Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Формирование современной АнглииСтр 1 из 27Следующая ⇒
Исторические ограничения > • ''..! : ' - Формирование современной Англии v Судьба каждой страны обусловлена ее историей: наследие прошлого ограничивает количество вариантов, из которых надо выбирать. И по аналогии с понятием «доисторические времена» можно.сказать, что на протяжении большей части своей истории Англия была «додемократической» страной. Ее нельзя было назвать демократической в современном смысле этого слова, но все ее институты медленно эволюционировали в сторону демократии. По сравнению с европейскими соседями Англии, можно сказать, повезло: многие из фундаментальных вопросов управления государ-ством были решены, там гораздо раньше, чем в других странах. Еще в эпоху позднего средневековья центральная политическая власть сосредоточилась в руках монарха. В XVI в., когда король Генрих VIII порвал с римско-католической церковью и основал англиканскую, укрепился приоритет государственной светской власти над властью церковной. Борьба между королем и парламентом завершилась Реставрацией 1660 г. и Славной Революцией 1688 г. В конце XVIII в. политическая власть была разделена между престолом и парламентом путем создания системы представительного правления. Среди современных политологов нет единого мнения по вопросу о том, когда именно сформировалась в Англии современная система правления [3]. Специалист по конституциям отнесет этот переход к 1485 г., когда возникла централизованная монархия Тюдоров; человек, изучающий историю экономики, начнет отсчет с 60-х годов XVIII в., т.е. с начала «промышленной революции», а разочарованный поборник реформ заявит, что этого вообще пока не произошло. Наиболее бедительным представляется суждение тех, кто связывает развитие современной системы правления с весьма длительным (1837-1901) царствованием королевы Виктории: именно тогда появились институты власти, призванные решать проблемы общества, которое, ш> мере того, как страна развивалась в промышленном отношении, 19' год от году становилось все более образованным, урбанизированным и все нетерпимей относилось к закосневшим традициям, л Благодаря осуществленной в 1832 г. реформе избирательные права постепенно стали получать широкие массы, и к 1885 г. правом голоса было наделено большинство англичан мужского пола. Соперничавшие друг с другом консерваторы и либералы стали проводить общенациональные выборы. К 1918 г. избирательные права были предоставлены всем совершеннолетним гражданам мужского пола и определенной категории женского. Лейбористская партия, основанная в 1900 г. для того, чтобы в парламенте были представлены работники физического труда, первой в 1924 г. сформировала «теневой кабинет», что привело к расколу в рядах либералов. В 1911 г. королевское правительство стало полностью подотчетно избираемой палате представителей; женщины были уравнены в избирательных правах с мужнинашдаддь.вЛЗр г. «Промышленная революция» потребовала от власти улучшения условий и безопасности жизни в городах. В середине XIX в. институты власти из аристократических придатков королевского двора превратились в систему, способную вводить в действие и осуществлять законы, касающиеся здравоохранения, образования, охраны-труда, а также взимать налоги, из которых должны были финансироваться новые структуры социальной сферы. В 1906 г. правительство либералов учредило пенсии по старости и страхование; на случай потери работы. В период между двумя мировыми войнами социальное обеспечение стало охватывать все более широкие круги населения. Валовой национальный продукт (ВНП) значительно возрос, а даи^шцрашиваемая правительством на социальные нужды, увеличились еще больше [4]. В 1890 г, она составляла 8%, в 1910 г. -г 12%, а к 1920 и увеличилась до 26%. Со времени окончания Второй мировой«ойны социальные выплаты составляли от одной трети до половины ВНП. < От возникновения современной системы государственной власти сама проблема управления страной не исчезает. В двух мировых войнах Англия оказывалась в стане победителей, однако ее политическое влияние уменьшилось. В своем политическом развитии стрцка после окончания Второй мировой войны прошла пять стадий. >, ' Во время войны возглавляемое Уинстоном Черчиллем коалиционное правительство, куда вошли представители всех партий, заложило основы государства всеобщего благоденствия, имеющего смешанную экономику. Правительство для достижения победы обеспечило полную занятость работоспособного населения и, чтобы «все получали поровну», ввело нормированное продовольственное снабжение. Вехами на пути к созданию британского государства всеобщего благоденствия стали три*документа (авторами первых двух были либералы, а последнего — консерватор): доклад Бевериджа по социальному обеспечению, доклад Джона Майнарда Кейнса о полной занятости (1944) и Закон Батлера об образовании (1944). Политику «справед- ливого распределения» проводил и кабинет лейбориста Клемента Эт-тли, избранного в 1945 г. В 1948 г. была создана Государственная служба здравоохранения, бесплатно оказывающая медицинскую помощь любому, кто обращается туда/Угледобывающая и сталелитейная промышленность, железные дороги, компании, занимающиеся газо- и Электроснабжением, были национализированы (т.е. перешли в собственность государства). К 1951 г. правительство лейбористов исчерпало свой список согласованных перемен, но проводимой им экономической политике еще предстояло добиваться процветания. < ….>
|