Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Возможности цивилизационного подхода).Стр 1 из 18Следующая ⇒
ВАРВАРСКИЙ МИР (Материалы 8-го археологического семинара. Краснодар, 13-15 июня 2001 г.) Краснодар 2002 ББК63.4 УДК 930.26 ISBN 5-93499-076-4 Отв. редактор Б.А.Раев, канд. ист. наук © Комитет по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края А.П.Медведев К ИСТОРИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ СКОТОВОДЧЕСЧЕСКИХ ОБЩЕСТВ НА ЮГЕ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ III тыс.до н.э. возможности цивилизационного подхода). Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования Российской Федерации по гранту ГОО -1.2-127. Последнее десятилетие 20 века ознаменовалось поисками новых исследовательских подходов к изучению древних обществ, которые раньше в нашей науке однозначно рассматривались как позднепервобытные. К пересмотру устоявшихся концепций исследователей побуждал ряд обстоятельств, как объективных, так и субъективных. К 80-м годам они все чаще вступали в противоречие с яркими результатами раскопок памятников эпохи бронзы типа Синташты и Аркаима, а для РЖВ - Филипповского и других " царских" курганов. Их изучение с каждым сезоном все нагляднее свидетельствовало о каком-то ином уровне социокультурного развития оставивших их степных и лесостепных сообществ, нежели допускала старая научная доктрина. С другой стороны, с 70-х годов для оценки уровня социального развития скотоводов эпохи бронзы и раннего железного века российские ученые стали активно привлекать работы Ж.Дюмезиля, который, как тогда казалось, доказал изначальное деление обществ индоевропейцев и индоиранцев на три социальных слоя - жрецов, воинов и трудовое население. Обращение историков и археологов к богатому теоретическому наследию французского ученого стимулировало исследования по этносоциальной тематике и идеологии обитателей Евразийских степей II—I тыс. до н.э., хотя и далеко не во всем подтвердило его основную идею [21]. Появлению нового спектра оценок древних скотоводческих обществ, безусловно, способствовали успехи современной социальной антропологии в изучении общетеоретических проблем, особенно, разработка понятийного аппарата для описания переходных ступеней от первобытнообщинного строя к классовому обществу и государству, таких как " комплексное общество", " раннеклассовое общество", " вождество", " раннее государство". Наконец, к пересмотру устоявшихся концепций многих исследователей побуждал цивилизационный подход, который стал активно внедряться в нашу науку с рубежа 80-90 годов. Не прошли мимо него и археологи. В статье речь пойдет о возможностях и пределах цивилизационного подхода в изучении древних скотоводческих обществ Юга Восточной Европы эпохи бронзы и раннего железного века. С начала 90-х годов в отечественной археологической науке явственно ощущается стремление использовать ставшую ныне престижной но- вую " цивилизационную" терминологию применительно к ранним пастушеским и кочевым обществам Евразии и тем самым как бы " приподнять" уровень их исторического развития. Причем, в большинстве работ это достигалось не скрупулезным анализом источников, а чаще всего путем простого наложения ныне модного ярлыка " цивилизация" и производных от него на эти древние скотоводческие общества, хотя зачастую весь их облик, реконструируемый теми же археологами, во многом противится этому. В результате сам термин ставился впереди теории, еще до ее сколько-нибудь аргументированной, системной разработки. Но, как показывает опыт развития нашей науки, со временем такая оценка становилась все более привычной, по существу, приобретая форму аксиомы, хотя нормальная процедура ее обоснования отсутствовала. Пожалуй, раньше всего цивилизационный подход к древним обществам евразийских степей проявился в работах А.И.Мартынова, посвященных осмыслению такого яркого явления раннего железного века как " скифо-сибирское единство" [18; 19]. Исследователь предложил интерпретировать этот феномен как особую степную цивилизацию кочевников. По его мнению, у скифов, саков, древнего населения Алтая и носителей тагарской культуры уже существовали государства. Однако по началу практически никто из видных скифологов не поддержал эту смелую идею, хотя она вызвала в науке определенный резонанс (обсуждение на II семинаре " Античная цивилизация и варварский мир" в 1988 г.; на специальном совещании в Отделе скифо-сарматской археологии ИА АН СССР в 1990 г.). На них специалисты по скифской, сарматской, сакской проблематике почти единодушно высказали достаточно обоснованное мнение, что совокупность своеобразных кочевнических культур Степной Евразии I тыс. до н.э. невозможно расценить как цивилизацию. Другими исследователями также были высказаны весьма резонные сомнения в существовании даже " скифской цивилизации" [12]. Тем не менее, в новейшей кочевниковедческой литературе термин " цивилизация" встречается все чаще. Предпринимаются попытки обосновать правомерность применения к номадам понятий типа " степная скотоводческая цивилизация" и даже " кочевая мегацивилизация" [5 13]. Правда, пока они носят скорее декларативный, чем научно-практический характер, так как дефицит сведений, особенно по ранним номадам, не дает реальной возможности для сопоставления но одним и тем же параметрам классических земледельческих и выделяемых степных " цивилизаций", что, впрочем, хорошо осознают и сами авторы. С рубежа 80-90 гг. цивилизационный подход начинает проникать в проблематику эпохи бронзы. Безусловно, к этому ученых подтолкнули сенсационные открытия в Синташте и Аркаиме. К этим памятникам исследователи начинают широко применять понятия " протоцивилизация", " протогородская цивилизация", " древний очаг цивилизации" и т.п. Загово- рили о " цивилизационных процессах" в обществах пастушеских скотоводов эпохи бронзы Евразийской степи и лесостепи и даже о некоем " цивилизационном скачке", который, правда, завершился " несостоявшейся цивилизацией" [11; 23]. Появились и такие словесные монстры как " индоевропейская (индоиранская) неурбанистическая цивилизация эпохи палеометаллов евразийской скотоводческой историко-культурной провинции" [17]. За всем этим научным словотворчеством и даже своего рода состязанием исследователей в оценке древних скотоводческих обществ с почти обязательными эпитетами " цивилизация", " цивилизационный" стоит не просто очередной курьез, а интересное научное явление - попытка выработать новую исследовательскую парадигму. Но очень важно, чтобы она соответствовала изучаемому явлению, была ему адекватна. Переход к новой научной парадигме обычно сопровождается постановкой целого ряда новых вопросов [16]. Однако, несмотря на активное научное словотворчество, до сих пор не появилось ни одной аналитической работы, действительно демонстрирующей современный цивилизационный подход к обществам Юга России эпохи бронзы и раннего железного века. Более того, практически ни один из известных мне исследователей не дал дефиниции своего понимания цивилизации. Предложенные же для описания скотоводческих обществ критерии (высокий уровень скотоводства, выделение ремесел и т.п.) или не соответствуют феномену цивилизации в том его понимании, как оно утвердилось в науке, или же описывают совсем иное состояние общества, мало похожего на цивилизацию. Более того, сейчас в ряде археологических публикаций явно ощущается стремление расширить понятие " цивилизация" до такого предела, чтобы " уложить" в него степные и лесостепные культуры эпохи бронзы и железного века. Но при этом оно теряет свое конкретное содержание, а значит и свою эвристическую ценность. Поэтому стоит, хотя бы кратко, напомнить об основных подходах к пониманию цивилизации в современной науке [32; 10; 9]. В отличие от ее многочисленных дефиниций, их не так уж и много - не более четырех: 1. стадиально-исторческий: цивилизация понимается как некая, достаточно высокая ступень развития человеческого общества и его культуры, начиная с эпохи классообразования и возникновения государственности (А. Фергюсон, Л. Морган, Ф. Энгельс); 2. культурологический: цивилизация (точнее цивилизации) как тип культуры со своим неповторимым своеобразием, стилем в духе О. Шпенглера и А.Тойнби; 3. нормативно-оценочный (аксиологический): цивилизация как воплощение мирского, материального, повседневного противопоставляется культуре, как чему-то возвышенному, духовному (И.Кант); 4. французский - во французском языке слово " civilisation" означает " культура" безотносительно к уровню ее развития [29]. В нашей археологической литературе последних лет часто встречается расширительное понимание цивилизации во " французском", реже - культурологическом духе. Но все же в силу хорошо известной причины в большинстве работ исподволь чувствуется тяготение к традиционному для отечественной науки стадиально-историческому подходу Моргана-Энгельса. В трудах многих исследователей ощущается стремление обнаружить в местных культурах эпохи бронзы - раннего железного века археологические признаки цивилизации, хотя мне неизвестно ни одной статьи, где бы прямо была поставлена эта проблема. Какие могут быть пути ее решения. Их как минимум три. Все они основаны на сравнительно-историческом методе. Уровень социокультурного развития древних скотоводческих обществ степного пояса Евразии можно определить путем их всестороннего сопоставления с: 1. классическими цивилизациями Востока и Средиземноморья; 2. более подними обществами номадов, по которым имеются надежные письменные свидетельства; 3. реконструированными этнологами и историками первобытного общества переходными к раннеклассовым обществу и государству стадия ми развития. Первый путь условно можно назвать цивилизационным. Для раннего железного века такое сопоставление намечено в статье Ю.В.Андреева о греческом и варварском обществах в Северном Причерноморье [1], для более позднего периода - в работе А.М.Буровского [5]. Для эпохи бронзы подобные исследования неизвестны. Но, кажется, что само по себе это сопоставление даст лишь отрицательный результат, так как мы имеем дело с обществами разного уровня исторического развития, социальной интеграции и культурной традиции, восходящими еще к первому крупному общественному разделению труда. Как известно, в современной науке используется несколько критериев для выделения ранних цивилизаций. Чаще всего используют известную триаду Клайда Клакхона: появление а) городов; б) монументальной светской и храмовой архитектуры; в) письменности. Разумеется, этим список диагностических признаков цивилизации не исчерпывается. Но все они скорее характеризуют культурный комплекс цивилизации, тогда как внутреннюю социально-экономическую сущность этого феномена все-таки составляет появление классового общества и государства [20]. Наличие последних в обществе находит определенное отражение и в археологическом материале, хотя выявление структуры исчезнувших обществ относится к числу реконструкций высшей степени сложности. Такие исследования требуют " своих источников" (демографических, социологических и пр.), представляющих результат генерализации эмпирических данных. Но, к сожалению, в отечественной археологии специальные исследования в этом направлении практически отсутствуют. Поэтому мне представляется пер- спективным второй, диахронный путь, который по характеру сопоставляемых источников можно обозначить как археологический. Его преимущество состоит в том, что сопоставляются не реконструкции ~ всегда в большей или меньшей степени умозрительные, а археологические параметры сравниваемых обществ. Таковыми могут быть: 1. поселенческие структуры или точнее остаточные схемы расселения, так или иначе отражающие уровень социально-пространственной организации оставивших их сообществ; 2. господствующие типы и размеры поселений, несущие весьма разнообразную демографическую и социальную информацию; 3. размеры жилищ, в конечном итоге обусловленные такими значимыми социальными параметрами как тип и состав семьи; 4. различия в масштабах погребальных сооружений, указывающие на социальную неоднородность общества; 5. место престижных захоронений в структуре могильников и отдельных курганов. В силу понятных причин обнаружить в степи материальные свидетельства 1 - 3 практически невозможно. Но зато они массово встречаются в восточно-европейской лесостепи. Важно, что все они представляют достаточно хорошо фиксируемые реалии, которые легко измерить, свести к единому знаменателю. Для стадии формирования цивилизации и государственности характерно появление и развитие многоуровневой организации общества, которая в археологии выявляется, прежде всего, как иерархия поселений различных размеров с разными функциональными признаками. Сейчас " глубина иерархии" все чаще используется как важная единица измерения сложности общества. По мнению ряда исследователей, переход от двухуровневой системы поселений, свойственной вождествам, к трех- и четырехуровневой может рассматриваться как археологическое свидетельство появления уже государственной организации [2]. Изучение степных и лесостепных поселений эпохи бронзы показывает, что они были весьма автаркичны, приблизительно одинаковы по своей внутренней структуре ив большинстве своем составляли один " административный" уровень. Каких-либо заметных признаков развития иерархических структур в остаточных схемах расселения скотоводов и земледельцев южнорусских степей и лесостепей в эпоху бронзы пока неизвестно. Весьма показательно, что не выявлено сколь-нибудь выраженной иерархии поселений даже на Южном Урале в окрестностях Аркаима и Синташты, где проживало население, наиболее продвинувшееся в социальном и культурном развитии. Появление иерархических поселенческих структур отчетливо фиксируется в восточноевропейской лесостепи с 7-6 вв. до н.э., когда повсеместно возникают сотни больших и малыхгородищ ссопутствующей им свитой поселений более низкого ранга. Почти все они вместе с расположенными поблизости курганными могильниками образуют достаточно четко выраженные микрорайоны памятников, которые, скорее всего, соответствовали отдельным вождествам [22]. Это один из самых ярких и массовых показателей уже явно " непервобытного" характера обществ раннего железного века, вышедших на надлокальный путь развития. С только что рассмотренным признаком тесно связан другой - размеры и типы поселений. Если воспользоваться известным количественным критерием Г.Чайлда (городом является поселение с числом жителей более 5000), то мы не найдем " городов" в эпоху средней и поздней бронзы. Даже такие неординарные памятники, как Аркаим не дотягивают до этого минимального показателя. Площадь остальных, даже так называемых крупных поселений эпохи бронзы очень редко превышала 1-2 га, а число обитателей 100-200 человек [3; 23]. Во многом иная картина наблюдается в раннем железном веке. С 7-6 вв. до н.э. в лесостепи начинают сооружаются сотни хорошо укрепленных городищ, размеры которых подчас многократно превышают минимальный количественный показатель Г.Чайлда. В Поднепровье появляются городища-гиганты, такие как Матронинское (200 га), Трахтемировское (500 га), Немировское (1000 га), Большое Ходосовское (2000 га), не говоря уж о знаменитом Бельском городище площадью 4400 га, где могло проживать не менее 40 - 50 тыс. человек [28]. Такая концентрация населения требовала принципиально новых управленческих, по существу уже потестарно-политических структур. Со 2-ой пол. 5 в. до н.э. большие городища возникают и в степи. Это, прежде всего, хорошо известные Каменское и Елизаветовское городища, которые были не только торгово-ремесленными, но и административными центрами отдельных областей Скифии. Объективно они свидетельствуют о качественно ином состоянии общества по сравнению с эпохой бронзы, о наличии в нем сильных властных структур, способных подвигнуть эти общества к выполнению гигантских по объему работ и т.п. По-видимому, их археологическим отражением являются расположенные поблизости от степных городищ аристократические могильники, содержащие курганы " царского" ранга типа Чертомлыка или " Пяти Братьев". Они же являются яркими свидетельствами существования у номадов не только сложных, но и суперсложных вождеств, явно переросших в раннего-сударственные образования. На мой взгляд, исследователи далеко не в полной мере обратили внимание еще на один важный археологический критерий, отражающий уровень социального развития общества - это размеры жилищ. А они также в целом разительно отличаются в культурах эпохи бронзы и раннего железного века Восточной Европы. Для первых характерны жилища больших и очень больших размеров площадью от 50-70 до 150-300 и более кв. м. По практически единодушному мнению исследователей, они могли служить жилищами большой патриархальной семьи или даже патронимии [14]. Совсем другой тип жилищ мы находим на городищах и поселениях раннего железного века Юга Восточной Европы. Их обычные размеры от 10-12 до 20-30 кв. м., что указывает на иной тип малой патриархальной (нуклеарной) семьи. Ее численность определяют в пределах от 3-4 до 6-7 человек, что находит подтверждение и в античной традиции (Luc., Scuth., 1; ibidem, Tox., 61). Вообще, если под этим углом зрения посмотреть на размеры жилищ в обществах переходного типа, где появляются первые признаки цивилизации, то почти повсеместно мы увидим их резкое сокращение до площади, необходимой для проживания малой семьи. В этом смысле домостроительные традиции степного и лесостепного населения раннего железного века определенно стоят гораздо ближе к этой ступени, нежели таковые в большинстве культур бронзового века. Хорошо известно, что курганные могильники также весьма чутко отражают состояние общества, присутствие в нем социальной дифференциации. В работах специалистов по эпохе бронзы сейчас широко бытует мнение о наличии в оставивших их сообществах выраженной социальной стратификации. А некоторые находят в наших древних степях все признаки варнового и даже кастового строя по древнеиндийской модели [25]. Однако при ознакомлении с этой проблемой у меня сложилось впечатление, что вопрос о наличии сословий в обществах скотоводов II тыс. до н.э. не так уж ясен и очевиден, как об этом пишут многие археологи. Я бы хотел обратить внимание на то, что одно дело - выделить серию престижных погребений, например, колесничих, и совсем иное дело - доказать, что они действительно были организованы в сословие. Для определения сословного статуса умершего не достаточно присутствия в его погребении одних социальных индикаторов - необходимо установить их связь с пространственной организацией могильника и даже отдельного кургана. Специалистам по раннему железному веку хорошо известны воинские дружинные могильники типа Посульских и Среднедонских курганов скифского времени. В них не менее 50% погребенных - то есть практически вся мужская часть - действительно имели основные атрибуты воинов. Их погребения составляли большие могильники, насчитывающие десятки, а иногда и сотни насыпей. Для этого времени вполне уместно говорить о сословном делении общества. Ведь сословия - это социальные группы, различающиеся прежде всего по положению в обществе, которое закреплено обычаем, религией, а позже - законом [27]. Хорошо известно, что в сословном обществе представителей различных сословий как правило погребали на разных некрополях или в различных частях одного кладбища. Кажется, даже самые яркие и наиболее полно исследованные могильники эпохи средней бронзы типа Синташты во многом не отвечают этому важному критерию. Они содержали погребения и рядового населения, и отдельные захоронения воинов-колесничих. Более того, почти повсеместно престижные и рядовые погребения совершались под одной на- сыпью, что обычно рассматривается исследователями как свидетельство их родства или принадлежности к одной социальной группе. Социальный статус еще не передавался по наследству. Представляется, что в этом случае правомернее говорить не о стратифицированном обществе, а об обществе ранжированном, если использовать известную классификацию М.Фрида [33]. Видимо, тогда принадлежность к определенному социальному рангу обуславливало еще не происхождение, а личные заслуги индивида, например, воинская слава. Для обозначения подобного явления недавно был предложен термин " ситуационное ранжирование", когда в условиях повышенной военной опасности или дальних миграций в обществе возникают подобные военизированные структуры [8]. Это название представляется весьма продуктивным, так как оно не только весьма удачно описывает, но в какой-то мере и объясняет феномен стремительного появления и такого же быстрого по масштабам эпохи бронзы исчезновения воинов-колесничих в скотоводческих обществах Евразии 17-16 вв. до н.э. Ранжированным обществам было еще очень далеко до стадии цивилизации. Да многие из них до нее и не дорастали. В последнее время становится все более очевидным еще одно кардинальное различие в социальной организации пастушеских скотоводов эпохи бронзы и кочевников раннего железного века. В конечном итоге оно было обусловлено характером разделения труда между подвижными скотоводами и оседлым земледельческим населением. В эпоху бронзы между ними еще не ощущается существенных различий этнокультурного и социального плана. В ту пору территориальное разделение труда осуществлялось внутри общины: одна ее часть жила оседло, другая, сопровождая стада, вела подвижный образ жизни [4]. Во многом иная картина складывается на Юге Восточной Европы с появлением номадов. Последние стремились подчинить себе оседлое население, насильственно включить его в свою социально-экономическую систему. На этой основе возникает феномен ранней скифской государственности, где, судя по всему, доминировал так называемый экзополитарный или ксенократический способ производства [13]. Он базировался на дистанционной (война, грабеж, " подарки") и даннической эксплуатации воинственными кочевниками оседло-земледельческого населения. Привыкшие выпасать свой скот, кочевники легко становились " пастырями" местного " человеческого стада" [26]. Наглядным свидетельством существования этого " способа производства" являются лесостепные городища скифского времени, по соседству с которыми часто возникали большие курганные могильники номадов - истинных хозяев не только степных, но и лесостепных просторов. На Дону такая ситуация повторилась и в сарматское время. Итак, изучение в диахронии обществ эпохи бронзы и раннего железного века Юга Восточной Европы показывает весьма существенные структурные различия между ними, не сводимые лишь к разнице их хо- зяйственно-культурных типов. Последние имели более крупные масштабы и более сложную социально-политическую организацию. В лесостепи они отличались появлением определенной иерархии поселений внутри локальных микрорайонов, наличием крупных и хорошо укрепленных городищ, повсеместным распространением жилищ небольших размеров для малой патриархальной семьи, наконец, сооружением отдельных некрополей для властвующей военно-аристократической элиты. Ее владычество в Скифии прямо подтверждают античные источники (Herod.., II, 167; Ps.-Hyp., De aere, 22, 30; Luc., Scyth., 1, 3, 5; Athen., XII, 27). Они же не оставляют сомнений в наличии у тех же скифов не только аристократии, но и государственности. Наличие достаточно развитых властных структур не только в степи, но и в лесостепи подтверждает упоминание Геродотом " царей" будинов, гелонов, меланхленов и других лесостепных " этносов", участвовавших в военном совете скифов в самый напряженный момент войны с Дарием (Herod, IV, 102, 119). О том же свидетельствуют курганы лесостепной знати от Днепровского Правобережья на западе до Среднего Подонья на востоке. Причем, даже по составу керамического комплекса инвентарь последних резко отличался от культуры рядового населения близлежащих городищ, Видимо, в раннем железном веке мы имеем дело с моделями политогенеза, направленными на становление " ранней государственности", что в археологии косвенно провялилось в формировании субкультуры властвующей элиты. Однако при всем этом я бы сейчас не решился говорить о наличии у скифов или сарматов цивилизации в стадиальном смысле. И дело здесь не только в принципиальной несовместимости цивилизации в изначальном смысле этого слова (а оно все-таки всегда вызывает определенные ассоциации с гражданским обществом, городской жизнью, заложенные в его латинской основе) и номадизма, где последние отсутствуют или не являются базовыми. Существеннее другое. У скифов, как впрочем, и у других номадов, не получил развития такой важнейший атрибут цивилизации как письменность. Ряд современных исследователей вполне резонно рассматривают именно письменность в качестве обязательного признака цивилизации, отличающего ее от первобытных " доисторических" обществ [7; 6]. В том же духе определяет цивилизацию и Мак-Нейл: " Цивилизацией можно назвать лишь тот тип общества, в котором появляется корпус авторитетных текстов, призванных регулировать возникающие социально-бытовые отношения". Видимо, связь цивилизации, классового общества и письменности далеко не случайна. Одно из свойств письменности - быть средством социального господства. Ее появление было связано с особенностями функционирования именно земледельческих обществ, прежде всего с насущной потребностью во всеохватывающей системе учета и распределения людских и материальных ресурсов в рамках дворцового или храмового хозяйственного механизма. Скотоводческое общество по самой своей природе не требовало развития таких сложных и изощренных систем учета и контроля, которые мы знаем в древнейших речных цивилизациях. И данные нарративных источников, и этнография кочевников свидетельствуют, что у подавляющего большинства пастушеских народов не было своих собственных систем письма, а значит, и корпуса авторитетных текстов, по крайней мере, до перехода к прочной оседлости и до возникновенния у них " кочевых империй". Скотоводы прекрасно обходились традиционными способами передачи значимой для них информации. Поэтому у них не получала сколь-нибудь глубокого развития письменная культура, хотя различные знаковые системы, в частности, тамги, хорошо известны. Видимо, то же самое следует сказать и о культуре более ранних скотоводов эпохи бронзы, хотя в последнее время ряд исследователей, вопреки имеющемуся материалу, постулируют появление письменности уже в пастушеских обществах II тыс. до н. э. и даже находят в некоторых знаках аналогии в прото- и раннеалфавитных системам письма [31; 30; 24; 25; 15]. Отказ от ставшего уже традиционным для нашей науки изолированного, статичного рассмотрения пастушеских обществ эпохи бронзы и кочевнических обществ железного века в узких рамках только " своей" эпохи позволяет выявить весьма глубокие, я бы даже сказал качественные различия между ними. Что стоит за ними - различия типологические или стадиальные - однозначно ответить не берусь. Может быть, это два разных пути развития скотоводческих обществ Евразии (" пасторализм" и " номадизм") со своими весьма различными социокультурными атрибутами, тем более, что между ними практически не прослеживается преемственности после катастрофы рубежа эпохи бронзы и железного века. Но мне кажется, что в этих двух моделях социальной организации все-таки можно видеть и две стадии в развитии скотоводческих обществ Евразии с явными признаками формирования иерархических, а затем и раннегосударственных образований у номадов, начиная с I тыс.до н.э. Нет сомнений, что как пастушеские скотоводы эпохи бронзы, так и ранние кочевники железного века широко использовали многие достижения цивилизации. Они внесли немалый вклад в сокровищницу мировой культуры. Но, учитывая отсутствие в степных культурах базовых и стабильных признаков цивилизации, мне представляется более целесообразным использовать для них традиционные для кочевниковедения понятия " пасторализм" для пастушеских обществ II тыс. до н.э. и " номадизм" для кочевнических обществ железного века. Они вполне адекватно и более точно, нежели весьма неопределенное понятие " степная цивилизация" выражают своеобразие этих обществ и специфику их развития. Вряд ли следует искусственно " подтягивать" пастушеских скотоводов или номадов до уровня цивилизации как определенной стадии исторического развития. Древние цивилизации и степные скотоводы имели различные экономические базисы, практиковали различные способы эксплуатации, развивались в различных ритмах в соответствии со своими собственными закономерностями, использовали различные механизмы сохранения и передачи жизненно важных культурных традиций. Они различались даже по своей продолжительности - первые существовали не менее тысячелетия, тогда как возраст вторых редко превышал несколько веков. Более того, как показывает многовековой исторический опыт, даже приближение наиболее " продвинутых" скотоводческих обществ к состоянию цивилизации грозило смертельной опасностью не только для традиционной степной культуры (как правило, это уже " бывшие" кочевники), но и для их жизни, самой целостности скотоводческих этнополитических образований в силу универсального закона " пульсации степей". ЛИТЕРАТУРА 1. Андреев Ю.В. Греки и варвары в Северном Причерноморье.- ВДИ. 1996, №1. 2. Антонова Е.В. Месопотамия на пути к первым государствам. М., 1998. 3. Березанская С.С. Усово озеро. Поселение срубной культуры на Северском Донце. Киев, 1990. 4. Бунятин Е.П. Об уровне развития степных обществ Украины поздней бронзы.- 5. Буровский A.M. Степная скотоводческая цивилизация: критерии описания, анализа 6. ГамкрелидзеТ.В., ИвановВ.В. Индоевропейский язык и индоевропейцы... 2.Тбилиси. 7. Гельб И.Е. Опыт изучения письма. М., 1982. 8. Гей А.Н. Ново-Гитаровская культура (предварительная характеристика).- РА. 9. Гринин Л.Е Формации и цивилизации.- Философия и общество. №2. М., 1998. 10.Ерасов Б.С. Цивилизация: смысл слова и определение термина.- Цивилизаиии. Вып.4. 11.Зданович Г.Б. Аркаим: арии на Урале или несостоявшаяся цивилизация- Аркаим: исследования, поиски, находки.. Челябинск, 1995. 12.Зуев В.Ю. К вопросу о " скифской цивилизации".- Древние культуры и их археологическое изучение. Материалы к пленуму ИИМК 26 - 28.11.1991 .СПб.. 1991. 13.Крадин Н.Н. Кочевничество в утилизационном и формационном развитии.- Цивилизаиии. Вып.З. М.. 1995. 14.Кузьмина Е.Е. Откуда пришли индоарии? М., 1994. 15.Кульбака В. Найдавнішна індо-арійська писемність з meppumopiϊ Украϊ ні- Доба 16.Кун Т. Структура научных революций. М., 1977. 17.Малов Н.М. Индоевропейская неурбанистическая цивилизация эпохи палеометаллов 18.Мартынов А.И. Степи Евразии в истории человечества.- Проблемы археологии 19. Мартынов А.И. О степной скотоводческой цивилизации 1 тыс. до н.э.- Взаимодей 20. Массон В.М. Первые цивилизации. Л., 1989. 21. Медведев А.П. В поисках древнейших социальных структур индоевропейцев.- Вестник ВГУ. Серия 1. Гуманитарные науки. Воронеж. 1997. 22.Медведев А.П. Ранний железный век лесостепного Подонья (археология и этнокуль 23. Пряхин А.Д. Мосоловское поселение металлургов-литейщиков эпохи поздней бронзы, 24. Пряхин А.Д. Новый этап в исследовании проблематики эпохи бронзы Евразии сте 25.Пустовалов С.Ж. О возможности реконструкции сословно-кастовой системы по 26.Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1991. 27.Утченко С.Л., Дьяконов ИМ. Социальная стратификация древнего общества.- XIII 28.Шрамко Б.А. Фридрих Энгельс и проблема возникновения городов Скифии.- Фридрих 29.Bé né ton Ph. Histoire de mots: culture et civilisation. Paris., 1975. 30. Harmatta J. Herodotus, Historian of the Cimmerians and Scythians. -Hé rodote et les 31. Hä usler A. Frü he Schriftzeichen im nordpontischen Raurn.- Zeitschrift fü r Archä olog ie. 32. Fisch J., Zivilization, Kultur.- Geschichtliche Grundbegriffe. Historisches Lexikon zur 33. Fried M.H., On the Evolution of Social Stratification and the State.- Culture in History. N.
|