Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальная политика. Центробежные тенденции






Правительство в своем теперешнем виде попросту не могло бы существовать, если бы вся его деятельность была сосредоточе­на в Лондоне, поскольку там проживает лишь шестая часть насе­ления страны. Требования к предоставлению услуг в социальной сфере повышаются, и правительство разрастается, но происходит это путем «гатюрализации», т.е. увеличения числа организаций, занимающихся такими вопросами, как образование и здравоох­ранение.

Система британского образования — характерный пример вза­имодействия центральной власти и функционирующих «на мес­тах» организаций, предоставляющих этот пил социальных услуг. Закон о начальном и среднем образовании принимается парла­ментом, школы финансируются главным образом центральным правительством, министр, возглавляющий ведомство, входит в состав палаты и кабинета. Тем не менее от не ч а ют за систему обра­зования муниципалитеты и попечительские сонеты конкретной школы. Повседневный контроль за нормальным функционирова­нием школы осуществляется самими учителями. Центральное пра­вительство прилагает все большие усилия, чтобы отслеживать уро­вень преподавания, для чего проводятся единые для всей страны экзамены. Это делается под лозунгом «Настоящее качество — за настоящие деньги», а по утверждениям противни кон такой систе­мы — для выжимания новых бюджетных ассигнований. Но по­скольку в министерстве образования работает всего 1% людей, занятых в этой сфере, успех явно зависит не от чиновников.

своих щагов правительство Мейджора заменило подушный налог иным коммунальным налогом, который исчислялся на основании стоимос­ти дома и учитывал число проживающих в нем людей [69].

Один из пунктов предвыборной программы неолейбористов гла­сил: «Муниципальные руководители, облеченные правом принимать решения, должны меньше зависеть от центрального правительства». В то же время другой пункт подтверждал, что правительство «должно сохранить властные полномочия для контроля над чрезмерным рос-i ом местных налогов», а в расходные статьи бюджета почти не были заложены» средства на дотации и субсидии. Кроме этого, программа предусматривала, что местные руководители должны действовать в i грогом соответствии с целями, определенными правительством, и в перспективе во всей Англии будет введена одноуровневая (региональ­ная) система правления.


И консерваторы, и лейбористы доказывают необходимость цент­рализации власти, вводя понятие территориальной справедливости, т.е. стандарты социальной политики должны быть одинаковы в лю­бом уголке страны. К примеру, школы в сельской местности и про­винциальных городках должны отвечать тем же требованиям, что и школы в пригородах. Достичь этого можно лишь одним способом: центральное правительство перераспределит доход от налоговых сбо­ров, направив его из богатых частей Англии в бедные. Министры подчеркивают, что они ответственны перед общенациональным элек­торатом, насчитывающим десятки миллионов человек, тогда как муниципальные советники — лишь перед избирателями, численность которых колеблется от десятков тысяч до нескольких сотен. Вопреки поговорке «Лучше меньше, да лучше», лучше все же, как оказывает­ся, крупные электораты.

Поскольку центральное правительство зависит от местных влас­тей, призванных реализовывать его политику, а местные власти зави­сят от центра, подтверждающего законность полномочий и субсиди­рующего их, две эти группы игнорировать друг друга не могут. Впро­чем, все равно они — партнеры неравноправные: у центра есть юридические и финансовые рычаги воздействия и способы настоять на своем.

Кроме муниципалитетов, британское правительство дает задания и выделяет средства на реализацию политических решений или на; консультации квазиавтономным неправительственным организациям^ которых насчитывается более тысячи. При всем разнообразии своих; функций они схожи в том, что были созданы в соответствии с парлаЦ ментским актом или решением правительства, их руководителей на-: значает премьер-министр, для финансирования их деятельности мо­гут использоваться бюджетные средства, выделенные на социальную сферу, и, наконец, в том, что, когда дела идут скверно, парламент^ трудно найти ответственного за неверное решение.

Исполнительные службы реализуют социальную политику, щуюся за рамками деятельности правительственных ведомств или выборных муниципальных советов. Крупнейшим из подобных учреж* дений является Государственная служба здравоохранения. Большая часть^ британских семей не реже одного раза в год обращается к вр и входящие в данную службу больницы оказывают населению виды медицинской помощи. Эта служба здравоохранения представляв ет собой целую систему, наиболее важными элементами которой яв* ляются больницы, а также частнопрактикующие врачи и стоматологи. Почти весь их доход зависит от данной службы, и они обязаны рабо- = тать по ее предписаниям и правилам. Медицинская помощь предос* тавляется любому гражданину бесплатно: расходы (и немалые) берет на себя государство. В связи с этим правительство ищет способы сни* 1 зить затраты на лечение, что, однако, не может сократить общие рас-


ходы в этой сфере, поскольку вместе с продолжительностью жизни увеличивается и потребность в медицинской помощи.

Административные трибуналы представляют собой квазисудебные органы, выносящие экспертные заключения по таким вопросам, как врачебная халатность, и рассматривающие мелкие тяжбы и жалобы (например, на неоправданно высокую квартплату). Министры исполь­зуют их, чтобы избежать решения противоречивых политических воп­росов — о депортации эмигрантов например. Обычно трибуналы ра­ботают значительно быстрее и обходятся гораздо дешевле, чем суды. Тем не менее, в связи с тем что они в известной степени все же являются судебными органами, прозвучали требования проводить независимую ревизию трибуналов, чтобы убедиться в их беспристра­стии. Их около 70, и контроль над ними осуществляет Совет трибуна­лов, также не входящий в структуру правительства.

Консультативные комитеты по заказам правительственных учреж­дений дают экспертную оценку деятельности организаций и отдель­ных лиц. Чиновники министерства сельскою хочийства обращаются в соответствующий комитет, чтобы получить детальные сведения о фер­мерстве; министерство торговли и промышленности запрашивает у ассоциаций предпринимателей информацию по оСшшм проблемам торговли, а у конкретной индустриальной компании пли соответству­ющего профсоюза — информацию об определенной области промыш­ленности. Консультативные комитеты не обладают илистыми полно­мочиями, и потому деятельность их обходится обычно очень дешево. Часто члены этих комитетов не получают никакою но (награждения, поскольку присутствие на совещаниях отнимает мало времени, п пред­ставители лоббистских группгочень охотно принимают участие в ра­боте комитетов — это позволяет им получать недоступную широким кругам информацию и дает возможность влиять па правительство в тех вопросах, которые непосредственно затрагиваю! их интересы.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал