Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 16. Дэвид Харт был прав, когда утверждал: «Несмотря на разницу в наших музыкальных вкусах, мы все, кажется






Музыка

Дэвид Харт был прав, когда утверждал: «Несмотря на разницу в наших музыкальных вкусах, мы все, кажется, имеем страсть к музыке определенного рода, которая трогает нас»[141]. Музыка в общем и особенно музыка, использующаяся в молодежном служении, так часто является спорным вопросом, вызывающим высокий накал эмоций и часто нелогичную реакцию.

Наряду с одеждой и модой, музыкальные предпочтения считаются одним из вызывающих наибольшие разногласия вопросов между молодежью и их родителями. Пытаясь уменьшить боль, прояснить ситуацию, ознакомить с проблемами и сделать музыку настоящей формой искусства, которое нам дал Бог, давайте посмотрим на области, в которых молодежь и музыка встречаются и процветают.

 

Музыка и молодежная популярная культура

Духовная и светская музыка

Музыка и сообщество и богослужение

Музыка и воспитание

Музыка для евангельской деятельности

 

 

· Музыка и популярная молодежная культура: голос молодого человека

Самым выразительным и сильным языков популярной молодежной культуры является музыка, она «скроена» под молодежь[142]. Как пишет Стивенс: «Она (рок-музыка) энергична, эмоционально экспансивна, демонстративна и резка в своем бунтарском отношении к мудрости взрослых и доминированию. Тяжелые звуки гитары, частые удары, высокий фальцет и хриплое рычание имитируют экстатические высоты и отчаянные низы молодежного опыта. Подростковая влюбленность, восстание и самые последние прихоти являются главными темами. Иногда стихи небрежно банальны, временами они трогательны и волнующи и во многих случаях в них нет намеренного послания. Но рок всегда запоминается»[143].

Молодежная музыкальная культура отражает замешательство, чувство незащищенности и перепады настроения молодых людей. Следовательно, наше использование музыки в молодежном служении должно иметь отношение и обращаться к этой эмоционально беспокойной стадии развития.

· Фрагментация

Будучи выражением чувств молодежи, молодежная музыка в последние годы стала также более и более раздробленной и специализированной, где «разделенный рок» формирует такие движения как альтернативный рок, регги рок, синт рок и арт рок, панк рок, техно рок, хип хоп, трип хоп, отделяя различные молодежные культуры друг от друга. Рядом с этим разнообразием находится «общая» популярная музыка, которая приемлема для всех и обращена к широкому кругу молодежи. В основном она звучит на радио. Наша музыка в молодежном служении должна обращаться к широкому кругу молодежи и не ограничиваться определенной субкультурой.

· Общение, личность и новая религия

В популярной молодежной культуре музыка часто является символом определенной субкультуры, с которой себя ассоциирует молодой человек. Музыка и мода этой субкультуры (будь это панк, диско, новая волна или рок яппи) являются определяющими знаками и используются как точки соприкосновения в поиске общения и собственной индивидуальности. Девид Харт правильно заметил: «Большая часть возбуждения во время рок концерта, например, происходит от того, что есть возможность нарядиться и выйти. Я видел, как дети тратили от 15 до 60 долларов на билет, затем слонялись в холле в течение всего концерта. Кажется, главное, что привлекает их, это общение и болтовня»[144].

Благодаря своей роли в привлечении молодых людей к общению и индивидуальности музыка стала для молодежи религией, а концерты являются той частью, где как говорит Харт «все идут в церковь». Харт делает вывод: «Тщательное одевание в самую лучшую одежду и совместный сбор, чтобы поблагодарить за преимущества их рок религии. Там есть общение и чувство единства, осуществляются определенные ритуалы, жертвуются время и деньги для того, чтобы быть там, верность и вера в «священников», которые ведут служение и поклонение «богам», которые обещают осуществление желаемого»[145].

Следовательно, в молодежном служении мы должны использовать музыку, чтобы заполнить потребность молодежи в религиозном опыте, а также предоставить катализатор для общения и определения индивидуальности.

· Духовная и светская музыка

Как же мы должны относиться к популярной музыке в своем служении молодежи, особенно, когда нашей целью является привлечь молодежь внутри церкви и за ее пределами из царства этого мира в царство небесное?

Возможно, мы найдем эти принципы, сосредоточившись на истории духовной/светской музыки, личном вкусе или музыке как орудии.

· История музыки – духовная/светская

Всегда существовала изменчивая связь между духовной и светской музыкой. Харт пишет: «Когда мы начинаем позволять говорить Библии, мы обнаруживаем, что несколько духовных музыкальных доктрин теряют свое правдоподобие. Например, кажется, что существует небольшое библейское доказательство в отношении по существу демонического ритма. Если мы изучим историю Исхода, то найдем что не было существенного различия между музыкой, звучавшей во святилище и музыкой, звучавшей во время поклонения золотому тельцу. Разница в стихах и объекте прославления, а не в стиле музыки»[146].

Музыка, звучавшая во Святилище во времена Ветхого Завета звучала бы очень странно для среднего христианина, представителя западной культуры. Кричащие хоры, игра на барабанах и кимвалах звучали бы довольно «демонически» для определенного числа современных прихожан церкви (Пс. 150). Противоположные философии, выраженные в григорианских песнопениях с одной стороны и грубые песни во время стрижки овец с другой, были в смысле слов, а не в музыкальном стиле. Мартин Лютер изменил слова популярной песни пьяниц и создал гимн «Всесильный Бог наш верный страж». Непристойные песни для бара были «вырваны из рук сатаны» и измененные внесены в служение Богу братьями Уэсли.

Во время евангелистского возрождения в 19 столетии (от которого произошло адвентистское движение) популярная музыка менялась, чтобы поставить людей из мира лицом к лицу с вестью Христа. «Эти евангелисты не переживали о том, что эта музыка раньше была известна как баллада из салуна. До тех пор, пока новые слова были сосредоточены на Христе, она использовалась»[147].

С другой стороны, даже со времен отцов церкви, христианская церковь сопротивлялась современной музыке. Эллсуорт пишет: «Популярные духовные народные мелодии и гимны исполнялись в Средние века… все это существовало и процветало некоторое время без разрешения церкви, в большинстве случаев, однако, каждое произведение было результатом духовного обновления»[148].

 

Это исследование истории музыки выделяет тот факт, что христиане, в конце концов, всегда изменяли музыку своего времени и культуры и делали ее частью богослужений и евангельской деятельности. Он также показывает нам, что нет такой вещи как особенная духовная музыка или светская музыка, это вопрос культуры и социального общения. Поэтому конфликт, который переживает христианская молодежь с установленными вкусами в церкви не обходится без исторического прецедента. В свете этого периодически повторяющегося сопротивления, полного принятия и использования светской музыки в истории христианства, наше молодежное служение в музыке должно быть более изменяющим, чем сопротивляющимся. Задача по выбору и адаптированию светской музыки для развития царства Божьего является жизненно необходимой. Как пишет Ллойд Пфауч: «Церковь встречала людей там, где они находились, и присваивала то, что было знакомо и значимо для людей. Однако, она очищала то что несла таким образом, что ассоциации с мирским становились вторичными по сравнению с главенством поклонения»[149].

 

В качестве предупреждения, однако, мы должны отметить, что большинство современной музыки несет с собой большое количество ассоциаций и «багажа», которые напрямую противоречит универсальным христианским ценностям. Такие концепции, как доступный секс, самоубийство и сатанизм имеются в изобилии в этой среде. Следовательно для того, чтобы современная музыка была изменяющей, христианские музыканты должны быть избирательны и иметь творческий подход, чтобы убедиться, что стиль современной музыки, которую они изменяют, подходит для вести, которую они хотят передать.

· Дело вкуса

Точно также, как картина может быть прекрасной или ужасной для того, кто на нее смотрит, так и определенный музыкальный стиль может быть прекрасным или ужасным для слушателя. Некоторым людям сложно принять незнакомые стили музыки, потому что им не с чем их ассоциировать или они производят на них негативное впечатление. Для некоторых гимны 19 столетия отдают затхлыми коридорами и дисциплиной школ-интернатов. Другим эта музыка дорога из-за эмоциональных или сентиментальных ассоциаций, но это тем не менее сильное чувство.

Эллсуорт пишет: «Христианин более старшего возраста может научиться приспосабливать свои музыкальные вкусы, когда он видит, насколько важна эта новая музыка для молодых людей… Молодые также должны помнить как важны традиционные песнопения для взрослых, чтобы музыка для взрослых тоже не игнорировалась»[150].

· Музыка это только орудие

Музыка в молодежной культуре импрессионистична. Она имеет нечто из оперы, духовой органной музыки, стиля духовых оркестров, спиричуэлсов, громкой игры электрогитары и разных ритмов, чтобы создать внутреннюю картину. Музыка это всего лишь картина, которая производит впечатление. Музыка создает образ насилия и смерти, но то же создает и картина, написанная красной и черной краской. Все зависит от того, что хочет передать художник. Писание само очень красочно, когда описывает восторг вечной жизни и жестокость и смерть грешников. Осмелимся ли мы использовать краски и кисти современной молодежной музыки, чтобы нарисовать свою картину и сделать так, чтобы наша весть была услышана через это влиятельное средство.

 

· Музыка создает настроение

Так как музыка является таким замечательным средством для передачи эмоций, важной частью музыкального служения является создание настроения. Настроения могут быть разными. Чтобы мотивировать людей к действию, мы исполняем музыкальное произведение иного стиля, чем то, когда мы хотим, чтобы они в тишине размышляли. Также другое настроение требуется для создания атмосферы благоговения и поклонения вечному Богу, чем настроение для общения. Индивидуальные музыкальные номера производят определенное впечатление – они рисуют картину, но комбинация всех этих картин составляет ту мозаику эмоций, которую мы называем «созданием настроения».

 

· Музыка для общения и поклонения

«Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу» - Колосянам 3: 16.

Молодежь переживает опыт общения и поклонения во время трех главных событий:

1. Личные богослужения.

2. Семейные богослужения.

3. Собрания молодежной группы и другие собрания церкви.

· Личные богослужения

На этом уровне музыка нуждается в опыте. Тех из вас, кто является музыкальным человеком, давайте будем поощрять вас писать духовные песни, исходя из своего опыта. Это не только утвердит его, но и подкрепит. Если вы не музыкальный человек, то пишите христианские слова к знакомым мелодиям и создайте свое собственное свидетельство веры.

Учите вашу молодежь большому количеству песнопений из Писания и выбирайте отрывки из Библии для личного изучения. Писание оживет в песне и укрепится в памяти, когда молодые люди будут весь день петь мелодию про себя.

· Семейные богослужения

Побуждайте молодых людей присоединяться к семейным богослужениям и начинать их с песен, которые все знают и которые всем нравятся. Песни на слова из Писания замечательны для исполнения и для подкрепления библейских ценностей.

· Молодежная группа

Совместное богослужение и общение в группе и программа субботней школы должны быть тщательно оркестрованы для создания атмосферы обучения, общения и посвящения Богу.

Давайте рассмотрим, как создать единство и участие, христианскую особенность и перенести настроение от общения к богослужению.

· Создание атмосферы единства и участия в группе

Вас попросили быть тем, кто руководит пением и что теперь вам делать?

1. Посмотрите на себя и на свои мотивы.

2. Какая у вас группа? (поклонение, евангельская деятельность, нейтральная, для веселого времяпровождения)

3. Какие песни подходят группе? Какие песни подходят вам?

4. Для чего нужно петь? Является ли это соответствующим моменту?

5. Куда вы хотите, чтобы группа пришла? Чего вы надеетесь достичь?

6. Подготовьте список песен (подготовьте список заранее, чтобы вы могли выбрать их соответственно настроению, но, конечно, у вас не будет времени, чтобы спеть все песни).

7. Знаете ли вы эту песню? Понимают ли другие слова песни? Воодушевляют ли вас слова?

8. Как вы собираетесь учить песню? (начните с себя и основной группы. Другие присоединятся к вам автоматически).

9. Существуют ли хорошие взаимоотношения с руководителем песенного служения и музыкантами?

10. Знаете ли вы какая тема будет обсуждаться? Составьте план пения соответственно.

11. Если ли у вас сборники песен для почти каждого члена группы или вы используете проектор?

12. Могут ли молодые люди увидеть и прочесть слова на экране?

