того времени экспроприированные земли переходили в собственность государства, которое передавало право пользования ими беднейшему крестьянству, организуемому в виде производственных общин (эхидос). Леса и пастбища в эхидос находились в общем пользовании их членов, а пашню обрабатывали коллективно или индивидуально. Закон запрещал куплю-продажу и аренду эхидальных земель, а также использование наемного труда для их обработки. В отличие от эхидос колонизация земель была направлена на создание крепких капиталистических хозяйств фермерского типа. Согласно Аграрному закону 1992 г., эхидальные хозяйства получили статус юридических лиц, а их члены стали полными собственниками выделенной им земли. Крестьянам предоставлено право самостоятельно решать судьбу своих эхидос. При этом как юридическое лицо каждое эхидос распоряжается землей по своему усмотрению: выделяет общественные и коллективные земли, а также участки индивидуального использования, определяет пропорциональное участие отдельных лиц в структуре землевладения хозяйства в соответствии с их материальным и трудовым вкладом. Передача местной администрацией в концессию эхидальных земель без согласования с органами управления эхидос не допускается. Права эхидатариев на индивидуальные участки закрепляют специальными документами, принятыми на общем собрании. При проведении землеустройства в сельской местности пользуются предельными размерами частных владений, которые установлены Аграрным законом и не допускают возврата к латифун-дизму. Так, предельные площади землевладений ограничивают и они составляют: под продовольственные культуры — 100 га, под хлопчатник— 150, под тропические и садовые культуры, а также пастбища, необходимые для содержания 500 гол. крупного рогатого скота, — 700 га. Закон разрешает также создание производственных, обслуживающих и кредитных ассоциаций. Ими могут быть объединения эхидос; аграрные ассоциации по интересам для лучшего использования трудовых, природных, финансовых и технических ресурсов при строительстве промышленных, транспортных и других объектов; общества сельскохозяйственных производителей акционерного типа. Верхний предел земельной площади ассоциаций установлен 2500 га. В зависимости от качества земли, специализации и территориальных условий его можно увеличить на орошаемых землях — до 7, 5 тыс. га, на богарных —до 15, на пастбищных землях —до 30, а в засушливых районах — до 375 тыс. га пастбищ [63]. Частные собственники согласно закону могут проводить следующие операции с землей: купить ее у другого собственника, эхи-датария, получившего документ на полное владение индивидуальным паем, или у государства; приобрести участок на территории города или поселка для строительства жилого дома; заключить контракт на аренду земли или на ее залог; участвовать в товариществе по использованию земли со сроком действия 30 лет и с возможностью его пролонгации. К. этим операциям теперь допускают и иностранных граждан, но с некоторыми ограничениями: они не могут приобретать землю в закрытых зонах, к которым относятся лесозащитные насаждения и пограничные прибрежные территории, и имеют право владеть только 49 % капитала в акционерных обществах, действующих в сфере сельского хозяйства. Кроме того, правительство считает, что для получения эхидос дополнительных доходов и одновременного сдерживания миграции сельского населения в города необходимо развивать сельскую инфраструктуру: осуществлять гидротехническое и дорожное строительство, развивать первичную и более глубокую переработку сельскохозяйственной продукции на местах, улучшать условия жизни и быта сельского населения и т. п. ЕВРОПА Глава 9 АВСТРИЯ(АВСТРИЙСКАЯ РЕСПУБЛИКА) 9.1. УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ Австрия расположена в Центральной Европе. Имеет территорию 83 845 км2 (8, 38 млн га). Население составляет 8, 05 млн человек (2001г.). Плотность населения — 96 чел. на 1км2. Австрия — преимущественно горная страна. Более 70 % территории занимают Восточные Альпы и их предгорья. Сельскохозяйственные угодья занимают 41 % территории страны, из них на альпийские луга (сенокосы и пастбища) приходится 24 %, на пашню — 17 %. Примерно 39 % территории покрыто лесом и кустарниками, что является основой для развития Деревообрабатывающей промышленности. Австрия — развитая индустриально-аграрная страна. Среди главных отраслей промышленности: черная и цветная металлургия, нефтепереработка и нефтехимия. Машиностроение дает оборудование для горной, металлургической, текстильной, деревообрабатывающей и пищевой промышленности, производит электротехнические изделия, речные суда, сельскохозяйственную технику, транспортные средства. Общая протяженность железных дорог — 6028 км (5388 км принадлежит государству и 640 км — частным лицам), автомобильных дорог —95 412 км (21812 км дорог —с твердым покрытием). Су-доходны 446 км водных путей [ 1 ]. Главное направление сельского хозяйства — высокопродуктивное животноводство. Разводят крупный рогатый скот, овец, коз, свиней, лошадей. Основные сельскохозяйственные культуры — пшеница, рожь, ячмень, кукуруза, сахарная свекла, картофель, овощи. Развито садоводство и виноградарство. Значительная часть продукции сельского хозяйства экспортируется. Всей необходимой сельскохозяйственной продукцией Австрию снабжают около 80 тыс. предприятий с основным источником дохода в сельском хозяйстве и еще 160 тыс. хозяйств, имеющих по- бочные доходы. В среднем в крестьянском хозяйстве, дающем основной доход, постоянно работает 1... 1, 5 чел. Австрийская Республика — федеративное государство, в которое входят девять федеральных земель. Управление на местном уровне осуществляют 2359 общин. В компетенции Федерации в области законодательной и исполнительной деятельности находятся гражданское законодательство, включая регулирование прав земельной собственности и имущественных отношений; горное дело, лесное законодательство, водное право, переработка опасных отходов, а также земельно-кадастровые дела, ведение поземельной книги, определение налогообложения земельных участков. В компетенцию Федеральной земли в области законодательной и исполнительной деятельности входят регулирование прав землепользования и застройки, правовые нормы по сделкам с земельными участками и защите окружающей природной среды. В компетенцию местных органов власти (общин) входит местное планирование землепользования (разработка планов землеотвода) и сбор земельного налога. Вопросы, связанные с земельной реформой, находятся в совместном ведении Федерации и Федеральной земли. При этом на уровне Федерации издают законы о земельной реформе, которые реализуют в законах Федеральной земли. Федеральная земля ответственна также за исполнение законов [60]. В совместном ведении Федерации и Федеральной земли находятся также вопросы, связанные с планированием расселения и землепользования. В ходе законодательной деятельности наряду с национальными требованиями в Австрии должны соблюдаться также правовые нормы Европейского Союза, которые в некоторых случаях значительно ограничивают политико-правовую сферу принятия решений австрийских законодателей. Система построения земельных служб Австрии определяется сложившимся порядком регистрации прав на земельные участки, ведения земельного кадастра и землеустройства. Права на недвижимость регистрируют в Поземельных книгах окружных судов с 1848 г. Австрийская поземельная книга является общественным реестром, в который заносят все земельные участки и все существующие в их отношении вещные права. Этот реестр ведут на так называемую кадастровую общину, границы которой не обязательно должны совпадать с административной общиной. Поземельную книгу, которая находится в окружном суде, ведут все кадастровые общины. Земельный кадастр в Австрии — это прежде всего кадастр границ земельных участков, который обеспечивает обязательное удостоверение границ земельных участков. Он состоит из кадастро- вой карты, реестра земельных участков и необходимой технической документации (цифрового раздела). Границы земельных участков устанавливают по взаимному согласию соседей в ходе переговоров, оформляют протоколом и обозначают соответствующим образом. Учитывая, что земельный кадастр является государственным (публичным), его ведет Федеральное ведомство по эталонам и топографической съемке (BEV), которое подчинено Министерству экономики и труда Австрии. Данное ведомство имеет 41 территориальное учреждение по землеустройству и насчитывает около 1000 чел. В последней четверти XX в. в Австрии начала формироваться база данных о земельных участках. Несмотря на то что в республике поземельная книга и данные кадастра строго дифференцируются, они информационно взаимосвязаны. Эта база данных документирует для всех земельных участков по всей территории Австрии земельные права, ограничения, обязательства, вид пользования земли, а также содержит геометрическое описание земельных участков и зданий. Схема формирования информации о земельных участках и взаимодействия различных служб, осуществляющих земельные дела в республике, показана на рисунке 11. Австрийский кадастр включает в себя 7845 кадастровых общин (районов), 11 млн земельных участков и координаты 27 млн поворотных точек границ землевладений и землепользовании.
Рис. 11. Схема формирования информации о земельных участках в Австрии (2003 г.) Кадастровые карты составляют в масштабе 1: 1000, 1: 2000 —для городских и 1: 5000 —для сельских территорий. На кадастровой карте показывают опорные точки, границы и номера земельных участков, топографические данные (виды угодий). 9.2. ПЛАНИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ Планирование использования и охраны земель в Австрии рассматривают как часть общей системы землеустройства, осуществляют которое обязательно в увязке с перспективами развития поселений. В соответствии с Конституцией страны планирование системы расселения на федеральном уровне попадает в сферу действия общего земельного законодательства, а также отраслевого права (горное дело, лесное и водное хозяйство, коммуникации и др.). Правовые нормы, регулирующие планирование системы расселения и землепользования в Австрии, не имеют прямой связи с законодательством Европейского Союза. Однако решения Европейского Союза в области создания трансевропейских телекоммуникационных, энергетических, транспортных и других сетей учитывают при разработке землеустроительной документации. Планирование использования и охраны земель в Австрии имеет три уровня: федеральный, региональный (уровень Федеральной земли), местный (уровень общины). Для решения вопросов совершенствования и развития расселения и землепользования, распространяющихся одновременно на несколько Федеральных земель, при правительствах этих земель создают специальные консультационные советы по землепользованию, в компетенцию которых входит разработка взаимоувязанных предложений по планируемой организации территории. На уровне Федеральной земли разрабатывают основные законы, регулирующие расселение и землепользование в этом административно-территориальном образовании. Данные законы реализуют в «Программе социально-экономического развития Федеральной земли» или в «Программе развития системы расселения и землепользования Федеральной земли». Данные программы утверждает правительство Федеральной земли в виде распоряжений, поэтому их рассматривают как нормативные правовые акты, обязательные для исполнения [26]. В этих программах определяют центральные населенные пункты, имеющие приоритетное развитие, плотность и структуру поселений, основные транспортные магистрали, направления развития промышленности, сельского хозяйства, энергетики, торговли, туризма, охоты и др. Дополнительно могут утверждать и специ- альные программы развития отдельных отраслей, например энергоснабжения, дорожного строительства, охраны природы и т. п., и (или) региональные программы развития отдельной части земли, не ограниченные предметно. На уровне общины решают задачи территориального планирования и обустройства всей земли, находящейся в ее ведении. При этом система местного (общинного) планирования и устройства территории предполагает разработку трех взаимосвязанных видов землеустроительной документации: концепцию развития землепользования общины; план землепользования (план землеотвода); план застройки. Концепция развития землепользования общины служит основой для разработки и утверждения соответствующего плана. В ней обосновывается необходимость совершенствования системы расселения и землепользования, определяются цель и задачи земельных преобразований, а также основные направления социального и экономического развития общины в увязке с экологическими требованиями на перспективу (10...15 лет). Данная концепция содержит в себе требования по охране природы, улучшению условий жизни населения, развитию экономики, утилизации отходов, размещению мест отдыха, строительству или улучшению дорог и т. д. План землепользования общины, который в Австрии называют планом землеотвода, включает в себя графическую и текстовую части, объединенные в единый документ, утверждаемый советом общины и правительством федеральной земли. Данный план должен соответ- / ствовать программам развития расселения и землепользования федеральной земли и определять целевое назначение и конкретную форму использования каждого земельного участка (рис. IV цв. вкладки). В плане землепользования (землеотвода) устанавливают виды использования земель (основные и специфические) для всей территории общины. Прежде всего на плане показывают земельные участки, на которые у общины отсутствует право планирования развития землепользования. Это заповедные территории, объекты инфраструктуры, дороги и другие объекты, имеющие федеральное или региональное значение. Целевое назначение, правовой режим и условия использования земельных участков определяются основными и специфическими видами землепользования (землеотвода). К ним относятся: земли, находящиеся или предназначенные для застройки (жилой, производственной, деловой, торговой, для второго места жительства и др.); сельскохозяйственные угодья (пашня, луга и пастбища, сады и виноградники, земли, находящиеся в стадии консервации); леса; участки, предназначенные для особых, прежде всего общественных нужд; транспортные и инженерные коммуникации, зоны отдыха, кемпинги; прочие земли (под водой, пустынные, горные и др.). План землепользования (землеотвода) накладывает на общину обязательства по учету всех принятых решений при последующей разработке и утверждении других видов землеустроительной и правовой документации (плана застройки, разрешений на строительство, проектов межевания земель). План застройки регулирует порядок строительства и размещения зданий и сооружений с целью упорядоченного развития поселений и экономного расходования земель. В его содержание входит установление красных линий улиц, фасадов зданий, определение методов строительства, ограничений по высоте и материалам застройки, изменению панорамы местности, условиям освещенности и т. д. Дополнительно к этим видам землеустроительной документации в Австрии на территории общин разрабатывают карты опасных зон, которые также определяют и ограничивают условия землепользования и застройки. Карты опасных зон содержат в себе сведения, характеризующие месторасположение, площади и границы земель, находящихся под угрозой затопления, воздействия селей, снежных лавин, лесных пожаров и других чрезвычайных происшествий, а также указывают на степень угрозы (рис. V цв. вклейки). Они включают в себя следующие зоны опасности: красную, где невозможно поселение людей и запрещается вести хозяйство; желтую, указывающую на ограничения в расселении, дорожном строительстве и на особый режим ведения хозяйства; синюю, предназначенную для проведения защитных мероприятий с возможностью последующего использования земель; коричневую, где существуют особые виды опасных природных явлений (провалы, оползни, камнепад и др.); фиолетовую, включающую территории, состояние которых должно быть сохранено для обеспечения защитных функций [48]. Карты опасных зон составляют специальные службы федерального Министерства сельского, лесного, водного хозяйства и окружающей среды, занимающиеся строительством защитных инженерных сооружений. Данные карты хранят в этих службах, в общинах, а также окружных административных управлениях. Понятие «земельная реформа» с юридической точки зрения в Австрии относится исключительно к сельским территориям, к земельным участкам сельскохозяйственного и лесохозяйственного использования. В содержание земельной реформы не включают действия, связанные с земельными сделками. Основным механизмом осуществления земельной реформы в стране является землеустройство. Землеустройство в Австрии понимают достаточно широко. Австрийские ученые и специалисты считают, что землеустройство является не только сферой практической деятельности, но и пред- метом научных исследований. При этом от чисто технических действий, как это понимают в ряде других стран Западной Европы, землеустройство отличается тем, что оно имеет политико-правовой, социально-экономический и природоохранный характер. Так, Ф. Грайф в своей работе «Введение в землеустройство» пишет, что землеустройство — это широкий комплекс различных политико-правовых фактов и социально-экономических элементов. С одной стороны, землеустройство в значительной степени связано с природно-территориальными условиями, а с другой стороны, использование земель, намечаемое в ходе землеустроительных работ, зависит от состояния экономики или рынка и оказывает воздействие на национальную и международную политику. Мероприятия по землеустройству относятся к сфере деятельности различных уровней управления и являются одновременно предметом научных исследований [33]. Данное понятие во многом близко нашему пониманию землеустройства в широком смысле слова [16]. Помимо территориального землеустройства, решающего задачи образования новых и упорядочения существующих землевладений и межевания земель, в Австрии в процессе землеустройства решают задачи постепенного проведения земельной реформы. В ходе земельной реформы: осуществляют консолидацию земельных участков и устраняют недостатки землепользования (чересполосицы, вкрапливаний, дальноземелья); проводят землевладения и землепользования в соответствии с требованиями развивающегося сельского хозяйства; разделяют земельные участки аграрных союзов; регулируют права пользования лесами и лугами и транспортирования сельскохозяйственной продукции; осуществляют охрану природы и учет ландшафтно-экологичес-ких требований; регулируют сельское расселение с целью перемещения жилых Консолидация охватывает сельскохозяйственные и лесные земельные участки. В ходе этих работ ликвидируется чересполосица, раздробленность собственности, дальноземелье (рис. VI, VII цв. вклейки). В соответствии с федеральным «Основным законом о порядке землеустройства» (2000 г.) в ходе работ по консолидации земель одновременно решают задачи, связанные с защитой земель от ветровой и водной эрозии, обеспечением надлежащего водного баланса территории, охраной ландшафтов. В отличие от Германии и Швейцарии в Австрии при участии в проекте консолидации земель небольшого числа землевладельцев и землепользователей оценку земель можно не проводить. По состоянию на 2001 г. в Австрии на основе проектов землеустройства было проведено 22 230 процедур по консолидации (объединению) земель на площади 879 тыс. га (10, 5 % общей площади). Существенные землеустроительные работы обусловлены изменениями, происходящими в стране за последние годы. К ним относят: изменения специализации сельскохозяйственных предприятий (отказ от многоотраслевого хозяйства, снижение до минимума числа основных отраслей, практически полная ликвидация крупного рогатого скота в северо-восточных районах страны с равнинной и холмистой местностью, замена выращивания на продажу телят бычками и нетелями, что обусловлено новым спросом и привело к тому, что около 50 % предприятий перестало держать скот, и др.); совершенствование структуры посевных площадей (увеличение посевов зерновых в районах с относительно сухим климатом, интенсификация кормопроизводства с заменой традиционных кормов: свеклы, картофеля, люцерны на высокоурожайную кормовую кукурузу и многолетние травы лугов и пастбищ, изменение рационов кормления коров в связи с увеличением надоев до 7000 л в год); перевод землепользования и сельского хозяйства на природоохранную основу (увеличение доли лугов и пастбищ, восстановление пастбищ в традиционных областях пастбищного содержания скота, озеленение территории, осуществление комплекса проти-воэрозионных и природоохранных мероприятий и др.). Так, австрийские фермеры получают поддержку от Европейского Союза в размере более 5 млн евро в год за осуществление природоохранных мероприятий. Помимо конкретных собственников земельных участков в Австрии землей владеют так называемые аграрные союзы. Аграрные союзы — это собственники сельскохозяйственных и лесных угодий, которые используют их члены на правах общей совместной собственности. Деятельность аграрных союзов находится под контролем окружного аграрного ведомства. При землеустройстве аграрных союзов: осуществляют оптимизацию внутренней территориальной структуры и системы использования лугов, пастбищ и лесов, принадлежащих аграрному союзу; выделяют из аграрных союзов отдельные земельные участки, принадлежащие членам, выходящим из их состава; полностью разделяют земли, принадлежащие аграрному союзу, на земельные участки, передающиеся в собственность каждому из его членов. При проведении землеустроительных работ в районах, подверженных эрозии, в ходе подготовительных работ к составлению проектов землеустройства разрабатывают карту потенциальной опасности ветровой и водной эрозии. Эту карту используют для определения направления дорог и границ земельных участков при их консолидации (поперек направления господствующих ветров или поперек склона), установления ширины участков с целью сокращения длины склона и устройства противоэрозионных сооружений, а также для размещения полосных посевов культур, защитных лесополос, ветрозащитных изгородей из кустарника, кулисных насаждений. В целях повышения экологической стабильности местности землеустроители проводят работы, называемые «аграрно-экологи-ческим ремонтом территории». Вопросы земельной реформы на уровне Правительства Австрии решает Высший аграрный сенат, созданный при Министерстве сельского, лесного, водного хозяйства и окружающей среды. При Правительствах Федеральных земель действуют Земельные аграрные сенаты. В них входят эксперты по сельскому и лесному хозяйству, специалисты и судьи, разрешающие земельные вопросы и споры. За проведение мероприятий земельной реформы на местах отвечают Аграрные ведомства округов. Их структура может быть различной, однако большая часть из них имеет правовые и технические отделы. Наряду с юристами, которые контролируют исполнение законов федеральных земель в области земельной реформы, в аграрных ведомствах работают аграрные и лесные инженеры, специалисты (техники) по дорожному строительству и мелиорации, геодезисты, экологи. Используя средства управления проектами, аграрные ведомства инициируют землеустроительную деятельность и организуют работы по устройству территории и проведению земельной реформы. Глава 10 ВЕЛИКОБРИТАНИЯ 10.1. СОСТОЯНИЕ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ И ЗЕМЕЛЬНОГО ' РЫНКА СТРАНЫ Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии состоит из четырех исторических областей: Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии, которые делятся в административном отношении на многочисленные графства. Страна возглавляет Британское содружество наций, в которое входит 44 государства с населением около 1 млрд чел. [21]. Большинство стран Британского содружества строили свои земельные отношения, систему регистрации земли и недвижимости, а также управления земельными ресурсами на примере Великобритании. Поэтому изучение вопросов землепользования и землеустройства в этой стране очень важно с точки зрения понимания становления земельного строя, планирования и организации рационального использования земель во всех государствах Британского содружества. Общая площадь Великобритании на начало 2001 г. составляла 244, 1 тыс. км2 (24, 4 млн га), что меньше площади России в 70 раз, а население превышало 59 млн. чел. Великобритания — это страна с очень высокой плотностью населения — 241, 7 чел. на 1км2 (в России — 8, 6 чел. на 1 км2) [21]. В экономическом отношении Великобритания — одна из самых развитых индустриальных стран. По объему промышленной продукции она занимает пятое место в мире. В городах проживает более 80 % населения, а в сельском хозяйстве занято лишь 4 % трудоспособного населения. Учитывая постоянный рост городского населения, а также увеличивающиеся отводы земель для нужд промышленности, транспорта и иных несельскохозяйственных целей, необходимость контроля жилого и производственного строительства, начиная с 1947 г. в Великобритании была принята самая передовая в то время в мире система планирования использования и охраны земель, что особенно важно для высокоурбанизированной страны с большой плотностью населения. За последние 100 лет правовой режим землевладения в Великобритании во многом изменился. Если в 1883 г. самыми крупными собственниками земли были герцог Сатерлендский, владевший 1356 тыс. акров, и герцог Бакклу, имевший 460 тыс. акров, то в 70-х годах прошлого столетия к крупным землевладельцам присоединилось государство в лице Комиссии лесов и угодий — 2, 5 млн. акров, министерства обороны — 600 тыс. акров, других министерств и земель Короны, а также национальный трест, англиканская церковь, Оксфордский и Кембриджский университеты и т. п. [94]. К началу 2001 г. реестры по оценке недвижимости содержали в себе записи о более 22 млн объектов собственности, из которых 17 млн было зарегистрировано в государственной земельной регистрационной палате, а 5 млн — пока нет. Земельный рынок Великобритании представляет собой продажу прав на землю. Основной абсолютный собственник земли — Королевская власть, остальные права на землю являются производными от нее. До 1925 г. в стране существовало много форм реализации прав собственности на землю. В 1925 г. был принят Закон о недвижимости (The Law of Property Act, 1925), который сократил все эти права до двух. Именно с этого года до настоящего времени Королевской властью предоставляются две формы реализации прав собственности на землю: безусловное право собственности (фри-голд) и владение на правах аренды (лизголд). Безусловное право собственности (Freehold) — право на землю, при котором исключаются все остальные права, а также выплаты Королевской власти. Фриголд может быть продан, подарен или передан по завещанию. В случае смерти собственника и отсутствия завещания фриголд возвращается Королевской власти. Возможен вариант, предусматривающий приобретение земли в собственность и получение на этот участок фриголда, если эти действия (захват) не будут оспариваться со стороны законного наследника в течение 12 лет. Безусловный собственник может проводить операции с землей, на которую он имеет права, независимо от какой-либо другой стороны. Владение на правах аренды (Leasehold) — арендный договор, контракт, предоставляющий одной из сторон исключительные права на пользование землей в течение определенного периода. Все арендные договоры исходят от безусловного собственника, сроки их разные, в случае если договор составлен более чем на 21 год, он должен быть зарегистрирован в регистрационной палате. При этом землю и постройки рассматривают не как два, а как один объект недвижимого имущества. Поэтому Земельный рынок Великобритании охватывает все сделки, связанные с землей и постройками на ней. Это операции купли-продажи, аренды, ипотеки, изменения обременении и сер-витутов. В стране в течение многих сотен лет рынок земли был механизмом перераспределения земель. До XVIII столетия Королевская власть играла главную роль в распределении земли. Эта система землевладения действовала до главной реформы земельного права 1925 г. Великобритания имеет один из самых активных и прозрачных земельных рынков в мире, на котором в 2000 г. было зарегистрировано 1, 4 млн сделок с собственностью. Земельный рынок подразделяют на рынок земельных участков жилья, коммерческий (промышленный), инвестиционный, рынок сельскохозяйственных земель. Королевская государственная земельная регистрационная палата (КГЗРП) ведет учет всех сделок по продажам зарегистрированных земельных участков Англии и Уэльса. По данным КГЗРП, широко развит рынок жилья, он составляет 60 % общего числа сделок, осуществляемых с недвижимостью. Продажа сельскохозяйственных земель (смена владельца) составляет менее 1 % общей площади. 10.2. КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ Одной из важных характеристик земельного администрирования в Англии и Уэльсе является то, что институционально и структурно оно рассматривается в рамках правительства. Исторически четыре основных элемента земельного администрирования, сложившихся в стране, — регистрация вещных прав на землю, со-
Рис. 12. Схема государственного управления земельными ресурсами Великобритании (схема земельного администрирования) здание и поддержание системы национального картирования, процесс оценки земель, регистрация и регулирование землепользования — были и остаются функциями отдельных правительственных министров (рис. 12). Это позволяет реализовать схему государственного регулирования землепользования в стране (рис. 23), направленного: на создание гарантированного и стабильного землевладения и землепользования, обеспечивающего охрану прав собственников земли, землевладельцев и землепользователей, а также защиту системы передачи прав на землю и поддержание земельного рынка; на продуктивное и устойчивое использование земель, эффективное землеустройство, планирование и организацию рационального использования и охраны земель; на решение общественных задач в области благоустройства территории и финансирования общественных служб за счет рациональной системы налогообложения и распределения земельного налога. Регистрация заявок, связанных с правами на землю, включая право собственности, ипотека, обременения и сервитута находят- ся в ведении Королевской государственной земельной регистрационной палаты (КГЗРП), которая является государственным управлением Департамента Лорда-Канцлера Министерства юстиции. Глава Палаты напрямую подчиняется министру. Обязанности КГЗРП заключаются в ведении и актуализации земельного реестра, который является открытым (публичным). Свидетельство о регистрации (выписку из реестра) выдают каждому зарегистрированному собственнику или залогодателю, при оформлении собственником залога на покупку недвижимости. Каждое свидетельство, а также записи реестра включают в себя официальный план, подготовленный сотрудниками Регистрационной палаты, где отражены размер зарегистрированной собственности и все связанные с ней права и обременения. Официальный план делают на основе карты самого большого масштаба, используемого при составлении национальных топографических карт государственной топографической службой (Ordnance Survey). Если собственник собирается продать или осуществить какие-либо другие сделки с землей, то он использует Земельное свидетельство как доказательство права собственности (титула). Обязанности по учету данных, связанных с оценкой недвижимости, возложены на Британское управление по оценке недвижимости (УОН), которое является государственным управлением Казначейства (Министерства финансов).
|