![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Способы обучения
Люди по-разному учатся другу друга. Иногда это приводит к путанице, которая, в свою очередь, вызывает конфликт. Люди приобретают новые знания методом проб и ошибок, наблюдая за тем, что происходит вокруг них, обдумывая информацию, которую получают, или за счет непоколебимой веры в то, чему ихучат. Мы либо принимаем информацию, исходя из авторитета того, кто сообщает ее нам, либо формируем собственное мнение, предпочитая спорить или обдумывать ее. Если один человек предпочитает, получив информацию, сначала спокойно обдумать ее, а уж потом прийти к какому-то выводу, а другой —участвовать в дискуссии по поводу этой информации и формулирует скоропалительный выводу них может появиться повод для спора. Возможно, они не станут спорить по поводу самого вывода, но им может быть трудно прийти к согласию относительно того, какой путь к нему — наилучший. Аналогичная ситуация возникает и тогда, когда один человек свято верит в то, что написанное в книге или услышанное от любимого учителя — всегда истина, а другой считает, что лучший способ выяснить, что есть истина, — это спор. Таким людям тоже трудно согласиться друг с другом.
Взгляды на конфликт Важно также иметь правильные представления о нашем отношении к конфликту. Иногда люди по-разному воспринимают его, и дело заканчивается спором по этому поводу. Задайте себе следующие вопросы. • Считаю ли я конфликт чем-то негативным, чего мне следует избегать, или, напро • Всегда ли конфликт — соревнование, в котором одна сторона — безусловный по • Дает ли конфликт возможность создать что-нибудь новое? Иногда, прежде чем обсуждать сам предмет спора, у людей возникает необходимость прийти к согласию о том, как воспринимать его. На этом семинаре мы познакомились с двумя взглядами на конфликт: «Выигрыш, проигрыш или ничья» и «Уравнять, увели-чить или посмотреть иначе». Если вам известны взгляды на конфликт, вы можете решить, как подходить к нему. Термином «выигрыш, проигрыш или ничья» мы называем такую точку зрения, согласно которой в каждом конфликте для каждой из конфликтующих сторон есть три возможных итога. Ты либо выигрываешь, либо проигрываешь, либо добиваешься ничейного результата в том или ином виде. Если вы считаете конфликт ситуацией, в которой возможны только выигрыш, проигрыш или ничья, наилучший подход, которым вы можете воспользоваться, — спланировать действия, направленные на то, чтобы победить второго участника конфликта. Если же вы не знаете, как выиграть, останетесь с носом. Если вы воспринимаете конфликт как возможность уравнять шансы, увеличить ресурсы или взглянуть на ситуацию иначе, вы попытаетесь использовать его для того, чтобы завтра ситуация стала лучше, чем сегодня. Подход «уравнять» означает поделить предмет спора точно поровну или любым другим способом, который даст возможность всем участникам конфликта почувствовать себя удовлетворенными. Подход «увеличить» означает, что вы думаете над тем, как увеличить количество того, из-за чего люди конфликтуют. Не хватает ресурсов? Думайте сообща над тем, какуве-личить их количество и разделить на всех. Подход «посмотреть иначе» означает, что вы решаете работать вместе над чем-то, отличающимся оттого, из-за чего возник первоначальный конфликт. Может казаться, что причина конфликта — одна, например, получение справедливой доли ресурсов. Однако более внимательный взгляд может выявить другие возможные причины. Возможно, все дело в том, как кто-то воспринимает конфликт. А может быть, причина в чьем-то отношении к тому, как ресурсы делились в прошлом, или в других неявных причинах. Следуя сценарию «посмотреть иначе», мы узнаём нечто новое о разногласии и можем посмотреть на него с другой точки зрения. Например, возможно, в данный момент нельзя получить больше ресурсов, но мы узнаем, что обе стороны одинаково относятся к тому, как ресурсы распределялись в прошлом. Когда мы видим проблему под другим углом зрения, мы либо находим ее решение, либо лучше узнаём друг друга, потому что сосредоточены на той часта конфликта, которая имеет смысл для обеих сторон. Возможно, обратив внимание на то, как ресурсы распределялись в прошлом, мы и не получим больше, но зато можем добиться лучшего взаимопонимания относительно причины, по которой изначально стали конфликтовать. Что я думаю о конфликте в данную минуту? Страница для размышлений: «Что я думаю о конфликте в данную минуту?» (см. приложение 2.1.7) — первая из серии, состоящей из четырех страниц для размышлений, которые вы можете использовать для того, чтобы подумать о том, что дает вам этот семинар. Этот семинар задуман для того, чтобы помочь вам прояснить свои собственные точки зрения на конфликт. Страницы для размышлений помогут вам систематизировать все, что вы услышали, прочитали и о чем успели поговорить до той минуты, как взялись за них. Если вы не хотите, можете никому не говорить о том, что вы написали на своей «странице». Назначение этих «страниц» — предоставить вам возможность перевести дух, дать возможность вашему мозгу немного отдохнуть и либо рассмотреть старые точки зрения, либо сформулировать новые.
Приложение 2.1.7
|