Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Злоупотребления властью
В теории — по конституции — всенародно избранный парламент является единственным институтом, наделенным правом контролировать исполнительную власть. Роль судов сводится к толкованию законов, принимаемых парламентом. На практике же палата не может эффективно проверять правительство, поскольку те, кто потенциально склонен к злоупотреблению властью, одновременно входят в руководство парламентского большинства. Когда член правительства оказывается под ударом, его коллеги гораздо чаще грудью встают на защиту, нежели признают его невольную ошибку или осознанное правонарушение. Вотум недоверия, вынесенный кому-либо из ведущих министров, обычно рассматривается в палате как вотум недоверия всему действующему правительству. Кабинету министров легче уйти от ответственности за допущенные просчеты благодаря тому, что его деятельность засекречена. Уайтхолл полагает, что информация — слишком редкостный товар, чтобы доступ к нему получали все желающие; считается, что делать политический курс достоянием гласности — «не в интересах общества», поскольку публичность может расстроить политическую сделку. Политики часто скрывают собственные намерения под покровом коллективной ответственности Кабинета. В принципе Уайтхолла «Стремление знать все еще преобладает над правом знать» явно прослеживается тенденция к сдерживанию [37]. Чиновники высшего звена бывают очень разборчивы в том, что говорить и чего не следует говорить «на людях». Правительственные документы попадают в СМИ, как правило, лишь в тех случаях, когда политический деятель, желая воздействовать на ход событий, организует утечку информации. Режим секретности остается очень строгим, потому что в этом заинтересованы самые значительные лица в правительстве — министры и высшие государственные служащие. Принятый в 1989 г. Закон о государственной тайне (Official Secrets Act) лишь несколько и далеко не полностью урезал право исполнительной власти хранить в тайне полемику, происходящую внутри правительственных структур (вставка 8.4). Тони Блэр обещал сделать работу правительства открытой, но его же администрация стремится установить строгий контроль за общением министров с представителями СМИ. Это делается во имя того, чтобы создать впечатление полного единодушия, якобы царящего в правительстве, и сделать вид, будто внутри кабинета политических разногласий (т.е. столкновения мнений) нет! Подвергаемые критике должностные лица иногда вводят общественность в заблуждение. Когда бывший секретарь Кабинета сэр Роберт Армстронг был в суде обвинен во лжи по поводу усилий, предпринятых правительством в 1987 г., с целью воспрепятствовать публикации скандальных мемуаров отставного сотрудника разведки, Армстронг заявил, что «правительственные заявления создали превратное впечатление, но они не содержали в себе ложь: мы обошлись с правдой рачительно». В 1994 г. Уильям Уолдгрейв, министр-консерватор, номинально ответственный за открытость правительства, сообщил парламентской комиссии: «в исключительных случаях возникает необходимость говорить в палате общин то, что не является прав-
|