![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Содержательный модуль 3
Психологическое консультирование в школе План практического занятия № 1 Тема. Применение психодиагностических методик при консультировании (4 часа). Цель: закрепить знания студентов по теме исследования, сформировать навыки анализа психодиагностических программ по консультативному случаю, умения применять психодиагностические методики во время интервью. 1. Цель использования в консультировании психодиагностических методик. 2. Требования к психодиагностическим методикам, используемых в консультировании. 3. Диагностический опросник как «пусковое» коммуникативное средство, как средство сбора дополнительной информации о клиенте. 4. Работа психолога в применении диагностических методик. 5. Коммуникативная структура ситуации консультирования. Методики включенного наблюдения. 6. Методика ведения записей во время психологического консультирования. 7. Особенности личностной и профессиональной рефлексии психолога в психологическом консультировании на ситуацию взаимодействия с клиентом. 8. Анализ программы психодиагностического обследования по следующему случаю: Мама Андрея (13 лет) обратилась за помощью к школьному психологу: «У него очень сложный характер, не могу подобрать подход. Учится очень плохо, практически с 1 класса… Ругаем его до тех пор, пока не начнет что-нибудь делать. В школе дисциплина не самая плохая. Репетиторов не хочет, говорит, что не хочет, чтобы за него деньги платили. Водила его к психиатру, те сказали, что он нормальный, что надо его к вам вести. Ваши студенты занимаются с детьми, может, и с ним кто бы взялся? Он же все время молчит, в школе встанет на уроке и молчит. До школы был активный. Все со школы началось— ругали его, ругали… Когда уехали от дедушки и бабушки, он очень тосковал. Год назад узнал, что у него есть настоящий пала, ковырялся в документах… Общался с отцом, он ему очень не понравился. Со вторым мужем у него хорошие отношения, они вместе многое делают, он его не Ругает за «двойки», считает, что он умный парень, а учеба — не главное в жизни. И мне говорит, что приучит его к труду, но трудом не наказывают… Он (сын. — А. Г.) ничего не говорит, ничем не поделится, его характер похож на отцовский — у него тяжелый характер, уже с малолетства по тюрьмам, сейчас третий раз сидит… Раньше-то муж его бил за учебу, сейчас поумнел, не бьет… Сын ходит на информатику, там его хвалят, никто же не знает, что у него одни двойки. Со школой ничего, наверное, не выйдет, надо начинать все сначала…» 9. Анализ возможности применения следующих методик во время интервью: методика (дом, дерево, человек), методика Жиля, тест-фильм, личностные опросники (опросники черт личности; опросники типологические; опросники мотивов; опросники интересов; опросники ценностей; опросники установок), психологические автобиографии, словесный ассоциативный тест. 10. Как вы думаете, на каком этапе интервью целесообразно было бы использовать следующие цитаты из художественных произведений: 1. «И было мукою для них, что людям музыкой казалось» (И.Анненский) 2. «За жирными коровами следуют тощие, за тощими — отсутствие мяса» (Г. Гейш) 3. «Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки, Я на правую руку надела Перчатку с левой руки» (А. Ахматова) 4. «Есть в близости людей заветная черта, ее не перейти влюбленности и страсти» (А. Ахматова) ЛИТЕРАТУРА 1. Гулина М. А. Терапевтическая и консультативная психология / М. А. Гулина. – СПб.: Речь, 2011. – 190 – 115 с. 2. Елизаров А. Н. Особенности психологического консультирования как самостоятельного метода психологической помощи / А. Н. Елизаров // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2010. - № 3. – С. 11–17. 3. Мортон Ч. Техники детской психотерапии. 2-е изд. / Ч. Мортон. – СПб.: Питер, 2009. – 47 – 54 с. 4. Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников / Р. В. Овчарова – М.: ТЦ «Сфера», 2010. – 56 – 59 с. 5. Сахакиан У. С. Техники консультирования и психотерапии. / У. С. Сахакиан. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2010. – 72 – 77с. 6. Хейли Д. Стратегии семейной терапии / Д. Хейли, М.Эриксон – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2011. – 67 – 69 с. План практического занятия № 2. Тема. Диагностические пробы при консультировании младших школьников (4 часа) Цель: закрепить знания студентов по теме занятия, сформировать навыки применения диагностических методик в работе с младшими школьниками 1. Проблемы психической депривации, деформации психического развития, несоответствия физиологического и психического развития возрастной норме и другие проявления дизонтогенеза. 2. Детерминанты развития личности при психологическом консультировании. 3. Проблемы, связанные с физиологическими и психологическими изменениями, новообразованиями при поступлении ребёнка в школу. 4. Проблемы адаптации и дезадаптации при переходе в новые возрастные периоды. 5. Проблемы изменения и коррекции ведущих видов деятельности в младшем школьном возрасте. 6. Использования в психологическом консультировании рисуночных «диагностических проб». 7. Особенности интерпретации детских рисунков при их анализе. Проблемная ситуация № 1: В психологическую консультацию обратилась молодая женщина по поводу проблем, связанных с воспитанием сына 8 лет. Неожиданно сын заявил, что в школу он больше ходить не будет, так как ему дома больше нравится. В течении недели вся расширенная семья по очереди вела с мальчиком беседы в надежде убедить его ходить в школу. И не убедила. Учится средне. Конфликтов или напряженности в отношениях со сверстниками не наблюдалось. Вопросы для обсуждения 1. Разработать программу работы с данным консультативным случаем. 2. Предложите диагностическую программу работы с клиентом 3. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия. Проблемная ситуация № 2: За помощью к школьному психологу обратилась учительница. Запрос: «Как мне добиться дисциплины в классе? Как мне успокоить класс? Все время шум. Меня никто не слушает». Вопросы для обсуждения 1. Разработать программу работы с данным консультативным случаем. 2. Предложите диагностическую программу работы с клиентом 3. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия. ЛИТЕРАТУРА 1. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю. Е. Алешина. – М.: Независимая фирма «Класс», 2010. – 118 – 119 с. 2. Блазер А. Проблемно-ориентированная психотерапия. Интегративный подход / А.Блазер, Э.Хайм, Х. Рингер, М. Томмен. - М.: Независимая фирма «Класс», 2008. – 109 – 110 с. 3. Дробинская А. О. Школьные трудности «нестандартных» детей 2-е издание / А. О. Дробинская. – М.: Школа-Пресс, 2011. – 46 – 53 с. 4. Елизаров А. Н. Особенности психологического консультирования как самостоятельного метода психологической помощи / А. Н. Елизаров // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2010. - № 3. – С. 11–17. 5. Мортон Ч. Техники детской психотерапии. 2-е изд. / Ч. Мортон. – СПб.: Питер, 2009. – 67 – 73 с. 6. Мэй Р. Искусство психологического консультирования / Р. Мэй. – М.: Издательство Апрель пресс, ЭКСМО-ПРЕСС, 2012. – 56 – 64 с. 7. Сатикова С. В. Опыт индивидуального консультирования по вопросам карьеры / С. В. Сатикова // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2010. - №4. – С. 25–32. 8. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2 / А. С. Спиваковская – ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2010. – 115 –121 с. План практического занятия № 3. Тема. Психологическое консультирование подростков и старших школьников (4часа) Цель: закрепить знания студентов по теме исследования, навыки составления психодиагностических программ 1. Особенности психологического консультирования подростков и старших школьников. 2. Применение психодиагностических методик при консультировании подростков и старшеклассников. 3. Ситуация развития подростка (биологические, психические, личностно-характерологические особенности подростка). 4. Особенности психологического консультирования при неустойчивости эмоционально-волевой сферы подростка. 5. Информативные диагностические методики при консультировании трудного подростка. 6. Специфика профессионального самоопределения старших школьников. Проблемная ситуация № 1: Женщина средних лет, мать-одиночка жалуется на отсутствие психологической близости с дочкой 14 лет, снижение успеваемости у дочери. Дочь требует одежду, которую мать не одобряет, тайком от матери курит. Вопросы для обсуждения 1. Разработать программу работы с данным консультативным случаем. 2. Предложите диагностическую программу работы с клиентом 3. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия. Проблемная ситуация № 2: На телефон доверия звонит девушка 16 лет. Жалуется на то, что родители не одобряют ее выбор молодого человека, не пускают на дискотеки. Вопросы для обсуждения 1. Разработать программу работы с данным консультативным случаем. 2. Предложите диагностическую программу работы с клиентом 3. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия. Итоговая работа по содержательному модулю 2, 3 Вариант 1 1. Принципиальные характеристики психодинамического направления в консультативной психологии и психотерапии 2. Психотехника в аналитической психотерапии. 3. Охарактеризуйте диагностический опросник как «пусковое» коммуникативное средство, как средство сбора дополнительной информации о клиенте. 4. Проблемная ситуация: Женщина средних лет, мать-одиночка жалуется на отсутствие психологической близости с дочкой 14 лет, снижение успеваемости у дочери. Дочь требует одежду, которую мать не одобряет, тайком от матери курит. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия. Вариант 2 1. Характеристика гуманистическому психоанализу Э. Фромма 2. Основная область деятельности (предмет) психолога, работающего в психодинамической парадигме. 3. Методики включенного наблюдения, их характеристика. 4. Проблемная ситуация: На телефон доверия звонит девушка 16 лет. Жалуется на то, что родители не одобряют ее выбор молодого человека, не пускают на дискотеки. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия. Вариант 3 1. Основная схема анализа поведения клиента в концепции А. Эллиса. 2. Основные рабочие понятия поведенческой парадигмы в консультировании и психотерапии. 3. Характеристика методики ведения записей во время психологического консультирования 4. Проблемная ситуация: За помощью к школьному психологу обратилась учительница. Запрос: «Как мне добиться дисциплины в классе? Как мне успокоить класс? Все время шум. Меня никто не слушает». Изложить возможные методы и способы оказания воздействия. Вариант 4 1. Характеристика трансперсональной психотерапии и концепция С. Грофа. 2. Особенности понимания личности в бихевиоральной психологии Г. Айзенка. 3. Требования к психодиагностическим методикам, используемым в консультировании. 4. Проблемная ситуация: В психологическую консультацию обратилась молодая женщина по поводу проблем, связанных с воспитанием сына 8 лет. Неожиданно сын заявил, что в школу он больше ходить не будет, так как ему дома больше нравится. В течении недели вся расширенная семья по очереди вела с мальчиком беседы в надежде убедить его ходить в школу. И не убедила. Учится средне. Конфликтов или напряженности в отношениях со сверстниками не наблюдалось. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия. ЛИТЕРАТУРА 1. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю. Е. Алешина. – М.: Независимая фирма «Класс», 2010. – 119 – 120 с. 2. Блазер А. Проблемно-ориентированная психотерапия. Интегративный подход / А.Блазер, Э.Хайм, Х. Рингер, М. Томмен. - М.: Независимая фирма «Класс», 2008. – 117 – 123 с. 3. Дробинская А. О. Школьные трудности «нестандартных» детей 2-е издание / А. О. Дробинская. – М.: Школа-Пресс, 2011. – 64 – 67 с. 4. Елизаров А. Н. Особенности психологического консультирования как самостоятельного метода психологической помощи / А. Н. Елизаров // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2010. - № 3. – С. 11–17. 5. Мортон Ч. Техники детской психотерапии. 2-е изд. / Ч. Мортон. – СПб.: Питер, 2009. – 115 – 116 с. 6. Мэй Р. Искусство психологического консультирования / Р. Мэй. – М.: Издательство Апрель пресс, ЭКСМО-ПРЕСС, 2012. – 78 – 84 с. 7. Сатикова С. В. Опыт индивидуального консультирования по вопросам карьеры / С. В. Сатикова // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2010. - №4. – С. 25–32. 8. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2 / А. С. Спиваковская – ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2010. – 135 – 142 с.
|