Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Образование. В школе детям внушают, что, хотя у разных людей — разный уровень умственного развития, голоса всех избирателей «весят» одинаково
В школе детям внушают, что, хотя у разных людей — разный уровень умственного развития, голоса всех избирателей «весят» одинаково. Однако британская система образования традиционно ориентирована на неравенство. Некогда было сочтено, что большинству населения нужен лишь минимум знаний: самые старые из нынешних избирателей завершили образование в четырнадцать, а те, кто чуть помоложе, — в шестнадцать лет. Лишь малую часть населения составляют люди высокообразованные — они претендуют на главные роли в политической жизни страны, и того же ожидает от них общество. В рамках государственной системы образования значительная часть детей ходит в «общеобразовательные» начальные школы, куда принимают с любым уровнем способностей. В школе ученики подразделяются на два «потока»: первый, или академический, дающий подготовку к университету, и второй, завершающийся экзаменами, после которых можно продолжить обучение на более высоком (в сравнении со «средней» американской школой) уровне. Многие довольствуются лишь начальным образованием. В Англии существуют так называемые привилегированные закрытые частные средние школы («public schools»). Туда также принимают детей, по-разному одаренных от природы, в том случае, если их родители в состоянии вносить высокую плату за обучение. Примерно 6% юных англичан учатся в подобных частных школах, и абсолютное большинство выпускников затем находят себя либо в промышленности, либо в богословии, юриспруденции, медицине. Если раньше среди членов Кабинета доминировали выпускники Итона, Хэрроу и других знаменитых частных школ, то сейчас таких среди парламентариев насчитывается меньше половины. Высокое положение в политической элите часто занимает тот, кто «близок к низам», а это доказывается учебой в государственной средней школе. Характерен пример Джона Мейджора и его непосредственных предшественников на посту главы Кабинета — как лейбористского, так и консервативного. Нынешний лидер консерваторов Уильям Хейг также посещал общеобразовательную школу, большинство выпускников которой не собирались продолжать образование в университете. В отличие от него премьер-министр Тони Блэр учился в Шотландии, в одной из лучших частных школ. Каждый четвертый из выпускников средних школ в той или иной форме продолжает образование. До тех пор пока в 1998 г. неолейбористское правительство не установило ежегодную плату в 1000 фунтов стерлингов (приблизительно 1600 долларов), обучение было бесплатным. Еще несколько десятилетий назад в Англии было ограниченное число университетов; в 1956 г. половина всех британских студентов училась либо в Оксфорде, либо в Кембридже, либо в Лондонском университете. В 60-х годах появилось много новых университетов, а в 90-х годах статус университетов получило значительное количество политехнических институтов, где по образцу колледжей США академическая подготовка сочеталась с узкопрофессиональной. Однако сейчас подавляющее большинство учебных заведений, именующих себя университетами, считается непрестижными. Структура британской системы образования прежде наводила на мысль о том, что чем человек образованнее, тем вероятнее его принадлежность к консерваторам. Ныне положение изменилось. Люди с университетским (или аналогичным ему) дипломом менее склонны голосовать за консерваторов, нежели люди, получившие начальное образование. Наиболее высокообразованное меньшинство делит свои симпатии между тремя основными политическими партиями, причем либеральные демократы почти не отстают от консерваторов и лейбористов. Самыми рьяными сторонниками консерваторов оказываются люди, и по образованию, и по занимаемой должности находящиеся на среднем уровне. Образование очень тесно связано с активной политической деятельностью. Чем лучше полученное человеком образование, тем больше у него шансов сделать карьеру в политике. Люди с начальным образованием составляют более половины электората, однако среди муниципальных советников таких — менее половины, а среди членов палаты — менее 2%. Среди парламентариев 70% — выпускники университетов, хотя по стране в целом процент этой категории сравнительно мал. Возникновение новых университетов нарушило доминирование Оксфорда и Кембриджа: если в 1964 г. более трех пятых всех парламентариев окончили эти университеты, то в 1977 г. более трех пятых — нет. То обстоятельство, что высокие политические посты занимают выпускники многих и разных британских университетов, свидетельствует о том, что власть из рук тех, кто обладал ею по праву рождения (аристократов), переходит к тем, кто претендует на нее по праву компетентности и профессионализма. Класс Термин класс может относиться и к профессиональному статусу, и служить кратким обозначением совокупности таких факторов, как доход, образование, род занятий и образ жизни. В Англии профессио- нальная деятельность — наиболее часто используемый показатель принадлежности к тому или иному классу. Людей, занятых физическим трудом, относят к рабочему классу, людей умственного труда — к среднему классу. Соперничество двух партий традиционно облекалось в классовые понятия: консерваторы считались партией среднего класса, а лейбористы — партией рабочих. (Верхушка общества, или аристократия, по наследству получающая титулы, земли и иногда — деньги, слишком немногочисленна, чтобы оказывать влияние на исход выборов.) То обстоятельство, что в Англии понятие «класс» приобрело относительную важность, можно, помимо прочего, объяснить и отсутствием (не В пример США, Канаде или Северной Ирландии) значительных расовых, религиозных, языковых различий между группами британского общества. Взаимоотношения класса и партии носят ограниченный характер. На выборах 1997 г. ни одна партия не набрала больше половины голосов представителей среднего класса, а за лейбористов проголосовали ровно 50% квалифицированных рабочих (табл. 8.3). Лишь две пятых от общего числа избирателей составили «консерваторы» из среднего класса и «лейбористы»-рабочие, что можно объяснить предвыборной тактикой обеих партий, апеллировавших к обоим классам одновременно. Либеральные демократы и более мелкие партии получили чуть больше пятой части голосов каждого класса. Существуют три основные причины того, что связи между классом и партией выражены слабо. Лишь каждый седьмой представитель среднего класса соответствует сложившемуся стереотипу (человек умственного труда, с образованием выше среднего, домовладелец, не член профсоюза, по субъективному самоощущению относящий себя к среднему классу) или соответственно стереотипу представителя рабочего класса. У большинства британцев сочетаются характерные черты обоих классов. Эта «смешанная» группа постоянно увеличивается, по мере того как экономические изменения приводят к изменению соотношения между работниками физического и умственного труда: доля первых уменьшается, а вторых — растет. Представители многих профессий (например, технические специалисты и вспомогательный административный персонал) ныне имеют неопределенный классовый статус и столь же неопределенные избирательные предпочтения.
Помимо профессиональной деятельности, на симпатии избирателей оказывает воздействие и социально-экономический уклад. На каждом уровне классовой структуры члены профсоюза скорее отдадут свои голоса лейбористам, нежели консерваторам. Жилищное строительство создает некую общность людей, в политическом отношении не ин-_ дифферентных: около одной шестой части избирателей проживают в =Р Муниципальных домах и потому осознает себя и своих соседей члена- Таблица 8.3
|