Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Селективность
Невозможно представить себе систему более селективную, нежели парламентские выборы, в результате которых один человек возглавляет правительство страны, населенной 58 млн граждан. И невозможно изобрести систему более репрезентативную, поскольку выборы дают каждому совершеннолетнему гражданину уникальную возможность принять непосредственное участие в политике. Исторически сложилось так, что в Англии политические лидеры сначала добиваются высокого положения в обществе и материальной обеспеченности, а уж потом занимают ответственные посты. Однако с начала 60-х годов стал увеличиваться процент тех, кто занимается политической деятельностью профессионально, уделяя ей все свое время. Аристократы, бизнесмены, профсоюзные лидеры сейчас уже не могут рассчитывать на то, что их высокое положение в других сферах автоматически гарантирует им столь же высокий политический статус. „ По мере развития специализации профессиональный политик, обретая больший опыт в своей сфере, одновременно все больше отдаляется от других сфер. На основании-многолетних опросов людей, занимавших ведущие позиции в различных областях деятельности, Энтони Сэмпсон мог прийти к выводу: «Я лично опасаюсь не того, что британский истеблишмент — слишком замкнутая структура: напротив, он недостаточно закрыт, и различные его составляющие пересекаются все меньше и меньше, так что одна половина этого круга практически не соприкасается с другой» [49], И чем обширней перечень сфер, входящих в понятие «политика», тем выше численность людей, активно вовлеченных в процесс управления страной. Под влиянием правительства директора компаний, телевизионные топ-менеджеры, ректоры университетов становятся причастны к политике и выработке политического курса. То обстоятельство, что возглавляемые ими организации находятся вне структуры Уайтхолла, позволяет им действовать независимо от правительства, однако степень взаимозависимости общественных и частных институтов (при этом неважно, ориентированы они на извлечение прибыли или нет) ныне столь высока, что рано или поздно этим руководителям приходится встречаться и обсуждать, чтб же служит интересам общества. Гражданское общество, т.е. институты, независимые от власти, развивалось в Британии на протяжении столетий. Лидеры гражданского общества настолько уверены в прочности своего положения, что с готовностью обсуждают проблемы, имеющие общественное значение, с правительственными чиновниками, не сомневаясь, что смогут оказать на них давление от имени тех, кого представляют. Конфедерация британской промышленности — крупнейшая организация, представляющая бизнес. Как явствует из самого ее названия, члены ее многочисленны и разнообразны. Наиболее могущественные компании — такие, как автомобильные концерны, обычно имеют своих прямых представителей при министерствах (в первую очередь торговли, образования и занятости). В директорский корпус входят наиболее высокооплачиваемые руководители большого и малого бизнеса. У банков и финансовых организаций лондонского Сити также есть собственные каналы, через Английский банк и Центральный банк выводящие их непосредственно на министерство финансов. Нечто подобное, но в отношении организации труда, представляет собой Конгресс тред-юнионов, куда входят профсоюзы, интересы которых время от времени, когда начинается торг по поводу разницы в оплате труда квалифицированных и неквалифицированных рабочих одной отрасли или рабочих разных отраслей промышленности, приходят в противоречие. Большая часть профсоюзов—членов Конгресса тред-юнионов симпатизирует лейбористам; среди их лидеров были коммунисты и маоисты, но никогда не было консерваторов. В послевоенную эпоху членами профсоюзов становятся не только рабочие угледобывающей промышленности или железнодорожники, но и так называемые «белые воротнички», занятые в таких сферах, как образование и здравоохранение. Изменения в системе занятости размывают членство в профсоюзах: ныне лишь одна треть «рабочей силы» входит в тред-юнионы. Тони Блэр, создавая образ неолейборизма, сознательно дистанцировался от Конгресса тред-юнионов. В отличие от политических партий лоббисты или группы интересов не выходят на выборы — они стремятся влиять на политический курс вне зависимости от того, какая партия одерживает верх. Тем не менее связи между группами интересов и политическими партиями остаются прочными. Профсоюзы с момента образования лейбористской партии в 1900 г. стали ее институционной частью. Взаимоотношения консерваторов с ассоциациями бизнесменов носят далеко не формальный характер — в основе партийной идеологии лежит философия частного предпринимательства. И тред-юнионы, и группы бизнесменов в нужный момент способны продемонстрировать свою независимость и, невзирая на «идейную близость», подвергнуть критике дружественную им партию, когда та начинает действовать вопреки групповым интересам. Аналогичным образом политические деятели из всех партий стремятся дистанцироваться от лоббистов. Неолейбористы всячески подчеркивают, что они не связаны с профсоюзами, а консерваторы привлекают на свою сторону избирателей, заявляя, что проводимая ими
Процент (в порядке убывания) политика сможет поднять
Для эффективного лоббирования «группы интересов» должны четко сознавать, какие именно чиновники играют наиболее значительную роль в определении политического курса. Они уделяют много внимания Уайтхоллу. Когда во время опроса представителей «групп давления» попросили назвать наиболее влиятельные ведомства и учреждения, первым с большим отрывом оказался премьер-министр, затем члены правительства, СМИ и, наконец, государственные служащие высшего звена (рис. 8.6). Лишь менее \% опрошенных сочли парламентариев, не входящих в состав кабинета, фигурами первостепенного значения. Тем не менее лоббисты вовсе не проводят большую часть времени на Даунинг-стрит. Их основные контакты сосредоточены в тех подразделениях правительственных ведомств, которые ведают вопросами, мало занимающими общество, но представляющими «живой интерес» для тех или иных лобби. Группы, направляющие львиную долю усилий на освещение своих проблем в прессе, едва ли найдут обнадеживающий отклик со стороны чиновников, на которых они могли бы воздействовать во время неформальных встреч в министерстве [50].
|