Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Члены правительства
Человек, ставящий своей целью пост министра, в качестве необходимого первого шага должен стать парламентарием. Выдвижение на выборы в том округе, где победа будет обеспечена или весьма вероятна, целиком зависит от региональных партийных органов, производящих отбор. В Англии, в отличие от США, нет системы первичных выборов, где возможность волеизъявления имеют все избиратели. Кандидат не обязательно должен проживать в том округе, по которому будет баллотироваться, и благодаря этому молодой человек прямо из университета может поступить на службу в аппарат парламента или в штаб партии, а потом «оглядеться» и выбрать в стране округ, где победа на выборах более или менее гарантирована или хотя бы реальна. Как правило, у честолюбивого молодого политика на поиски такого места уходит несколько лет. Когда же наконец его кандидатуру отбирают для участия в выборах в том округе, где его партия рассчитывает на подавляющее большинство голосов, он проходит в палату и тогда уже может ждать рутинного переизбрания еще лет на десять или больше. Став членом палаты, парламентарий прилагает усилия к тому, чтобы его заметили. Однако некоторые способы достижения этой цели (например, высказанные им и громогласно растиражированные СМИ сомнения в здравомыслии партийного руководства) могут осложнить его продвижение к министерскому креслу. Другие же — такие, как успешная полемика с лидерами оппозиции или умение хорошо ориентироваться в политически значимой проблеме, способствуют карьерному взлету. Не менее плодотворной оказывается и личная дружба с ведущими политиками своей партии. Приобретенный в парламенте опыт не может пригодиться в работе министра. Депутат в первую очередь имеет дело с людьми и говорит о тем, что надлежит сделать правительству. Министр же должен иметь | навык работы с документами и умение переводить общеполитические ^установки в конкретные, «технические» задачи, которые предстоит решать его ведомству, а также способность принимать твердые и непопулярные решения. Практика, предусматривающая назначения министров исключительно из числа опытных парламентариев, ограничивает выбор и препятствует общенациональному обсуждению кандидатур. Главе правительства предстоит распределить около сотни министерских портфелей между примерно двумястами депутатами от правящей партии, имеющими опыт работы в парламенте и не закрывшими себе доступ в кабинет неопытностью, преклонным возрастом, политическим экстремизмом, ненадежностью или отсутствием интереса к своей потенциальной должности. При прочих равных условиях на пост заместителя министра будет назначен депутат, проведший в парламенте три срока. Министр учится «в деле». Как правило, член палаты сначала получает назначение на должность заместителя министра, затем становится так называемым «государственным министром» и лишь после этого обретает статус полноправного члена кабинета. При этом его переводят из одного министерства в другое, что заставляет его изучать новые и новые сферы. В среднем министр возглавляет определенное ведомство не более двух лет. Скорость ротации в Британии — одна из самых высоких в Европе. Министр, получающий новую должность в результате этих перестановок в кабинете, обычно не имеет опыта работы в новой для себя области, и ему требуется некоторое время, чтобы войти в «курс дела» и понять его специфические особенности. Энтони Кросленд, даровитый член правительства лейбористов, признавался: «Требуется полгода, чтобы " вынырнуть на поверхность", год — чтобы понять самое общее направление, и два года — чтобы начать реально управлять своим ведомством» [46]. То обстоятельство, что министры не разбираются досконально в порученной им сфере деятельности, заставляет многих критиковать саму систему назначения. Ее сторонники в ответ утверждают, что критики не учитывают того, что для успешной работы министра требуется прежде всего в совершенстве знать, как проводить в жизнь политику палаты общин.
|