![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Все названные группы педагогических ценностей имеют гуманистическую природу.
Гуманистич. направленность педагогического труда проявляется в осознании им глубокой духовной сущности процессов становления, воспитания и обучения человека. Это отражается в высокой требовательности общества к нравственным качествам личности педагога, к нравственному смыслу его поведения, к характеру его общения с учениками. Учитель может стать мастером своего дела, только усвоив определённые педагогические ценности. Наиболее полную характеристику педагогических ценностей в своих исследованиях даёт И. Ф. Исаев. Он выделяет - ценности – цели - ценности – средства - ценности – знания - ценности – отношения - ценности – качества - индивидуально – личностные ценности - профессионально – групповые - общественно – педагогические. Все эти ценности имеют гуманистическую природу, на их основе формируется ценностное сознание педагога. Исследователь А.Б. Орлов на основе этих ценностей выделил 7 личностныхцентрацийпедагога (от слова " центр") в его педагогической деятельности или 7 педагогических позиций: 1. конформная центрация – при ней учитель ориентируется на оценку своей деятельности коллегами, подвержен коллективным идеям, неконфликтен.стремится " быть как все". 2. эгоцентрация – сосредоточенность на своих интересах. Такой педагог чаще реализует свои профессиональные возможности, является яркой индивидуальностью, но, часто, он недооценивает интересы других – прежде всего, учащихся. 3. альтруистическая центрация – такие педагоги характеризуются направленностью на интересы детей, их отличает внимание и чуткость в общении с детьми, интерес к развитию их личности. 4. бюрократическаяцентрация – это центрация на требованиях администрации школы. Такие педагоги исполнительны, часто меняют свой стиль деятельности в зависимости от требований администрации. 5. центрация на интересах родителей – она чаще всего присуща педагогам частных образовательных учреждений, т. е. там, где обучение является платным. 6. познавательная центрация – это сосредоточенность на содержании и способах своей деятельности. Такой педагог отличается творческим отношением к делу, но иногда может увлекаться содержанием урока в ущерб детям. 7. гуманистическая центрация – она в педагогической деятельности является наиболее ценной. Такой педагог наиболее гармонично сочетает в своей работе всё то лучшее, что есть в других центрациях. Все педагогические ценности относятся к аксиологическому компоненту профессионально – педагогической культуры педагога. Этот компонент культуры педагога обеспечивает его становление как личности, способной самостоятельно выбирать свой жизненный и профессиональный путь.
|