Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 1. Необходимость введения и численной оценки синтетических категорий качества жизни населения(КЖН) диктуется
1. Необходимость введения и численной оценки синтетических категорий качества жизни населения (КЖН) диктуется, с одной стороны, наличием большого числа показателей, принимаемых во внимание при формировании и оценке социально-экономической политики, а с другой стороны, ограниченными возможностями человека за конечное время осмысливать и обобщать большие массивы разнородной информации. В соответствии с известным в теории управления порогом сложности человек в состоянии дать адекватную качественную оценку событию или явлению, если оно описывается не более чем 7–10 параметрами (частными критериями). Если явление описывается бó льшим числом параметров, то для его осмысления и обобщенных выводов приходится применять специальные методы свертки, агрегирования этих параметров. 2. Если исходить из естественной посылки, что повышение КЖН (региона, страны) и поддержание тенденций его роста в перспективе является главной целью в деятельности управленческих служб разного уровня, то значения интегральных характеристик КЖН и их динамика могут интерпретироваться как оценки степени эффективности управления соответствующих административных служб. Другими словами, эффективность управления развитием региона (или страны в целом) определяется возможностями воздействия управленческих структур на повышение значений ключевых интегральных характеристик КЖН в рамках полномочий, предоставляемых им Конституцией Российской Федерации. 3. В соответствии с предложенной в [1]–[3] и используемой в данной работе иерархической системой статистических показателей, частных критериев и интегральных индикаторов КЖН (см. рис. 1) роль ключевых интегральных характеристик КЖН играют следующие синтетические категории: · качество населения; · уровень благосостояния населения; · качество социальной сферы; · качество экологической ниши. При этом, данная иерархическая система и предложенная в работе методология допускают дезагрегацию этих синтетических категорий и одновременное рассмотрение ряда других обобщенных показателей КЖН, принятых в некоторых международных стандартах или странах («индекс человеческого развития», «индекс здоровья», «уровень преступности», «уровень коррумпированности», «эффективность системы образования», «уровень институционализации», «уровень/глубина бедности», «уровень интеллектуального потенциала» и др.). 4. Под интегральной характеристикой (интегральным индикатором)КЖН понимается специального вида свертка оценок более частных свойств и критериев анализируемой синтетической категории. Методология определения конкретного вида этой свертки может предусматривать использование экспертной информации об оценках искомой интегральной характеристики (в виде балльных оценок, парных сравнений или ранжировок субъектов по анализируемой синтетической категории, выделения среди субъектов какого-то числа лидеров и аутсайдеров и т.п.). Тогда говорят о методах построения ИИКЖН, использующих «обучение». Если же методология построения ИИКЖН не предусматривает использования каких-либо экспертных оценок анализируемой синтетической категории, а опирается исключительно на знание значений ряда частных (статистически регистрируемых) критериев этого свойства, то задача решается в условиях отсутствия обучения. Практические проблемы, возникающие при сборе необходимой для «обучения» экспертной информации (дефицит экспертов высокой квалификации, их трудная доступность, смещения, возникающие из-за неизбежной субъективности оценок и т.п.), и имеющийся у нас опыт использования методов «без обучения», основанных на идеологии моделей факторного анализа, склоняют нас к признанию бó льшей прикладной дееспособности последних. 5. Возможность измерения и мониторинга ключевых синтетических категорий КЖН регионов (субъектов) РФ позволяет: · выявлять их позитивную или негативную динамику для каждого из регионов, что, само по себе, является ценнейшей информацией в системе поддержки принятия решений управленческо-административных служб региона; · анализируя «веса» в свертках, представляющих собой соответствующие интегральные индикаторы, определять, какие именно факторы (статистические показатели) в первую очередь «повинны» в выявленной позитивной (или негативной) тенденции. 6. Проведенный в соответствии с предложенной в работе методикой эмпирический анализ позволил выявить «субъекты-лидеры» и «субъекты-аутсайдеры» по каждой из анализируемых синтетических категорий КЖН, а также субъекты, демонстрирующие четкую позитивную или негативную динамику по этим свойствам на трехлетнем отрезке времени с 1997 по 1999 г. (см. табл. 2–10).
|