Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Организация политических действий в гражданском обществе
У различных групп лоббистов — разные возможности для мобилизации потенциальных сторонников. Рабочих в городе, где имеется только одно промышленное предприятие, легко привлечь к вступлению в профсоюз, поскольку они находятся друг с другом в постоянном контакте и представляют собой уже оформленную социальную и политическую группу. Напротив, организовать потребителей значительно труднее — они заинтересованы лишь в товарах и услугах, а не во взаимоотношениях с другими потребителями — это скорее категория, а не социальная группа. Чем выше готовность участников группы подчиняться ее целям, тем уверенней лидеры данной группы могут говорить о некоем союзе с оформленным членством. Если эта готовность отсутствует, деятель- ность группы неэффективна. Например, когда в 1984 г. Артур Скар-гилл, лидер Национального союза горняков (НСГ), призвал к годичной забастовке против действий министерства угольной промышленности, он отказался провести голосование среди членов НСГ. Тем самым многие из членов этого профсоюза не сочли себя обязанными подчиняться решению своего руководства о проведении забастовки. В результате забастовка провалилась, а НСГ раскололся на два отдельных профсоюза. Сотрудникам Уайтхолла в административном отношении удобнее иметь дело с объединенными лоббистскими группами, ибо они могут реализовать принятые в результате договоренностей решения. Однако десятилетиями длившиеся попытки внедрить в британскую экономику плановое начало показывают: предприниматели и профсоюзные «боссы» не могут гарантировать, что их номинальные подчиненные будут выполнять достигнутые лидерами соглашения. Члены групп, которых близко касаются те или иные проблемы, вполне могут придерживаться совершенно различных взглядов на то, что надлежит делать их руководителям. Помимо этого, у одних и тех же людей обычно возникают противоборствующие интересы: так, например, рабочий стремится к повышению заработной платы, и в то же время он (но уже как потребитель) заинтересован в снижении цен. Расширение сферы массового потребления и упадок профсоюзного движения нарушили баланс этих приоритетов. Но если даже группа давления спаяна внутренним единством, ее требования могут натолкнуться на сопротивление других групп, В экономической политике подобное происходит в порядке вещей, ибо там интересы четко определены, выстроены и просчитаны; министры могут выступить на стороне предпринимателей и против потребителей или поддержать бизнесменов в борьбе с профсоюзами, чтобы расширить собственный «оперативный простор», т.е. получить больше вариантов для выбора, представив затем свои решения и программы как некий компромисс («каждому — понемногу»). Чем созвучнее ценности, культивируемые в той или иной группе, культурным нормам всего общества, тем проще и легче примирить их интересы с интересами этого общества. Однако в открытом обществе (таком, как Англия) претензии одной группы выступать в качестве глашатаев общественных интересов всегда могут быть оспорены соперничающими группами. То обстоятельство, что власть централизована и сосредоточена в британском правительстве, означает, что лоббирующие группы должны как некую данность воспринимать политические ценности и приоритеты правящей партии. Профсоюзы надеются, что их влияние возрастет с приходом к власти лейбористов, а деловые круги ожидают того же от правительства консерваторов. И все же премьер-министр, старающийся расширить базу, на которой действует его кабинет, все- гда может попытаться «навести мосты» с группами, по своему фактическому положению и статусу являющимися союзниками оппозиции, и тем самым усилить позиции правительства. Неолейбористы, возглавляемые Тони Блэром, открыто и напрямую заручались поддержкой представителей бизнеса и дистанцировались от своих традиционных союзников в тред-юнионах, сознавая, что никакую иную партию те все равно поддерживать не станут. Внутренние группы давления, как правило, умеют гармонизировать свои ценности с любой партией. Чаще всего эти группы неконфликтны. Примером может служить Королевский национальный институт слепых. Первоочередные задачи постоянных внутренних лобби — вести переговоры о принятии, финансировании и расширении тех программ, которые идут им на пользу. Они добиваются своего в спокойных переговорах с правительственными ведомствами, ограничивая свои притязания тем, чего можно достичь в сжатые сроки, и учитывая приоритеты и обязательства, важные для действующего правительства [52 J. Внешние группы давления (аутсайдеры) неспособны к переговорам, потому что их требования идут вразрез с политикой правящей партии. Если же они несовместимы и с программой оппозиции, подобные группы становятся полностью маргинальными. Лишенные влияния на Уайтхолл, внешние группы давления вынуждены действовать через СМИ. Телезрителям и читателям серьезных газет кампании или демонстрации кажутся доказательством политической значительности тех, кто их организует, но на самом деле это обычно свидетельствует об их малой влиятельности. Радикальные аутсайдеры не вхожи в Уайтхолл, какая бы партия ни находилась у власти, потому что их требования противоречат сложившимся в обществе культурным нормам. Так, к примеру, министерство обороны не станет проводить консультации с пацифистами, поскольку отсутствует почва для переговоров — стороны занимают взаимоисключающие позиции. Группы «зеленых» должны делать для себя выбор — либо проводить кампании в поддержку фундаментальных изменений, надеясь, что правительственные ведомства в конце концов пойдут по предлагаемому ими пути, либо работать в рамках системы, добиваясь в области охраны окружающей среды определенных улучшений, не сравнимых, разумеется, с теми, каких хотели бы экологи.
|