Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Б.Число изменений прав собственности на земельные участки в отдельных провинциях Канады в 2000 г.
'Без незапатентованных земель (unpatented land). 2 Составлено по данным «Inventory of Land Administration Sistems in Europe and North America». — 3-ed. — London: HMLR, 2001. — P.98—144. Из таблицы видно, что число зарегистрированных изменений прав собственности на земельные участки, которое удостоверено земельными титулами, составляет в провинции Альберта 146 тыс. (7, 7 % общего числа земельных участков), в Британской Колум-бии-200тыс. (13, 1%), в Манитобе - 70 тыс. (10, 3%), в Нью-Брансуике — 85 тыс. (16, 7 %). Эти данные косвенно указывают и на объемы работ по отводам земель для различных целей, что характеризует межхозяйственное землеустройство. Расчет средних размеров земельной собственности в Канаде, проведенный с использованием таблицы 6, показывает, что в провинции Альберта они составляют — 33, 9 га, в Британской Колумбии — 62, 0, Манитобе — 80, Онтарио— 22, 3, на Острове Принца Эдуарда — 6, 7, в Саскачеване — 22, 8 га. Эти данные усредненные, так как размеры земельной недвижимости в городах существенно меньше, чем в сельской местности. Так, в 1996 г. в Канаде действовало 276 548 фермерских хозяйств, из них 98 % — предприятия семейного типа. В среднем на одну ферму приходилось 3 чел. и 244 га земельной площади. Размер ферм варьировал по провинциям страны. Например, в Ньюфаундленде он составлял 64 га, а в Саскачеване — 436 га. Основа реализации прав земельной собственности и гарантированной со стороны государства возможности защитить и сохранить эту собственность — система государственных мероприятий по учету и оценке земель, регистрации землевладений и землепользовании, планированию и организации использования земель. 7.2. ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ На особенности земельного кадастра и землеустройства в Канаде повлияли следующие факторы: прямое отношение к Британской Короне и следование английским традициям в области земельного администрирования и организации землепользования; последствия французского присутствия в ряде провинций Канады и организации земельных дел по западно-европейскому (французскому) типу; тесные политические социально-экономические контакты с США, позволяющие сблизить позиции в области планирования и организации рационального использования земель; собственные особенности административно-территориального устройства, управления земельными ресурсами, а также многообразные природные и экономические условия; следование в авангарде применения современных методов и средств информатики, вычислительной техники и земельно-информационных технологий. Учет земель в Канаде осуществляют на основе законодательства провинций и местных структур управления. Федеральное правительство проводит учет земель только на территории Юкона и в северо-западных территориях. За земельную регистрацию, кадастровую систему и землеустройство в Канаде несут ответственность различные провинциальные министерства и ведомства, которые наделены особыми функциями в области регулирования землепользования. Провинциальные системы регистрации земли и иной недвижимости относятся к двум основным типам. Первый тип регистрации земельных участков — «система Торренса», принята в провинциях Манитоба, Саскачеван, Альберта, Британская Колумбия, на территории Юкон и северо-западных территориях. Эта система кроме регистрации земель гарантирует от имени государства и права собственника на землю. Запись о регистрации земель проводят в этом случае по заявлению заинтересованного лица, от которого требуется представление всех документов, касающихся его прав и лежащих на участке обременении, а также подробного плана участка. Запись о регистрации осуществляют по истечении определенного срока (от 1 мес. до 3 лет), в течение которого принимают меры для оповещения лиц, имеющих интерес к участку, подлежащему регистрации. Если со стороны таких лиц последовал протест против регистрации, то сделку приостанавливают вплоть до рассмотрения претензии в судебном порядке. По окончании предварительного производства составляют аттестат права (титул), в который вносится имя собственника, название местности, ее месторасположение, площадь и границы, все обременения, лежащие на данном земельном участке [41]. Например, в провинции Британская Колумбия регистрацию прав на недвижимое имущество осуществляет правительственная служба Земельного титула (Land Titles Government of British Columbia). Землеустройство и использование земель организуют Министерство охраны природы, земель и парков (Ministry of Environment, Lands and Parks), Министерство лесов, Служба координации использования земель (Land Use Coordination Office). На местном уровне планирование использования земель и контроль за развитием землепользования осуществляют муниципалитеты. Для учета государственных земель (земель Короны — CrownLand) Министерство охраны природы, земель и парков ведет специальный реестр (Crown Land Registry). В провинции Саскачеван земельные дела возложены на государственную службу регистрации прав Департамента (министерства) юстиции и службу информационных услуг (Department of Justice and Information Services Corporation Saskatchewan). Второй тип систем регистрации земель в Канаде, действующий в провинциях Ньюфаундленд, Новая Шотландия, Остров Принца Эдуарда, Нью-Браунсуик и Квебек, представляет собой только непосредственную регистрацию земель и общественное уведомление о ней. На Острове Принца Эдуарда, например, землеустроительные работы находятся под контролем Главного землеустроителя провинции (Principal Land Surveyor), межевание земель и отводы земельных участков — в ведении Департамента (Министерства) транспорта (Department of Transportation and Public Works), планирование землепользования осуществляет Отделение планирования провинции (Provincial Planning Branch), регистрацию землевладений и землепользовании — отдел налогообложения и регистрации собственности (Taxation and Property Records Division) Департамента (Министерства) финансов провинции (Department of the Provincial Treasury Count) [138]. В провинции Онтарио действуют обе системы регистрации земель, при этом подразделение округов провинции на районы (та-уншипы) обеспечило здесь лучшую пространственную структуру для сбора кадастровой информации. В этой же провинции, по состоянию на 2000 г., за регистрацию прав на земельные участки и землеустройство отвечает Государственная служба регистрации и землеустройства при Министерстве торговли (Title and Survey Services Section, Registration Division, Ministry of Consumer and Commercial relations), а использование земель контролируют муниципальные власти. Провинции Канады различаются также и по способам кодификации земельных участков. Например, в Квебеке регистрацию земель проводят на основании кадастрового кодекса, напоминающего «наполеоновский» кадастровый кодекс Франции, в то время как в других провинциях система регистрации земель базируется на законах, похожих на используемые в Великобритании. В связи с этим во всех провинциях (кроме провинции Квебек) документы, касающиеся прав собственности, представляют собой специальные книги или реестры, тогда как в провинции Квебек для идентификации земель используют официальные кадастровые планы. Ежегодно на регистрацию земельной недвижимости и сделок с ней расходуются значительные денежные средства. Так, в провинции Альберта в 2000 г. было затрачено 10 млн канадских долларов, в Британской Колумбии — 14 млн, в Манитобе — 6, 6 млн, в Онтарио — 27, 5 млн, в Саскачеване — 18 млн канадских долларов. Учет и регистрация земель в Канаде, а также землеустройство поддерживаются федеральными законами и основными земельными законами провинций. Например, на территории провинции Альберта действуют Закон о земельной регистрации (Land Titles Act), Закон о собственности (Low on Property Act), Закон о землеустройстве (Surveys Act). В Британской Колумбии — Закон о земле (Land Act) и закон о земельной регистрации; в Манитобе — Закон о регистрации (Registry Act), Закон о.недвижимой собственности (Real Property Act), Закон о землеустройстве (Surveys Act, Special Surveys Act); в Онтарио и Саскачеване — законы и правила земельной регистрации (Land Titles Act and Regulations); в провинции Онтарио также — Закон о кондоминиумах (Condominium Act), Закон о землеустройстве (Surveys Act), Закон о границах (Boundaries Act) и др. Вопросы природоохранного землепользования регулируются специальными законами и органами исполнительной власти. Так, на федеральном уровне действует Министерство окружающей среды, которому с 1988 г. Канадским законом по охране окружающей среды даны широкие полномочия по контролю загрязнения, осуществлению научных исследований и формулированию раз- личных норм в области использования земельных и других природных ресурсов. Большинство провинций издало нормативные правовые акты, позволяющие Министерству окружающей среды устанавливать различную меру ответственности за загрязнение. В Саскачеване, например, закон по управлению и охране окружающей среды разрешает министерству налагать за загрязнение штраф до 1 млн канадских долларов в персональном порядке или определять трехлетнее тюремное заключение. Если лицо, непосредственно допустившее загрязнение, не установлено, ответственность возлагается на его преемника как собственника имущества, причинившего ущерб. Финансовые институты считают этот риск намного более значительным, чем обычный кредитный риск, и требуют при предоставлении фермерам кредитов проведения экологического аудита всей их собственности. Планирование использования земель в Канаде имеет несколько уровней: федеральный [устанавливается нормативными правовыми актами (директивами) государства в области развития землепользования на перспективу, совершенствования расселения, городского развития, инфраструктуры и т. п.]; провинциальный (определяется генеральными провинциальными, региональными и городскими планами); местный (устанавливается планами развития территорий муниципальных образований). Для реализации этих планов составляют проекты территориального землеустройства (перераспределения, перепланировки, межевания земель, а в городах — планировки и застройки территории). Для целей планирования и организации использования земель в Канаде используют различные плановые основы. При физическом планировании применяют топографические карты различного масштаба. В ряде провинций имеются Общие провинциальные и городские кадастровые карты (Integrated Provincial and Urban Cadastral Map). Для целей земельного администрирования пригодны также планы межевания или планы описания земель (Plans of Survey or Descriptive Plans). Широкое распространение получают за последние годы специальные земельно-информационные системы провинций Альберта, Британская Колумбия, данные которых находятся в цифровом формате. Планированием использования земель на местном уровне в Канаде занимаются Советы муниципалитетов. Они проводят зонирование территории, выделяя промышленные, жилые, коммерческие, рекреационные и иные зоны. Владелец земельного участка обязан согласовывать свои намерения по строительству жилых зданий и других сооружений с Советом муниципалитета и планом зонирования территории (планом использования земель), которые исходят из приоритета обще- 4 Землеустройство. Т. 7 ственных интересов перед интересами отдельного земельного собственника. При этом Совет муниципалитета вправе запретить то или иное строительство в данной местности, если оно не соответствует утвержденным планам, градостроительным, архитектурно-планировочным и другим требованиям или изменяет целевое использование земельного участка. При несогласии владельца земельного участка с решением Совета он вправе обжаловать его вплоть до Верховного суда. Законом определены права сотрудников муниципалитета, которые позволяют им беспрепятственно обследовать любые земли, включая и частные землевладения, на предмет их правильного использования. При правительстве провинций имеется специальная комиссия, в функции которой входит определение размеров государственных инвестиций на улучшение сельскохозяйственных угодий, сбор средств в государственный бюджет при оформлении продажи земли, определение продажной цены земельного участка соответственно уровню налога, проведение политики по созданию резервов сельскохозяйственных угодий, классификация земель. В Канаде предусмотрена также возможность принудительного изъятия земель, но только в целях развития поселений и улучшения социальных условий землепользования, например для строительства дорог, школ, мест рекреации и др. Основной принцип изъятия земельных участков — компенсация стоимости земли ее владельцу с учетом расходов на переезд. Принудительное изъятие земель может быть проведено по инициативе муниципалитетов с предварительным согласованием с землевладельцем всех условий операции. Для этого обеспечивается полная гласность планов местных властей по реконструкции региона, поиск и предоставление нового участка, удовлетворяющего владельца. Землевладелец вправе требовать через суд возмещения убытков и потерь, связанных с экспроприацией земельного участка [15]. При отводах земель для различных целей составляют проекты (планы) межевания земель и проекты землеустройства, которые также подлежат проверке и регистрации. Например, в провинции Альберта ежегодно регистрируют примерно 10 тыс. таких проектов, в Британской Колумбии — 35, Манитобе — 1, 2, на Острове Принца Эдуарда — 0, 7 тыс. Проекты внутрихозяйственного землеустройства в Канаде составляют в ограниченном числе и в основном по очень крупным землевладениям. Вместе с тем многие вопросы внутрихозяйственного землеустройства решают на территории отдельных фермерских хозяйств в рамках государственных программ по борьбе с эрозией почв и охране природы (консервация земель, террасирование склонов, защитное лесоразведение, применение почвозащитных систем земледелия и т. п.). Например, в период после великой депрессии прошлого столетия (30-е годы) в США и Канаде были развернуты работы по защите земель от водной эрозии и дефляции. На основании Закона по утилизации земель создавали советы, наделенные полномочиями приобретать заброшенные фермерские участки и прочие непригодные для сельскохозяйственного использования земли, на которых затем организовывали коммунальные пастбища. При этом у фермеров появлялись стимулы засевать их травами. Закон по контролю высева кормовых культур предоставил правительству право стимулировать или запрещать посев определенных видов кормовых культур в пределах установленного района. Закон по контролю почвенного покрова, в первоначальном виде принятый в 1938 г., запрещал фермерам применять определенные способы обработки земли для предотвращения развития эрозии. Учитывая то, что при регулировании использования водных ресурсов и мелиорации земель охватываются большие территории многих фермерских хозяйств, государство путем принятия соответствующих законов создавало условия для кооперирования фермеров при реализации проектов ирригации или осушения земель. При прокладке магистральных осушительных и оросительных каналов, сборных коллекторов, строительстве инженерных сооружений, дорог и других коммуникаций, имеющих общественное значение, разрабатывали проекты землеустройства, связанные с предоставлением и изъятием земельных участков. Были приняты специальные законы, разрешающие за справедливую компенсацию изымать у владельцев землю в целях прокладки мелиоративных систем, водопроводов или для создания коммунальных пастбищ. В Саскачеване это происходит в соответствии с Законом по экспроприации (в целях реабилитации земель) и Законом по обводнению земель, позволяющими формировать на основе изъятых земель единые земельные массивы, что необходимо для обеспечения эффективности проектов мелиорации земель. Закон по охране земель и мелиорации сделал возможной кооперацию муниципалитетов в получении средств для осуществления водохозяйственных и других мелиоративных проектов за счет специальных налоговых сборов и выпуска муниципальных обязательств. В Саскачеване Закон по сельскохозяйственной деятельности вводит ограничения на использование земель в случае их нерационального вовлечения в сельскохозяйственное производство и обязывает землевладельцев применять общепринятые разумные методы и технологии [118]. В Канаде пока не существует законов, устанавливающих ответственность за нерациональное использование земельных и других ресурсов и их деградацию в результате сверхинтенсивного ис- пользования (чрезмерный выпас скота, усиленное применение удобрений, гербицидов и т. д.). Для решения этих вопросов правительство принимает специальные программы, создающие определенные стимулы к эффективному хозяйствованию. Так, по принятой в 1989 г. федерально-провинциальной программе «Соглашение по охране почвенных ресурсов» фермерам предоставляют субсидии для вывода из сельскохозяйственного оборота деградированных земель, а соответствующим организациям выделяют средства на картографирование почвенного покрова, проведение научных исследований и для мероприятий в сфере образования [40]. Основой для планирования использования земельных ресурсов страны в сельском и лесном хозяйстве, для целей отдыха населения, для воспроизводства диких животных и птиц является инвентаризация земель, программа которой была принята федеральным правительством Канады в 1963 г. на основании Закона о реконструкции и развитии сельского хозяйства страны. Инвентаризация земель Канады построена по принципу оценки возможностей земель для различных видов их хозяйственного использования и включает. 1. Оценку и классификацию земель по возможности их использования в сельском хозяйстве. По этой классификации все почвы Канады сгруппированы в 7 классов в зависимости от потенциальных возможностей использования в сельском хозяйстве и 13 подклассов в зависимости от природы ограничивающего фактора. 2. Оценку и классификацию земель по возможности их использования в лесном хозяйстве. По этой классификации все почвы сгруппированы в 7 классов в зависимости от их пригодности для роста товарной древесины и 18 подклассов в зависимости от природы ограничивающего фактора. 3. Определение пригодности земель для рекреационного использования. По этой классификации земли сгруппированы в 7 классов в зависимости от возможной интенсивности использования их в целях отдыха на свежем воздухе и 24 подкласса в зависимости от вида возможного использования их для отдыха населения. 4. Определение пригодности земель для воспроизводства диких копытных животных и водоплавающих птиц. По этой классификации земли сгруппированы в 7 классов и 11 подклассов (для воспроизводства диких копытных) или 4 подкласса (для воспроизводства водоплавающих) в зависимости от потенциальных возможностей земель для воспроизводства дикой фауны. 5. Обзор современного использования земель. 6. Социально-экономическую классификацию земель. 7. Координирование данных инвентаризации. служба инвентаризации земель, созданная в 1963 г. на основа- нии Закона о реконструкции и развитии сельского хозяйства, находящаяся в ведении Департамента лесного хозяйства и развития сельских местностей. Служба инвентаризации земель является смешанной федерально-провинциальной организацией. Федеральное правительство осуществляет общую координацию работ, научную разработку критериев единой классификации земель, финансирует работы, представляющие общенациональный интерес, тогда как власти провинций ответственны за работу на местах. В работе по инвентаризации земель принимают участие все министерства и ведомства, связанные с использованием природных ресурсов. Глава 8 ЮЖНАЯ АМЕРИКА 8.1. ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ В ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИХ СТРАНАХ За несколько последних десятилетий во всех странах Латинской Америки были проведены земельные реформы, масштабы и трудности осуществления которых зависели от различных факторов: политического режима, устойчивости политической власти, степени влияния внешней политики США и СССР; исходного состояния земельных отношений, включая формы собственности на землю, землевладения и землепользования; площади используемых земель, их плодородия, размещения, потенциальных резервов вовлечения земель в сельскохозяйственный оборот; численности населения, традиционного уклада жизни, доли крестьян, их социальной активности и землеобеспеченности. Указывая на политический аспект земельных реформ, следует отметить три варианта их осуществления: в результате гражданских войн, военных переворотов и обычных законодательных действий. Так, в Мексике и Боливии в свое время реформы начались после гражданских войн, в Перу их провело военное правительство, а в Чили и Коста-Рике — законодательная власть. Идеологическая направленность земельных реформ в странах, ориентировавшихся на США и Западную Европу, предполагала безальтернативную идею семейной фермы как основного производителя продукции сельского хозяйства. В странах, находившихся ранее под влиянием СССР, приоритетными направлениями считали сельскохозяйственные кооперативы и другие формы коллективного хозяйства. Традиционные земельные отношения в странах Латинской Америки базировались на господстве крупной земельной соб- ственности. Например, в Колумбии 4 % лендлордов контролировали 43 % сельскохозяйственных угодий, в то время как 66 % крестьян полностью или почти полностью безземельны. Даже после проведения земельной реформы в Сальвадоре 1 % землевладельцев контролируют 41 % угодий, а 60 % крестьян практически не имеют земли. Примерно 88 % всех ферм в Гватемале размещаются на 16 % обрабатываемых земель. В то же время фермы размером 450 га и более (около 1 % всех ферм) занимают около 34 % всех пахотных земель страны. В Бразилии мелкие фермы размером до 50 га занимают 12% всей земельной площади, однако они производят 50 % всей сельскохозяйственной продукции. В них занято около 70 % трудовых ресурсов аграрного сектора. В странах с высокой землеобеспеченностью земельные реформы не представляли большой важности. Например, в Аргентине на душу населения приходится относительно много земли, причем крестьяне в основном проживают в районах с наиболее плодородными почвами. Напротив, в Перу, где ощущается нехватка пригодных для сельскохозяйственного использования земель, лучшие из них еще в колониальные времена были монополизированы землевладельческой элитой, масса крестьян страдала от безработицы, что обусловливало его дискриминацию и бедность. Земельные реформы в странах Латинской Америки проводили в целях: наделения крестьян землей, ослабления благодаря этому социальной напряженности между крупными землевладельцами и основной массой населения; обеспечения роста экономики, увеличения сельскохозяйственного производства как для внутренних потребностей, так и на экспорт, в том числе за счет освоения, «колонизации» новых земель. Образование новых форм землевладения и землепользования привело к повышению занятости трудоспособного населения. Вместе с тем нередко политические аспекты явно превалировали над экономическими. Так, в Сальвадоре и Никарагуа земельные реформы проходили с переменным успехом и определялись ходом гражданских войн. В процессе реформирования земельного строя осуществляли: национализацию земли с последующей передачей ее крестьянам, образованием государственных предприятий и сельскохозяйственных кооперативов (Куба, 1959—1981 гг.; Никарагуа, 1979— 1983 гг.); колонизацию земель — создание преимущественно семейных ферм на пограничных территориях, на неиспользуемых или выкупленных государством у частных лиц землях (Бразилия, 1964— 1969 гг.; Аргентина, 1940-1968 гг.); частичную экспроприацию или выкуп земель с образованием на них новых семейных ферм или сельскохозяйственных произ- водственных кооперативов (Боливия, 1953—1975 гг.; Гватемала, 1954-1969 гг.). Во всех случаях наиболее остро стоял вопрос о способах передачи земель, а также о преимуществах или недостатках мелких семейных ферм и более крупных производственных кооперативов. Например, в Чили, Перу, Доминиканской Республике, отчасти в Сальвадоре, Гондурасе, Никарагуа, Панаме и приближенных районах Эквадора сразу же после земельной реформы были созданы производственные кооперативы, базирующиеся в основном на коллективной собственности на средства производства и разделе доходов в конце года пропорционально числу отработанных в хозяйстве дней. В Колумбии, Венесуэле, Парагвае (после 1964 г.), в Боливии, Коста-Рике и ряде других стран в результате земельных реформ возникали прежде всего новые семейные фермы. Основные результаты проведения реформ и площадь земель, охваченных переделом, приведены в таблице 7.
|