Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Чиновники высшего звена
Если парламентарии часто сменяют друг друга на министерских постах, то государственные служащие остаются в Уайтхолле на протяжении всей своей карьеры. К чиновникам высшего звена при найме не предъявляется каких-либо специфических требований, и они не проходят особой подготовки. Считается, что они — «лучшие и самые одаренные»: это обычно подразумевает обучение в престижном университете и диплом (первую ученую степень) в области истории, литературы или иностранных языков. Фултоновская комиссия по государственной службе рекомендовала, чтобы кандидаты на должность обладали «необходимыми» знаниями по тому предмету, которым призваны заниматься, однако члены комиссии не смогли определить, какие знания необходимы для функционирования правительства [47]. Ныне эта комиссия проверяет, способен ли кандидат изложить в кратком резюме содержание пространного делового документа, решить проблему, оценив конкретные обстоятельства с точки зрения общих нормативных актов и постановлений, сделать правильные выводы на основании обычной статистической сводки, отстоять свое мнение в дискуссии по вопросам работы правительства. Новички, как бы ни были они даровиты, лишены специальных навыков, и потому для карьерного взлета требуются десятилетия, в связи с чем ролевая социализация чиновников старшего и высшего звена в системе Уайтхолла важна чрезвычайно. Этот процесс способствует преемственности, ибо руководитель аппарата обычно начинал свою деятельность здесь же в качестве молодого сотрудника, работавшего под началом человека, много десятилетий назад поступившего сюда же. За годы службы чиновники в совершенстве овладевают трудным искусством управления министрами и делами. В телесериале «Да, господин министр» показывается, что им нет равных в умении ответить члену правительства «да», подразумевая «может быть», и «постараюсь», имея в виду «нет» [48]. Но и министры все чаще предпочитают иметь дело не со своими чиновниками, перечисляющими, какие препоны встретятся правительственным начинаниям, а с теми советниками (как из своего аппарата, так и «извне»), которые скажут, что можно сделать в данных обстоятельствах. Многие руководители таких организаций, как университеты, банки, церкви и профсоюзы, не считают себя политическими деятелями и не стремятся занять государственные посты. Они заняты главным образом своими проблемами. Но когда правительство своими действиями начинает вмешиваться в их работу, они поневоле обращаются к политике, предлагая министрам рекомендации и иногда критикуя их. В том случае, когда организация финансируется государством, как Би-би-си или университеты, давление становится обоюдным и постоянным. Правительственные ведомства и министры ищут консультантов по специальным вопросам, в которых сами не разбираются (например, загрязнение окружающей среды или такие медико-биологические эксперименты, как клонирование). При министерствах существуют сотни экспертных советов и комиссий, где работают представители академической науки и «групп давления». В рекомендациях, даваемых правительству, особенно веско звучат слова экономистов. В Британии существует такое разнообразие и обилие экономистов всех школ, что лидер любой партии может подобрать себе тех, чьи предписания бу-_ Дут подкреплять его собственные политические склонности. Маргарет Щ. Тэтчер без труда привлекала для подтверждения своих взглядов Нобе-gs левских лауреатов и профессоров; то же делает и Тони Блэр. 1 343
|