![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Педагогическое проектирование в профессиональном образовании.
Проектная деятельность как разновидность профессионально – педагогической активности формировалась достаточно длительный период. Впервые идею внесения в деятельность педагога исследовательского стимула внёс известный чешский педагог Я. А. Коменский. Он писал, что людей надо учить получать знания не только из книг, но и из наблюдений за землёй, небом и природой. На это же обращали внимание Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. В первой трети 20 столетия вклад в развитие проектной деятельности применительно к образованию внесли Дж. Дьюи, К. Поппер, В. Килпатрик и др. Так, Дьюи миссию образования видел в том, что оно должно не столько давать знания, которые понадобятся в будущем, сколько развивать способность ребёнка решать свои проблемы " здесь и сейчас". Как педагогическая идея, технология и форма учебной работы метод проектов получил распространение именно в первой трети 20 века. В России идеи проектного обучения возникли практически параллельно с разработками этих американских учёных. В 1925 году, после появившегося в России перевода книги В. Килпатрика, педагогическое проектирование получило у нас широкое распространение как специфическая форма педагогической деятельности. Затем, постановлением ЦК ВКП (б) в 1931 году метод проектов был осуждён как метод, который мешал ученикам усваивать знания конкретных учебных дисциплин. И после этого почти 50 лет метод проектов как самостоятельный в отечественной педагогике НЕ ИСПОЛЬЗОВАЛСЯ. Понятие " педагогическое проектирование" было восстановлено в отечественной педагогике лишь известным отечественным педагогом А. С. Макаренко. А.С. Макаренко рассматривал педагогический процесс как особым образом организованное " педагогическое производство" и был противником стихийного воспитания. Теоретически проектированием в 20 веке занимались уже многие учёные – Н. В. Кузьмина, Г. П. Щедровицкий, С. Ф. Фролов, И. А. Колесникова и др. Применение проектной деятельности у нас в сфере образования особенно активизировалось во второй половине 1990- х годов в связи с развитием идей стандартизации образования. Проектирование как понятие происходит от латинского слова " проектус" - т.е. " брошенный вперёд". Суть проектирования в целом заключается в создании предположительных вариантов будущей деятельности и прогнозировании её результатов. Педагогическое проектирование понимается как: - практико – ориентированная деятельность по разработке новых образовательных систем и видов педагогической деятельности; - новая развивающаяся область знания; - процесс создания и реализации педагогического проекта; - специфический способ развития личности; - технология обучения. Среди основных функций любой проектной деятельности принято выделять: - исследовательскую; - аналитическую; - прогностическую; - преобразующую; - нормирующую. Все эти функции присущи и педагогическому проектированию. Виды педагогического проектирования: социально – педагогическое проектирование. Оно направлено на изменение социальной среды или решение социальных проблем педагогическими средствами 1. психолого – педагогическое проектирование. Его целью является преобразование человека и межличностных отношений в рамках образовательного процесса. 2. образовательное проектирование. Оно ориентировано на проектирование качеств образования и инновационные изменения в нём. Все эти три вида педагогического проектирования, как видим, различаются по объекту преобразования, по целевой направленности и по результату.
|