Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Поворот к рынку






Лейбористское правительство, находившееся у власти с 1945 по 1951 г., отвернулось от рынка, поскольку возглавлявшие его социали­сты считали, что экономическому росту и полной занятости государ­ственное планирование будет способствовать в большей степени, чем частное предпринимательство. Профсоюзы желали, чтобы государству принадлежали крупнейшие индустриальные предприятия и целые от­расли промышленности. Правительство Эттли национализировало уг­ледобывающую и газоперерабатывающую промышленность, энерге­тику, железнодорожный и воздушный транспорт. Промышленные пред­приятия, оказавшиеся в руках государства, могли больше не стремиться к получению прибыли: одни оставались доходными, другие станови­лись убыточными, поскольку требовали крупных дотаций. Национа-


лизация политизировала вопросы заработной платы и решения об инвестициях.

Правительство Тэтчер, столкнувшись со стремительным ростом затрат и устав от неэффективного менеджмента, приняло радикаль­ный план приватизации и стало продавать акции национализирован­ных предприятий. Продажа выгодных объектов вроде предприятий нефте- и газодобывающей промышленности или телефонных компа­ний затруднений не вызвала. Продажа муниципального жилья аренда­торам по ценам значительно ниже рыночных также проходила успеш­но. Однако для приватизации таких убыточных компаний, как «Бри­танские авиалинии» или «Британская сталь», сначала потребовалась их реорганизация, с тем чтобы перестроить не приносящие прибыли сферы их деятельности и сделать их привлекательными для покупате­лей. Отрасли, требующие крупных капиталовложений (например, же­лезные дороги), продолжали субсидироваться государством и после приватизации [70].

Польза и необходимость приватизации доказывались с точки зре­ния экономической эффективности (рынок лучше, чем чиновник, определяет цены, выгодность инвестиций, вид продукции), полити­ческой идеологии (уменьшается власть государства), сервиса (Частное предприятие в большей степени ориентировано на потребителя, не­жели государственная структура), а также и возможности в короткий срок получить финансовый выигрыш (доход от продажи позволил правительству консерваторов сократить дефицит бюджета). Лейборис­ты вначале возражали против приватизации, но вскоре отказались от мысли потратить миллиарды фунтов на то, чтобы выкупить перешед­шую в частные руки собственность, и поняли, что кй1гастррфичесКй провалятся на очередных выборах, если попробуют вернуть муниц*^ палитетам дома и земельные участки, купленные фактически по «бр6| совым ценам».

Параллельно с приватизацией правительство продолжало государ­ственное управление теми отраслями, которые, как было признано, действовали в интересах общества. Для контроля над приватизирован­ными компаниями, занимающимися связью, газо-, водо- и электрог снабжением, а также телерадиовещанием, были созданы специаль­ные ведомства. Государственное регулирование имеет особое значе-^ ние, когда та или иная компания полностью или в значительш степени является монополистом в своей области, В подобных случаях^ правительственные агентства стараются создать конкуренцию, и час* то им удается добиться, чтобы расценки росли медленнее, чем инф­ляция. Это побуждает компании работать более эффективно, поскольку они, желая увеличить прибыли, вынуждены сокращать издержки про­изводства или вкладывать средства в развитие новых технологий или видов предоставляемых ими услуг.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал