Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ажурных пряжек
На территории Грузии, локализуясь в памятниках расположенных в районе Рокского, Мамисонского перевала, Халаца и Военно-Грузинской дороги, встречаются бронзовые ажурные прямоугольные пряжки. Три экземпляра таких пряжек происходит из Северной Осетии (собрание СОТОМ). На лицевой стороне этих пряжек представлена " сцена терзания", заключенная в рамку из нескольких рядов орнамента в виде " плетенки" или " двойной спирали", с использованием полос из одинарных шнуров. По углам рамки находятся выпуклые конические или полукруглые выступы. На оборотной стороне в центре боковых сторон рамки находится с одной стороны - крючок, с другой - петля [Рис.1]. Они введены в научный оборот с конца 19 в.* В настоящее время в каталогах Грузии их насчитывается несколько сот экземпляров [8, с.81]. Некоторые из них являются случайными находками или куплены у местных жителей. В настоящее время хранятся в Эрмитаже, ГИМе, Венском музее, многих краеведческих музеях Грузии. Ряд пряжек обнаружен в грунтовых погребениях в прямоугольных ямах, на тазовых костях или в " области живота" погребенного [11; 12]. Поэтому предположение Г.Кипиани [8, с.83, 90] о том, что эти " бляхи" носили на груди, представляется спорным. Бронзовые поясные пряжки появились и распространились на Кавказе еще в эпоху бронзы. Стилистически наиболее близкими рассматриваемым пряжкам являются прямоугольные пряжки скифского времени, происходящие из Ичкерии [10, с.35]. Для них характерно также использование восковой модели и схожих орнаментальных мотивов (ряды " косичек", " двойная спираль", выпуклые элементы). Поясные пряжки " типа Исти-Су" используют аналогичные художественно-стилистические приемы для изображения хищных животных. " Сцена терзания" представленная на пряжках, характерна для перед-неазиатских и скифских образцов. Для кавказского искусства (кобанского и колхидского) она, видимо, не характерна, а могла появиться несколько позже под скифским влиянием. В кобанском искусстве известны сцены гона оленя или его травли собаками (Кобанский могильник), аналогичная сцена известна на луристанских бронзах (Сухр-Дум) [4, с.11, 13, Табл. 1, 1, 4, 5). Эти сюжеты могли стать той почвой, на которой и появилась затем " сцена терзания". Набор образов на бронзовых прямоугольных ажурных пряжках: " олень", " конь", " бык", " собако-волк", " хищная птица", " змея" совпадает с образами кобанского и колхидского искусства [3, с.150]. Для рассматриваемых поясных пряжек характерно смешение различных черт животных. Например " олень" и " бык" изображались с лапами и хвостом характерными для хищного животного. Использование частей тела различных видов животных в одном образе, характерно также для кобанского искусства в скифское время (ср. привеску к сбруе в виде фантастического копытного хищника из Ялхой-Мохкского могильника [9, Рис.2], барсо-волки на поясных пти-цевидных пряжках " типа Исти-Су" [1 и др.] и кобано-колхидских топориков [6,.Рис. 1-10; 13. Рис.1]). Композиционное решение пряжек во многом зависело от их конструктивных особенностей и технологии изготовления. Центральные фигуры всех типов пряжек присоединялись к рамке в верхнем правом углу рогами, справа - открытым ртом, в нижней части - ногами, слева - хвостом. Для рисунка композиции характерной чертой является замкнутость линий: кольцевидные рога, отростки которых прижаты друг к другу, хвосты прикрепленные к спине животных. Верхняя фигурка (собаковидного хищника, хищной птицы или быка или его головы) вписывалась в пространство между левым углом пряжки и спиной центрального животного, прикрепляясь к ним. Фигурка хищника крепилась к левой стороне рамки основанием хвоста, задней частью лапы и коленным суставом. Хвост и голова соединялись с верхней стороной рамки; хвост и голова к рогам. Аналогично фигуркам хищников располагались в композиции пряжки фигурки быков, за исключением скульптурно выполненной головы, расположенной в фас. Головы быков крепились к верхней стороне пряжки. Фигурки животных в максимальной степени прикреплены различными частями тела к рамке и друг к другу. Все это позволяло создать наибольшую прочность конструкции и обеспечивало более качественную отливку в бронзе. Эти закономерности композиционного построения, размещения фигур, точек касания повторяются на всех типах поясных пряжек. Поэтому, несмотря на различные художественные влияния (переднеазиатские, кобанские, колхидские, скифские), можно говорить о создании местного художественного канона для этих пряжек. Иконография животного также была канонизирована, но в меньшей степени, чем композиция. Основой для туловища животного являлась двойная спираль. Голова некоторых центральных животных направлена вперед, у некоторых назад. Для кобанского и колхидского искусства более характерен первый вариант. В передневосточном и скифском искусстве встречаются оба варианта. Поэтому повернутая назад голова могла появиться на пряжках под воздействием извне. Для всех фигурок животных как центральных, так и периферийных, характерны полусогнутые ноги. Подобная трактовка туловища и ног характерна для многих образцов кобанского искусства середины первого тыс. до н.э. Кольчатые лапы некоторых " оленей" на пряжках (Рис.1, 5) находят аналогии в изображении хищников в скифском искусстве. Трактовка открытого рта центрального животного в виде двух дуг (Рис.1, 1, 2, 4) напоминает стилистику изображения хищников середины 6 - середины 5 в. до н.э. на скифских памятниках, когда валик, прохо- дящий по краю пасти, переходил в волюты на носу и подбородке. Изображение кольчатых рогов оленей также находит аналогии в скифском искусстве. Скульптурная трактовка головок " быков" с широко расставленными выпуклыми глазами характерна для изображений мелкой бронзовой пластики из Кобанского могильника, фигурки хищников находят аналогии в луристанских бронзах (фигурка пантеры на булавке с поселения Баба-Джан [14], фигурки хищников на луристанских " алебардах" [14, fig.2, 33, 34]; fig. 9) и кобанском искусстве скифского времени (пряжки " типа Исти-Су", бронзовые топорики кобано-колхидского типа и др.). Изображения центральных животных (Рис.1 1, 5, 7) на рассматриваемых пряжках, аналогич ны плоскостным изображениям на бронзовых поясах со сценами охоты из Триалетского и погр. 76 Тлийского могильников и на бронзовых кобано-колхидских топорах. Наиболее ранними аналогиями для фигур коней являются фигурки животных на кувшине конца 7 - нач. 6 вв. из Анатолии [The Anatolian civilizations... PI. 173] и на бронзовом луристанском умбоне из коллекции в Базеле [15]. Видимо другие типы изображений на пряжках (Рис.1, 2, 3, 4, 6) являются более поздними вариантами художественного стиля. Бронзовые ажурные пряжки выполнены в технике " литья по утраченной восковой модели", широко используемой в прикладном искусстве Переднего Востока и Кавказа в эпоху бронзы - раннего железа [5, с.278]. Восковая модель выполнена с помощью " жгутово-ленточного" метода с элементами плетения из провощенных нитей. Детали рамки и композиции лепились, плелись отдельно из восковых лент, жгутов и провощенных нитей, а затем собирались воедино. Одной из единиц измерения пропорций фигур животных и птиц, а также размеров рамки может служить толщина провощенного шнура или толщина восковой ленты. Из плетеных шнуров состоят уши, гривы, хвосты, рога, рты животных. Ряды плетенных или одинарных шнуров определяет ширину рамки. В свою очередь ширина рамки определяет диаметр конических или полукруглых выступов по ее углам. Этот диаметр может быть равен стороне рамки или меньше на ширину одинарного шнура. Кроме того, существует прямая зависимость степени массивности фигурки центрального животного от ширины рамки. Его туловище состоит из трех элементов, которые собраны воедино: передней, задней части и перемычки из ленты между ними. В случаях, когда при прочих равных условиях ширина перемычки больше, чем длина, фигура центрального животного кажется тяжеловесней и массивней (Рис.1, 1, 5, 7), Важным показателем грацильности центрального животного является соотношение толщины шеи к длине перемычки, т. е. к расстоянию между задней и передней частью туловища. В различных типах поясных пряжек этот показатель различен. Длина ног животных по отношению к фигуре меняется в различных типах пряжек, но не значительно, от 1: 2 до 1: 3. Ноги центральных фигур изготавливались из отдельных жгутов, сгибались, а затем крепились к туло- вишу. Морды животных лепились из двух жгутов, один верхнюю часть морды: открытую пасть, надбровные дуг; другой - нижнюю часть морды, подбородочный выступ в изображениях " оленей" и " коней". Аналогичным образом изготавливались морды хищников из Казбекского клада (Рис.2, 2). При моделировании рогов " оленей" каждый из их отростков представлял собой восковую ленту, свернутую в кольцо (Рис. 1, 1-3, 5) либо в виде буквы S или ее зеркального изображения (Рис.1, 4). У основания эти ленты соединялись. Уши, хвост и гривы " оленей" и " быков" представляют собой двойные провощенные нити, переплетенные или идущие параллельно. Особенности изготовления моделей таких пряжек имеют параллели в искусстве позднекобанской культуры, в частности, в использовании ленточно-жгутового способа для моделировки фигурки животного в виде " двойной спирали" и изготовления морды животного с выступающими надбровными дугами и подбородком, (напр.: бронзовые пластинки-привески с изображением оленя из Кобанского могильника, волкообразного хищника со ст.Казбек). О способах изготовления центральных фигур именно с помощью закрученной в спираль восковой ленты могут свидетельствовать изображения спиралей на бедрах оленей на сосудах из Нартановского [2, Табл.17] и Шалушкинского [7] могильников, а также двойная спираль, помещенная на бедре бронзовой фигурки в виде коня из Былымского клада [3]. В пользу применения именно такого приема свидетельствуют выпуклые части бедра и плеча, которым объемность легче всего было придать с помощью жгута закрученного в спираль. Концентрические окружности, размещенные на бедре и плече некоторых изображений на пряжках, находятся в центре этих спиралей. Двойные спирали могли изготавливаться из одного куска жгута либо каждая из отдельного, а затем внешние концы спиралей прикреплялись к противоположной. В первом случае перемычка между спиралями равнялась толщине жгута, во втором ее ширина удваивалась, чем и можно объяснить различную степень грацильности центральных животных на пряжках. Таким образом, создается впечатление, что технологические, стилистические особенности, закономерности композиционного построения и состав не бронзовых ажурных прямоугольных пряжках во многом сходны с кобанскими образцами. Обращает на себя внимание, что распространение этих пряжек совпадает с зоной распространения топоров кобано-колхидского типа, а также с их стилистическими особенностями. Определенное влияние на формирование стиля этих пряжек оказали образцы " кобанского варианта" скифо-сибирского звериного стиля и передневосточные бронзы Анатолии и Луристана. Традиции, которые возникли на северной стороне Главного Кавказского хребта в кобанское время, позднее продолжили свое развитие на южных склонах, получив материальное воплощение в бронзовых ажурных прямоугольных пряжках. *Историографический обзор литературы по поясным пряжкам см.: [12]. ЛИТЕРАТУРА 1. Артамонова-Полтавцева О.А. Культура Северо-Восточного Кавказа в скифский период.- СА. T14. 1950. 2. Батчаев Б.М. Древности предскифского и скифского периодов.- А рхеологические исследования на новостр ойках Кабарди н о-Балкарии в 197 2-79 гг. Т.2. Нальчик, 1985. 3. Виноградов В. Б. К характеристике кобанского варианта в скифо-сибирском зверином 4. Вольная Г.Н. К вопросу о чертах переднеазиатского искусства в " кобанском варианте скифо-сибирского звериного стиля".- Вопросы северокавказской ис тории. Вып.2. Армавир, 1997. 5. Деген Б.Е. Курганы в кабардинском парке Нальчика.- МИ А, №3.1941. 6. Доманскип Я.В. Древняя художественная бронза Кавказа. М, 1984. 7. Иессен А.А. Археологические памятники в кабардинском парке Нальчика.- МИА. №3. 8. Кипиани Г. Вопросы атрибуции бронзовых и прямоугольных блях.- Кавказский сборник. №1. 2000. 9. Махортих СВ., Петренко В.А Новий могильник скіфського часу в Чечено-1нгушетіі.-Археологія 1987. № 59.
10. Петренко В.А. Бронзовые барельефно-ажурные бляхи скифского времени Юго-Восточной Чечни.- Археология и вопросы социальной истории Северного_Кавказа Грозный, 1984. 11. Пчелина Е.Г. Погребальные комплексы из Сохта, Урсдзуар и Рук.- Известия Юго- 12. Техов Б.В. Очерки древнейшей истории и археологии Юго-Осетии. Тбилиси, 1971. 13.Техов Б.В. О некоторых предметах скифского звериного стиля из памятников Южного склона Главного Кавказского хребта.- Ски фо-сибирский звериный стиль в ис кусстве народов Евразии. М., /976. 14. The Anatolian civilizations museum. Ankara. №. 1-2. 15. Moorey H.R.S. Some elaborately decorated Bronze Quiver Plates maid in Luristan, 750- 16. Moorey H.R.S. Towards a Chronology for the " Luristan Bronzes". Iran. Vol. IX. 1975.
|