Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Природа рынка социологических услуг






Теоретически рынок определяется как система экономических отноше­ний купли-продажи товаров и услуг, в рамках которой формируется спрос, предложения и цена на них.

Как и любой другой рынок, например товаров или рабочей силы, рынок социологических услуг включает как минимум следующие элементы:

♦ продавцов услуг — обычно коммерческие и государственные социоло­гические центры;

♦ покупателей услуг — крупные и средние банки, бизнес-структуры, пред­приятия, муниципальные и федеральные органы власти, политические партии;

2 В исследовании, проведенном в 1999—2002 гг., использовались анализ периодической, справочной и рекламной продукции, включая Интернет-сайты, а также экспертный опрос руководителей веду­щих российских центров, в том числе Ф. Шереги — генеральный директор Центра социального прогнозирования; А. Семченко — руководитель службы «Глас народа»; А. Блинов — руководитель отдела по исследованию товаров повседневного спроса ГфК Русь; А. Милехин — генеральный ди­ректор Мониторинг.ру; И. Задорин — генеральный директор исследовательской группы «Циркон»; Е. Петренко — руководитель аналитического отдела Фонда «Общественное мнение» (ФОМ); В. Ан-Дреенков — директор Института сравнительных и социальных исследований (ЦЕССИ); М. Косо-лапов — руководитель лаборатории Института социологии РАН; С. Туманов — руководитель Цен­тра социально-политических исследований МГУ; Т. Малева — Член Научного совета Московского Центра Карнеги; Г. Пашков— директор службы «Мнение», а также сотрудники ЕЦИОМа, Ком-кон-2, Маркетингового информационного центра и его дочерней компании — КУЭРСИ, РПРГ (Russian Public Relations Group), F-квадрат.

♦ товарно-денежные отношения — акты купли-продажи, обычно предпо­лагающие заключение контрактов с указанием взаимных обязательств и про­плату услуг;

♦ колебание, баланс, существование рыночных цен на предлагаемые ус­луги, которые меняются в зависимости от интенсивности конкуренции.

Рынок как система экономических отношений подразумевает относительно свободный процесс купли-продажи товаров и услуг. Действующие лица раз­делены на две общности: покупателей и продавцов. Это — сфера хозяйствен­ной деятельности, где товары и услуги изначально производятся для обмена.

Услуга — это особый вид деятельности, работы на заказ, в процессе вы­полнения которой не создается новый, ранее не существовавший материаль­но-вещественный продукт, но изменяется качество уже имеющегося продук­та. Услуги представляются не в виде вещей, а в форме деятельности.

Социологическая услуга на проведение исследования также может высту­пать предметом купли-продажи, иметь свою цену и ценность на рынке, пользоваться спросом у заказчиков, представлять источник денежных дохо­дов для автора интеллектуальной продукции.

На социологическом рынке, как и на любом другом, также встречаются заказчик и исполнитель. Первый покупает, второй продает услугу — прове­дение научного исследования либо готовые результаты подобного исследо­вания (например, статистические данные). Результатом исследования мож­но считать информацию или данные о происходящих в обществе или в от­дельных его сферах, секторах, группах населения (чаще всего такой группой на социологическом рынке выступают потребители для маркетологов и из­биратели для политологов) процессах и явлениях.

В роли заказчика могут выступать частный бизнес и государственные структуры, российские компании и иностранные университеты, обществен­ные организации и администрация президента. Таким образом, социологи­ческим товаром служат те социологические исследования, которые свобод­но предлагаются на рынке услуг и приобретаются заинтересованными лицам и за деньги, и предлагают они совершенно конкретные рецепты для решения той или иной проблемы жизни заказчика.

Рынок услуг отличается от рынка товаров целым рядом очень важных черт. Так, при покупке обычного товара его можно пощупать, потрогать, увидеть, попробовать, оценить его качественные характеристики. Когда покупается услуга, то ничего конкретного, кроме обещаний, продемонст­рировать на месте ее приобретения невозможно. Услуги в начале покупа­ются, затем производятся, потом потребляются. Заказчик присутствует при производстве услуги. Неопределенность результата услуги создает ситуа­цию, когда покупатель не имеет возможности управлять и влиять на него. Несохраняемость услуги во времени приводит к тому, что ее нельзя выста­вить как товар. Информационные услуги быстро устаревают. Ценность социологической информации для заказчика со временем снижается. Спе­цифика исследовательской продукции влияет на отношения продавец-по­купатель и порождает определенные проблемы, возникающие при актуа­лизации этих отношений.

Различия обнаруживаются не только между двумя сегментами экономи­ческого рынка (рынка товаров и рынка услуг), но также между двумя секто­рами научного рынка, а именно между фундаментальными исследования-

ми (академический сектор рынка социологических услуг) и прикладны\ разработками (исследованиями, программами, внедрениями).

Академические социологи открывают новое знание, которое не служит т варом для частных потребителей, например банка или госпиталя. Фундаме] тальные разработки заказывает и оплачивает во всех странах только государстЕ Обычно они касаются крупномасштабных процессов или общества в целом. } таком широком секторе частный бизнес никогда не трудился и трудиться i будет — даже в отдаленной перспективе. Его поглощают сиюминутные забот; связанные с узким сектором общественной жизни, например, приобретение стирального порошка конкретной марки. Общество в целом «частника» не и:

тересует, а потому оплачивать фундаме тальные исследования он никогда не ст нет. Однако с удовольствием закажет потратится на небольшое исследован своей компании или даже чужой, если выступает его конкурентом. На больш его аппетиты не распространяются. Так му заказчику необходимо миниатюрно желательно недорогое, очень оперативн исследование, проведенное достаточ! подготовленной командой. Дабы не рисковать, он обращается в известную фи му, у которой есть лицензия и юридический адрес, а потому с нее можно всег спросить за бракованную продукцию.

Только прикладные социологические исследования свободно продаются покупаются на рынке. Фундаментальное исследование вряд ли может свобод появится на рынке, так как оно рассчитано на совершенно иную аудиторию преследует другие цели. Оно в своем роде уникально и выполняется ради нау ных целей и для одного заказчика. Заказчиком может быть академическое учре: дение или тот, кому интересно развитие науки как формы общественного знанг К сожалению, таких заказчиков как раньше, так и сейчас очень мало, поэто! фундаментальная социология находится ныне в бедственном положении.

Рынок услуг является весьма специфической сферой деятельности, пот му как услуга в отличие от товара неосязаема, невозможно проверить ее кач ство, не купив ее. Достоверность социологических данных невозможно пр верить по характеристикам, присущим товару: запаху, цвету, объему, качест в момент и на месте их приобретения. К тому же существует внушительное к личество социологических центров активно завоевывающих рынок. Рын социологических услуг — это совокупность фирм, предлагающих и покупа] щих услуги по проведению социологических измерений или их результате В отличие от своего академического коллеги, производящего индивидуальш продукцию в единственном экземпляре, социолог-прикладник тиражирует ев открытие (метода, приема, анкеты, тестаит.д.), превращая его в мелкосерийну а еще лучше в массовую продукцию. Это своеобразный маркетинг научных иде переориентированных на конкретную пользу. Прикладник получает прибыл оборота, с количества проданной продукции, с числа обслуженных клиентов не за уникальность и редкость товара. Это клиенту, причем каждому из них, к жется, что он у социологической фирмы единственный и неповторимый. Это е хочется обследоваться по уникальной технологии, это ему думается, что с таю букетом социальных проблем в фирму пришел только он. Прикладники сегод

идут навстречу заказчику и под его специфику готовят новый инструмент, искусно манипу­лируя готовыми элементами. Богатый практи­ческий опыт и интуиция профессионала безо­шибочно подсказывают прикладнику, как выйти из данной ситуации с максимальной пользой для клиента и минимальным риском для своей репутации.

Таким образом, ученые, работающие в академической и прикладной сферах, специ­ализируются по разным областям, занимают разные рыночные ниши: первые живут на го­сударственных заказах, вторые добывают себе пропитание в частном секторе.

Академический ученый может позволить себе такую роскошь, как специализировать­ся всю жизнь на одной теме, углубляя позна­ние, наращивая аргументацию и доказатель­ную базу, удовлетворяя свои творческие пре­тензии и прожигая жизнь в комфортных кабинетных условиях. «Исследования ради науки интересны тому, кто, сидя в душных академических кабинетах, размыш­ляет о развитии научного знания и прогрессе человечества», — высказался один из опрошенных экспертов, знающих толк в прикладной социологии.

Прикладник кормится там, куда его позовут. Он работает, что называется, на чужого дядю. Поэтому он — многопрофильный исследователь; область его познаний зависит от пожеланий и клиентов, которые часто меняются. Так и получается, что академический социолог немного свысока поглядывает на тех, кто постоянно занимаются исследованиями кока-колы и пепси, эффективно­сти рекламы тампакса и аудитории пива «Клинское». У первого выше автори­тет и престиж, но ниже зарплата. Второй учится жить и выживать в рыночной стихии, совершенствуя свои методики, инструментарий и способы предостав­ления отчетов клиенту. Обслуживание конкретных потребностей бизнеса — непростая задача для ученого, поскольку клиент — весьма требовательный и капризный спонсор, и ему нужны конкретные рецепты для оптимизации сво­его бизнеса. В этой области научного познания не место высоким устремле­ниям — нужен реалистичный и достижимый результат. Однако, как отмеча­ют сами социологи, быть на службе у бизнеса — это не только настоящая, но и будущая тенденция развития социологического знания.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал