Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социальная политика. Центробежные тенденции
Правительство в своем теперешнем виде попросту не могло бы существовать, если бы вся его деятельность была сосредоточена в Лондоне, поскольку там проживает лишь шестая часть населения страны. Требования к предоставлению услуг в социальной сфере повышаются, и правительство разрастается, но происходит это путем «гатюрализации», т.е. увеличения числа организаций, занимающихся такими вопросами, как образование и здравоохранение. Система британского образования — характерный пример взаимодействия центральной власти и функционирующих «на местах» организаций, предоставляющих этот пил социальных услуг. Закон о начальном и среднем образовании принимается парламентом, школы финансируются главным образом центральным правительством, министр, возглавляющий ведомство, входит в состав палаты и кабинета. Тем не менее от не ч а ют за систему образования муниципалитеты и попечительские сонеты конкретной школы. Повседневный контроль за нормальным функционированием школы осуществляется самими учителями. Центральное правительство прилагает все большие усилия, чтобы отслеживать уровень преподавания, для чего проводятся единые для всей страны экзамены. Это делается под лозунгом «Настоящее качество — за настоящие деньги», а по утверждениям противни кон такой системы — для выжимания новых бюджетных ассигнований. Но поскольку в министерстве образования работает всего 1% людей, занятых в этой сфере, успех явно зависит не от чиновников. своих щагов правительство Мейджора заменило подушный налог иным коммунальным налогом, который исчислялся на основании стоимости дома и учитывал число проживающих в нем людей [69]. Один из пунктов предвыборной программы неолейбористов гласил: «Муниципальные руководители, облеченные правом принимать решения, должны меньше зависеть от центрального правительства». В то же время другой пункт подтверждал, что правительство «должно сохранить властные полномочия для контроля над чрезмерным рос-i ом местных налогов», а в расходные статьи бюджета почти не были заложены» средства на дотации и субсидии. Кроме этого, программа предусматривала, что местные руководители должны действовать в i грогом соответствии с целями, определенными правительством, и в перспективе во всей Англии будет введена одноуровневая (региональная) система правления. И консерваторы, и лейбористы доказывают необходимость централизации власти, вводя понятие территориальной справедливости, т.е. стандарты социальной политики должны быть одинаковы в любом уголке страны. К примеру, школы в сельской местности и провинциальных городках должны отвечать тем же требованиям, что и школы в пригородах. Достичь этого можно лишь одним способом: центральное правительство перераспределит доход от налоговых сборов, направив его из богатых частей Англии в бедные. Министры подчеркивают, что они ответственны перед общенациональным электоратом, насчитывающим десятки миллионов человек, тогда как муниципальные советники — лишь перед избирателями, численность которых колеблется от десятков тысяч до нескольких сотен. Вопреки поговорке «Лучше меньше, да лучше», лучше все же, как оказывается, крупные электораты. Поскольку центральное правительство зависит от местных властей, призванных реализовывать его политику, а местные власти зависят от центра, подтверждающего законность полномочий и субсидирующего их, две эти группы игнорировать друг друга не могут. Впрочем, все равно они — партнеры неравноправные: у центра есть юридические и финансовые рычаги воздействия и способы настоять на своем. Кроме муниципалитетов, британское правительство дает задания и выделяет средства на реализацию политических решений или на; консультации квазиавтономным неправительственным организациям^ которых насчитывается более тысячи. При всем разнообразии своих; функций они схожи в том, что были созданы в соответствии с парлаЦ ментским актом или решением правительства, их руководителей на-: значает премьер-министр, для финансирования их деятельности могут использоваться бюджетные средства, выделенные на социальную сферу, и, наконец, в том, что, когда дела идут скверно, парламент^ трудно найти ответственного за неверное решение. Исполнительные службы реализуют социальную политику, щуюся за рамками деятельности правительственных ведомств или выборных муниципальных советов. Крупнейшим из подобных учреж* дений является Государственная служба здравоохранения. Большая часть^ британских семей не реже одного раза в год обращается к вр и входящие в данную службу больницы оказывают населению виды медицинской помощи. Эта служба здравоохранения представляв ет собой целую систему, наиболее важными элементами которой яв* ляются больницы, а также частнопрактикующие врачи и стоматологи. Почти весь их доход зависит от данной службы, и они обязаны рабо- = тать по ее предписаниям и правилам. Медицинская помощь предос* тавляется любому гражданину бесплатно: расходы (и немалые) берет на себя государство. В связи с этим правительство ищет способы сни* 1 зить затраты на лечение, что, однако, не может сократить общие рас- ходы в этой сфере, поскольку вместе с продолжительностью жизни увеличивается и потребность в медицинской помощи. Административные трибуналы представляют собой квазисудебные органы, выносящие экспертные заключения по таким вопросам, как врачебная халатность, и рассматривающие мелкие тяжбы и жалобы (например, на неоправданно высокую квартплату). Министры используют их, чтобы избежать решения противоречивых политических вопросов — о депортации эмигрантов например. Обычно трибуналы работают значительно быстрее и обходятся гораздо дешевле, чем суды. Тем не менее, в связи с тем что они в известной степени все же являются судебными органами, прозвучали требования проводить независимую ревизию трибуналов, чтобы убедиться в их беспристрастии. Их около 70, и контроль над ними осуществляет Совет трибуналов, также не входящий в структуру правительства. Консультативные комитеты по заказам правительственных учреждений дают экспертную оценку деятельности организаций и отдельных лиц. Чиновники министерства сельскою хочийства обращаются в соответствующий комитет, чтобы получить детальные сведения о фермерстве; министерство торговли и промышленности запрашивает у ассоциаций предпринимателей информацию по оСшшм проблемам торговли, а у конкретной индустриальной компании пли соответствующего профсоюза — информацию об определенной области промышленности. Консультативные комитеты не обладают илистыми полномочиями, и потому деятельность их обходится обычно очень дешево. Часто члены этих комитетов не получают никакою но (награждения, поскольку присутствие на совещаниях отнимает мало времени, п представители лоббистских группгочень охотно принимают участие в работе комитетов — это позволяет им получать недоступную широким кругам информацию и дает возможность влиять па правительство в тех вопросах, которые непосредственно затрагиваю! их интересы.
|