Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Оценка труда служащих и специалистов
Объект рассмотрения. Рассмотрим опыт организации оценки трудового поведения работников компании «Мерседес Бенц АГ». Изложенный материал основан на документах из комплекта, выдаваемого вновь принятому работнику компании.* * Глухов В.В., Кобышев А.Н. Ситуационный анализ (деловые игры для менеджмента): Учебное пособие. СПб.: Специальная литература, 1999. С. 223.
Рассматриваемая система не охватывает всю иерархическую структуру компании. Под систему оценок не подпадают важнейшие категории работников — производственные рабочие и высший уровень руководства. Для первых существуют достаточно объективные количественные оценки труда. Для вторых систематизированные оценки отсутствуют, все определяет вышестоящий руководитель. Обычно руководитель, применяющий данное положение, дает оценку примерно 20 работникам, с которыми непосредственно и постоянно взаимодействует. Набор критериев, лежащий в основе системы, в первую очередь нацелен на «трудовое поведение», т.е. отношение к труду, инициативу, потенциальные способности работника, степень их применения и стремление к развитию. В этом плане система интересна не только как основа «шкалы индивидуальных надбавок». Это также средство, инструмент руководителя для выявления «растущих» работников, которым необходимо оказать поддержку в интересах организации. Это важная сторона деятельности каждого руководителя. И она также подлежит оценке по этой системе. Каждый критерий имеет 7 ступеней оценок. Большая часть ступеней (1-13) характеризует трудовое поведение работника в нормальной «среднестатистической» ситуации. Верхние ступени (14-16) касаются «трудных случаев», когда требуется дополнительное напряжение и проявление скрытых способностей. Кроме того, верхние ступени оценок в большинстве критериев предполагают наличие способности благотворного влияния на других членов коллектива. Высокая итоговая оценка является основанием для получения преимуществ в окладе (до 36% тарифа) и (или) служебном положении. Низкая итоговая оценка не является основанием для увольнения работника, а возможности «штрафного» снижения оклада ограничены условиями тарифного договора. Получение низкой оценки (менее 11) по итогам работы за год говорит о том, что работник находится «не на своем месте» и не может раскрыть свой потенциал. Отдел развития персонала совместно с непосредственным руководителем ищет возможности подбора оптимального для данного работника рабочего места в организации. Система оценки эффективности труда отдельного работника, его способностей и прилежания не может быть жесткой и единообразной. Она должна быть «индивидуальной» для организации и основываться на специфике производства, традициях организации, условиях региона.
|