![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Содержательный модуль 1.
Введение в предмет План практического занятия № 1 Тема. Предмет и задачи психологического консультирования (2 часа) Цель: закрепить знания студентов по теме занятия, сформировать навыки анализа понятий социальная помощь и консультирование. Подготовьте ответы на следующие вопросы: 1. Понятия «психологическое консультирование», «психологическая помощь». Основная проблематика, предполагающую оказание психологической помощи. 2. Особенности становление психологической помощи как социального института. 3. Сравнительный анализ понятий социальная помощь – содействие и психологическая помощь – консультирование. 4. Психологическое консультирование как разновидность профессионального общения 5. Психологическое консультирование и Интернет. 6. Сущность психологического консультирования и его отличия от психокоррекции и психотерапии. 7. Подходы к психологическому консультированию в отечественной психологии ЛИТЕРАТУРА 1. Абрамова Г. С. Практическая психология: Учебник для студентов вузов / Г. С. Абрамова. – М.: Академический проект, 2011. – 32 – 36 с. 2. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта / Дж. Бьюдженталь. – СПб.: Питер, 2011. – 27 – 36 с. 3. Гулина М. А. Терапевтическая и консультативная психология / М. А. Гулина. – СПб.: Речь, 2011. – 29 – 31 с. 4. Кочюнас Р.-А. Б. Основы психологического консультирования / А. Б. Кочюнас. – М.: Академический проект, 2008. – 17 – 19 с. 5. Мэй Р. Искусство психологического консультирования / Р. Мэй. – М.: Издательство Апрель пресс, ЭКСМО-ПРЕСС, 2012. – 25 –29 с. 6. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования / Р. Нельсон-Джоунс. – СПб.: Издательство «Питер», 2010. – 26 –32 с. 7. Тобиас Л. Психологическое консультирование и менеджмент: Взгляд клинициста / Л. Тобиас – М.: Независимая фирма «Класс», 2010. – 9 – 14 с. План практического занятия № 2 Тема. Составляющие процесса психологического консультирования, основные задачи и формы работы (4 часа) Цель: закрепить знания студентов по теме занятия, сформировать умения проведения первой встречи клиента. Подготовьте ответы на следующие вопросы: 1. Ситуация общения клиента с психологом-консультантом, её составляющие (личность клиента, личность психолога-консультанта, взаимоотношения между клиентом и психологом). 2. Структура процесса принятия человека человеком. 3. Задачи психологической помощи, их определение в соответствии с доминантами: личность, процесс оказания психологической помощи, сообщество (коллектив школы). 4. Проблемные ситуации: 1. Допустим, что вы как психолог-консультант встречаете в помещении психологической консультации клиента. Проведите процедуру встречи клиента с кем-либо, вспомнив и использовав все, что в этом случае должен делать хорошо подготовленный психолог-консультант. 2. Предположим, что вы уже встретили клиента в психологической консультации и проводили его на свое место. Выполните далее все те практические действия, которые следует предпринять психологу-консультанту до начала исповеди клиента, включив в частности в эти действия процедуру снятия психологических барьеров у клиента, процедуру его общего эмоционального настроя на психологическую консультацию. 3. Предположим, что исповедь вашего клиента уже началась. Продемонстрируйте на практике процедуру эмпатического слушания клиента. Покажите, как работает процедура активизации памяти и мышления клиента, процедура подкрепления (поддержки) клиента, процедура прояснения мысли клиента. 4. Допустим, что клиент завершил свою исповедь и вам как психологу-консультанту предстоит определить суть его проблемы, а также найти вместе с клиентом ее оптимальное решение. Покажите на практике, как работает процедура убеждения клиента, как исполняется процедура разъяснения мысли психолога-консультанта клиенту. Продемонстрируйте в диалоге с клиентом процедуры поиска взаимоприемлемого решения и процедуру уточнения деталей принятого решения. 5. Предположим, что проводимая вами психологическая консультация уже близится к концу и решение проблемы, волнующей клиента, уже найдено. Покажите практически, как работает заключительная процедура психологического консультирования – вселение в клиента уверенности в том, что его проблема обязательно будет успешно решена. 6. Представьте себе, что вы вновь создаете психологическую консультацию и вам необходимо практически организовать ее работу. С чего вы начнете это делать? Какие шаги последуют дальше? Опишите и объясните необходимость каждого из планируемых вами шагов. 7. Взяв на себя роль психолога-консультанта, начните беседу с клиентом, который только что пришел в психологическую консультацию. ЛИТЕРАТУРА 1. Абрамова Г. С. Практическая психология: Учебник для студентов вузов / Г. С. Абрамова. – М.: Академический проект, 2011. – 32 – 36 с. 2. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта / Дж. Бьюдженталь. – СПб.: Питер, 2011. – 27 – 36 с. 3. Гулина М. А. Терапевтическая и консультативная психология / М. А. Гулина. – СПб.: Речь, 2011. – 29 – 31 с. 4. Кочюнас Р.-А. Б. Основы психологического консультирования / А. Б. Кочюнас. – М.: Академический проект, 2008. – 17 – 19 с. 5. Мэй Р. Искусство психологического консультирования / Р. Мэй. – М.: Издательство Апрель пресс, ЭКСМО-ПРЕСС, 2012. – 25 –29 с. 6. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования / Р. Нельсон-Джоунс. – СПб.: Издательство «Питер», 2010. – 26 –32 с. 7. Тобиас Л. Психологическое консультирование и менеджмент: Взгляд клинициста / Л. Тобиас – М.: Независимая фирма «Класс», 2010. – 9 – 14 с. План практического занятия № 3 Тема. Специфика проблемно-ориентированного подхода в консультировании (6 часов) Цель: закрепить знания студентов по содержательному модулю 1, сформировать навыки анализа понятий социальная помощь и консультирование. 1. Общая характеристика проблемно-ориентированного подхода в психологическом консультировании. 2. Проблемный анализ как основной метод проблемно-ориентированного консультирования. 3. Этапы проблемного анализа 4. Характеристика консультирующего психолога. 5. Основные права консультирующего психолога и клиента. 6. Правила ведения записей. 7. Приёмы направленного воздействия на клиента. 8. Имидж психолога-консультанта. 9. Основные коммуникативные техники, наиболее часто применяющиеся в консультативной беседе. 10. Основные этапы процесса психологической помощи, их специфика. 11. Основания и признаки для неблагоприятного прогноза в отношении дальнейшей работы с клиентом. 12. Анализ анкеты для клиента с целью определения эффективности консультативного взаимодействия. 13. Анализ варианта контракта с клиентом. Итоговая работа по содержательному модулю 1 Вариант 1 1. Основная проблематика, предполагающая оказание психологической помощи. 2. Проблемный анализ как основной метод проблемно-ориентированного консультирования. 3. Сформулируйте основные права консультирующего психолога и клиента 4. Составьте вариант контракта с клиентом. Вариант 2 1. Сравните понятия социальная помощь – содействие и психологическая помощь – консультирование. 2. Общая характеристика проблемно-ориентированного подхода в психологическом консультировании. 3. Охарактеризуйте имидж психолога-консультанта. 4. Составьте индивидуальную карточку клиента. Внесите в них данные о двух-трех потенциальных клиентах. Вариант 3 1. Назовите методологические основы психологического консультирования. 2. Приёмы направленного воздействия на клиента. 3. Функции консультирующего психолога. 4. Составить карту индивидуальных и типологических особенностей клиента, которые возможно наблюдать, диагностировать и учитывать в консультировании. Вариант 4 1. Социально-культурная матрица и развитие психологической помощи личности и сообществу как особый социальный и профессиональный институт. 2. Коммуникативные техники, наиболее часто применяющиеся в консультативной беседе. 3. Правила ведения записей. 4. Составить схему первичного приема клиента, разработать систему сбора основных данных о клиенте, предложить комплекс тестовых методик для первичного консультирования. ЛИТЕРАТУРА 1. Абрамова Г. С. Практическая психология: Учебник для студентов вузов / Г. С. Абрамова. – М.: Академический проект, 2011. – 32 – 36 с. 2. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта / Дж. Бьюдженталь. – СПб.: Питер, 2011. – 39 – 54 с. 3. Гулина М. А. Терапевтическая и консультативная психология / М. А. Гулина. – СПб.: Речь, 2011. – 47 – 58 с. 4. Кочюнас Р.-А. Б. Основы психологического консультирования / А. Б. Кочюнас. – М.: Академический проект, 2008. – 20 – 23 с. 5. Мэй Р. Искусство психологического консультирования / Р. Мэй. – М.: Издательство Апрель пресс, ЭКСМО-ПРЕСС, 2012. – 29 – 46 с. 6. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования / Р. Нельсон-Джоунс. – СПб.: Издательство «Питер», 2010. – 38 –51 с. 7. Тобиас Л. Психологическое консультирование и менеджмент: Взгляд клинициста / Л. Тобиас – М.: Независимая фирма «Класс», 2010. – 15 – 18 с.
|