![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Классификация сельских и городских земель по их потенциальной пригодности (шт. Новый Южный Уэльс)
Тип земель Класс земель Рекомендуемые почвозащитные мероприятия или категория земель
Сельской местности Городские Пригодные для постоянной культивации Не пригодные для постоянной культивации, но пригодные для скотоводства с периодической культивацией Земли, не пригодные для культивации, но пригодные для пастбищ Другие I Особые работы по охране зе II Применение агротехнических приемов охраны почв (полосное земледелие, специальные системы севооборотов и обработки почв) III Возведение водоотводных барьеров, выравнивание берегов и водоразделов, проведение приемов, относящихся к классу II IV Мелиорация и улучшение пастбищ, регулируемый выпас скота, внесение удобрений, создание или воссоздание постоянных пастбищ V Структурные работы по охране почв, включая противоэрози-онную агротехнику, создание водопоглощающих водоотводных барьеров, рельефных заграждений вместе с мерами, относящимися к классу IV VI Ограничение размеров стада, распыление удобрений и семян в целях снижения нагрузки на почву, пожароохранные меры и уничтожение вредителей. Возможно проведение структурных противоэрозион-ных работ VII Защита земель лесными насаждениями VIII Утесы, озера или болота и другие земли, не пригодные для земледелия или скотоводства А Районы с минимальными фи- зическими ограничениями городского строительства Продолжение
Тип земель Класс земель Рекомендуемые почвозащитные мероприятия Городские Другие Б Районы с минимальными до средних физических ограничений городского строительства — В Районы со средними физичес- кими ограничениями городского строительства — Г Районы с крупными физичес- кими ограничениями городского строительства — Д Районы с очень крупными фи- зическими ограничениями городского строительства 4. Составляют финансовый план фермерского хозяйства, учитывающий затраты на работы различного типа и их эффективность, а также намечающий очередность проводимых мероприятий. Отвод земельных участков в Австралии осуществляют также на основе проектов (планов) территориального (межхозяйственного) землеустройства. При этом принимают следующий порядок землеустроительных работ. 1. Составляют план предполагаемого разделения существующего земельного участка (массива земель, группы земельных участков). В нашем понимании — это проект землеустройства. 2. Рассматривают и утверждают данный план (проект землеустройства) местные власти после необходимых согласований. 3. Осуществляют перенос проекта землеустройства в натуру, новые земельные наделы получают свои границы, которые закрепляют межевыми знаками. 4. Подают на рассмотрение властям штата документы на новые земельные наделы, издают акты об их утверждении, регистрируют земельные участки. 5. Вносят в земельный кадастр данные проведенного землеустройства и регистрации земельных участков, устанавливают ценность земли для исчисления земельного налога. Значение землеустройства (землемеров) в процессе проведения землеустроительных работ очень важно. Оно заключается в том, чтобы технически правильно и юридически грамотно составить проект, ясно обозначить ориентиры и границы земельных участков на местности, точно отразить эти сведения в землеустроительных документах, данных регистрации земельных участков и земельного кадастра. Именно поэтому деятельность государственных и частных землемеров регулируется властями штата соответствующим законодательством, разрабатываемым парламентом, и директивами, издаваемыми Главным землемером штата, Начальником службы регистрации, Главным земельным оценщиком. 5.4. РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ Основные нормативные правовые акты, регулирующие земельные отношения и землеустроительные действия в шт. Новый Южный Уэльс: Закон о земле; Закон о территориальном планировании и оценке (NSW Environmental Planning and Assessment Act, 1979); Закон о государственных землях (Crown Lands Act, 1989); Закон о дорогах (Roads Act, 1993); Закон о защите естественной растительности (Native Vegetation Conservation Act, 1997); Закон о землеустройстве (Contaminated Land Management Act, 1997); Закон об оценке земель (Valuation of Land Act, 1916—1998) и др. Значительные площади в шт. Новый Южный Уэльс занимают государственные земли (Crown Lands), находящиеся в собственности правительства штата. От имени правительства штата ими управляет Служба государственных земель Департамента охраны земли и воды (Department of Land and Water Conservation). Этот департамент готовит документы для продажи и предоставления в аренду земельных участков, выдает лицензии на право пользования ими, устанавливает ограничения и обременения в использовании земли, организует рациональное использование, резервирование для общественных целей и охрану земельных участков, находящихся в государственной собственности. Государственные земли (земли Короны) используют на основании Закона о землях Короны, принятого парламентом штата в 1989 г. (Crown Lands Act). На основании этого закона Департамент охраны земли и воды проводит также качественную оценку земель штата, учитывающую биофизические и химические свойства почв и применяемую правительственными агентствами для планирования использования и охраны земель. Для контроля за использованием и охраной государственных земель в 100 районах штата имеются также земельные управления (Local Land Board), основанные с 1884 г. и состоящие из руководителя и двух специалистов в области землепользования. Вопросами регулирования землепользования в шт. Новый Южный Уэльс занимаются также и другие государственные службы: Департамент строительства, Департамент общественных работ и услуг, Управление защиты сельскохозяйственных земель, Агентство государственных лесов, Управление национальных парков и защиты диких животных, Департамент минеральных ресурсов, Департамент сельского и рыбного хозяйства. Большое значение в Австралии в деле управления земельными ресурсами имеют общественные объединения землевладельцев, называемые Лэндкэр и состоящие из людей, стремящихся к выполнению совместными усилиями мероприятий по организации рационального использования и охраны земли в своих районах. Например, по применению почвоводоохранных технологий, закладке за- щитных лесополос на своих и соседних территориях, по регулированию стока воды и т. д. Землевладельцам также активно помогают различные консультационные службы в области фермерского хозяйства, лучшего использования плодородия почв, защиты окружающей природной среды, предотвращения засоления земель. Для разрешения спорных вопросов в шт. Новый Южный Уэльс в 1980 г. был основан Земельный суд (Land and Environmental Court). Статус этого суда, а также статус, категории и титул судей приравнивают к Высшему суду штата. Земельный суд относится к категории специальных и руководствуется примерно тридцатью законодательными актами, связанными с планированием, строительством, использованием и охраной земель, земельным налогообложением, государственной оценкой земель, правами на землю коренных жителей Австралии и др. В судебную юрисдикцию суда включают решение вопросов, связанных: с планированием использования земель (пересмотром заявок на использование земли и застройку, в которых было отказано местными органами власти, и рассмотрением жалоб на решения местных советов); со строительством (в части споров, жалоб и отказов на получение строительных сертификатов); со спорами, оценкой стоимости земли, налогообложением, размерами компенсации при изъятии земель, границами земельных участков, правами на землю коренных жителей Австралии; с правомочным исполнением гражданских законов в сфере соблюдения гражданских Драв, обязанностей или обязательств в соответствии с законами использования и охраны земель (при этом суд имеет право и юрисдикцию приостановить действие или признать не имеющим силу решение любого государственного органа исполнительной власти, если последний превысил полномочия, данные ему законом); уголовным преследованием и наказанием за преступления в области землепользования; пересмотром приговоров, вынесенных местными судами по преступлениям, связанным с окружающей природной средой и природными богатствами, по заявлениям осужденных или обвинителей. В 2001 г. Земельный суд штата состоял из 6 судей и 9 членов комиссии. Вся недвижимость в шт. Новый Южный Уэльс проходит ежегодную оценку для определения ее стоимости и расчета ставки земельного налога. Все 175 муниципалитетов штата ежегодно (но не реже одного раза в 3...4 года) получают результаты оценки земли и недвижимости. Они определяют также ставку земельного налога. При оценке земельной собственности в сельской местности обязательно учитывают землеустроенность территории через оценку улучшений, которая включает в себя добавленную стоимость: включений (скота, посевов, растений, движимого имущества); зданий и сооружений; плантаций, садов, виноградников; ограждений; ирригационных сооружений; гидрологического обустройства; пастбищного обустройства. Таким образом, в Австралии земельными ресурсами управляют через систему землеустройства, включающую в себя многофункциональные взаимосвязанные государственные, общественные и частные структуры, имеющие общую цель — организацию рационального использования и охраны земли. Это относится к различным сферам общественных отношений: законодательной, исполнительной, судебной ветвям власти, местному самоуправлению, общественной и частной инициативам. АМЕРИКА Глава 6 СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ 6.1. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЯ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ И ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ Соединенные Штаты Америки (США) — четвертая по размеру страна мира (после России, Канады и Китая). Общая площадь страны — 9 363 200 км2 (936, 3 млн га), площадь суши — 916, 7 млн га. Численность населения — 267, 9 млн чел. (1997 г.), плотность населения — 28, 6 чел. на 1км2. Землеобеспеченность — 3, 5 га общей площади на 1 чел., в том числе 1, 55 га сельскохозяйственных угодий и 0, 65 га пашни. Сельскохозяйственная освоенность территории составляет 44, 3 %, распаханность — 18, 6, залесенность — около 25 %. Большая часть земель в стране (около 60 %) находится в частной собственности. Федеральное правительство владеет 29 % земель, правительства штатов и местные органы власти — 9; индейским племенам принадлежит 2 % земель. В состав страны входят 50 штатов. Колонизация Северной Америки европейцами началась в XVI в. В это время здесь не существовало ни крепостного права, ни земельных отношений, характерных для феодальной Европы. В XVII — первой половине XVIII в. на будущей территории США сформировались основы государственного и административно-территориального устройства. Появился класс землевладельцев, которые были заинтересованы в закреплении за ними прав на земельные участки. Начиная с Договора 1781 г. об образовании конфедерации тринадцати английских колоний в Северной Америке и практически вплоть до 20-х годов XX в. землеустроительные действия заключались в распределении общественных земель между собственниками в целях регулирования колонизации, освоения и рационального использования территории страны; оформлении и защите прав земельной собственности. Известно, что уже в середине XVIII в. в графствах Северной Америки существовали штатные должности землемеров, а землеустройство преподавали в колледжах. Особенно большое значение землеустройству придавал в то время Джордж Вашингтон (1732—1799) — первый президент США. В 1748 г. Д. Вашингтон со своим другом Фэрфаксом устроились на работу по обмеру земель к землемеру Д. Дженне. Ранней весной этого года они отправились в долину Шснанда (нынешний шт. Вирджиния) нарезать принятые там для ферм участки площадью 160 га. Это было необходимо, чтобы пустить их в продажу или получить деньги с уже построивших бревенчатое жилье колонистов на земле дяди Фэрфакса, Томаса Фэрфакса — лендлорда, владевшего в то время 2 млн га. Д. Вашингтону, помощнику землемера, была положена щедрая плата — один дублон в день (старинная испанская монета достоинством 7, 5 г золота). Так высоко ценился труд землемера. Работы проводили ранней весной, когда снег только что сошел, а листва на деревьях еще не появилась; это способствовало проведению измерений и нормальной видимости через оптические геодезические приборы. Зимой 1748/49 г. Д. Вашингтон прошел краткий курс теории геодезии и землеустройства в колледже Уильяма и Мэри в Вильямсбурге, сдал выпускной экзамен и, дав присягу на «верность королю и правительству», получил свидетельство землемера. Сразу после этого он получил должность штатного землемера графства Колпепр. В период 1748—1750 гг. Д. Вашингтон занимался объездом и обмером земель. Он помог сделать планировку нового города, который был заложен в 20 км от г. Маунт-Вернона, по просьбе соседей уточнял размеры плантаций (за Блю-Ридж в районе Аппалачских гор). Сохранился рисунок Р. Холла «Молодой Вашингтон — землемер» [16]. В руках у него железная мерная цепь и шпильки для измерения расстояний, ему помогают двое рабочих (Яковлев Н.Н. Вашингтон. Преступившие грань/Избранные произведения. — М: Молодая гвардия, 1989. — С. 23, 96—97). С конца XVIII в. землеустроительные и государственные органы США активно занимались продажей общественных земель в частную собственность и организацией земельных аукционов (табл. 3). В 1785 г. Томас Джефферсон, президент США, подписал Декрет о земле (Land Ordinance от 20 мая 1785 г.), который ввел государственную систему землеустройства. Этот президент также в свое время был землемером, осуществляя топографическую съемку шт. Вирджиния. Его отец Питер Джефферсон также был выдающимся геодезистом. 3. Средние размеры и цены земельных участков, передаваемых в частную собственность в США [75]
1785 2, 5 Аукцион Около 770 1796 5» 1165 1800 5» Не менее 130 1820 3, 1» 65 1841 3, 1 Выбор и заселение участка Не более 65 1854 1, 2...2, 5 Тоже - 1862 0, 4...0, 5 Заселение и доказательство Не более 65 В соответствии с положениями Декрета о земле 1, 5 млрд акров (более 600 млн га) были поделены на квадратные участки со сторонами в 6 миль, каждый участок был разбит на 36 секторов площадью 1 квадратную милю. Это облегчило описание земли при передаче ее другому владельцу и способствовало защите прав землевладения. Замысел оказался и простым и сложным одновременно. В результате грандиозной работы были определены 2, 6 млн пунктов топографической сети, отстоящих на милю друг от друга [174]. На выполнение этой задачи было затрачено колоссальное количество человеческой энергии. Люди несли теодолиты, тянули стальные мерные ленты, поднимали нивелирные рейки, прокладывали маршруты, поднимались в горы, устанавливали межевые знаки, рыли ямы и делали зарубки на деревьях. Декрет о земле развил три новых принципа в области землеустройства: первый — «Топосъемка до заселения», второй — «Математически точное планирование всех государственных земель», третий — «Создание стандартной земельной единицы — участка унифицированной формы и площади с размеченными границами». Эти принципы не использовали в первоначальных американских колониях, где землемерную съемку выполняли нерегулярно и беспорядочно. Конгресс учредил Главное земельное управление (General Land Office, или GLO) при Министерстве финансов, призванное руководить, исполнять решения и проводить в жизнь все законодательные акты, связанные с государственными землями. В XIX в. территория США постоянно расширялась. В 1803 г. президент Томас Джефферсон договорился о покупке у Франции большого количества земли. Эта сделка, известная как приобретение Луизианы, охватывала площадь более 500 млн. акров (200 млн га) и включала большую часть территории к западу от реки Миссисипи до Скалистых гор, не считая Техаса. Приобретение Луизианы обошлось Соединенным Штатам в 23 млн долл. В 1819 г. Америка купила у Испании Флориду. Техас стал частью США в 1845 г. Годом позже Америка подписала договор с Великобританией, известный как «Орегонский компромисс» (Oregon Compromise). В результате этого договора страна приобрела дополнительную территорию, которая сейчас включает в себя штаты Орегон, Вашингтон и Айдахо. В 1848 г., всего за год до обнаружения золота в Калифорнии, США получили у Мексики земли, которые теперь являются штатами (Калифорния, Невада, Юта, а также частями штатов Аризона, Нью-Мексико, Вайоминг и Колорадо). «Территориальное приобретение» Гадсдена в 1853 г. добавило стране нынешний юг Аризоны. Последнее крупное расширение произошло в 1867 г., когда США купили у России Аляску. Площадь Аляски составляла более 375 млн. акров (150 млн га — примерно одну пятую остальной территории Америки). Аляска стоила 7 млн долл. Вместе с ней государственные владения протянулись от западной границы Пенсильвании до Тихого океана, от Канадской границы до Мексиканского залива, включив в себя Флориду и Аляску. Общая площадь земель составила более 1, 8 млрд акров (более 720 млн га). Наиболее значительным шагом в осуществлении земельных преобразований в США стал Закон о гомстедах (Homestead Law), что в буквальном переводе означает Закон об участках (усадьбах), принятый в 1862 г., в разгар гражданской войны. Данный закон дал возможность большому числу поселенцев за символическую плату (0, 4...2, 5 долл. за акр) стать землевладельцами. Размер участка был ограничен 80 акрами на одного члена^семьи или 160 акрами в расчете на мужа и жену. По истечении 5 лет, если поселенцы по-прежнему проживали на этой земле, участок переходил в их собственность. Гомстед представлял собой, по сути, хуторской участок. Таким образом, Законом о гомстедах правительство развивало «хуторскую» организацию территории или «хуторскую» колонизацию. Вскоре выяснилось, что недостатком Закона о гомстедах было ограничение максимального размера предоставляемого участка. Если на плодородных землях Среднего Запада работа на площади гомстеда могла обеспечить проживание средней семьи фермера, то в западных, более засушливых зонах этого было недостаточно. Поэтому в дальнейших поправках к этому закону, принимаемых в последующие полвека, максимальный размер участка земли был постепенно увеличен с 65 до 365 га. К концу эпохи заселения земель (20-м годам XX в.) была распределена площадь, составляющая около 20 % территории страны. Это была самая большая распределенная целевым образом часть общественных земель. Следующую по площади группу составляли земли, переданные штатам для реализации различных внутренних программ развития, — 15, 4 %. В итоге к 1943 г. около 70 % прежних общественных земель оказались распределенными между новыми владельцами. 6.2. ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ ОСНОВА ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА Современная система государственной топографической съемки в США сохранила основные элементы декрета 1785 г., изменяемого и дополняемого последующими законодательными актами. По условиям кадастровой системы вся государственная территория была поделена квадратной сеткой на участки со сторонами 6 миль. Прежде чем измерить какое-либо расстояние, землемер должен определить нулевой пункт, в котором пересекаются две линии: одна идет с севера на юг, другая — с запада на восток. Первая линия, идущая с севера на юг, — это главный меридиан. Он имеет название, например, Солт-Лейк-Меридиан. Солт-Лейк-Мериди-ан пересекает базовую линию в юго-восточном углу территории храма мормонов, в центре Солт-Лейк-Сити. Вторая линия, идущая с запада на восток, — это базовая линия (рис. 1). Работая вдоль главного меридиана и базовой линии, землемер устанавливает углы участков с интервалом 6 миль, а затем размечает оставшуюся территорию. Каждый квадрат со стороной 6 миль называют township, и он имеет площадь 36 квадратных миль (примерно 23 040 акров, или 9216 га). Любой такой квадрат может быть привязан к главному меридиану и базовой линии. Из-за формы Земли меридианы сходятся по мере приближения к Северному полюсу. Для учета этого явления через каждые 24 мили проводят коррекционные линии. Далее землемер делит квадратный участок со стороной 6 миль на секторы площадью в 1 квадратную милю (640 акров). Каждый сектор (section) нумеруют, начиная с сектора 1, расположенного в северо-восточном углу участка, и заканчивая сектором 36, расположенным в юго-восточном углу (рис. 2). Сектор делят на четверти по 160 акров, которые по условиям Закона 1862 г. были элементарными единицами (гомстедами). Четверти можно поделить на получетверти по 80 акров или на четверть четверти по 40 акров и т.д. Прямоугольная система топографической съемки заставила поселенцев брать нежелательные земли наряду с теми, которые они считали хорошими. Но этот недостаток с лихвой окупался снижением числа пограничных конфликтов и дорогостоящих судебных процессов. Система прямоугольной топографической съемки позволяет легко описать и найти любой земельный участок. Нет двух участков с одним и тем же наименованием.
Рис. 1. Главные меридианы и базовые линии государственного землеустройства в США Картографическая сетка (TOWNSHIP GRID) NORTH (Север)
EAST (Восток)
(Запад)
TOWNSHIP 2 SOUTH, RANGE 3 WEST
Рис. 2. Принципиальная схема деления и описания земельных участков в США и их привязки к главным меридианам и базовым линиям SECTION 14 (Секция 14) Например, выбранный на рисунке 2 участок со стороной 6 миль расположен на втором участке (township) к югу (south) от базовой линии и на три ряда (ranges) к западу (west) от главного меридиана. Кратко он может быть описан так: «Т. 2 S., R. 3 W.». Выбранный для примера сектор на рисунке 2 может быть описан так: «Sec. 14, Т. 2 S., R. 2 W.» плюс название главного меридиана. Название штата не требуется, но его обычно добавляют для удобства. Одно из преимуществ такой системы заключается в том, что она позволяет описывать мелкие земельные участки, не проводя подробную полевую съемку. Участки земельного сектора называют «кратными долями» — aliquot parts. Кратную долю всегда описывают относительно четырех сторон света. Заштрихованный участок можно описать как «северо-восточная четверть северо-западной четверти (NE 74 NW 'Д) Sec. 14, Т. 2 S., R. 2 W.» плюс название главного меридиана. Землемерам иногда приходится согласовывать и одобрять использование земельных участков, на которых не была произведена топографическая съемка. В таких случаях применяют карту, неофициально продлевающую государственную топографическую сеть, даже если границы участков еще не определены на местности. Это позволяет отдавать в аренду участки для разработки нефтяных и газовых месторождений, а также регистрировать действия, совершаемые с государственными землями. Такие карты не заменят официальную топосъемку, но они обеспечивают основу для различных видов землеустройства. 6.3. РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПЛАНИРОВАНИИ И ОРГАНИЗАЦИИ РАЦИОНАЛЬНОГО ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ Основой организации рационального землепользования в США служит следующая схема (рис. 3). Без четко определенной политики формулирования ее целей, задач и результатов в стране не проводят ни одно мероприятие, касающееся развития территорий. Эта политика воплощается в широко обсуждаемые перспективные планы использования земель и развития территории на различных уровнях, которые через утверждаемые и финансируемые программы регулирования землепользования и проекты землеустройства осуществляют в конкретной местности. Отличительная черта земельного строя США — его стабильность. В течение длительного периода в стране не происходило каких-либо революционных изменений, затрагивающих его основы. Это касается как законодательства, так и порядка использования земель. По мере освоения территории земельная политика го- з*
Рис. 3. Система организации рационального землепользования в США сударства наряду с гарантией абсолютных прав собственности все больше включала элементы общественного контроля за использованием земель. Эта тенденция усиливалась, несмотря на традиционно минимальное вмешательство в частную собственность со стороны государства, осуществлявшееся в основном на уровне местных властей. Первоначально законы о распределении земель (включая Закон о гомстедах) не содержали каких-либо ограничений для перевода любых участков в частную собственность. Затем, однако, такое положение было пересмотрено, и статус некоторых земель был определен как не подлежащих переводу в частное владение. К их числу были отнесены леса (ставшие впоследствии национальными) и индейские резервации. Кроме того, значительные площади земель (например, пастбища), которые формально могли быть переданы в частную собственность, так и остались в общественной. Анализируя государственную политику землепользования в период освоения земель, можно сделать следующие выводы. 1. Первоначальное сосредоточение земли в общественной собственности и монополизация федеральным правительством права ее распределения стали важным условием развития Американского государства. В частности, земельные ресурсы оказались важнейшей «расходной статьей» государственного бюджета — с помощью их распределения происходило целевое финансирование программ развития общественной инфраструктуры. 2. Передача земельных ресурсов, которые могли быть использованы в целях производства, в частную собственность было наиболее эффективной мерой из всех возможных в сложившейся си- i уации. Огромные массивы плодородных земель требовали освоения, и в условиях ограниченности государственных средств наилучшим способом для этого было создание класса мелких собственников и закрепление за ними земельных участков. 3. Фактически бесплатная раздача земель оказалась оптимальным способом их распределения в условиях низкого стартового капитала землевладельцев. 4. Предоставление земель в частную собственность может происходить лишь после предварительного обоснования необходимости в этом. Определенные виды земель (рекреационные, особо охраняемые, регулирующие состояние экосистем и т.п.) составляют общенациональное достояние, и их передача в частные руки нецелесообразна. В США были выработаны и апробированы разнообразные методы воздействия государства на использование земель, находящихся в частной собственности. Для этих целей государство использует как прямые законодательные ограничения абсолютного права собственности на землю, так и методы косвенного воздействия на принятие решений по использованию земель. К прямым ограничениям можно отнести сохраняющееся за государством право изымать в определенных случаях земельные участки у собственников без выплаты компенсаций, а также ограничения на продажу сельскохозяйственных земель иностранным гражданам. Началом пересмотра роли государства в системе регулирования землепользования стал Закон о ревизии (Revision Ast), принятый в 1891 г. Этот закон обозначил поворот в государственной политике землепользования от позиции невмешательства к положению, когда государство в лице федерального правительства стало наиболее последовательным хранителем земли — национального достояния. Одним из результатов этого закона стало образование государственного лесного фонда на площади около 61 млн га. В целях сохранения почв и предотвращения процессов эрозии в 1935 г. был принят Закон о консервации почв. Принятию этого закона предшествовала засуха, охватившая большинство штатов страны в 1934 г., и последовавшие за этим сильные пылевые бури на Великих равнинах. Практическое руководство действиями по принятой тогда программе осуществляла Служба консервации почв, созданная в рамках Министерства сельского хозяйства. Специалистами этой службы был разработан типовой вариант закона о консервации почв для штатов, в котором предусматрива--лось создание так называемых консервационных районов (conservation districts), что облегчало и повышало эффективность проведения консервационных мероприятий. В результате к 1952 г. все штаты страны приняли соответствующие законодательные акты. В сельскохозяйственном законе, принятом в 1936 г., были дополнены и развиты положения закона о консервации от 1935 г. Предусматривалась классификация всех сельскохозяйственных культур по воздействию на почву — истощающие (зерновые, хлопок и т. п.) и консервирующие (люцерна, клевер, пастбищные травы и т. п.). Фермерам, согласившимся перевести часть своих посевных площадей из-под культур первого типа под вторые, предлагались определенные субсидии. В соответствии с законом была начата продолжающаяся до настоящего времени (с определенными корректировками) программа сельскохозяйственной консервации. В соответствии с ней фермерам, внедряющим на своих землях различные сберегающие или консервирующие почву технологии, компенсируется часть издержек. Наиболее заметно тенденция к усилению государственного регулирования проявилась в начале 70-х годов, совпав по времени с активизацией движения по защите окружающей природной среды, что дало даже повод назвать этот период «тихой революцией». Центр тяжести мероприятий по регулированию переместился с локального уровня на региональный и федеральный. Так, в 1975 г. федеральное правительство израсходовало 40 млрд долл. на программы, в той или иной степени оказывающие воздействие на использование земель, находящихся в частной собственности. В этом же году федеральное правительство получило в собственность 558, 9 тыс. акров частных земель [25]. В соответствии с положениями сельскохозяйственного закона 1996 г. издержки на программы консервации должны были увеличиться в течение 1996—2002 гг. на 2 млрд долл., т. е. в среднем на 300 млн долл. ежегодно. Следует иметь в виду, что государственное регулирование земельных отношений ограниченно. Господствует мнение, что такое регулирование служит не целям экономического планирования, а защите общественных интересов — предотвращению угрозы здоровью, безопасности или благосостоянию граждан. В США не существует единого федерального законодательства в области планирования и развития городского и сельского землепользования. Федеральные власти могут лишь опосредованно стимулировать разработку и принятие соответствующих документов на уровне штатов и муниципалитетов, хотя предлагают стандарты и модельные законы в этой области. Контроль за развитием землепользования и застройкой находится в компетенции штатов, которые полностью или частично передают свои полномочия местным органам власти через соответствующие законы. Например, Закон Флориды гласит, что каждый округ и каждый муниципалитет в этом штате разрабатывает и утверждает комплексный план (развития территории). В шт. Орегон Верховный суд записал, что план, утвержденный планировочной комиссией, и инструкция по зонированию, принятая администрацией округа, должны быть взаимосвязаны, их используют при контроле за использованием земли. В США впервые зонирование территории было проведено в