Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Гравюра.⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 15
Гравюрой принято называть как доску, на которой вырезано, награвировано изображение, так и отпечаток с нее. Оттиск (отпечаток) называют еще эстампом (от французского слова estampe). Под словом «доска» в гравировальном искусстве понимают не только дерево, но и любой материал, на котором вырезанная гравюра. Первоначально гравюры резали действительно только на деревянных досках обычного, продольного распила, затем стали использовать все новые и новые материалы, а слово «доска» осталось. Гравюра возникла в Китае приблизительно в \/1 веке. В Западной Европе она появилась в Х111-Х1\/ веках и настигла расцвета в Х\/1 веке. Материалом для гравирования первоначально служили доски мягких пород дерева с однородной структурой – липы, груши, яблоки. В Х\/- Х\/1 веках в Западной Европе появились гравюры на металле. В Х\/11 веке англичанин Томас Бьюик изобрел принципиально новую гравюру на дереве – торцовую. Она резалась на дереве очень твердой породы (пальма) на доске поперечного распила. Только гравюру режут не ножами, а особыми резцами – штихелями, подобно гравюре на металле. Х1Х – первой половине ХХ века принесли граверам многие новые материалы для досок: линолеум, картон, оргтехника. Гравюры бывают двух типов: выпуклые и углубленные. В выпуклой гравюре рисунок остается в виде рельефа, а все будущие белые места углубляются резцами. В углубленной гравюре, наоборот, основная плоскость доски соответствует белому полю, а особенно рисунок прорезается в виде канавок, которые при печати заполняются краской. Печатание с выпуклых форм называется высокой печатью. А с углубленных – глубокой печатью. Гравюры могут быть монохромными и печатаются с одной доски и цветными, печатаются с нескольких досок. В гравюре художник лишен большинства живописных средств в передаче объемов, фактуры, пространства, воздуха и света. В первую очередь это относится к гравюре черно-белой, где все цветовое богатство мира должно быть передано одной черной краской и белой бумагой. Поэтому здесь особенно возрастает роль рисунка – он достигает предельного лаконизма, как бы заостряется самое существенное и освобождаясь от всего второстепенного. Несмотря на этот аскетизм техники, а эти стеснительные ограничения, гравюра была и остается очень привлекательной областью художественного творчества. Остроумова-Лебедева, один из крупнейших художников – графиков говорила о своем искусстве: «Я ценю в гравюре невероятную сжатость и краткость выражения, ее немногословие и, благодаря этому, сугубою остроту и выразительность. Сама техника, не допускает поправки и поэтому, в гравюре нет места сомнениям и колебаниям. Что вырезано, то и остается четким и ясным. Спрятать, замазать, затереть в гравюре нельзя». Интересное отличие гравюры от всех других видов изобразительного искусства заключается в том, что она может быть размножена. При этом каждый оттиск, сделанный художником и им подписанный, считается его оригинальным произведением. В зависимости от техники гравирования и материала доски можно получить нескольких штук до нескольких десятков оттисков. Независимо от избранного материала доски и техники гравирования работа над гравюрой начинается задолго до того, как художник возьмет в руки резец. К этому моменту гравюра уже должна не только созреть в его воображении, но и быть отработанной на бумаге в виде подготовительного рисунка. Подготовительный рисунок рождается постепенно. Под влиянием определенных размышлений, впечатлений и зрительных образов у художника рождается общий замысел будущей гравюры. Он постепенно развивается, обогащается и конкретизируется в зарисовках с натуры, которые и являются основой подготовительного рисунка, т.е. окончательного эскиза гравюры. Подготовительный рисунок для цветной гравюры должен быть сделан так, чтобы его легко можно было расположить на несколько отдельных, как бы составляющих его рисунков. Каждый такой рисунок выполняется одним из цветов будущей гравюры и соответствует одной из будущих гравюрных досок. В этом процессе работы по совершенствованию будущего произведения продолжается. Для начинающих графиков переработка этюдов и набросков подготовительный рисунок – задача трудная. Поэтому овладение гравюрой надо начинать с простых мотивов, имеющих четкое объемное построение. Фолиант (foliym – лист). Ин- фолио – издание формата сложенного пополам листа бумажного (ин-фолио) – по современным стандартам от 60 до 84 см высотой. Книги – фолианты выходили в основном в 16-18 в.в. В наше время таким форматом издаются лишь большие географические атласы и художественные факсимильные издания. В переносном смысле книга большого формата.
|