Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предметная специализация






Центры различаются по количеству предлагаемых ими услуг. И здесь опять возникают многофункциональные фабрики, специализирующиеся на несколь­ких видах исследований, такие как ВЦИОМ, РОМИР, Центр социального про­гнозирования. Или фирмы, которые специализируются на одном виде иссле­дований, — Комкон, ФОМ, ГфК. Среди них есть организации с большим шта­том, которые перечислены выше, атакже небольшие компании («Глас народа»).

Исследователей различает предметная специализация. К примеру, в соци­ологии образования монополистом выступает Центр социального прогнози­рования, который организовал совместно с Министерством образования са­мостоятельный научный центр. На изучении коррупции в России главным образом специализируется центр «Индем» (рук. Г. Сатаров), который собрал под своей крышей авторитетных специалистов: А. Баранова, Ю. Благовещен­ского, М. Краснова, М. Левина, Н. Попова, В. Римского и др. «Циркон» дав­но и успешно исследует инвестиционное поведение российских граждан.

Надо сказать, что по сравнению даже с 1999 г. специализация центров в отдельных областях стала более осмысленной и конструктивной. Так, спе­циалисты ФОМ отказались от проведения маркетинговых исследований и изучения рекламы, так как пока нашли постоянного заказчика на монито­ринга общественного мнения. Генеральный заказчик 90% исследований ФОМ — Администрация президента. Центр «Опинио» С. Туманова также отказался от проведения маркетинговых исследований. Ситуация начала и середины 1990-х, когда социолог занимался всем, за что платили, медленно меняется, на ее место приходит более узкая специализация даже по несколь­ким видам исследований и, как следствие, более продолжительные отноше­ния с определенным кругом клиентов.

Исследовательские центры могут заниматься самостоятельной деятельно­стью и свободно играть на рынке или быть внутренними структурами других организаций: научных институтов, вузов, министерств как выше названный социологический центр при Министер­стве образования или информационно-аналитический центр при Мэрии и т.д.

Стоит особо выделить академические структуры, чьи исследования финансиру­ются при помощи грантов. У них иной стиль работы. «Мы проводим исследова­ния, связанные с электоральным поведени­ем не для того, чтобы выявить рейтинги и определить, кто победит, — говоритМ. Ко­солапое, руководитель лаборатории в Ин­ституте социологии РАН. — А для того, чтобы действительно изучить электораль­ное поведение. Все наши исследования в общем академические». У такого рода ис­следований свои заказчики и источники финансирования. Конкуренция есть и в этой среде, но она во многом специфична по сравнению с открытым рынком.

Рынок исследовательских услуг характеризуется разветвленной структу­рой, а участники отличаются по многим критериям, и в каждой классифи­кации есть свои подтверждения и исключения. В целом, это говорит о про­тиворечивости рынка, отсутствии применимых для всех и одобряемых все­ми правил. Рынок — во многом стихийное явление и не предоставляет одинаковых условий для развития такого большого числа участников.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал