Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Средства массовой информации
СМИ обладают свойством усиливать различия, проистекающие из классовой принадлежности и степени образованности. Британская пресса резко поляризована: существует несколько респектабельных газет, освещающих и комментирующих события на высокоинтеллектуальном уровне, превосходящем уровень американских газет, и есть таблоиды, которые выходят огромными тиражами и специализируются на разного рода скандалах и сенсациях. Большая часть газет ориентирована на ту или иную партию, но не поддерживает ее безоговорочно. Когда в 90-е годы консерваторы стали терять симпатии электората, ряд изданий проконсервативного толка перешли на иные позиции и принялись убеждать потенциальных избирателей в неоспоримых достоинствах Блэра. Поначалу телевидение и радио монопольно принадлежали Британской вещательной корпорации (Би-би-си). Стремясь просвещать граждан, расширять и «возвышать» их кругозор, Би-би-си в то же время вела себя чрезвычайно уважительно по отношению к любой власти, включая правительство. С появлением в 50-е годы коммерческого ТВ, а десятилетие спустя — коммерческого радио вещательная политика сделалась гораздо более популистской, что объяснялось необходимостью искать свою аудиторию. Ныне в Англии работают пять телевизионных каналов, не считая кабельного ТВ, и множество разнообразных радиостанций: «новостные» программы стремятся привлечь зрителей и слушателей сообщениями и анализом предполагаемых просчетов правительства. Телеведущие обретают громкую славу благодаря тем жестким допросам, которые они устраивают политикам всех партий. Политический контроль за теле- и радиопередачами остается строгим. Законом запрещена политическая реклама общественных деятелей, партий или конкретных программ. Действующее правительство распоряжается возобновлением лицензий или ежегодной платой (она составляет примерно 160 фунтов), которую каждый телезритель обязан вносить за возможность смотреть некоммерческие программы Би-би-си. Благодаря подобным мерам вещатели стараются не выказывать слишком явных предпочтений какой-либо одной партии, сознавая вероятность того, что спустя известный срок контролировать их, а также принимать решения о выдаче и возобновлении лицензий и о размере абонементной платы будут совсем другие люди. Поскольку наукой политической социализации можно овладевать всю жизнь, симпатии избирателей формирует некая аккумуляция вли- |яний [43]. На протяжении срока, отпущенного тому или иному чело- J; веку, у него вырабатывается осознание того, какие шаги обязано пред- Ш принимать правительство. Это осознание, представляющее собой сис- F тему определенных политических ценностей, уже не зависит ни от
взглядов, привитых в семье, ни от социально-экономических интересов. Экономические понятия, касающиеся места и роли профсоюзов, социальной защиты, бизнеса, приватизации, помогают сделать выбор между партиями. «Новые» ценности неэкономического порядка — защита окружающей среды и мораль — мало влияют на этот выбор, ибо у партий обычно отсутствует своя собственная позиция по таким вопросам, четко сформулированная и упорно отстаиваемая. То, каким образом правительство решает текущие вопросы, влияет на экономику и на бюджетные ассигнования, идущие в социальную сферу, но люди судят о деятельности правительства на основе уже сформировавшейся ранее системы ценностей, что становится особенно очевидно по отношению к «образам» партии и ее лидера, Тем не менее важность таких сиюминутных вопросов и эфемерных личностных представлений часто переоценивается, поскольку те, кто уделяет все внимание решению текущих проблем, забывают о том, что избиратель постигал, какой же партии он отдает предпочтение, на протяжении всей своей жизни. Идентификация той или иной партии мало влияет на то, как избиратель голосует. Происходит это отчасти потому, что избиратель прежде всего соотносит себя со своей семьей, со своими социально-экономическими интересами и политическими ценностями, а отчасти и благодаря происходящим в партии изменениям. На памяти самых старых избирателей раскололись лейбористы, пришли к фактическому краху, но затем возродились либералы, снова раскололась Лейбористская партия, и националисты обрели поддержку в Шотландии и Уэльсе. Политическая стратегия Тони Блэра окончательно лишила партию ее прежнего имиджа, поскольку премьер-министр без обиняков заявил, что отвергает всякую соотнесенность своей неолейбористской партии с понятиями «социализм» и «рабочий класс» — неотъемлемой частью прежнего лейборизма.
|