Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Поворот к рынку
Лейбористское правительство, находившееся у власти с 1945 по 1951 г., отвернулось от рынка, поскольку возглавлявшие его социалисты считали, что экономическому росту и полной занятости государственное планирование будет способствовать в большей степени, чем частное предпринимательство. Профсоюзы желали, чтобы государству принадлежали крупнейшие индустриальные предприятия и целые отрасли промышленности. Правительство Эттли национализировало угледобывающую и газоперерабатывающую промышленность, энергетику, железнодорожный и воздушный транспорт. Промышленные предприятия, оказавшиеся в руках государства, могли больше не стремиться к получению прибыли: одни оставались доходными, другие становились убыточными, поскольку требовали крупных дотаций. Национа- лизация политизировала вопросы заработной платы и решения об инвестициях. Правительство Тэтчер, столкнувшись со стремительным ростом затрат и устав от неэффективного менеджмента, приняло радикальный план приватизации и стало продавать акции национализированных предприятий. Продажа выгодных объектов вроде предприятий нефте- и газодобывающей промышленности или телефонных компаний затруднений не вызвала. Продажа муниципального жилья арендаторам по ценам значительно ниже рыночных также проходила успешно. Однако для приватизации таких убыточных компаний, как «Британские авиалинии» или «Британская сталь», сначала потребовалась их реорганизация, с тем чтобы перестроить не приносящие прибыли сферы их деятельности и сделать их привлекательными для покупателей. Отрасли, требующие крупных капиталовложений (например, железные дороги), продолжали субсидироваться государством и после приватизации [70]. Польза и необходимость приватизации доказывались с точки зрения экономической эффективности (рынок лучше, чем чиновник, определяет цены, выгодность инвестиций, вид продукции), политической идеологии (уменьшается власть государства), сервиса (Частное предприятие в большей степени ориентировано на потребителя, нежели государственная структура), а также и возможности в короткий срок получить финансовый выигрыш (доход от продажи позволил правительству консерваторов сократить дефицит бюджета). Лейбористы вначале возражали против приватизации, но вскоре отказались от мысли потратить миллиарды фунтов на то, чтобы выкупить перешедшую в частные руки собственность, и поняли, что кй1гастррфичесКй провалятся на очередных выборах, если попробуют вернуть муниц*^ палитетам дома и земельные участки, купленные фактически по «бр6| совым ценам». Параллельно с приватизацией правительство продолжало государственное управление теми отраслями, которые, как было признано, действовали в интересах общества. Для контроля над приватизированными компаниями, занимающимися связью, газо-, водо- и электрог снабжением, а также телерадиовещанием, были созданы специальные ведомства. Государственное регулирование имеет особое значе-^ ние, когда та или иная компания полностью или в значительш степени является монополистом в своей области, В подобных случаях^ правительственные агентства стараются создать конкуренцию, и час* то им удается добиться, чтобы расценки росли медленнее, чем инфляция. Это побуждает компании работать более эффективно, поскольку они, желая увеличить прибыли, вынуждены сокращать издержки производства или вкладывать средства в развитие новых технологий или видов предоставляемых ими услуг.
|