![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Модуль 2. Основные направления зарубежной консультативной и терапевтической психологии
Лекция № 1. Психодинамическое направление (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, Э. Фромм) и поведенческое направление в психологическом консультировании (8 часов) Цель: сформировать знания студентов о направлениях зарубежной консультативной и терапевтической психологии ПЛАН 1. Классический психоанализ З.Фрейда. 2. Аналитическая психология К. Юнга. 3. Индивидуальная психология А. Адлера. 4. Гуманистический психоанализ Э. Фромма и нейрофрейдизм (Г. Сэлливен, К. Хорни, Э. Берн). 5. Поведенческое направление в психотерапии и консультировании. 6. Техники и новейшие направления в психологическом консультировании, психотерапии. ЛИТЕРАТУРА 1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер. – М.: Прогресс, Универс, 1994. – 36 – 114 с. 2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Э. Берн – М.: Прогресс, 1998. – 115 – 321 с. 3. Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия / Э. Берн – СПб.: Братство, 1994. – 43 – 125 с. 4. Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост., ред. М.Г. Ярошевский. – М.: Просвещение, 1989. – 113 – 259 с. 5. Фрейд З. Введение в психоанализ / З. Фрейд – М.: Наука, 1991. – 52 – 245 с. 6. Фромм Э. Психоанализ и этика / Э. Фромм – М.: Республика, 1994. – 34 – 216 с. 7. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени / К. Г. Юнг – М.: Прогресс, Универс, 1994. – 35 – 257 с. Лекция № 2. Когнитивное направление в психологическом консультировании. Гуманистическая психотерапия Неклассические направления в практике психологической помощи (8 часов). Цель: сформировать знания студентов о направлениях зарубежной консультативной и терапевтической психологии ПЛАН 1. Когнитивное направление в психологическом консультировании 2. Теоретические положения современного научного подхода к гуманистическим течениям практической психологии (экзистенциальное, центрированное и гештальт-терапия). 3. Трансперсональная психотерапия и концепция С. Грофа. ЛИТЕРАТУРА 1. Бондаренко А. Ф. Психологическая помощь: теория и практика / А. Ф. Бондаренко – К.: Укртехпрес, 1997. – 26 – 57 с. 2. Браун Дж.Теория и практика семейной психотерапии / Дж. Браун, Д. Кристенсен. – СПб.: Питер, 2011. – 57 – 73 с. 3. Гришина Н. В. Психология конфликта / Н. В. Гришина. – СПб.: Питер, 2011. - 254 – 267 с. 4. Гулина М. А. Терапевтическая и консультативная психология / М. А. Гулина. – СПб.: Речь, 2011. – 112 – 178 с. 5. Лейбин В. М. Классический психоанализ: история, теория практика / В. М. Лейбин. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2011. – 352 – 396 с. 6. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования / Р. Нельсон-Джоунс. – СПб.: Издательство «Питер», 2010. – 154 – 189 с. 7. Сахакиан У. С. Техники консультирования и психотерапии. / У. С. Сахакиан. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2010. – 176 – 213 с. 7. Самоукина Н. Практический психолог в школе / Н. Самоукина – М.: ИНТОР, 1997. – 43 – 67 с. Модуль 3. Психологическое консультирование в школе Лекция № 1. Применение психодиагностических методик при консультировании (2 часа) Цель: сформировать знания студентов о применении психодиагностических методик при консультировании ПЛАН 1. Цель использования в консультировании психодиагностических методик, требования предъявляемые к ним. 2. Диагностический опросник как средство сбора дополнительной информации о клиенте. 3. Психолог как «диагностический инструмент». 4. Коммуникативная структура ситуации консультирования. 5. Методики включенного наблюдения и ведения записей во время психологического консультирования. 6. Личностная и профессиональная рефлексия психолога в психологическом консультировании на ситуацию взаимодействия с клиентом. ЛИТЕРАТУРА 1. Гулина М. А. Терапевтическая и консультативная психология / М. А. Гулина. – СПб.: Речь, 2011. – 190 – 115 с. 2. Елизаров А. Н. Особенности психологического консультирования как самостоятельного метода психологической помощи / А. Н. Елизаров // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2010. - № 3. – С. 11–17. 3. Мортон Ч. Техники детской психотерапии. 2-е изд. / Ч. Мортон. – СПб.: Питер, 2009. – 47 – 54 с. 4. Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников / Р. В. Овчарова – М.: ТЦ «Сфера», 2010. – 56 – 59 с. 5. Сахакиан У. С. Техники консультирования и психотерапии. / У. С. Сахакиан. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2010. – 72 – 77с. 6. Хейли Д. Стратегии семейной терапии / Д. Хейли, М.Эриксон – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2011. – 67 – 69 с. Лекция № 2. Диагностические пробы при консультировании младших школьников (2 часа) Цель: сформировать знания студентов о применении диагностических проб при консультировании младших школьников ПЛАН 1. Проблемы психической депривации, деформации психического развития, несоответствия физиологического и психического развития возрастной норме и другие проявления дизонтогенеза. 2. Проблемы, связанные с физиологическими и психологическими изменениями, новообразованиями при поступлении ребёнка в школу. 3. Проблемы адаптации и дезадаптации при переходе в новые возрастные периоды, проблемы изменения и коррекции ведущих видов деятельности. 4. Использование в психологическом консультировании рисуночных «диагностических проб». ЛИТЕРАТУРА 1. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю. Е. Алешина. – М.: Независимая фирма «Класс», 2010. – 118 – 119 с. 2. Блазер А. Проблемно-ориентированная психотерапия. Интегративный подход / А.Блазер, Э.Хайм, Х. Рингер, М. Томмен. - М.: Независимая фирма «Класс», 2008. – 109 – 110 с. 3. Дробинская А. О. Школьные трудности «нестандартных» детей 2-е издание / А. О. Дробинская. – М.: Школа-Пресс, 2011. – 46 – 53 с. 4. Елизаров А. Н. Особенности психологического консультирования как самостоятельного метода психологической помощи / А. Н. Елизаров // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2010. - № 3. – С. 11–17. 5. Мортон Ч. Техники детской психотерапии. 2-е изд. / Ч. Мортон. – СПб.: Питер, 2009. – 67 – 73 с. 6. Мэй Р. Искусство психологического консультирования / Р. Мэй. – М.: Издательство Апрель пресс, ЭКСМО-ПРЕСС, 2012. – 56 – 64 с. 7. Сатикова С. В. Опыт индивидуального консультирования по вопросам карьеры / С. В. Сатикова // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2010. - №4. – С. 25–32. 8. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2 / А. С. Спиваковская – ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2010. – 115 –121 с. Лекция № 3. Психологическое консультирование подростков и старших школьников (2 часа) Цель: сформировать знания студентов о специфике психологического консультирования подростков и старших школьников ПЛАН 1. Особенности психологического консультирования подростков и старших школьников. 2. Применение психодиагностических методик при консультировании подростков и старшеклассников. 3. Психологическая консультация с трудным подростком: ситуация развития подростка ЛИТЕРАТУРА 1. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю. Е. Алешина. – М.: Независимая фирма «Класс», 2010. – 119 – 120 с. 2. Блазер А. Проблемно-ориентированная психотерапия. Интегративный подход / А.Блазер, Э.Хайм, Х. Рингер, М. Томмен. - М.: Независимая фирма «Класс», 2008. – 117 – 123 с. 3. Дробинская А. О. Школьные трудности «нестандартных» детей 2-е издание / А. О. Дробинская. – М.: Школа-Пресс, 2011. – 64 – 67 с. 4. Елизаров А. Н. Особенности психологического консультирования как самостоятельного метода психологической помощи / А. Н. Елизаров // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2010. - № 3. – С. 11–17. 5. Мортон Ч. Техники детской психотерапии. 2-е изд. / Ч. Мортон. – СПб.: Питер, 2009. – 115 – 116 с. 6. Мэй Р. Искусство психологического консультирования / Р. Мэй. – М.: Издательство Апрель пресс, ЭКСМО-ПРЕСС, 2012. – 78 – 84 с. 7. Сатикова С. В. Опыт индивидуального консультирования по вопросам карьеры / С. В. Сатикова // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2010. - №4. – С. 25–32. 8. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2 / А. С. Спиваковская – ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2010. – 135 – 142 с. Модуль 4. Психологическая коррекция как сфера деятельности практического психолога Лекция № 1. Основные принципы, цели и задачи психокоррекционной работы (4 часа) Цель: сформировать знания студентов об основных принципах, целях и задачах психокоррекционной работы ПЛАН 1. Психологическая коррекция и её виды. 2. Основные принципы, цели и задачи психокоррекционной работы. 3. Модели объяснения причин трудностей в развитии. 4. Основные направления и области постановки коррекционных целей. ЛИТЕРАТУРА 1. Булкина Е. С. Письменное общение психолога с клиентом / Е. С. Булкина // Журнал практического психолога. – 2010. - № 9. – С. 64–66. 2. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта / Дж. Бьюдженталь. – СПб.: Питер, 2011. – 214 – 217 с. 3. Кочюнас Р.-А. Б. Основы психологического консультирования / Р.-А. Б. Кочюнас. – М.: Академический проект, 2008. – 163 – 168 с. 4. Мортон Ч. Техники детской психотерапии. 2-е изд. / Ч. Мортон. – СПб.: Питер, 2009. – 198 – 216 с. 5. Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников / Р. В. Овчарова – М.: ТЦ «Сфера», 2010. – 354 – 363 с. 6. Осипова А. А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов / А. А. Осипова – М.: ТЦ «Сфера», 2010. – 421 – 424 с. 7. Черников А. В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики. / А. В. Черников – М.: Независимая фирма «Класс», 2011. – 165 – 168 с. Лекция № 2. Особенности составления психокоррекционных программ (4 часа) Цель: сформировать знания студентов об особенностях составления психокоррекционных программ ПЛАН 1. Принципы составления психокоррекционных программ. 2. Модели коррекции: общая, типовая, индивидуальная. 3. Стандартные и свободные коррекционные программы, их особенности. 4. Основные требования к составлению психокоррекционной программы. 5. Оценка эффективности психокоррекционных мероприятий. ЛИТЕРАТУРА 1. Абрамова Г. С. Практическая психология: Учебник для студентов вузов / Г. С. Абрамова. – М.: Академический проект, 2011. – 214 – 222 с. 2. Ассаджиоли Р. Психосинтез. Принципы и техники / Р. Ассаджиоли. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2012. – 216 – 221 с. 3. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта / Дж. Бьюдженталь. – СПб.: Питер, 2011. – 218 –223 с. 4. Гулина М. А. Терапевтическая и консультативная психология / М. А. Гулина. – СПб.: Речь, 2011. – 254 – 257 с. 5. Кочюнас Р.-А. Б. Основы психологического консультирования / Р.-А. Б. Кочюнас. – М.: Академический проект, 2008. – 169 – 171 с. 6. Мэй Р. Искусство психологического консультирования / Р. Мэй. – М.: Издательство Апрель пресс, ЭКСМО-ПРЕСС, 2012. – 216 – 225 с. 7. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования / Р. Нельсон-Джоунс. – СПб.: Издательство «Питер», 2010. – 315 – 316 с. 8. Тобиас Л. Психологическое консультирование и менеджмент: Взгляд клинициста / Л. Тобиас – М.: Независимая фирма «Класс», 2010. – 142 – 143 с. Лекция №3. Методы практической коррекции (4 часа) Цель: сформировать знания студентов о методах практической коррекции ПЛАН 1. Игротерапия, общая характеристика, основные виды и формы. 2. Игровая комната и её оснащение. 3. Требования, предъявляемые к психологу-игротерапевту. 4. Артерапия. Общая характеристика метода «артерапия», 5. Использование методов поведенческой коррекции в практике работы психолога. 6. Коррекционные этюды для детей младшего школьного возраста. ЛИТЕРАТУРА 1. Ассаджиоли Р. Психосинтез. Принципы и техники / Р. Ассаджиоли. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2012. – 315 –319 с. 2. Лэндретт Г. Л. Игровая терапия: Искусство отношений / Г. Л. Лэндретт – М.: Международн. Пед. академия, 1994. – 267 – 271 с. 3. Мортон Ч. Техники детской психотерапии. 2-е изд. / Ч. Мортон. – СПб.: Питер, 2009. – 201 – 209 с. 4. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования / Р. Нельсон-Джоунс. – СПб.: Издательство «Питер», 2010. – 341 –345 с. 5. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2 / А. С. Спиваковская – ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2010. – 326 –332 с. Лекция №4. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными, аутичными детьми (6 часов) Цель: сформировать знания студентов о специфике психокоррекционной работы с гиперактивными, агрессивными, тревожными, аутичными детьми ПЛАН 1. Гиперактивные дети. Критерии гиперактивности Психокоррекционные занятия с гиперактивными детьми. 2. Агрессивные дети. Критерии агрессивности Психокоррекционные занятия с агрессивными детьми. 3. Аутичные дети. Критерии аутичности. Психокоррекционные занятия с аутичными детьми. 4. Тревожные дети. Критерии тревожности.Психокоррекционные занятия с тревожными детьми. Коррекция уровня тревожности с помощью недирективного метода игровой терапии. ЛИТЕРАТУРА 1. Ассаджиоли Р. Психосинтез. Принципы и техники / Р. Ассаджиоли. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2012. – 376 – 389 с. 2. Вебер Г. Кризисы любви: Системная психотерапия Берта Хеллингера / Г. Вебер. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2012. – 275 – 277 с. 3. Заваденко Н. Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания / Н. Н. Заваденко. – М.: Школьная пресса, 2011. – 98 – 102 с. 4. Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии / А. И. Копытин. – СПб.: Питер, 2012. – 267 – 285 с. 5. Мортон Ч. Техники детской психотерапии. 2-е изд. / Ч. Мортон. – СПб.: Питер, 2009. – 232 – 241 с. 6. Мэй Р. Искусство психологического консультирования / Р. Мэй. – М.: Издательство Апрель пресс, ЭКСМО-ПРЕСС, 2012. – 242 – 243 с. 7. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования / Р. Нельсон-Джоунс. – СПб.: Издательство «Питер», 2010. – 385 – 398 с. 8. Символдрама. Сборник научных трудов /Под. ред. Я.Л. Обухова, В.А. Поликарпова. – Минск.: Европейский гуманитарный университет, 2011. – 393 – 397 с. 9. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2 / А. С. Спиваковская – ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2010. – 404 – 407 с. 10. Черкасова Е. В. Гиперактивное поведение младших школьников и его коррекция. Дипломная работа, защищенная на факультете психологии МГОПУ им. М.А. Шолохова. Научный руководитель – Елизаров А.Н. – М., 2012. – 109 – 110 с. ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
|