Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
От доверия — к договору
Так уж сложилось исторически, что британские государственные служащие, поручая определенные сферы социальной политики неправительственным структурам, верили им «на слово». Британским чиновникам в несравнимо меньшей степени, чем их германским коллегам, свойственно мыслить юридическими категориями или, в отличие от американских коллег, опасаться, что их «притянут к суду», где им придется оправдывать свои действия. Внутриправительственные отношения между министерствами и национализированными предприятиями или представителями местных властей всегда рассматривались как процесс обсуждения, в котором стороны непременно придут к взаимопониманию и соглашению без вмешательства судебных инстанций, без парламентских дебатов. Правительство Тэтчер сочло, что эти долгие словопрения неэффективны и становятся препятствием на нуги к достижению поставленных им политических целей. Тэтчер стремилась уподобить чиновничество, занятое в сфере социальной полигики, бизнесменам, и в первую очередь это относилось к расходованию государственных средств. Выдвинутая Тэтчер инициатива финансового менеджмента предполагала сбережение средств, которые в абсолютных цифрах казались колоссальными и исчислялись миллиардами фунтов стерлингов, но при этом составляли менее 1% от тех триллионов, которые британское правительство тратило за десятилетие. Затем было предложено освободить центральное правительство от таких рутинных обязанностей, как, например, выдача автомобильных лицензий, патентов, страховых пособий, направив его усилия на решение политических вопросов, иными словами, разграничить сферы деятельности правительственных «продавцов» и «покупателей», т.е. тех, кто предоставляет населению услуги в социальной сфере. В качестве следующего шага планировалось на контрактной основе расширить участие частных предприятий в предоставлении разною рода услуг, диапазон которых простирался от мытья полов в министерствах и содержания министерских столовых до управления тюрьмами. Помимо этого, правительство, стремясь сократить расходы и дефицит бюджета, предлагало банкам и преуспевающим компаниям взять на себя полностью или частично инвестиции в сферу коммунального хозяйства, что сулило большие прибыли [71]. Эта политика имеет определенные ограничения, потому что министр, заключивший контракт с другим ведомством, в том случае, если дела шли плохо, также вынужден отвечать перед парламентом. Классический пример — история со Службой тюрем. В 1993 г. она была выделена из МВД и управлялась как частная компания. Это было предпринято для сокращения расходов, возросших вместе с увеличением объема «услуг», предоставляемых заключенным, что объяснялось ро- 24 - 7377 стом преступности и изменившимися тенденциями в вынесении приговоров. Однако если преступникам удавалось бежать из мест заключения, министр внутренних дел возлагал ответственность на управляющего, который возглавлял Службу, а тот в ответ обвинял министра в нарушении условий договора, заключенного между ними [72].
|