13. Может ли вся группа услышать первую ноту? Начинайте медленно и постепенно входите в ритм.

14. Посмотрите на свою манеру исполнения и на манеру тех, кто участвует в музыкальном служении, чтобы увидеть, не пугаете ли вы кого-то.

15. Контролируете ли вы ситуацию и можете ли вы отпустить все и слегка побуждать?

16. Можете ли вы начать и прекратить пение? Даже в середине?

17. Используете ли вы свой голос соответствующим образом, с намерением, чтобы вас было слышно?

18. Является ли тот, кто сопровождает пение на музыкальном инструменте сольным выступающим или действительно готов служить аккомпаниатором?

19. Ведет ли вас группа или вы ведете группу в пении?

20. Являетесь ли вы энтузиастом без того, чтобы быть надоедливым? ОЧЕНЬ ВАЖНО вести себя соответственно.

21. Используете ли вы разнообразную музыку?

22. Вы исполняете или руководите пением? (или и то и другое?)

23. Пойте песни, которые знаете и вы и члены группы.

24. Даже если вы серьезны по натуре, будьте веселым. НАУЧИТЕСЬ ИГРАТЬ КАК РЕБЕНОК.

25. Улыбайтесь, расслабьтесь. Если вы слишком усердно работаете, вы пугаете других людей.

26. НАСЛАЖДАЙТЕСЬ!

27. Стремитесь к максимальному участию, пусть молодые люди, которые только могут бренчать на гитаре, играют на казу (казу – духовой музыкальный инструмент) или на тамбурине. Мы не пытаемся создать представление, но максимально вовлечь молодежь в общение.

28. Для тех, кто не играет на музыкальных инструментах, выберите песни, во время исполнения которых они могут хлопать в ладоши, петь по очереди, одна группа перекликаясь с другой, исполнять один куплет песни стоя и пр.

29. Самые лучшие песни это те, которые все знают наизусть. Затем идут песни, слова которых показаны на экране с помощью проектора. Самое худшее когда песни берутся из песенных сборников, когда каждый сосредоточен на сборнике больше, чем на получении наслаждения от совместного пения.

30. Для того, чтобы поддерживать интерес, песни должны быть разными, ритмичными и руководство пением должно быть творческим.

31. Участвует ли большинство в пении, как единое целое?

32. Привели ли вы их куда-нибудь? Было ли это место, куда вы хотели их привести? Была ли у группы возможность для исполнения?

33. Совпадали ли песни и манера руководства пением с вестью?

34. Получили ли вы удовольствие от руководства служением пения? Были ли вы одним из группы? (Это очень важно для взаимного служения).

· Создание христианской идентичности

Как мы уже видели раньше, светская молодежная музыка тесно связана с индивидуальностью молодого человека. Молодые люди связывают себя с группой, которая дает им тепло, общение и участие. Это не столько «звук» музыки, а столько то, что происходит, когда играет музыка.

Начните с интерактивного пения, когда поют по очереди или где поющих просят контактировать друг с другом. Установив безопасность и принятие в группе, молодой человек может начать переживать опыт, что делает эту группу особенной.

Гимны хвалы с духовным содержимым и христианской тематикой замечательны для того, чтобы дать молодому человеку понимание того, что поддерживает группа.

Гимны для поклонения должны быть созданы для личного размышления и посвящения. Они легкие, медленные и способствующие размышлению и направлены на Бога или о Боге. Когда молодежь разделяет свое посвящение с членами группы, для молодого человека естественным становится делать это и в индивидуальном порядке. Таким образом, эта музыка становится евангельской. Вначале пройдя через общение, воспитание и поклонение, она переходит к личной евангелизации, все в рамках только одного песенного служения.

· Создание настроения от общения к поклонению

Теперь давайте все это объединим. Вот несколько советов, которые помогут создать молитвенное настроение и атмосферу поклонения.

1. Начните с песен для общения, таких как «Когда я вспоминаю» или песен в стиле госпел «Пой, пой, пой» или персонализированных гимнов, таких как «Я - Обетование».

2. Перейдите к гимнам хвалы, таким как «Наш Господь правит», «Он – Спаситель моей души», или даже старым гимнам, таким как «Спасен» и «Как дивна благодать Твоя».

3. Расскажите о значении гимна, его истории, если это гимн на слова из Писания, прочтите весь отрывок и объясните его.

4. Разделите группу на два или три голоса для гармонии.

5. Встаньте для пения куплета.

6. Измените тональность.

7. Спойте последний куплет на другую мелодию.

8. Пусть один куплет в середине пения сыграет музыкант без пения.

9. Закончите гимнами поклонения, таким как «Я люблю Тебя, Господь», «Аллилуйя».

10. Обычно, когда у вас есть от 20 до 30 минут, выделенных для пения, разделите пение следующим образом: общение – 3, хвала – 3 и поклонение – 3 гимна.

· Принципы проведения дискуссии о музыке

Чтобы музыка имела влияние на поклонение, общение и служение, нам необходимо продолжать проводить честные и конструктивные дискуссии о роли музыки в нашем служении, также как и поиск альтернатив даже не упомянутых в этом руководстве.

Нам необходимо посмотреть на некоторые принципы руководства для молодых людей в их выборе музыки. Из-за влияния СМИ на вкусы и нормы, вам потребуется обсудить и поделиться впечатлениями и идеями с вашей молодежью. Это должна быть улица с двухсторонним движением в обучении и общении.

Руководящие принципы[151] в вашей дискуссии могут включать следующее:

1. Музыка должна использоваться для славы Божьей (1 Кор. 10: 31).

2. Музыка должна соответствовать событию, обстановке и аудитории для которой она предназначена (1 Кор 14: 40).

3. Всю музыку следует оценивать в свете послания к Филиппийцам 4: 8 «только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте».

4. Христиане не будут исполнять песни, которые не соответствуют идеям истины, честности и чистоты. Они будут избегать элементов, которые дают представление о том, что зло желанно или где добродетель представлена ограниченной.

5. Необходимо признать, что в музыке различных культурных и национальных групп есть много возвышающих духовных моментов и религиозных ценностей.

6. Христиане могут свидетельствовать другим посредством своего выбора в музыке для социальных мероприятий. Благодаря старательному и тщательному выбору, они будут искать такой тип музыки, который будет соответствовать их социальным потребностям и христианским принципам.

7. «Должна существовать живая связь с Богом в молитве, живая связь с Богом в пениях хвалы и благодарения»[152].

Помня об этих критериях, давайте посмотрим на некоторые особенные вопросы современной музыки, которые оказывают влияние на христианскую молодежь и молодежное служение.

· Опасности современной музыки.

Музыка в молодежной культуре имеет наверное наибольшее влияние из всего, что окружает молодежь. Вот почему она содержит опасности для христианина.

В то время как общество проходит через все изменения, пытаясь найти смысл жизни, молодежь пыталась и будет продолжать экспериментировать с музыкой, гармонией и ритмом, которые оказывают давление на эмоциональное и психологическое равновесие. Подобное творчество в музыкальной сфере выражает надежды, желания, сексуальное влечение, насилие, нигилизм и даже возвращение к безопасности традиционных ценностей. В общем, современная музыка дает возможность выразить потребности молодежи и выделяет стремление к индивидуальности в стремительно меняющемся мире. Однако, эти эксперименты могут носить непостоянный характер.

1. Опасности для физического и умственного состояния. Определенное количество исследования показывают, что в течение долгого периода времени громкость и ритм современной музыки производили разрушительное влияние на тело и разум. Анализируя подобную музыку, человек быстро получает впечатление что современный «хеви метал» проходит через период экспериментирования с шумом. Хотя нет ничего по сути грешного в шуме, постоянное пребывание под воздействием шума в течение длительного времени и с различной степенью громкости и громоподобного пульсирующего ритма может вызвать острый стресс, насилие, глубокую депрессию и даже привести к самоубийству.

2. Духовная опасность. Подъем интереса к оккультизму в современной молодежной культуре это еще одна явная опасность также как и еще один подсознательный способ, с помощью которого наше обществу пытается найти смысл жизни. Это также отражается в музыке. Нанесение увечий, мазохизм, насилие и смерть являются главными темами, которые выжили со времен «тяжелого рока» 1970-х до повторного появления в «тяжелом металле» сегодняшнего дня.

3. Нравственная опасность. Большинство современной музыки в обществе сосредоточено на откровенных упоминаниях о сексе. Сексуальное бормотание, стоны, вздохи и затрудненное дыхание в словах, представлении и инструментальном сопровождении направлены на то, чтобы «завести» слушателей. В сексе (в браке) нет ничего плохого, но когда главное средство влияния в обществе бомбардирует молодежь на эту тему, результатом являются добрачные отношения, основанные на сексе, высокий уровень смены половых партнеров и эмоциональная неразбериха, которую создают эти отношения (не говоря уже о нежеланной беременности, абортах и заболеваниях, передающихся половым путем). Бог очень четко выразил Свою позицию в отношении добрачного секса. Он не хочет, чтобы мы разрушали себя. Большинство музыки и современная молодежная культура ведет к этой форме разрушения.

 

Для дальнейшего обсуждения опасностей современной музыки см. John Blanchard Pop Goes the Gospel (Colchester: Evangelical Press, 1983), Lowell Hart’s Satan’s Music Exposed (AMG, 1981).

 

· Молодой христианин и современная музыка

Многие из опасностей, о которых мы говорили выше, были выделены, чтобы полностью дискредитировать стиль современной музыки. Обеспокоенные родители и молодежные лидеры указали на слова, громкость и ритм современной музыки, чтобы атаковать структуру музыки, а не болезни в обществе и эмоциональную неразбериху, которую выражает современная музыка.

Как мы уже видели раньше, музыка это только краски. Мощный ритм может побудить вас к действию и мотивировать слушателя быть «сильным и смелым», бороться со злом и плохим обращением в обществе и стать на сторону «правого дела». В прошлом такие гимны, как «Будь мужественным, брат» и «Боевой гимн республики» имели мощный ритм, чтобы мотивировать христиан к действию.

Ритм также может выражать радость при поклонении, счастье христиан от того, что они собираются вместе для хвалы и поклонения. Живой ритм должен использоваться, чтобы выразить эту форму поклонения Богу или в ином случае у молодежи сложится впечатление, что все формы хвалы должны быть спокойными и быть скорее индивидуальным опытом, чем корпоративным и радостным.

Свидетельства, имеющиеся в Писании говорят о том факте, что многие инструменты, использовавшиеся для восхваления Бога были ударными, использовалась громкость и ритм (также, как хлопанье в ладоши и восклицания) как средство выражения восторженного состояния во время поклонения. (Исх. 15: 20; 2 Царств 6: 5; 1 Пар. 13: 8; 15: 16, 19, 28; 16: 5, 42; 25: 1, 6; 2 Пар. 5: 12, 13; 29: 25; Ездра 3: 10; Неемия 12: 27; Пс. 46: 2; 67: 26; 80: 3; 97: 6-8; 100; 149: 3; 150: 4, 5). Для дальнейшего изучения вопроса об ударных инструментах см. «Библейский комментарий церкви АСД», раздел «Музыкальные инструменты».

Книги: Dan Peters What About Christian Rock? (Minneapolis, MN: Bethany House, 1986), David Seay Stairway to Heaven: The Spiritual Roots of Rock ‘N” Roll (Balentine-Epiphany, 1986), Donald Ellsworth Christian Music in Contemporary Witness (Grand Rapids, MI: Baker Book House, 1979), Steve Case Shall We Dance: Rediscovering Christ-Centered Standards (Riverside, CA: La Sierra University Press, 1996), Stuart Tyner ABZs of Adventist Youth Ministry (Riverside, CA: Hancock Center Publications, 1997), помогут дать перспективу для спектра музыки, используемой внутри церкви и за ее пределами и обращаются к таким проблемам, как христианин может использовать музыку в нехристианском мире.

· Неправильное использование музыки во время богослужений

Музыка создает настроение и влияет на эмоции. Неправильное использование даже самой мрачной музыки может вызвать депрессию и мелодраматические настроения. Такой же риск есть в отношении музыки прославления и экзальтации.

Тогда как громкость и ритм полезны для мотивации, экзальтации и прославления, долговременное использование громкой музыки и ритма во время служения прославления могут разрушить мотивацию и прославление и привести участника к бессмысленному неистовству.

Елена Уайт[153] описывает неправильное использование такой музыки во время богослужения, где при продолжительном использовании мотивирующей музыки прославления, община достигла такого неистовства, что возникла религиозная истерия. Музыка необходима для богослужения, но она открыта для неправильного использования, особенно, когда она используется для манипулирования разумом. Решение встать на сторону Иисуса должны приниматься по выбору молодежи, а не потому, что ими манипулируют посредством многочасового прослушивания громкой и ритмичной музыки с одной стороны или многочасового прослушивания традиционной музыки с другой стороны. Музыка это краски и мы должны использовать ее для прославления и поклонения, а не для «промывки мозгов».

· Вопросы о воспитании в музыке

Зная и применяя эти принципы на практике, мы должны задать себе вопросы о нашей музыке и продолжать задавать их постоянно:

1. Имеют ли слова смысл или нет?

2. Какое влияние на вас оказывает ритм?

3. Отражают ли слова христианские идеалы, ценности и принципы?

4. Если эта песня является религиозной, является ли она обязательно полезной?

5. Если ее слушает каждый, должно ли это означать, что вы поставите ее на первое место в своем слушательском списке?

6. Содержит ли красивая мелодия отвратительные слова?

7. Как эта музыка влияет на мое физическое состояние: становлюсь ли я вспыльчивым, сонным, возбужденным, меланхоличным, мотивированным, сексуальным, или духовным, когда я ее слушаю?

8. Должна ли духовная музыка всегда успокаивать меня или она также может и способствовать активности?

9. Какие ассоциации возникают в обществе в целом со стилем музыки, которую я слушаю? Стоит ли молодому христианину слушать такую музыку, если эти ассоциации являются отрицательными?

10. В какой мере музыка, которую я слушаю, имеет ассоциацию с сексом или наркотиками, что делает ее «неправильной» для слушания?

11. Должен ли я быть убежден, что мне ничто не повредит, что бы я не слушал?

12. Каковы составляющие хорошей музыки и как мы можем их использовать для создания различного настроения?

· Музыка для евангелизации и служения

Причина, по которой музыка является таким мощным и популярным методом общения в молодежной культуре это то, что она отождествляется с молодыми людьми и обращается к ним там, где они находятся.

Наша работа по евангелизации также состоит в том, что достигать людей тем, где они находятся. Итак, как же нам выразить свою веру через музыку, чтобы это принесло результаты?

Во-первых, ни одна музыкальная культура или субкультура не имеет монополии на адвентистскую весть. Нашим приоритетом должна быть весть, которую необходимо передать.

Точно также, как дело обстоит с общением, также и с музыкой в евангельской деятельности. Важна не музыка (это просто краски), а весть, которую она передает.

 

· Тенденции современной музыки для евангелизации

Итак, каков же современный музыкальный язык? Эллсуорт хорошо написал об этом: «Музыка для свидетельства подверглась влиянию того факта, что мы живем в эру многообразия. Мы видим, как соединяются многие стили популярной музыки со стилями элитарной музыки. Даже рок музыка, которая в начале была довольно простой, стала более сложной и утонченной. Культурное слияние объединило хоралы, рок, традиционную индийскую музыку и даже электронную музыку настолько, что на популярное искусство смотрят все меньше, как на отделенное от серьезного искусства»[154].

 

Вот что у вас есть – в современном обществе пойдет все. От классики до музыки «блуграсс» (разновидность музыки «кантри» - прим. пер.), от рока до барокко. Наше общество настолько наполнено музыкальной информацией и разнообразием вкусов, что мы не должны думать, что только «тяжелый метал» будет понятным светской молодежи – он и не понятен. Это может показаться терпимым, но Бог в эти последние дни открыл все затворы культуры и музыкальных вкусов, чтобы мы общались посредством их.

Какую бы субкультуру мы бы хотели достичь – яппи, панков, жителей пригородов или городских франтов, музыка делает это эффективно и является непосредственной точкой соприкосновения. Однако, если мы хотим обратиться к молодежной культуре в целом, а не сосредотачиваться на любой определенной субкультуре, тогда сбалансированный стиль будет наиболее эффективным, чтобы подходить всем вкусам.

· Критерии для музыки в служении

Авторы песен адвентисты и музыканты, которые хотят использовать современную музыку должны изменить и противопоставлять темы, превалирующие в современной музыке. Вот несколько примеров.

Выборка основных тем в современной светской музыке, вот несколько областей, в которых может звучать адвентистская весть.

1. Рассерженные молодые люди. Слова христианских песен не всегда должны быть мягкими и ровными. Питерс, Питерс и Мерил писали: «Однако если в музыке эта гармония звучит таким образом, что для молодежи вызовом становится энергия и идеализм в отношении праведного восстания, современные «рассерженные молодые люди» могут изменить мир»[155].

2. Любовь, любовь, любовь. Современная молодежная музыка сосредоточена на «Я хочу секса и хочу его СЕЙЧАС!» Используйте этот стиль, чтобы показать, что ожидание и совершение правильных поступков лучше, чем все испортить преждевременно. Учите не только любить, но учите и истинам настоящей любви[156].

3. Наркотики против христианской радости – поделитесь Богом данным интересом к жизни через музыку – это лучше, чем наркотики. Адвентистский образ жизни особенно важен для потребностей представителей молодежной культуры.

4. Самоубийство против «Неограниченной жизни». Для представителей молодежной культуры, обольщенных привлекательностью самоубийства, дайте молодежи то, для чего они будут жить.

5. Сатанинский рок против прославления Бога. Не погуржайтесь в пороки современной светской музыки, сосредоточьтесь на преимуществах христианской музыки и прославления.

6. Музыкальная жвачка. Не опускайте христианскую музыку на уровень " музыкальной жвачки" (музыкальная жвачка - несложная поп-музыка, рассчитанная на подростков), музыки, которая дает легкие ответы на настоящие и значимые истины.

· Евангелизация, развлечения и потворство своим желаниям.

Вот четыре западни, в которые часто попадают музыканты христиане, осуществляющие евангелизацию. Попытайтесь не попасть в них[157].

1. Развлечение. Иисус рассказывал истории, чтобы привлечь внимание Своей аудитории, но истории эти были значимыми и имели призыв к посвящению. Точно также музыка может быть средством привлечения молодежи, но она должна быть больше, чем просто развлечением. Не просто развлекайте, убеждайте! Питерс пишет: «Нам нужно спросить себя развлекают ли нас мысли о Боге, когда они нам нравятся или мы стремимся познать Бога, когда нам трудно»[158].

2. Продвижение ваших музыкальных вкусов. Не перетрудитесь в том, чтобы использовать один определенный музыкальный стиль. Ваша задача не обратить людей к классической музыке или рок-н-роллу, а привести их к Иисусу. Один христианин, инженер звукозаписи, размышлял вслух: «Мы осуществили замечательную работу, убедив церковь принять рок-н-ролл, но я не знаю насколько мы преуспели в обращении людей к Иисусу с помощью музыки»[159].

3. Замена богослужения. Слушание христианской музыки может быть интересным и веселым, но это не должно быть оправданием для отказа от участия в личных богослужениях. Христианская музыка ведет людей к поклонению.

4. Потворство своим желаниям. Музыка может сделать свою работу до определенной степени. Христианский музыкант может передать чувства и концепции, но если все, что происходит это то, что христиане потворствуют себе в хороших ощущениях и не используют возможность рассказать об Иисусе своим друзьям, то все это было напрасно. Музыка это сильный инструмент для евангелизации, но друг - еще более сильное орудие. Пол Бейкер рассказал вот такую историю: «Во время перерыва многие христиане (которые в тот вечер составляли большинство) приветствовали друг друга в фойе спортивной арены, обнимались, улыбались друг другу. В центре фойе стояла молодая девушка около 13 лет, разодетая в пух и прах, с обильно нанесенным макияжем.

На первый взгляд не было ничего необычного, христиане продолжали приветствовать друг друга и обниматься, и потом проявилось различие. Она была одинока. Христиане стояли вокруг в группах по 10 человек, звучали оживленные разговоры, одинокая девушка посмотрела на одну, затем на другую группу. Она не улыбалась. Христианская любовь изливалась прямо перед ее глазами, но ей не досталось ничего. Христиане были слишком заняты, обнимая друг друга»[160].

 

 



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.027 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал