Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Слушать, чтобы понять контекст






Второе, на что также следует обращать внимание, — это контекст. Термином «кон­текст» обозначается все, что не входит в понятие «содержание». Контекст — это «большая коробка», в которой нам «доставляют» содержание. Контекст может вклю­чать эмоции, культуру, к которой принадлежит оратор, культуру компании или поло­жение, которое занимает в компании оратор по отношению к вам или к другим людям, присутствующим в комнате. Мы «прислушиваемся» к контексту не только ушами, но и глазами, и интуицией. Мы также воспринимаем контекст через фильтр наших собст­венных убеждений и пристрастий.

Если нам известны наши убеждения и пристрастия, мы можем на время, пока слуша­ем, отставить их в сторону (см. приложение 2.3.2).

 

Когда вы слушаете, вам может быть нелегко сосредоточитсся. У вас работают не толь­ко уши. То, что происходит в вашем мозгу, можно сравнить с пробками на автомобиль­ных дорогах. Одно из решений этой проблемы заключается в том, чтобы не позволять себе отвлекаться. Некоторые слушатели сосредоточиваются на губах и словах орато­ра, мысленно повторяя то, что он говорит, чтобы следить за течением его мысли. Хотя в некоторых случаях этот способ срабатывает хорошо, возможно, еще лучше не со­противляться склонности нашего мозга распределять свое внимание. Нам следует либо признать, что в нашем мозгу одновременно происходят разные процессы и найти место еще для одного, либо «выкинуть из головы» все остальное и освободить место для самого главного — для того, что происходит в данный момент и что вы должны внимательно выслушать.

Наши тела подобны огромным «кластерам» антенн, которые постоянно собирают ин­формацию и посылают ее в мозг. То, что мы способны получать и отправлять сложные сообщения, — это хорошая новость для нас. Проблема лишь в том, что сигналы, на ко­торых мы хотим сконцентрировать свое внимание, конкурируют со всеми прочими сигналами, поступающими в данный момент, и со всем, что происходило когда-либо в прошлом и хранится в нашей памяти. В мозгу может быть очень шумно и беспокойно. Победить это невозможно, так что учитесь с этим жить. Чтобы помочь себе научиться воспринимать и другую информацию, сосредоточившись на том, что в данный момент важно, тренируйтесь, выполняя упражнение «А-1, В-2». Это поможет вам также нау­читься сосредоточиваться, пока ваш мозг обрабатывает мириады сигналов, и вы ста­нете принимать более правильные решения относительно того, как реагировать на то, что вы испытываете в данный момент.

 

Инструкция. Попросите участников семинара взять лист бумаги и написать все печатные слова или фразы, которые они обычно пускают в ход в конфликтных ситуациях.

Когда все выполнят это задание, пройдите по аудитории и попросите каждого прочитать вам одно слово или фразу из списка. Запишите их в левой части лекционного плаката оставив свободной его правую часть. Делайте это до тех пор, пока все списки не будут исчерпаны. Скажите участникам семинара, чтобы они вычеркивали из своих списков уже сказанные кем-либо слова или фразы. Вы также можете подтолкнуть их к тому, чтобы они подсказали вам любое число или любую фразу, которые придут им в голову, прежде чем вы закончите работу с плакатом. Участник семинара, исчерпавший свой заказ фраз, должен сказать: «Воздерживаюсь». Перечень, который вы в ре­зультате составите, может быть похож на левый столбец лекционного плаката 2.3.3.

Если участники семинара испытывают затруднения, дайте им для начала несколько фраз из этого перечня.

• Ты лентяй (лентяйка).

• Я тебя ненавижу.

• Это же глупо.

• Ты лжешь.

• У тебя язык без костей.

О Совет тренеру. Будьте готовы к тому, что кто-нибудь из членов вашей группы мо­жет использовать в своем перечне какие-либо специфические этнические сло­ва или выражения. Заранее решите, станете ли вы записывать их на лекционном плакате. Если кто-то предлагает слово, которое вы считаете неприемлемым или слишком оскорбительным, или если вы не можете ни повторить, ни записать его, скажите: «Я не хочу писать его на лекционном плакате. Мне кажется, вы поймете, что я имею в виду, предлагая другие слова. Если же после того, как упражнение будет выполнено, вы по-прежнему будете считать, что его следует включить в об­щий список, поговорим об этом во время перерыва».

Ваш список должен занимать левую часть лекционного плаката. Его правая часть должна остаться свободной. Она будет заполнена позднее. Заполнив левую половину плаката, повесьте его где-нибудь в аудитории.

«Обезвреживание». Повесив плакат, попросите группу «обезвре­дить» его. Вместо каждого слова или выражения участники семинара должны предложить тщательно отобранные слова илифразы. Запишите их напротив первоначальных слов. Теперь ваш плакат стал по­хож на лекционный плакат 2.3.3.

О Совет тренеру. Некоторые группы используют эта лак возможность избежать неприятной темы и отшутиться (например, заменив слово «грязный» выражени­ем «сомнительный с точки зрения гигиены»). Скажите, что вы примете и запиши­те только те «неядовитые» слова, которые, по мнению группы, сработают в ре­альных житейских ситуациях.

Скажите участникам семинара, что уважительная речь вовсе не должна быть политкорректной или дипломатической. Когда мы ищем «неядовитые» слова, то направляем свои мысли в сторону от обоих участников конфликта. Понятное общение становится для нас важ­нее набора очков против нашего оппонента.

Уважительная речь позволяет нам занять новую позицию, с кото­рой можно рассмотреть иные точки зрения. Это подобно тому, как мы встаем с места, чтобы взглянуть на шар с другой стороны.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал