Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отличительные черты






Рынок социологических услуг в России, начавший институциализироваться только с 1992 г., к настоящему времени приобрел ряд весьма специфических черт, отличающих его от аналогичных рынков за рубежом. Хотя, без сомне­ния, ему присущи и некие универсальные характеристики, определяющие рынок интеллектуальной продукции в любой стране капиталистического типа.

К уникальным чертам стоит отнести, в частности, крайнюю динамичность и неустойчивость, недостаток открытого обмена информацией, зависимость от власти, политическую ангажированность. Пока еще рынок социологичес­ких услуг напоминает своего рода базар, где во множестве процветают не­профессиональные, нечестные и недостаточно грамотные, но весьма амби­циозные специалисты.

Тем не менее, постепенно устанавливаются правила рыночной игры, участ­ники которой стараются соблюдать их в той мере, в какой это обеспечивает об­щее благополучие и стабильность института социологических услуг. Постепенно расширяются: а) тематическое поле эмпирических исследований, б) сфера при­ложения прикладных услуг, в) ассортимент методического инструментария. Наиболее востребованными сегодня являются исследования в области марке­тинга, средств массовой информации и политики. Социологические службы, имеющие российские корни, составляют достойную конкуренцию своим запад­ным коллегам. И их на рынке услуг большинство. На совместных заседаниях, семинарах и конференциях, а также на страницах периодических изданий, га-

зет и журналов, пишущих на темы маркетинга, СМИ, бизнеса и политики, ак­тивно обсуждаются вопросы качества эмпирических данных, выборка, репре­зентативность и организация исследований, адекватность используемых мето­дов, удовлетворенность клиентов. Региональное распределение социологичес­ких служб пока еще весьма неравномерное. Рынок социологических услуг наиболее развит в двух столицах, корреспондентская сеть которых распростра­няются на всю территорию Российской Федерации.

Вследствие географических, политических, социально-экономических и пси­хологических особенностей российский рынок — это особая стихия, где выжи­вает далеко не каждый. Прежде всего он характеризуется сильной зависимостью

от государства и тесными связями с адми­нистративными кругами. Граница между частным капиталом и государственным сектором остается размытой и нечеткой, зачастую она попросту отсутствует. На­блюдается постоянное перемещение менеджеров из высшего звена власти в биз­нес-элиту, и наоборот — скачки с вершин бизнеса на политический Олимп. При -сутствие государства на рынке дает нечестную конкуренцию и одновременно тормозит стихийно протекающий, весьма полезный и оздоровительный для рынка процесс его саморегуляции. В результате нарушения того, что в экономической науке принято называть идеальной или чистой конкуренцией, выживает не са­мый сильный и профессиональный, а тот, кто умеет быть полезным для власти.

Начиная с первых выборов в Законодательное собрание 1993 г. ходят упор­ные слухи об ангажированности социологических центров, о том, что неко­торые олигархи монополизировали рынок социологических данных. Ведут­ся ожесточенные дискуссии, социологические фирмы обвиняют друг друга в некомпетентности и недобросовестности. Говорят, что крупные игроки медиа-бизнеса приплачивают исследователям за завышенные данные, каса­ющиеся аудитории и рейтинга их газет, журналов, телеканалов.

Таким образом, наряду с отсутствием чистой конкуренции на социоло­гическом рынке услуг обнаруживается вторая его особенность — отсутствие достоверной информации для стороннего наблюдателя, циркулирование слухов из якобы авторитетных источников, остающихся в тени и вытесняю­щих научную информацию. Вследствие этого рынок сохраняет нецивилизо­ванные черты базара, где каждый зазывает своих покупателей, привлекая вычурными слоганами и заманчивыми предложениями.

Многие политические объединения, отдельные лидеры, крупные коммер­ческие компании организовали и содержат исследовательские группы со ста­тусом научных институтов или общественных организаций, выполняющих так называемые внутренние заказы. Услугами исследователей и аналитиков пользовались Е. Гайдар, М. Горбачев, Г. Явлинский, А. Вольский, Г. Бурбу­лис, советники и помощники Президента. Работа подобных социологических организаций заключается в основном в представлении аналитических запи­сок, докладов, организации семинаров и консультировании политических лидеров. Подобные социологические службы имеют неоспоримое преимуще­ство в конкурентной борьбе с другими центрами, так как у них есть постоян­ный заказчик и финансирование. В то же время свобода этих исследователей ограничена одним или несколькими связанными между собой заказчиками, по сути дела социологи выступают в роли внутренних консультантов и совет-

ников. Результаты исследований, если таковые проводятся, остаются достоя­нием узкого круга лиц, а многие просто создают видимость исследовательс­кой деятельности, используя статус общественной организации в иных целях.

В результате проведенного исследования удалось выяснить, что большин­ство клиентов в социологические центры приходят по знакомству, а не по объявлениям или публикациям. Следовательно, выбор основан на доверии к тем, с кем уже был некий опыт общения. Одновременно с этим заказчики высказывают свою неудовлетворенность качеством получаемой информации. Парадокс заключается в том, что заказчик, снижая вероятность риска, обра­щается только к проверенным и надежным центрам, которые тем не менее, выдают ненадежную информацию. Поступая так, центры каким-то образом умудряются не растерять аудиторию и сохранить высокий рейтинг (который, возможно, покупается точно также, как рейтинг политических партий).

Российский социологический рынок не всегда следует прагматическим зако­нам логики. Нередко в нем правят совсем иные правила — межличностные, кров­но-родственные, эмоциональные. Деловые связи завязываются и разрастаются по знакомству, по семейным каналам, на фуршетах, круизах и пр. Смешение раз­ных логик развития придает рынку особый динамизм. Он развивается по уско­ренному, а иногда и непредсказуемому сценарию. Его характерная черта сейчас — гораздо большее присутствие на рынке отечественных исследователей и отече­ственных заказчиков. Большее, нежели это было в начале его становления.

Рассмотрим подробнее основные характеристики и параметры рынка со­циологических услуг.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал