Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вставка 8. 4
Неспособность парламента призвать действующее правительство к ответу за очевидные и ощутимые просчеты беспокоит высокопоставленных чиновников: поскольку они знают, как выглядит ситуация на самом деле, то рискуют стать соучастниками неблаговидных поступков министров, которым помогают вводить парламент в заблуждение. Иные даже оспаривают правило, в соответствии с которым государственный служащий обязан поддерживать министра вне зависимости от своего личного мнения. СМИ подробно освещали историю сотрудника министерства обороны Клайва Понтинга: он предоставил в парламент документы, ставившие под сомнение достоверность правительственных заявлений по поводу боевых действий на Фолклендских островах. Пон-тинг был привлечен к суду по обвинению в разглашении сведений, составляющих государственную тайну. Судья призвал присяжных взглянуть на дело в таком ракурсе: «Можно ли в интересах государства идти против политики правительства?» Присяжные дали утвердительный ответ, и Понтинг был оправдан. Впрочем, высокопоставленные чиновники чаще всего предпочитают не рисковать своей карьерой и не «выдавать» министров, с действиями которых не согласны. Они надеются, что сама «система» найдет способ либо пресечь их деятельность, либо предать гласности совершенное ими должностное преступление*. * Graham Wilson and Anthony Barker, Whitehall's Disobedient Servants? Senior Officials' Potential Resistance to Ministers in British Government Departments// British Journal of Political Science 27, No. 2 (1997), p. 223-246. дои». В другом случае правительство якобы в интересах национальной безопасности не допустило информации по делу пятерых бизнесменов, привлеченных к суду по обвинению в продаже оружия Ираку, поскольку стремилось скрыть, что эта сделка планировалась с ведома и одобрения нескольких членов Кабинета. Когда же это обнаружилось (в результате утечки информации [38]), расследование зашло в тупик. Действия террористов, сеющие хаос, разрушения и смерть, оказывают сильнейшее давление на правоохранительные органы. В Северной Ирландии на акты насилия, организованные незаконной ИРА и вооруженными формированиями протестантов, отвечали части британской армии, в свою очередь «подминавшие под себя» закон. В «кровавое воскресенье» 1971 г. британские солдаты открыли в Лондондерри огонь по мирной демонстрации протеста, застрелив несколько десятков ирландцев [39]. В Англии полиция время от времени добивается признания у подозреваемых в терроризме или уличает их свидетельс- кими показаниями. Первоначальный результат этого — приговор и тюремное заключение, но затем обычно следует длительная кампания протеста против судебной ошибки, и в конечном итоге все нарушения закона, допущенные полицией, исправляются. В 90-е годы в газетах появилась серия статей, посвященных «моральной нечистоплотности» некоторых членов палаты, использовавших служебное положение в личных целях. В ответ правительство образовало специальный орган, призванный следить за соблюдением норм общественными деятелями, а в парламенте появилась должность уполномоченного по этим вопросам, который должен расследовать жалобы на отдельных членов палаты вне зависимости от того, какая партия имеет в ней большинство. На выборах 1997 г. избиратели впрямую выступили против двух парламентариев, обвиненных в том, что они получали деньги за внесение запросов в палату, — оба были забаллотированы. Отсутствие реакции правительства на представления парламента побуждает широкие массы общества к протесту, однако легитимность власти означает, что этот протест обычно не преступает границ закона (рис. 8.3). 92% англичан утверждают, что готовы выразить свое недовольство проводимой политикой, подписав соответствующую пе- Процент тех, кто предпочитал или предпочел бы: Британия Германия Франция Британия Германия Франция принять участие в неразрешенной забастовке Британия Германия Франция захватить здание или завод Британия Германия Франция Рис. 8.3. Различия между законными и незаконными протестами.
-тицию; почти 50% готовы участвовать в мирной демонстрации протеста. Большинство отвергает действия, выходящие за рамки закона: лишь 29% согласны участвовать в неразрешенной забастовке, 12% — захватить в знак протеста по тому или иному поводу завод или иное здание. Протестный потенциал англичан ниже, чем у французов, и такой же, как у граждан ФРГ. Кроме того, англичане склонны поддержать власти в том случае, если они решатся принять крутые меры против незаконно протестующих групп. Возможности британского правительства ограничены нормами культуры, определяющими, что могут и чего не могут делать власти. Как выразился один из членов Высокого суда: «В конституции этой страны нет гарантированных или абсолютных прав граждан. Свободу британцев охраняют их собственный здравый смысл и давно разработанная система представительного ответственного правления» [40]. Ценности политической культуры сужают спектр публичной политики. Так, например, культурные нормы, касающиеся свободы слова, исключают появление политической цензуры. Они же затрудняют правительству принятие и введение в действие законов, которые защищали бы королевскую семью от агрессивного вмешательства журналистов и фотографов в ее частную жизнь. Однажды это привело к роковым последствиям — автомобиль принцесеь|г, Щианы, на высокой скорости преследуемый репортерами, разбился. В 60-е годы — время увлечения свингом — были отменены законы против гомосексуализма, легализованы аборты, а появившийся позже СПИД стал восприниматься просто как болезнь, а не как нечто постыдное, из чего следует извлечь урок. Доминирующие в обществе ожидания, относящиеся к сфере культуры, диктуют и поведение политических деятелей. Вне зависимости от того, кто за какую партию голосует, огромное большинство британцев считают, что правительство должно развивать и совершенствовать системы образования, здравоохранения и социального обеспечения. В наши дни уровень социальной политики сильнее всего ограничивается практическими соображениями. Экономические ресурсы не беспредельны, и даже в том случае, если экономика находится на подъеме, у правительства не хватает денег на такие находящие всеобщую по; и1ержку программы, как, например, развитие здравоохранения.
|