Нью-Йорке. В 1916 г. был принят закон этого города о зонировании. В 1928 г. был опубликован «Стандартный закон о возможностях городского планирования» (Standart City Planning Enabling Act) [118], на основании которого графства и муниципалитеты могли принимать нормативные правовые акты о планировании. Практика же показала, что сначала отдельные штаты принимали рамочные законы о планировании и зонировании, в соответствии с которыми графства и муниципалитеты разрабатывали и принимали свои нормативные акты [32]. В 1975 г. Законодательным институтом США был утвержден «Модельный закон о развитии землепользования» (A Model Land Development Code). В соответствии с Законом о зонировании местные органы наделены правом разрабатывать и утверждать в качестве обязательных для исполнения документы, местные законы по зонированию. Законы о зонировании большинства штатов разработаны на основе модельного «Стандартного уполномочивающего закона штата о зонировании», поэтому их содержание во многом идентично. Во многих штатах существуют специальные законы о зонировании. Их принимают, когда необходимо расширить полномочия местных властей или требуется законодательно закрепить новые виды зонирования без изменения существующих законов. Таким образом, если федеральные власти принимают Закон США (Act), то власти штата утверждают свой закон (Resolution), a муниципалитеты, наделяемые Конституцией штата и уполномочивающим законом правом разрабатывать и утверждать собственные законы и документы, принимают декреты (ordinance). Местная нормативная база по зонированию территории состоит из законов (декретов) по зонированию, процедурных правил их разработки, утверждения и корректировки. Закон о зонировании состоит из двух частей: зональных правил и плана (карты) зонирования территории. Зональные правила обычно включают следующие разделы: общие положения, определение понятий, описание требований к плану землепользования и застройки участка, правил разрешенных видов использования, условий отклонений от зонального плана и др. 6.4. ПЛАНИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ Планирование использования земель в США — мощнейший механизм регулирования землепользования. Оно имеет более чем вековые традиции и изначально связано с ростом и развитием городских территорий и их застройкой. В дальнейшем планы использования и охраны земель стали составлять и на территории, прилегающие к городам, охватывая сельские местности и целые округа. Данные планы и проекты, составляемые на их основе, осуществляются в течение 15...25 лет и полностью меняют облик всей территории. Так, превращение сельскохозяйственных земель в полностью застроенную городскую территорию можно видеть на примере местечка Валей Стрим Лонг Айленда (рис. 4). Планы использования земель имеют различное содержание в зависимости от уровня административно-территориального образования, на котором их разрабатывают (рис. 5). В городах планы составляют: на территорию всего города — генеральный план (Urban General Plan или City Development Plan); на территорию района — районный план (Regional Plan); на территорию муниципалитета — местный план (Community Plan), на территорию конкретных земельных участков — план планировки и застройки (Land Subdivision Plan), строительный план (Construction Plan) и др. В сельской местности такие планы обычно составляют на территорию округов или графств (County Plan) и муниципалитетов (Community Plan). Все указанные планы имеют тщательное социальное, экономическое и экологическое обоснование, широко обсуждаются и взаимосвязаны между собой. Многие штаты США также имеют стратегические планы своего развития. Для этого существуют специальные отделы, разрабатывающие такие планы. Например, в шт. Небраска имеется Государственное управление планирования и программирования (State office of Planning and Programming). Каждый округ создает планировочную комиссию с дирекцией зонирования, отделами планирования, земельного контроля, административными подразделениями и комитетом межевания (Subdivision Committee) [160]. В шт. Небраска такая комиссия состоит из 40 чел. планировщиков, сотрудничающих с властями, архитекторами, землемерами и поддерживающих более 70 планировочных документов (стратегический комплексный план, план использования земель, транспортный план, план зонирования, план размещения коммуникаций и т.д.). Типовая структура управления по планированию и развитию землепользования в округе (городе) показана на рисунке 6. Все разрабатываемые планы составляют с учетом следующих требований: они должны являться частью физического планирования (Physical planning), т. е. трансформировать земельную политику в конкретную схему развития территории и показывать, как, почему, где и когда изменять целевое назначение земельных участков, строить или сносить здания и сооружения, осуществлять природоохранные и другие меры; это не планы охраны здоровья, социаль- К*---
I
|