Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Равноудаленность групп давления
Первое послевоенное двадцатилетие было отмечено плюралистичным состязанием между многочисленными и разнообразными лобби. У членов правительства был выбор: вести себя наподобие брокера-посредника, добиваясь соглашения между группами, либо попытать- ся внедрить собственный политический сценарий. Они «приняли на вооружение» доктрину корпоративизма, в соответствии с которой представители бизнеса, профсоюзов и правительства образовывали некие совместные органы, призванные обсуждать и решать такие острые проблемы, как борьба с инфляцией и безработицей и реструктуризация клонящейся к упадку промышленности. Корпоративные переговоры позволяли достичь консенсуса по вопросу о политических приоритетах и целях, хотя противники этой доктрины утверждали, что подобный консенсус достигался ценой «изъятия политики из политики». Предполагалось также, что лидеры каждой из трех групп гарантируют сотрудничество тех, кого они, как считалось, представляют. На деле, однако, и лейбористское, и консервативное правительства оказались не в состоянии выполнять соглашение. Лидеры лоббистских групп также не смогли обеспечить поддержку своих номинальных сторонников. В результате к 1979 г. инфляция и безработица вышли из-под контроля. Администрация Тэтчер продемонстрировала, что правительство, убежденно исповедующее иные ценности, способно пренебречь требованиями лоббистов и предложить собственный политический курс. Эта демонстрация заключалась в том, что «на почтительное расстояние» были удалены и профсоюзы, и предприниматели. Вместо кон--сультаций и переговоров с группами интересов правительство стало применять иную практику, которую можно назвать самоустранением государства из таких рутинно-рыночных сфер, как заработная плата, ценовая политика, инвестиции. Подобная стратегия целиком сосредоточена на тех задачах, которые правительство имеет возможность решить само, не заручаясь согласием лоббирующих групп. Особую важность при этом приобретает законодательная база, поскольку ни одна из групп не вправе игнори^ ровать парламентский акт. Законы сузили возможности профсоюзов ^ отньше те не могли больше негативно воздействовать на политику правительства. Распродажа предприятий, находившихся в собствен1 ности государства, освободила правительство от непосредственной ответственности за исправное функционирование промышленности, В числе самых первых своих шагов неолейбористский кабинет возло-^ жил на Английский банк ответственность за осуществление валютной политики, оставив за собой право определять стратегические цели этой политики. Центр тяжести переносится с договоренностей между правительством и лоббистами на независимую королевскую власть. Капитал и труд могут действовать по своему усмотрению, но лишь в рамках сценария, определенного правительственной политикой и действующим законодательством. Большей части профсоюзов и предпринимателей не нравится положение, при котором они отстранены от принятия решений. «Группы давления», связанные со здравоохранением и об- разованием, такое положение устраивает еще меньше, поскольку они попадают в зависимость от правительства: оно может одобрить или не одобрить их инициативы и, соответственно, субсидировать или нет отстаиваемые ими программы. Найти же альтернативный источник дохода, «выйдя на рынок», они не в состоянии. Находясь в оппозиции, Тони Блэр часто говорил о необходимости добиться «возрождения сообщества» [53], обещая всячески способствовать формированию духа корпоративизма и сотрудничеству представителей различных общественных групп. Однако после своего прихода к власти он приложил все усилия к тому, чтобы вопросы консультаций с лоббистами даже не рассматривались на Даунинг-стрит.
|