![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Содержательный модуль 4
Психологическая коррекция как сфера деятельности практического психолога План практического занятия № 1. Тема. Основные принципы, цели и задачи психокоррекционной работы (4 часа) Цель: закрепить знания студентов по теме исследования, сформировать навыки выделения целей и задач психоконсультативного процесса 1. Общая характеристика психологической коррекции. 2. Психологическая помощь (психодиагностика, психокоррекция, психотерапия, психологическое консультирование, профориентацию и др.). 3. Специфика психокоррекционного процесса, отличающие его от психотерапии. 4. Виды психокорреции. 5. Анализ особенности общей коррекции и специальной. 6. Основные элементы коррекционной ситуации. 7. Принципы, цели психокоррекционной работы. 8. Задачи психокоррекционной работы. 9. Модели объяснения причин трудностей в развитии. 10. Основные направления и области постановки коррекционных целей. Проблемная ситуация: За психологической помощью обратилась молодая супружеская пара. Муж жалуется на постоянные мелочные придирки к нему супруги. Например, однажды она его спрашивает: «Что ты делаешь в транспорте по дороге на работу?» Муж: «Газету читаю». Супруга: «А, вот если бы ты не газеты читал, а научные статьи по направление подготовки, ты бы уже давно кандидатскую защитил». Муж на это реагирует вспышками гнева, бранью, угрозами развода. Вопросы для обсуждения 1. Разработать программу работы с данным консультативным случаем. 2. Предложите диагностическую программу работы с клиентом 3. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия. ЛИТЕРАТУРА 1. Булкина Е. С. Письменное общение психолога с клиентом / Е. С. Булкина // Журнал практического психолога. – 2010. - № 9. – С. 64–66. 2. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта / Дж. Бьюдженталь. – СПб.: Питер, 2011. – 214 – 217 с. 3. Кочюнас Р.-А. Б. Основы психологического консультирования / 4. Р.-А. Б. Кочюнас. – М.: Академический проект, 2008. – 163 – 168 с. 5. Мортон Ч. Техники детской психотерапии. 2-е изд. / Ч. Мортон. – СПб.: Питер, 2009. – 198 – 216 с. 6. Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников / Р. В. Овчарова – М.: ТЦ «Сфера», 2010. – 354 – 363 с. 7. Осипова А. А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов / А. А. Осипова – М.: ТЦ «Сфера», 2010. – 421 – 424 с. 8. Черников А. В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики. / А. В. Черников – М.: Независимая фирма «Класс», 2011. – 165 – 168 с. План практического занятия № 2. Тема. Особенности составления психокоррекционных программ (4 часа) Цель: закрепить знания студентов по теме занятия, сформировать навыки составления психокоррекционных программ 1. Принципы составления психокоррекционных программ. 2. Модели коррекции. 3. Стандартные и свободные коррекционные программы, их особенности. 4. Особенности психокоррекционного комплекса целенаправленного воздействия на клиента. 5. Требования к составлению психокоррекционной программы. 6. Анализ оценки эффективности психокоррекционных мероприятий. Проблемная ситуация: Молодой человек выдающейся внешности и атлетического телосложения уже несколько раз терпит фиаско в попытках утвердиться на работе. Обычно, сначала все бывает хорошо, его легко берут на высокооплачиваемую и престижную работу. Он начинает пользоваться авторитетом в коллективе. Но потом, через некоторое время, начальствующее лицо начинает придираться и, в конце концов, просит уйти. Вопросы для обсуждения 1. Разработать программу работы с данным консультативным случаем. 2. Предложите диагностическую программу работы с клиентом 3. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия. Проблемная ситуация: Дочь вышла замуж. В ее семье, с точки зрения ее самой и мужа, все обстоит более или менее благополучно. Однако мать дочери так не считает, постоянно делает дочери замечания и учит ее жить. В результате между ней и дочерью возникает конфликт. Отец в этом конфликте занимает нейтральную позицию, фактически не вмешиваясь в конфликт. Вопросы для обсуждения 1. Разработать программу работы с данным консультативным случаем. 2. Предложите диагностическую программу работы с клиентом 3. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия. ЛИТЕРАТУРА 1. Абрамова Г. С. Практическая психология: Учебник для студентов вузов / Г. С. Абрамова. – М.: Академический проект, 2011. – 214 – 222 с. 2. Ассаджиоли Р. Психосинтез. Принципы и техники / Р. Ассаджиоли. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2012. – 216 – 221 с. 3. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта / Дж. Бьюдженталь. – СПб.: Питер, 2011. – 218 –223 с. 4. Гулина М. А. Терапевтическая и консультативная психология / М. А. Гулина. – СПб.: Речь, 2011. – 254 – 257 с. 5. Кочюнас Р.-А. Б. Основы психологического консультирования / 6. Р.-А. Б. Кочюнас. – М.: Академический проект, 2008. – 169 – 171 с. 7. Мэй Р. Искусство психологического консультирования / Р. Мэй. – М.: Издательство Апрель пресс, ЭКСМО-ПРЕСС, 2012. – 216 – 225 с. 8. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования / Р. Нельсон-Джоунс. – СПб.: Издательство «Питер», 2010. – 315 – 316 с. 9. Тобиас Л. Психологическое консультирование и менеджмент: Взгляд клинициста / Л. Тобиас – М.: Независимая фирма «Класс», 2010. – 142 – 143 с. План практического занятия № 3. Тема. Методы практической коррекции (4 часа) Цель: закрепить знания студентов по теме исследования, сформировать навыки применения методов психокоррекции 1. Общая характеристику метода «игротерапия». 2. Психологические механизмы коррекционного воздействия игры. 3. Виды и формы игротерапии. 4. Игровая комната и её оснащение. 5. Требования, предъявляемые к психологу-игротерапевту. 6. Общая характеристика метода «артерапия». 7. Цели и основные направления арттерапии. 8. Методы поведенческой коррекции в практике работы психолога. 9. Метод систематической десенсибилизации и сенсибилизации в коррекции тревожности (Д. Вольпе). 10. Эмотивное воображение как один из вариантов вербальной десенсибилизации. 11. Эффективность методов, основанных на принципе биологической обратной связи. 12. Эффективность иммерсионных методов: наводнения, имплозии, парадоксальной интенции. 13. Использование в работе с детьми психогимнастики (методика М. И. Чистяковой). 14. Коррекционные этюды для детей младшего школьного возраста. Проблемная ситуация «Как это бывает» (Бондаренко А. Ф. Психологическая помощь: теория и практика. – К.: Укртехпрес, 1997. – С.254-263) В рассказе опущено описание психотерапевтической работы и изложено видение ситуации “изнутри” клиентки. Таким образом, описание предполагает “проецирование” профессионального приложения усилий для работы с данной конкретной клиенткой. Вопросы для обсуждения 1. Аргументируйте ваше понимание возможных психотерапевтических парадигм и техник применительно к работе с Анной Георгиевной, обозначив цели и задачи консультирования и психотерапии с данной клиенткой. 2. Сформулируйте сущность ее кризисной ситуации — внешние и внутренние причины. 3. Дайте возможные интерпретации поведения супруга Анны Георгиевны, учитывая мотивацию, ценностные ориентиры, механизмы компенсации и т.д. 4. Объясните социально-психологические предпосылки возникновения подобных семейных драм в постсоветском социуме. 5. Изложите ваше понимание профессиональной и личностной позиции психолога в отношении подобных ситуаций. 6. Определить роль психолога и возможности психотерапевтической помощи в подобных ситуациях, включая необходимость психологической помощи детям. ЛИТЕРАТУРА 1. Ассаджиоли Р. Психосинтез. Принципы и техники / Р. Ассаджиоли. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2012. – 315 –319 с. 2. Лэндретт Г. Л. Игровая терапия: Искусство отношений / Г. Л. Лэндретт – М.: Международн. Пед. академия, 1994. – 267 – 271 с. 3. Мортон Ч. Техники детской психотерапии. 2-е изд. / Ч. Мортон. – СПб.: Питер, 2009. – 201 – 209 с. 4. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования / Р. Нельсон-Джоунс. – СПб.: Издательство «Питер», 2010. – 341 –345 с. 5. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2 / А. С. Спиваковская – ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2010. – 326 –332 с. План практического занятия № 4. Тема. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными, аутичными детьми (6 часов) Цель: закрепить знания студентов по теме занятия, сформировать навыки работы с гиперактивными, агрессивными, тревожными, аутичными детьми 1. Критерии гиперактивности (схема наблюдений за ребёнком). 2. Характеристика гиперактивных детей. Особенности психокоррекционных занятий с гиперактивными детьми. 3. Характеристика агрессивных детей. 4. Критерии агрессивности (схема наблюдений за ребёнком). Особенности психокоррекционных занятий с агрессивными детьми. 5. Характеристика аутичных детей. 6. Ккритерии аутичности (схема наблюдений за ребёнком). Особенности психокоррекционных занятий с аутичными детьми. 7. Характеристика тревожных детей. Критерии тревожности (схема наблюдений за ребёнком). Тесты тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки). Особенности психокоррекционных занятий с тревожными детьми. 8. Особенности коррекции уровня тревожности с помощью недирективного метода игровой терапии. 9. Анализ психокоррекционной работы с детьми, учитывая следующие критерии: тип отклонения в поведении, критерии типа отклонения в поведении, особенности психокоррекционного занятия. Итоговая работа по содержательному модулю 4 Вариант 1 1. Общая характеристика психологической коррекции. 2. Основные требования к составлению психокоррекционной программы. 3. Основные виды и формы игротерапии. 4. Проблемная ситуация: Дочь вышла замуж. В ее семье, с точки зрения ее самой и мужа, все обстоит более или менее благополучно. Однако мать дочери так не считает, постоянно делает дочери замечания и учит ее жить. В результате между ней и дочерью возникает конфликт. Отец в этом конфликте занимает нейтральную позицию, фактически не вмешиваясь в конфликт. Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Вариант 2 1. Основные элементы коррекционной ситуации. 2. Стандартные коррекционные программы, их особенности. 3. Цели и основные направления арттерапии. 4. Проблемная ситуация: Молодой человек выдающейся внешности и атлетического телосложения уже несколько раз терпит фиаско в попытках утвердиться на работе. Обычно, сначала все бывает хорошо, его легко берут на высокооплачиваемую и престижную работу. Он начинает пользоваться авторитетом в коллективе. Но потом, через некоторое время, начальствующее лицо начинает придираться и, в конце концов, просит уйти. Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Вариант 3 1. Особенности психокоррекционного процесса, отличающие его от психотерапии. 2. Модели коррекции. 3. Эффективность метода систематической десенсибилизации и сенсибилизации в коррекции тревожности 4. Проблемная ситуация: За психологической помощью обратилась молодая супружеская пара. Муж жалуется на постоянные мелочные придирки к нему супруги. Например, однажды она его спрашивает: «Что ты делаешь в транспорте по дороге на работу?» Муж: «Газету читаю». Супруга: «А, вот если бы ты не газеты читал, а научные статьи по направление подготовки, ты бы уже давно кандидатскую защитил». Муж на это реагирует вспышками гнева, бранью, угрозами развода. Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Вариант 4 1. Особенности психокоррекционного процесса, отличающие его от психотерапии. 2. Свободные коррекционные программы, их особенности. 3. Особенности использование в работе с детьми психогимнастики (методика М. И. Чистяковой). 4. В психологическую консультацию обратились молодые супруги, у которых есть сын 8 месяцев. Интересуются, как правильно воспитывать детей. Волнует, что ребенок очень тревожный, много плачет, не дает по ночам уснуть. Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Разработать программу работы с данным консультативным случаем. ЛИТЕРАТУРА 1. Ассаджиоли Р. Психосинтез. Принципы и техники / Р. Ассаджиоли. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2012. – 376 – 389 с. 2. Вебер Г. Кризисы любви: Системная психотерапия Берта Хеллингера / Г. Вебер. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2012. – 275 – 277 с. 3. Заваденко Н. Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания / Н. Н. Заваденко. – М.: Школьная пресса, 2011. – 98 – 102 с. 4. Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии / А. И. Копытин. – СПб.: Питер, 2012. – 267 – 285 с. 5. Мортон Ч. Техники детской психотерапии. 2-е изд. / Ч. Мортон. – СПб.: Питер, 2009. – 232 – 241 с. 6. Мэй Р. Искусство психологического консультирования / Р. Мэй. – М.: Издательство Апрель пресс, ЭКСМО-ПРЕСС, 2012. – 242 – 243 с. 7. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования / Р. Нельсон-Джоунс. – СПб.: Издательство «Питер», 2010. – 385 – 398 с. 8. Символдрама. Сборник научных трудов /Под. ред. Я.Л. Обухова, В.А. Поликарпова. – Минск.: Европейский гуманитарный университет, 2011. – 393 – 397 с. 9. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2 / А. С. Спиваковская – ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2010. – 404 – 407 с. 10. Черкасова Е. В. Гиперактивное поведение младших школьников и его коррекция. Дипломная работа, защищенная на факультете психологии МГОПУ им. М.А. Шолохова. Научный руководитель – Елизаров А.Н. – М., 2012. – 109 – 110 с.
|